Старикова Н.В., Чеченков П.В. Практические занятия по источниковедению истории России с древнейших времен до начала ХХ в.

6 сентября, 2014

 

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

*

*

*

*

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЮ ИСТОРИИ РОССИИ

С ДЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ В.[1]

Учебно-методическое пособие по курсу «Источниковедение»

*

*

*

*

Нижний Новгород

2008


Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

*

*

*

Старикова Н.В., Чеченков П.В.

Практические занятия по источниковедению истории России с древнейших времен до начала ХХ в.: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: НГПУ, 2008. – 37 с.

*

Учебно-методическое пособие предназначено для организации семинарских занятий студентов историков II курса дневного отделения по изучению дисциплины «Источниковедение истории России». На рассмотрение студентов предлагается 7 тем, к каждой из которых дается список источников и литературы, а также методические советы для подготовки занятий.

*

Составители: к. и. н., доцент Н.В. Старикова, к. и. н., доцент П.В. Чеченков

*

Ответственный за выпуск: к. и. н., доцент В.Н. Костерев

*

Рецензент: д. и. н., профессор ВВАГС, председатель Нижегородского областного отделения Российского общества историков-архивистов М.В. Зеленов

*

© Н.В. Старикова,

П.В. Чеченков, 2008



ВВЕДЕНИЕ

Курс «Источниковедение истории России» в соответствие с Государственным образовательным стандартом 2000 года включает в себя две составные части «Источниковедение истории России с древнейших времен до начала ХХ века» и «Источниковедение истории России ХХ века».

Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов II курса дневного отделения исторического факультета, чтобы облегчить им подготовку к семинарским занятиям по первому разделу курса.

Цель практических занятий по источниковедению заключается в том, чтобы сформировать у студентов навыки работы с историческими источниками, выработать умение анализировать источники различных видов, обучить стадиям научной критики, привить студентам навыки самостоятельной исследовательской работы, научить приемам работы с отдельными источниками.

Учебно-методическое пособие содержит развернутые планы семинарских занятий, списки основных источников и рекомендуемых исследований, методические рекомендации, которые помогут при анализе источников и работе с литературой. Рекомендации выделяют ключевые положения той или иной темы, на которые следует обратить внимание, указывают на наиболее сложные моменты, способствуют наилучшему подбору источников и литературы для раскрытия отдельных пунктов плана занятия. Пособие призвано дать студенту ориентиры для поиска необходимых текстов, используя не только библиотечные собрания, но и материалы, размещенные в сети Internet.

Перед подготовкой к практическому занятию студент должен изучить лекционный материал, соответствующий теме семинара, а также материал рекомендованных учебных пособий и научных исследований. Затем изучаются и анализируются рекомендованные источники.

Формы проведения практических занятий – семинары, работа в малых группах, конференции с изложением докладов и их последующим обсуждением.


Учебники и учебные пособия по всему курсу

  1. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000.
  2. Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. Изд. 2-е., перераб. и доп. М., 1981.
  3. Источниковедение истории СССР XIX – нач. ХХ вв. / Под ред. И.А. Федосова. М., 1970.
  4. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.
  5. Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1980. Вып. 1, 2.
  6. Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Изд. 2-е. М., 1962. (http://opentextnn.ru/history/istochnik/tikhomirov/?id=1073)

*

*


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

План

  1. Задачи, структура, содержание и формы проведения практических занятий.
  2. Методика самостоятельной работы над историческими источниками и научной литературой.
  3. Знакомство с основными учебными пособиями по курсу.

Литература

  1. Гецов Г. Работа с книгой. Рациональные приемы. М., 1984.
  2. Лурье Я.С. Логические основы критики источника // Источниковедческие разыскания. 1985. АН Грузинской ССР. Тбилиси, 1988. (http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/problems/?id=1339)
  3. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.
  4. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источниками. М., 1969.
  5. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов н/Д, 1976.
  6. Поварнин С.И. Как читать книги. М., 1978.
  7. Саар Г. П. Источники и методы исторического исследования. Баку, 1930. (http://opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=770)

Методические рекомендации

По 1-му и 3-му пунктам плана см. введение и список учебных пособий по всему курсу. Более подробную характеристику дает преподаватель в ходе занятия.

Особенности самостоятельной работы над историческими источниками и научной литературой.

I. Как читать научную книгу или статью?

– читать следует в строгой последовательности;

– отмечать на листе бумаги наиболее важные места и использо­вать закладки;

– обращать особое внимание на начальную и заключительную часть главы, раздела, выводы и обобщения;


– старайтесь не переписывать отдельные места текста, а пере­давайте его своими словами;

– непонятные слова или выражения записывать и выяснять по справочникам.

II. Формы записи прочитанного.

– составление плана прочитанного;

– подготовка тезисов (в сжатом виде основные положения);

– выписка отдельных теоретических положении;

– составление конспекта (наиболее целесообразный вариант).

III. Работа над литературой и конспектирование.

Конспект – это краткое изложение содержания книги, статьи. Прежде всего, следует посмотреть план семинарского занятия по теме, методические советы, прочитать записи лекций по данному вопросу, соответствующий раздел учебника. Затем следует ознакомиться с рекомендуемой для изучения литературой. Необходимо помнить, что подготовленность к занятию заключается в проработке всех пунктов плана. Для этого может понадобиться освоение нескольких научных работ (книг, статей, электронных ресурсов), а для полноценного выступления – обобщение полученной информации. При первом чтении продумывается план конспекта, отмечаются наиболее важные положения. Приступить к конспектированию следует после того, как содержание прочитанного хо­рошо усвоено.

Составляя конспект необходимо

  • строго придерживаться намеченного плана;
  • соблюдать логическую связь и последовательность изложения;
  • по каждому пункту плана занятия сформулировать не только основную (содержательную) часть, но также вводную и заключительную (выводы); если содержательная часть представляет собой переработанный и осмысленный материал источников и литературы, то выводы необходимо сформулировать самостоятельно, исходя из содержания получившегося конспекта;
  • тщательно отбирать материал для конспекта, помня, что

а) конспект должен служить основой для ответа на занятии, время которого всегда ограничено,

б) отобранный материал должен точно соответствовать теме и плану занятия, в то время как литература, предлагаемая для изучения, может быть намного шире и глубже по содержанию;

  • избегать неточных записей, формулировок;
  • широко применять в конспекте абзацы, подчеркивания, выделение вы­водов, активно использовать поля.

IV. Работа с историческими источниками.

Практические занятия по курсу источниковедения невозможны без использования текстов источников. Текст должен присутствовать у студента в виде полного издания, или в составе хрестоматии, сборника документов, практикума, или в виде точной копии (машинной или рукописной).

Сочетание материалов источников и научной литературы при подготовке к занятию возможно в двух основных формах:

а) разбор отдельных фрагментов источника с комментариями, для подготовки которых используется литература;

б) связный рассказ о тех или иных особенностях источника, подготовленный на основе изучения литературы со ссылками на фрагменты, статьи, главы параграфы и т. п. источника, подтверждающие тезисы.

Выбор формы зависит от особенностей темы, плана, формы занятия.

Работа с источником должна обязательно отразиться в конспекте в виде отсылки к тексту источника. Ссылки могут оформляться в виде цитат или указаний (например, на полях) на фрагмент текста источника (статью, пункт, параграф и т. п.). В последнем случае обязательно указываются выходные данные публикации (в том числе станицы, номер документа).

Приступая к работе с источником, вспомните, используя записи лекций и учебник, что собой представляет научная (источниковедческая) критика источника.


ТЕМА 1. ЛЕТОПИСАНИЕ. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННХ ЛЕТ»

План

  1. Общие особенности летописания как исторического источника.
  2. История создания, списки и редакции «Повести временных лет» (ПВЛ).
  3. Летописные источники ПВЛ.
  4. Внелетописные источники ПВЛ.
  5. Значение ПВЛ как исторического источника.
  6. Современная дискуссия о цели и смысле  летописания.

Источники

  1. Библиотека литературы Древней Руси. Т. I. СПб., 1997 (2004). (http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4863; http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4869)
  2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. (http://litopys.org.ua/novglet/novg10.htm)
  3. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – нач. XII в. М., 1978.
  4. Повесть временных лет / Подгот. текста, перевод и комментарии Д.С. Лихачева. М.-Л., 1950. Ч. 1 – 2 (Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996).
  5. Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Вып. 1. М., 1980. Раздел I. С. 25 – 57.
  6. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен… (разные издания).

Литература

  1. Гимон Т.В. Для чего писались русские летописи? // Журнал “ФИПП”. М., 1998. № 1 (2). (http://opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=1640)
  2. Данилевский И.Н.  Замысел и название Повести временных лет // Отечественная история. 1995. № 5.

  3. Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. Гл. 2, 5. (Полный текст: http://www.orbis-medievalis.ru/library/viddanin.html. Гл. 2: http://opentextnn.ru/history/istochnik/istV-XIII/?id=1593)
  4. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Изд. 2-е, доп. М., 1980. Гл. 3. (http://ppf.asf.ru/drl/great0.html)
  5. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947. Ч. I – II.
  6. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 56 – 110, 133 – 155.
  7. Приселков М.Д. История русского летописания ХI – XV вв. Л., 1940 (Изд. 2-е. СПб., 1996). Гл. I. (http://www.russiancity.ru/books/b54.htm)
  8. Пудалов Б.М. Благовещенский монастырь и нижегородское летописание XIV – XV вв. // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Вып.10. Н. Новгород, 2002 (Переиздано: Историческое краеведение в школе. Мат-лы областной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2002). (http://opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=787)
  9. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 159 – 219.
  10. Черепнин Л.В. Повесть временных лет, ее редакции и предшествующие ей летописные своды // Исторические записки. 1948. Т. 25.

Методические рекомендации

«Повесть временных лет» – древнейший из дошедших до нас летописных сводов,  основной источник по ранней истории восточных славян и их государства. Прежде чем приступать к анализу ПВЛ, выясните, что собой представляли русские летописи, в какой период истории они создавались.


Выпишите определения следующих понятий: летопись, летописный свод, летописец, хроника, хронограф. При разборе 2 – 4 пунктов помогут, прежде всего, классические труды М.Д. Приселкова и Д.С. Лихачева, а также новейшие исследования И.Н. Данилевского (гл. 2 книги и статьи). Выясняя 2-й пункт, обязательно разберитесь, чем отличаются «списки» от «редакций». Ответьте на вопрос:  почему создание ПВЛ относят к XII в., если самый ранний список датируется XIV в.? Особое внимание уделите Лаврентьевской летописи 1377 г. как памятнику нижегородской старины и списку, отразившему древнейшую редакцию ПВЛ. Здесь поможет статья Б.М. Пудалова.

Обратитесь к источнику (не забудьте выяснить по какому списку представлена ПВЛ в доступной Вам публикации). Найдите в тексте сведения о месте и времени создания ПВЛ. См. статьи под 6559 (1051), 6599 (1091), 6604 (1096) гг., начало ПВЛ по Ипатьевской летописи, окончание по Лавреньевской, статью под 6360 (852) г. Выясните из научной литературы, что нам известно об авторе ПВЛ. Установите следы обработки ПВЛ игуменом Сильвестром. См. окончание по Лавреньевской, статьи о взаимоотношениях кн. Святополка и кн. Владимира Мономаха (например, под 6601 (1093), 6605 (1097), 6611 (1103) гг.). Чьи интересы отразила сильвестровская редакция? Выясните свидетельства существования и датировки «третьей» редакции. См. концовку по Лаврентьевской и продолжение по Ипатьевской (после 1116 г.). В чьих интересах написаны добавочные статьи? Ср. два дополнительных (по отношению к Лаврентьевской) рассказа Ипатьевской летописи о разговорах редактора с новгородцем Гюрятой и ладожанами (под 6604 (1096) и 6622 (1114) гг.). Выяснив, за сколько лет до написания текста состоялся разговор с Гюрятой, и в каком году редактор побывал на севере Руси (в Ладоге), узнаем время составления «третьей» редакции.

Для разбора 3-го пункта плана рекомендуется привлечь текст Новгородской первой летописи младшего извода (НПЛ). См. специальное издание, или «Сборник … по источниковедению», или электронные ресурсы. Ср. статьи под 6453 – 6454 (945 – 946) гг. Обратите внимание на отсутствие в


НПЛ, по сравнению с ПВЛ, договоров с греками 911, 945, 971 гг. Объясните расхождения. Постарайтесь интерпретировать появление в ПВЛ с 6569 (1061) г. полных дат (т.е. с указанием месяца и числа). Выясните, какие существуют гипотезы о предшествующем ПВЛ летописании. Что их объединяет?

Рассматривая 4-й вопрос, найдите в тексте ПВЛ ссылки на греческое летописание, внесение в летопись княжеских договоров и т. п. Особую сложность вызывает выявление устных источников раннеисторических сочинений. Учеными намечены следующие критерии:

– прямая ссылка на источник устной информации;

– концентрация в тексте данных, связанных с определенными, часто второстепенными, персонажами;

– изложение конкурирующих версий одних и тех же событий;

– включение в текст малых форм фольклора (пословицы, поговорки, загадки);

– упоминание мифологических имен, топонимов др. названий;

– наличие устных формул (клише, связанных с речевым этикетом).

Отвечая на 5-й вопрос, следует четко сформулировать, в чем ценность информации, содержащейся в ПВЛ. Какие аспекты истории прошлого раскрывает ПВЛ, а какие она представить не в состоянии? В чем сложность работы с ПВЛ как с историческим источником?

Последний вопрос темы является дискуссионным. Для его раскрытия обратитесь работам Т.В. Гимона и И.Н. Данилевского.

*

ТЕМА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ XIXVII ВВ.

План

  1. Законодательные памятники ХI – ХII вв. Русская Правда.
  2. Законодательство периода раздробленности. Псковская и Новгородская судные грамоты.
  3. Законодательство периода становления Российского государства. Судебники 1497 и 1550 гг.
  4. Соборное уложение 1649 г.

  5. Памятники законодательства Средних веков и раннего Нового времени как исторический источник.

Источники

  1. Алексеев Ю.Г. Псковская Судная грамота: Текст, комментарии, исследование. Псков, 1997.
  2. Нагаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991. № 8, 9.
  3. Памятники русского права. Вып. 1 – 6. М., 1952 – 1957.
  4. Российское законодательство X –  XX веков. Т. I – III . М., 1984 – 1985. (http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_00.htm – судебники с вводной статьей и комментариями; http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=677&idr=676 –  судебники; http://www.rustrana.ru/rubrics.php?r_id=987&sq=19,987 –  Псковская судная, Судебники, Уложение)
  5. Соборное Уложение 1649 г. Методическое пособие к семинарским и практическим занятиям. Н. Новгород, 2005.
  6. Судебники XV – XVI вв. / Под ред. Б.Д. Греков. М.-Л., 1952.
  7. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г. М., 1961. (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htmтолько текст, без комментариев)
  8. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/index.html)

Литература

  1. Алексеев Ю. Г. Псковская Судная грамота и ее время: Развитие феодальных отношений на Руси XIV–XV вв. Л., 1980. (http://liber.rsuh.ru/article.html?id=50663)
  2. Алексеев Ю. Г. Судебник Ивана III. Традиция и реформа. СПб, 2001.
  3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005.

  4. Зимин А.А. Правда Русская. М., 1999.
  5. Зимин А.А. Феодальная государственность и Русская правда // Исторические записки. Т. 76. М., 1965.
  6. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. Л., 1980 (М., 2003).
  7. Развитие русского права XV – первой половины XVII в. / Отв. ред. Е. А. Скрипилев. М., 1986.
  8. Романов Б.А. Судебник Ивана Грозного // Исторические записки. Т. 29. М., 1949.
  9. Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.
  10. Черепнин Л.В. Состав и происхождение Новгородской судной грамоты // Исторические записки. 1947. Т. 21.
  11. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники и ее значение. М., 1950.

Методические рекомендации

Занятие проходит в форме студенческой конференции. По первым 4-м вопросам заранее утверждаются докладчики и содокладчики, которые готовят выступления, используя соответствующие источники и литературу. Остальные студенты готовятся по учебникам и книге М.Ф. Владимирского-Буданова. Занятие завершается коллективным обсуждением и подведением итогов.

При подготовке докладов в обязательном порядке необходимо ознакомиться с самими источниками. Основные положения доклада следует обосновывать ссылками на источник. Важно помнить, что памятник законодательства необходимо представить не как сосредоточие информации по какой-то отдельной проблеме (например, развития феодальных отношений или становления крепостного права), а, прежде всего, с точки зрения его индивидуальных особенностей как исторического источника (история


создания, списки, редакции, структура, содержание, источники, значение и т. п.).

Для работы с текстом источника по 1-му докладу рекомендуется использовать пособие М.Н. Тихомирова, специально подготовленное для студентов, снабженное комментариями и вступительной статьей. Возможно привлечение практикума А.С. Нагаева, В.Н. Огнева, изданий ПРП, вып. 1 или  «Российское законодательство…», т. I. По 2-му докладу наиболее целесообразно использовать работу Ю.Г. Алексеева (1997 г.), которая содержит не только текст, но и научное исследование. Публикации судных грамот: ПРП, вып. 2 и «Российское законодательство…», т. I. Публикации судебников: ПРП, вып. 3, 4; «Российское законодательство…», т. II, а также специальное издание. По 4-му докладу рекомендуется использовать пособие М.Н. Тихомирова, П.П. Епифанова. Кроме того, Соборное Уложение опубликовано: ПРП, вып. 6; «Российское законодательство…», т. III или специальное издание.

*

ТЕМА 3. АКТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ XIIXVII ВВ.

План

Занятие 1.

  1. Актовый материал как исторический источник. Структура актов (формуляр).
  2. Предмет, задачи и методы дипломатики.
  3. Классификация актового материала.
  4. Частноправовые акты:

4.1. духовные и вкладные;

4.2. купчие и меновые;

4.3. деловые и полюбовные разъезжие.

Занятие 2.

  1. Публично-правовые акты:

5.1. княжеские духовые грамоты;

5.2. княжеские договорные грамоты;


5.3. жалованные грамоты, уставные грамоты иерархов церкви;

5.4. кормленые грамоты.

Источники

  1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в.

Т. I. М., 1952. № 11, 15, 40, 68, 146, 306, 446, 472.

Т. II. М., 1958. № 382.

  1. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. М.- Л., 1950. № 1, 5, 9, 12. (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/index.htmlтолько духовные грамоты)
  2. Кучкин В.А. Договоры московских князей XIV в.: внешнеполитические договоры. М., 2003. Приложение. С. 339 – 343.
  3. Памятники русского права. Вып. 2. М., 1953. С. 102, 108 – 110.
  4. Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Вып. 1. М., 1980. Раздел II. № 1 – 8, 10 – 17, 21.
  5. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий.

Ч. 1 / Под ред. В.В. Мавродина. М., 1970. С. 150, 152.

Ч. 2 / Под ред. А.М. Сахарова. М., 1971. С. 18 – 20, 106 – 117, 119 – 121.

  1. Хачко А.Ю. Как звали Минина (купчая 1602 г.) // Мининские чтения. Н. Новгород, 2003.

Литература

  1. Алексеев Ю.Г. Духовные грамоты князей Московского дома XIV в. как исторический источник по истории удельной системы // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 17. Л., 1987.
  2. Андреев А.И. Терминологический словарь частных актов Московского государства. Пг., 1922.
  3. Антонов А.В. Из истории великокняжеской канцелярии: кормленные грамоты XV – XVI в. // Русский дипломатарий. Вып. 3. М., 1998.

  4. Валк С.Н. Начальная история древнерусского частного акта // Валк С.Н. Избранные труды по истории и источниковедению. СПб., 2000.
  5. Каштанов С.М. К изучению формуляра великокняжеских духовных грамот конца XIV – начала XVI в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 11. Л., 1979.
  6. Каштанов С.М. Предмет, задачи и методы дипломатики // Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. М., 1969.
  7. Каштанов С.М. Русская дипломатика. М., 1988. Ведение, гл. 3. (http://www.opentextnn.ru/history/diplomatika/kaschtanov/)
  8. Кучкин В.А. Договоры московских князей XIV в.: внешнеполитические договоры. М., 2003. Гл. 4. С. 194 – 222.
  9. Флоря Б.Н. Кормленные грамоты XV – XVI вв. как исторический источник // Археографический ежегодник за 1970 г. М., 1971.
  10. Черепнин Л.В. Акты конца XIV – XV вв., их разновидности и значение в качестве исторического источника // Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. 1. М., 1952. С. 638 – 650.
  11. Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV – XV вв. Ч. 1. М., 1948. Ч. 2. М., 1951.

Методические рекомендации

Особое значение для изучения истории России в средние века и раннее новое время имеют актовые материалы. Их сохранность до XVI в. очень невелика. Это заставляет исследователей быть особо внимательными к каждому документу и разрабатывать все новые и новые аналитические подходы.

Прежде чем приступать к работе с источникам, найдите и зафиксируйте определение понятия «акт». Помните, что в отечественном источниковедении принято различать акты и законы («законодательные акты»). Объясните это отличие. Выясните, в чем заключается специфика работы с актами как с


историческими источниками. Сопоставьте акты и другие виды источников, изученные на предыдущих занятиях. Очень важно для изучения актов понятие формуляра. Объясните, в чем смысл формулярного анализа. Укажите виды формуляра, выделяемые специалистами. Составьте представление о вспомогательной исторической дисциплине дипломатике. Приведите примеры классификаций актового материала. Разобраться с первыми тремя пунктами плана помогут работы С.М. Каштанова и Л.В. Черепнина (Черепнин о классификации, см. «Русские феодальные архивы», ч. 2, гл 1, § 11).

Проанализировать частноправовые акты предлагается на примере нескольких видов грамот, на движимое и недвижимое имущество. При освоении 4-го пункта целесообразно воспользоваться статьей и монографией Л.В. Черепнина (Ч. 2), где даются общие характеристики отдельных видов актового материала. Эти особенности необходимо продемонстрировать на конкретных примерах, т.е. самостоятельно применить теоретические знания на практике. Понять особенности ранних частных актов поможет статья С.Н. Валка. В документах могут встретиться незнакомые устаревшие слова. Обращайтесь к специализированным словарям (например, словарь А.И. Андреева или словарь в конце «Сборника … по источниковедению»). Для разбора частных духовных рекомендуется привлечь древнейший, бесспорно подлинный русский частный акт – грамоту Климента, а также завещания Патрикея Строева и Григория Львова («Сборник … по источниковедению», № 1 – 3 или «Памятники русского права» (ПРП), вып. 2, «Акты социально-экономической истории…» (АСЭИ), т. I, № 11, 472). Документы представляют соответственно XIII, XIV и XV вв. и позволяют проследить развитие формуляра этого вида актов. Обращайте внимание на формулы (устойчивые обороты). Отделите их от реалий и описаний. Подумайте – о чем свидетельствует появление и развитие формул? Каково, по-вашему, социальное происхождение завещателей, что мы узнаем об этой группе людей? Данные (вкладные) целесообразно разобрать на примере грамоты Варлаама Спсо-Хутынскому монастырю («Сборник … по источниковедению», № 13, или «Сборник … по


истории СССР», ч. 1, с. 152, или ПРП, вып. 2, с. 108) и Феодоры Троице-Сергиеву монастырю («Сборник … по источниковедению», №14 или АСЭИ, т. I, № 146). Объясните, почему подлинность вкладной Варлаама вызвала сомнения С.Н. Валка.

По структуре и содержанию к данным близки купчие и меновые, распространившиеся к XV в. Для разбора рекомендуется использовать меновую Есипа Савельевича и купчую игумена Троицкого монастыря Никона на половину села Юрьевского («Сборник … по источниковедению», № 17, 21 или АСЭИ, т. I, № 68, 15). Подумайте, что мы узнаем из документов о структуре сельского расселения, феодальном землевладении, правах собственности в соляном производстве. Какие у ученых были основания для датировки грамот? Все указанные документы являются довольно ранними и, при этом, имеют определенное отношение к монастырям. Подумайте, как можно это объяснить. Привлеките для сравнения нижегородскую купчую 1602 г. Сделайте вывод об изменении формуляра купчей за два столетия. Объясните причины. Что мы узнаем из купчей 1602 г. о русском городе начала XVII в.? Ознакомьтесь с предисловием к публикации А.Ю. Хачко и выясните в чем значение документа для отечественной истории и нижегородского краеведения.

Грамоты, фиксирующие разделы и размежевания земли утвердились только в XVI в. Используя опыт предыдущей работы, разберите их на примере докладной деловой и разъезжей Ф.И. и С.И. Сабуровых и полюбовной розводной кн. М.И. Деева и Троицкого монастыря («Сборник … по источниковедению», № 16, 15 или АСЭИ, т. I, № 446, 306).

Княжеские духовные и договорные грамоты важнейший источник, отразивший процесс роста и усиления Московского княжества и возникновения Российского государства. Проработать пункты 5 (а), 5 (б) поможет монография Л.В. Черепнина (Ч. 1), где подробно разобран каждый из сохранившихся документов (в т. ч. используемые на занятии). Также целесообразно привлечение статей Ю.Г. Алексеева и С.М. Каштанова. Для разбора предлагаются духовные Ивана Калиты и Дмитрия Донского («Сборник … по


источниковедению», № 4, 5а, или «Сборник … по истории СССР», ч. 2, с. 106 – 113, или «Духовные и договорные грамоты…», № 1, 12). Первая из них является древнейшей для Северо-Восточной Руси. Вторая отражает переломную эпоху в истории русских земель. Ознакомьтесь с документами, выделите основные структурные единицы актов данного вида. Обозначьте заложенные Иваном Калитой основы внутреннего устройства княжества, которые позволили Москве выиграть борьбу за политическое лидерство. Сопоставьте документ с грамотой Дмитрия Донского. Объясните изменения в построении текста. Как изменилось внутренне и внешнее положение княжества?

В качестве договорных грамот рекомендуется рассмотреть договоры Дмитрия Донского с кн. серпуховским Владимиром и кн. великим тверским Михаилом («Сборник … по источниковедению», № 6, 7, или «Сборник … по истории СССР», ч. 2, с. 113 – 117, 119 – 121, или «Духовные и договорные грамоты…», № 5, 9). По первому документу сформулируйте различия в положении великого и удельного князей. Чем отличается отношение к московскому великому князю тверского великого князя от удельного московского князя (обращайте внимание на использование терминологии родства)? Вспомните по курсу истории России, в каких условия был подписан договор с Тверью 1375 г. На основе текста документа продемонстрируйте его политическое значение. Используя работу В.А. Кучкина, разберите договор вел. кн. Дмитрия, кн. Владимира и Новгорода Великого с тверским вел. кн. Михаилом (1375 г.). Отметьте новые, по сравнению с предыдущим договором, детали московско-тверских отношений.

Развитие государственных отношений и экономических связей отразилось в обширном и разнообразном комплексе жалованных грамот. Общую характеристику см. в работах Л.В. Черепнина (статья и ч. 2 монографии). Для анализа предлагается древнейший подлинный русский акт – грамота кн. Мстислав Юрьеву монастырю («Сборник … по источниковедению», № 8, или «Сборник … по истории СССР», ч. I, с. 150, или


ПРП, вып. 2, с. 102) а также две боле поздние жалованные кн. дмитровского Петра Троицкому монастырю и кн. волоцкого Бориса Симонову монастырю («Сборник … по источниковедению», № 10, 11 или АСЭИ, т. I, № 40; т. II. № 382). Проанализируйте документы с точки зрения условного формуляра. Объясните отсутствие в том или ином случае отдельных составляющих.  Сравните грамоту Мстислава с поздними актами. Сравните последние межу собой. Как объяснить тот факт, что исследователи не всегда решаются назвать грамоту Мстислава жалованной? Почему жалованная кн. Петра не относится к тарханным, жалованная кн. Бориса к данным? Выделите в грамоте кн. Бориса тарханную и несудимую части. Что мы узнаем из документов о феодальных привилегиях в средневековой Руси?

По типу общегосударственных жалованных построены митрополичьи грамоты. Примером является уставная митрополита Киприана Царевоконстантиновскому монастырю («Сборник … по источниковедению», № 12 или «Сборник … по истории СССР», ч. II, с. 18 – 20). Проанализируйте документ, определите  его источниковую ценность.

К числу жалованных грамот относятся кормленные, связанные с местным управлением. Выяснить их особенности помогут статьи А.В. Антонова и Б.Н. Флори.

*

ТЕМА 4. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ XVXVII ВВ.

План

Занятие 1.

  1. Становление системы центрального и местного управления в XV – XVII вв. Развитие делопроизводства.
  2. Формуляр, виды и разновидности приказной документации:

2.1. грамоты;

2.2 отписки, челобитные;

2.3. памяти.

  1. Специальная делопроизводственная документация:

3.1. судебно-следственная;

3.2. финансово-хозяйственная.

Занятие 2.

  1. Цели и принципы составления, состав и разновидности писцовых материалов. Терминология писцовых материалов.
  2. Значение писцовых материалов как исторического источника. Приемы изучения.
  3. Писцовые книги – основной результат писцовых писаний.
  4. Проведение дозоров.
  5. Особенности переписных книг.

Источники

  1. Акты писцового дела. Т. I. М., 1913. № 45 – 51.
  2. Балахнинский уезд в XVII веке. Документы приказного делопроизводства: Сборник документов / Сост. Б.М. Пудалов. Н. Новгород, 2005. № 4, 5, 10, 24.
  3. Нижний Новгород в XVII в. Сборник документов и материалов к истории Нижнего Новгорода и его округи / Под ред. С.И. Архангельского, сост. Н.И. Привалова. Горький, 1961. № 17, 184.
  4. Пудалов Б.М. Письменные источники по истории Нижегородского края (XIII – начало XVIII в.). Н. Новгород, 2001. Приложение II. № 2, 4, 5, 7, 9 – 11, 13. (http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/Pudalov/)
  5. Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Вып. 1 / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1980. Раздел II. № 24, 25. Раздел III. № 1 – 9.
  6. Торопецкая книга 1540 года. Подгот. к печати М. Н. Тихомиров, Б. Н. Флоря // Археографический ежегодник за 1963 год. М., 1964.

Литература

  1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.
  2. Базилевич К. Таможенные книги как источник экономической истории России //  Проблемы  источниковедения. Сборник  первый. М. – Л., 1933. (http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=973)
  3. Кононова Ю.А. Переписная книга дворцового села Сергач и его деревень Нижегородского уезда как исторический источник // Мининские чтения. Н. Новгород, 2005.
  4. Мерзон А.Ц. Писцовые и переписные книги XV – XVII вв. М., 1956. С. 4 – 24.
  5. Милов Л.В., Булгаков М.Б., Гарскова И.М. Тенденции аграрного развития России первой половины XVII в.: Историография, компьютер и методы исследования. М., 1986. Гл. 2. § 1 – 3.
  6. Митяев К.П. История и организация делопроизводства в СССР. М., 1959.
  7. Морозов В.В. Делопроизводство и архив в крупной боярской вотчине XVII века // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981.
  8.  Пудалов Б.М. Письменные источники по истории Нижегородского края (XIII – начало XVIII в.). Н. Новгород, 2001. Гл. 3. § 3.2. (http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/Pudalov/)
  9. Тихомиров М.Н. Приказное делопроизводство в XVII в. // Тихомиров М.Н. Российское государство XV – XVII веков. М., 1973.
  10. Шмидт С.О. О приказном делопроизводстве в России второй половины XVI века // Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. М., 1996.

Методические рекомендации

Формирование единого Русского государства способствовало развитию нового вида письменных источников – делопроизводственной документации. Для работы с ней требуется знание целого ряда ее особенностей. По 1-му


пункту необходимо показать взаимосвязь между  формированием централизованной системы управления и возникновением делопроизводства. Выясните, каковы были основные ее учреждения в центре и на местах, в каких формах (не путать с формулярами и видами) развивалось делопроизводство, что представляла собой организация приказной работы. Для подготовки нужно привлечь соответствующие по хронологии главы обобщающих пособий по истории делопроизводства и госучреждений.

Изучая 2-й вопрос желательно ознакомиться с пособием Б.М. Пудалова, где четко обозначены документационные потоки. Дополнить эту схематичную информацию необходимо, используя статьи С.О. Шмидта и М.Н. Тихомирова. Продемонстрировать особенности отдельных видов делопроизводственной документации следует на конкретных примерах. К п. 2 (а): прочитайте док. № 9 из Приложения II к пособию Б.М. Пудалова, а также текст на с. 57 – 58, где автор, на основе этой грамоты, восстанавливает весь комплекс документов по делу. Проделайте туже операцию, предварительно выделив особенности формуляра, с док. № 10 и 24 из сборника «Балахнинский уезд в XVII в.». К п. 2 (б): разберите челобитные док. № 13 пособия Б.М. Пудалова и док. № 5 сб. «Балахнинский уезд …». Помня, что заголовки к документам даны современными учеными, объясните, как удалось датировать документы. Объясните в чем смысл просьб челобитчиков. Также изучите отписки док. № 17 или № 184 из сб. «Нижний Новгород в XVII в.». Объясните, как выясняется учреждение-адресат этих документов, что означают пометы на обороте оригинала документа. К п. 2 (в): разберите док. №  10, 2, 11 пособия Б.М. Пудалова. Определите, по каким признакам удалось установить разновидности документов (наказная, доездная). Как можно выяснить учреждение, в котором была выдана наказная? По док. № 10 и 2 выясните вид документов, которые должны были бы продолжить «дело». Ответьте на вопросы после док. № 11. Что означает помета на этом документе «Взять к отпуску»?


В качестве примера специальной делопроизводственной документации предлагается разобрать судебно-следственные и финансово-хозяйственные материалы. По вопросу о судебно-следственной документации разберите док № 24, 25 из раздела II «Сборника … по источниковедению». Выясните порядок судебной процедуры. Определите источниковую ценность актов этого вида. Установите все «включенные акты». Объясните отличие судного списка от правой грамоты.

Уяснить особенности государственной и частной финансово-хозяйственной документации помогут статьи К. Базилевича и В. Морозова.

Пункты 4 – 8 посвящены писцовому делопроизводству. В их освоении помогут учебное пособие А.Ц. Мерзона и монография Л.В. Милова и др. Разбирая п. 4, проиллюстрируйте особенности отдельных видов писцовой документации на конкретных примерах. Для этого используйте док. № 4 из сборника «Балахнинский уезд в XVII в.», который представляет собой выпись из различных писцовых, переписных и межевых книг по Балахнинскому и Гороховецкому уездам. Различия отдельных выписок, составляющих документ весьма характерны. Объясните с чем связано появление документа. Кроме того, необходимо привлечь док. № 4, 5, 7 пособия Б.М. Пудалова (отрывки писцовой, дозорной, платежной книг).

Пункты 6 – 8 носят практический характер. К п. 6 –  проанализируйте Торопецкую писцовую книгу 1540 г., одну из древнейших сохранившихся («Сборник … по источниковедению», раздел III, № 1 или «Археографический ежегодник…»). Выявите структуру документа. Объясните, что и почему находится в центре внимания писцов, как происходит процесс описания, какую историческую информацию о г. Торопце и его уезде можно получить. К п. 7 – проанализируйте делопроизводственную «цепочку» по вопросу проведения дозора вотчин Паисиева монастыря («Сборник …», № 3 – 9  или «Акты писцового дела…», № 45 – 51). Выявите причины проведения дозора, основные этапы прохождения вопроса.

Представление о переписных книгах как историческом источнике составьте на основе статьи о переписной Сергача.


 

ТЕМА 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ XVIII – НАЧАЛА ХХ В.

План

  1. Общая характеристика письменных источников Нового времени: новые черты, причины изменений.
  2. Законодательные акты XVIII – первой половины XIX в.:

а) складывание системы государственного права;

б) новые виды законодательных актов: указ,  манифест, регламент, учреждение, наставление, инструкция, положение, наказ, жалованная грамота (проблемы классификации, формуляр, значение).

  1. Характеристика российского законодательства второй половины XIX – начала ХХ вв.: разновидности, стадии формирования законодательных актов, система их публикации.
  2. Законодательство кон. XIX – нач. ХХ в. как источник по истории государственной системы.
  3. Законодательство кон. XIX – нач. ХХ в. как источник по истории аграрной политики самодержавия.
  4. Рабочее законодательство кон. XIX – нач. ХХ вв. как исторический источник.

Источники

  1. Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Вып. 2 / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1980. Раздел I. № 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 15.
  2. Законодательство Петра I. М., 1997. Глава I.
  3. Законодательные акты XVIII – XIX вв. на сайте http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm

Литература

  1. Антонова С.И. Материалы законодательства периода капитализма как исторический источник. М., 1976.

  2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 313 – 321.
  3. Кочаков Б.М. Русский законодательный документ XIX – нач. ХХ вв. // Вспомогательные исторические дисциплины. М.-Л., 1937. С. 319 – 371.
  4. Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция. М., 1904.(http://www.hist.msu.ru/Labour/Litvinov/index.htm)
  5. Преображенский А.А. Эпоха преобразований (краткий исторический очерк). Вступ. статья А.А. Преображенского. М., 1997.
  6. Сорокин Ю.А. К вопросу о политической программе Екатерины II в 1762 – 1768 гг. // Хронос. Всемирная история в интернете. – URL: http://www.hrono.ru/statii/2005/ekater2prog.html .
  7. Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР. Период империализма. М., 1962. C. 323 – 372.
  8. Развитие русского права второй половины XVII–XVIII вв. / Отв. ред. Е. А. Скрипилев. М., 1992.
  9. Развитие русского права в первой половине XIX в. / Отв. ред. Е. А. Скрипилев. М., 1994.
  10. Румянцева М.Ф. Общие свойства исторических источников нового времени // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II научных чтений памяти И.Д. Ковальченко. М., 2000.

Методические рекомендации

При подготовке к данному семинарскому занятию необходимо учитывать, что законодательные акты – это особый вид исторических источников, отражающий систему и деятельность государственных институтов. Законодательство – один из важнейших источников для изучения внутренней политики государства.

Необходимо уяснить специфику эволюции российских законодательных актов Нового времени, показать направления и содержание законодательства в XIX – начале ХХ века.


При подготовке к первому вопросу необходимо учесть изменения, произошедшие в общем корпусе письменных источников в XVIII – XIX вв. В чем выразился количественный рост источников и к чему он привел? Обратите внимание на новые характеристики письменных источников, такие как, упрощение содержания документов, рост видов письменных источников. Подготовиться к этому вопросу вы сможете, опираясь на статью М.Ф. Румянцевой.

Подготовка ко второму вопросу подразумевает объяснение таких понятий, как государственное право и частное право. Чем они отличаются? Что такое обычное право? Как и почему произошел переход от норм обычного права к закону? Какую роль в этом процессе сыграла публикация и тиражирование законодательных актов? В этом вопросе поможет разобраться монография М.Ф. Владимирского-Буданова, вступительная статья к сборнику Законодательство Петра I.

Следует выявить новые типы законодательных актов, а также особенности их формуляров. Охарактеризуйте, чем по форме, содержанию и значению различались указы именной, объявленный из Сената и сенатский? В чем заключалась специфика и значение манифеста? В чем заключались назначение и функции регламента, инструкции, наставления, наказа и жалованной грамоты? Вы можете сделать это, опираясь на сочинение М.Ф. Владимирского-Буданова, а также на статью А.А. Преображенского. Характеризуя разновидности законодательства данного периода, используйте тексты законов из сборника “Законодательство Петра I”.

Пункт 3 посвящен новым разновидностям законодательных актов: закон, проект и мнение. Необходимо охарактеризовать их. Чем они отличались друг от друга? Когда произошло утверждение закона как единственного источника права? Вы должны определить и показать на конкретных примерах («Сборник документов … по источниковедению», вып. 2, раздел I) стадии формирования закона – разработка, обсуждение, утверждение и публикация. При этом необходимо учитывать


целый ряд особенностей российского законодательства, его архаичность, выразившуюся в языке и стиле документов, сохранении устаревших норм права, в детальной регламентации различных сторон социально-экономической и политической жизни общества. Для подготовки этого вопроса опирайтесь на статью Б.М. Кочакова.

Пункты 4 – 6 настоящего занятия представляют собой практическую работу с документами («Сборник документов … по источниковедению», раздел I). В 4 пункте особое внимание следует обратить на эволюцию политической системы Российской империи, отразившуюся в законодательных источниках второй пол. XIX – нач. ХХ в. Динамику этого процесса поможет вскрыть сравнительный анализ законодательных актов (док. № 4, 5, 7, 9). В чем заключается историческое значение манифеста от 17 октября 1905 г. и манифеста от 3 июня 1907 г.?

Новые направления российского законодательства второй половины XIX – начала ХХ в. – аграрное и рабочее – представляют два острых вопроса для Российской империи данного периода. Для изучения аграрного вопроса в российском законодательстве данного периода необходимо произвести сравнительный анализ документов № 6, 10 и 11. Чем отличаются данные документы по структуре, форме и статусу?

В следующем пункте плана необходимо проследить развитие рабочего законодательства конца XIX – нач. ХХ вв. (по док. № 1, 2). Источниковедческий анализ законодательных актов, посвященных данной проблеме, способствует изучению непростой исторической ситуации, сложившейся в Российской империи к началу ХХ в.  Пункт 6 данного занятия следует подготовить на основе док. № 1, 2. Проанализировав предложенные документы, ответьте на вопрос: чем отличаются проект и высочайше утвержденное мнение?


ТЕМА 6. МАССОВЫЕ ИСТОЧНИКИ: ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ XVIII – НАЧАЛА ХХ В. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

План

  1. Делопроизводственная документация Российской империи XVIII – первой половины XIX в. Новые виды:

а) делопроизводственная документация государственных учреждений;

б) частноправовые акты;

в) вотчинное делопроизводство.

  1. Делопроизводственная документация Российской империи XIХ – нач. XX в. Разновидности, формуляры, специфика:

а) разновидности делопроизводственной документации государственных учреждений;

б) документы предприятий;

в) документы политических партий.

3. Сравнительная характеристика «журнала», «протокола» и «стенограммы», как разновидностей делопроизводственной документации

4. Программа обследования крестьянских хозяйств: структура, содержание, значение.

Источники

  1. Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Вып. 2 / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1980. Раздел II. № 1, 2, 6, 7, 9, 11, 22, 27, 31, 34, 38, 43 – 48; Раздел III. № 1, 2, 3.
  2. Хрестоматия по истории СССР, 1861 – 1917 / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990. Гл. 12. № 2, 4.
  3. Партии российских промышленников и предпринимателей. Документы и материалы 1905-1906. / Сост. В.Ю. Карнишин. М., 2004. Док. № 1 – 10.
  4. Статистические и справочные материалы на сайте http://www.hist.msu.ru/Labour/stat.htm

Литература

  1. Воронкова С.В. Проблемы источниковедения истории России периода капитализма (итоги и задачи изучения). М., 1985. С. 131 – 155.
  2. Горфейн Г.М. Основные источники по истории высших и центральных государственных учреждений XIX – нач. ХХ в. // Некоторые вопросы изучения исторических документов XIX – нач. ХХ в. Л., 1967.
  3. Литвак Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации в XVIII – XIX вв. // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М., 1984 С. 48 – 55.
  4. Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX – нач. ХХ вв. М., 1979. С. 10 – 205.
  5. Митяев К.П. История и организация делопроизводства в СССР. М., 1959.
  6. Свавицкий Н.А. Земские подворные переписи. М., 1961.
  7. Шмидт С.О. Сельские церковноприходские летописи как историко-краеведческий материал // С.О. Шмидт. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997.
  8. Подгаецкий В.В. О категориях «массовости» и «самодостаточности» в источниковедении (автодидактические размышления) // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II научных чтений памяти И.Д. Ковальченко. М., 2000.
  9. Тяжельникова В.С., Юшин И.Ф. «Массовые источники» и массовые данные // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II научных чтений памяти И.Д. Ковальченко. М., 2000.

Методические рекомендации

Подготовка к первому вопросу должна начинаться с общей характеристики эпохи. Необходимо также отметить новые черты, присущие письменным историческим источникам нового времени, проследить взаимосвязь между новыми государственными структурами и делопроизводственной документацией.


Следует учитывать, что применительно к письменным источникам нового времени и последующих эпох возникло понятие массовый источник. Раскройте его содержание. При каких условиях могли сложиться источники, носящие массовый характер? Что такое массовые данные и как с ними работать? Ответить на эти вопросы вам поможет введение монографии Б.Г. Литвака, а также статьи В.В. Подгаецкого и В.С. Тяжельниковой, И.Ф. Юшина.

Необходимо проследить эволюцию делопроизводственных материалов, в чем их основное отличие от делопроизводства предшествующей эпохи? Какие появились новые формы делопроизводства, и как это повлияло на их содержание? Что такое доношение, рапорт, промемория, экзекуция, представление? В чем заключалась их функция и значение? Какие формуляры были характерны для данной документации?

При разборе второго и третьего подпунктов обратитесь к монографии и статье Б. Г. Литвака. Обратите внимание на устоявшуюся, т.е. общепринятую формулу договоров. Как изменилась его структура и содержание по сравнению с предшествующей эпохой?

При изучении вотчинной документации, разберитесь, что входило в распорядительно-исполнительную переписку, что такое росписи, книги и рапорты? Что такое подворная опись, на кого она составлялась, каков был ее формуляр? Сделаете вывод, какова информативная ценность данной документации, в чем ее значение для исследователя.

Второй вопрос разбит на несколько подпунктов, подготовка к которым требует как теоретических, так и практических навыков. Изначально необходимо объяснить, что включала в себя делопроизводственная документация государственных учреждений. Что такое отчет, отношение и положение? В чем заключалась специфика частноправовых актов? Раскройте данный вопрос на конкретных документах («Сборник документов для практических занятий по источниковедению», раздел II, док. № 5, 8 и др.). Чем отличается формуляр отчета от формуляра отношения и представления?

Для изучения социально-экономического развития страны в XIX – начале ХХ в. особую информативную ценность имеет документация предприятий и


вотчинного делопроизводства. Проанализировав док. 26, 27 охарактеризуйте структуру соглашений и договоров между предприятиями. В чем специфика документации предприятий, идущей «снизу вверх», покажите ее на примере док. 28.  Какие типы документов составляли внутреннюю документацию предприятий? Какую историческую информацию можно почерпнуть из протоколов учредительных собраний предприятий? (раздел II, док. № 29, 31, 33, 35 и др.).

Знакомство с документацией политических партий важно для изучения социально-политической структуры России начала ХХ в. Проанализируйте документацию прогрессивно-экономической партии. Документы № 1, 3 и 4 – это воззвания партии. Ответьте на вопрос, с какой целью они были составлены, и на какую часть общества ориентированны? На основе анализа политической программы партии, следует показать, чьи интересы она представляла? Охарактеризуйте состав партии. Что такое памятная записка, в чем ее значение, прочитав памятную записку и устав партии, охарактеризуйте ее структуру. Каково значение устава партии в общем потоке партийной документации? В чем специфика журналов как делопроизводственной документации партии? Какая информация в них заключается? Подготовку к данному вопросу следует осуществить, опираясь на сборник «Партии российских промышленников и предпринимателей…», и на вступительную статью к данному сборнику В.Ю. Карнишина.

Ответ на третий вопрос подразумевает сравнительную характеристику разных видов делопроизводственных документов. Необходимо обратить внимание на внешние различия (форма, формуляр, структура), а также на цели и задачи, которым подчинялся каждый конкретный вид. В чем заключается содержательное отличие стенограммы от журнала и протокола? Чем обусловлены эти отличия? («Сборник документов…», раздел II, док. № 1, 2, 6, 7, 24, 29, 31, 33, 35)

Следует также проанализировать вариантные различия документов: черновик, подлинник, проект, копия, отпуск и т.д. Чем обуславливались и в чем выражались различия между ними?


Источниковедческий анализ данных документов позволяет проследить порядок формирования делопроизводственных материалов, систему функционирования и обобщения информации.

Четвертый пункт семинарского занятия предполагает практическую работу со статистическими материалами «Сборника документов для практических занятий по источниковедению». Объясните, чем отличается поселенный бланк от подворной карточки. Что является основной единицей описания для каждого из документов? Свой ответ подтвердите текстом документов (раздел III, док № 1, 2, 3). На конкретных примерах покажите эволюцию программы описания крестьянских хозяйств. Докажите, что данные документы являются примером массовой документации. Для чего были нужны подобные описания? В чем историческая ценность содержащейся в нем информации? При подготовке к данному вопросу опирайтесь на статью С.О. Шмидта о сельских церковно-приходских летописях. Сравните материалы практикума с данными статьи. Кроме того, используйте монографию Н.А. Свавицкого.

*

ТЕМА 7. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

План

  1. Возникновение периодической печати в России.
  2. Общая характеристика ведущих периодических изданий XVIII – XIX вв.
  3. Своеобразие периодической печати как исторического источника.
  4. Источниковедческое значение периодической печати.

Источники

  1. Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Вып. 2 / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1980. Раздел IV.  № 6, 8, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 24, 25, 32, 41, 44, 51.

Литература

  1. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М., 1952.
  2. Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964.
  3. Западов А.В. История русской журналистики XVIII – XIX веков. М., 1973.
  4. Антонова С.И. Периодическая печать как исторический источник по истории СССР. 1895 – 1917 гг. М., 1966. Вып. 1.
  5. Есин В.Н. Русская дореволюционная газета. 1702-1917 гг. М., 1971.

Методические рекомендации

Начиная подготовку к данному семинарскому занятию, дайте определение периодической печати как историческому источнику. Первые два вопроса предполагают выступление в виде докладов. При их подготовке опирайтесь на монографии П.Н. Беркова и А.В. Западова.

Освещая вопрос возникновения периодической печати в России, перечислите и охарактеризуйте черты, свойственные как для западноевропейской, так и для российской прессы, а также специфические черты российской периодической печати. Чем вызваны сходство и различия? Сравните причины появления газет и журналов за рубежом и в России. Обратите внимание на историю термина «газета». Укажите, какие виды периодической печати существуют и какие преобладали в России до начала ХХ в. Чем структура газеты отличалась от структуры журнала? Назовите основные этапы развития периодики, с какими событиями они связаны? Что такое цензура? Чем вызвано ее появление? Каковы результаты реформы цензуры?

Ответ на второй вопрос начните с проблемы классификации периодических изданий. По каким признакам можно их классифицировать? В чем достоинства и недостатки той или иной классификации? Характеризуя основные издания XVIII – XIX вв., обратите внимание на такие, как «Ежемесячные сочинения», «Академические известия», «Санкт-Петербургский вестник», «Древняя российская вивлиофика». В чем заключалась основная задача данных изданий, каково их содержание? Совсем другую специфику


имели «Всякая всячина», «Трутень» и др. Что отличало эти издания. Что такое «Месяцеслов», какова его основная функция?

Дайте краткую характеристику главным изданиям XIX в. – «Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости», «Русское слово», «Народная газета». Дайте общую характеристику журналам «Современник», «Москвитянин», «Вестник Европы», «Московский телеграф», «Отечественные записки», «Гражданин» и др. Характеризуя эти издания, попытайтесь разделить их на группы (консервативные, либеральные, западнические и т.д.).

Третий и четвертый пункты плана предполагают работу с выдержками из газет («Сборник … по источниковедению»). Раскройте специфику периодической печати как исторического источника на конкретных примерах. Покажите двойственную природу периодики: отражение факта и отношения к нему, издание как исторический факт. Как отразилось в газетах общественное мнение по рабочему и крестьянскому вопросам? Сравните между собой газетные известия по данным проблемам. Чье мнение выражено в них? Каким образом периодическая печать может влиять на формирование общественного сознания? Докажите свою мысль.

На материалах газетных статей покажите источниковедческую ценность периодики. Информацию какого рода мы можем почерпнуть из данных изданий? В чем заключается сложность работы с периодической печатью как с историческим источником? Какие составляющие входят в состав периодической печати: факты, перепечатки из других изданий, материалы статистики и делопроизводства, законодательные акты, художественная и научная литература. Покажите их на конкретных примерах (обратите внимание на док № 6, 9, 10, 15, 18, 41, 44, 51).

 


[1] Для настоящего издания в ЭПИ «Открытый текст» были уточнены и добавлены некоторые электронные ссылки, устаревшие – вычеркнуты.

 


(1.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 06.09.2014
  • Размер: 76.84 Kb

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции