1970. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., (41.07 Kb) 

26 мая, 2019

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekton — строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространств, среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет необходимую часть средств производства (промышленная архитектура — здания заводов, фабрик, электростанции и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражданская архитектура — жилые дома, общественные здания и др.). Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т. п.).
Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектурой, — градостроительство.
Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью, архитектура способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние. Архитектурная организация жизненных процессов является одним из главных источников формообразования в архитектуре, необходимой базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя которое, архитектура не может успешно выполнять свои идеологические и эстетические задачи.
В классовом обществе произведения архитектуры создавались, как правило, с учётом экономических идеологических и социально-бытовых требований правящего класса. При социализме целью архитектуры стало максимально возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества. Новые проблемы архитектуры во многом определяются высокими темпами социального и технического прогресса. Чтобы моральное старение сооружений не опережало их конструктивную долговечность, структура произведения архитектуры должна создаваться с учётом научного прогноза и предусматривать возможность функциональных изменений.
Важнейшим средством практического решения функциональных и идейно-художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетические свойства произведений архитектуры. Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательные эмоции. В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия. Что же касается традиционных форм, то при изменении конструктивных приёмов они могут сохраняться как декоративные либо как символическое выражение определенного эстетического идеала, утратив прямую связь с конструкцией (например, ордер, сложившийся в античной Греции как эстетически осознанная стоечно-балочная конструкция из камня, служил подчас не связанным с конструкцией художественным средством в архитектуре барокко и классицизма).
Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру. Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей. Метод стандартизации должен обеспечить многообразие форм из стандартных элементов, отвечающее многообразию функциональных потребностей и обусловливающее выразительность сооружений и их ансамблей. Индустриализация создаёт необходимые предпосылки для широкого развёртывания массового строительства. Количественные возможности, которые она предоставляет, в архитектуре социализма используются для создания условий качественного преобразования быта и форм общественной жизни, для обеспечения роста промышленного производства. Развёртывание массового строительства является частью создания и развития материально-технической базы коммунизма. В соответствии с потребностями общества архитектура изменяет существующую среду, создавая новые объекты. Они становятся новым материальным явлением, входящим в жизнь, обогащающим её, и оказываются носителями архитектурно-художественных образов, отражающих действительность. Принципы реалистического искусства получают в архитектуре особое выражение, вытекающее из её природы. В отличие от живописи или скульптуры, архитектура не изображает нечто, существующее вне её. Художественная правда архитектуры вытекает из полноты решения социальных задач и целесообразности применённых материальных средств. Оценка эстетических качеств архитектуры всегда включает в себя представление о функциональном использовании постройки, о её способности обслуживать те жизненные процессы, для которых она предназначена.
Основные средства создания художественного образа в архитектуре — формирование пространства и архитектоника. При создании объемно-пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т. д. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. Архитектура может решать художеств, задачи совместно с другими видами искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), создавая вместе с ними единый художеств. Целостная художественно-выразительная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство.
Представление о пространственных формах произведений архитектуры складывается в сопоставлении зрительных впечатлений, получаемых с различных точек снаружи и изнутри постройки. Необходимость постепенного осмотра, развёртывающегося во времени, свидетельствует о родственности архитектуры, которая является пространственным искусством, и временных искусств (например, музыки).
Архитектура разных стран и народов, отмеченная национальными и локальными особенностями, развивается подчас во взаимном влиянии, ведущем к выработке приёмов и форм, общих для группы.
Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре. Для современной архитектуры большую роль играет обмен техническими достижениями. Главные различия в направленности современной архитектуры определяются существованием двух общественных систем — капитализма и социализма. Тождественность социальных задач и материально-технических средств, единство общих идейно-художественных принципов архитектуры социалистических стран способствовали возникновению её интернациональных основ, включающих в себя наиболее прогрессивные национальные особенности. Архитектура социализма в целом обогащается своеобразием вклада каждой нации, обусловленным спецификой национальных архитектурных традиций, природно-климатических условий и других факторов.
История развития архитектуры. Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двускатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Конец существования первобытного общества отмечен строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В мегалитических сооружениях (менгиры, дольмены, кромлехи) сочетание вертикальных и горизонтальных блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей архитектоники (кромлех в Стонхендже, Великобритания).
С возникновением государств сложилась и новая форма поселения — город как центр управления, ремесленного производства и торговли. Увеличивалось количество типов построек, различие между которыми стало определяться не только их функцией, но и предназначенностью для господствующего класса или эксплуатируемых масс. В классовом обществе определяющими для архитектуры стали общественные взаимоотношения, а не взаимоотношения человека и природы. В крупных рабовладельческих деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов в руках немногочисленной верхушки, эксплуатация огромного количества рабов, успехи в области науки и техники стали основой строительства крупных ирригационных сооружений, монументальных дворцов и храмов, призванных утверждать незыблемость и могущество власти божества и обожествлённых правителей (пирамиды в Гизе и храмы в Карнаке и Луксоре — все в Египте; зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы древнего Ирана, ступы Индии, храмы и дворцы Центральной и Южной Америки). В эпоху рабовладения началось строительство и крупнейшего в мире фортификационного сооружения — Великой китайской стены. Строительство грандиозных построек, подавляющих массивностью конструкций, основывалось на громадных затратах примитивного физического труда. Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строительного опыта, о сложившихся принципах композиции здания и ансамбля.
В условиях рабовладельческой демократии Древней Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью — центром торговой и общественной жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему пространственному ядру — дворику. Культовым и архитектурно-композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах). Развитая общественная жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система классических ордеров.
В Древнем Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греческой архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы строительства, получившего гигантский размах. Создавались крупные ансамбли (общественные центры — форумы) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству (атрию, перистилю), был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5—6-этажные жилые дома для малоимущих — инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в архитектуре эллинистической Парфии. Архитектура Римской империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным, пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в архитектуре, часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона как часть её облицовки.
В феодальную эпоху архитектура развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной архитектуре значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на архитектуру эпохи феодализма более значительное влияние, чем на архитектуру рабовладельческой цивилизаций. Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и других европейских стран, Средней Азии и Закавказья; русские кремли и монастыри-крепости). Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых зданий. Новой задачей, решавшейся в архитектуре Византии, было формирование внутренних пространств христианских храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды, отвлечённой от мира. Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрического купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе). Конструкция получала ясное выражение в архитектурной форме крестово-купольных храмов. Архитектура Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Древней Руси.
Специфический характер архитектуры региональных древнерусских школ, развившихся после распада киевской державы, определялся местными социальными особенностями, строительными традициями и применявшимися материалами. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриевский соборы во Владимире), постройкам Новгорода присущ суровый лаконизм величественных форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринуждённо живописны асимметричные выложенные из плитняка постройки Пскова. Архитектура Древней Руси замечательна своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространственной организации здания в его облике. После полувекового перерыва в архитектурном развитии (1240—90-е гг.), вызванного монголо-татарским нашествием, главными архитектурными центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции. С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля явился прообразом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для русской архитектуры 17 в. характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с каменной архитектурой большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17—18 вв. высокого совершенства (церкви: Преображенская в Кижском погосте, Успенская в с. Кондопога и др.).
В странах Западной и Центральной Европы с возрождением городов в конце 10 в. начинает развиваться тип каменного жилого дома в 2—3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается архитектура романского стиля. В культовой архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окружёнными аркадами («клуатры»), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во 2-й пол. 12 в. во Франции зародилась архитектура готики, отразившая наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий (ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене — во Франции: во Фрейбурге и Кёльне — в Германии: в Кентербери — в Великобритании: в Бургосе — в Испании: в Праге, Кракове). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк — деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем.
В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами феодальной культуры были города Средней Азии — Бухара, Мерв, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания — крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи — возводились из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке т. н. керамической резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир — в Самарканде). Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.
Многообразие архитектурных типов отличает зодчество феодальной Индии. Стремление к конкретности художественных образов, преклонение перед буйной тропической природой породили исключительную пластичность монументальных сооружений, её сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской архитектуры формировалась архитектура Юго-Восточной Азии (Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского полуострова). В архитектуре Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства зданий, оси которых получали ориентировку по странам света. Геометрическая правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей места. Стоечно-балочные деревянные каркасы были конструктивной основой жилых зданий. Каркас заполнялся кирпичом или лёгкими деревянными решётками, заменявшими окна. Лёгкость жилищ контрастировала с монументальностью дворцовых, культовых и фортификационных сооружений («Запретный город» и «Храм неба» в Пекине). Под влиянием архитектуры Китая долгое время находилась японская архитектура, где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. Для архитектуры Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландщафта.
Важный этап развития архитектуры связан с культурой Возрождения, возникшей в нач. 15 в. в городах Тосканы (Италия) и развивавшейся в 15—16 вв. во многих странах Западной и Центральной Европы. Социально-экономический процесс разложения феодальных и становления буржуазных отношений породил мощное культурное движение. Средневековой религиозной идеологии был противопоставлен гуманизм, который искал опору в античном наследии, что ярко отразилось в архитектуре общественных зданий, дворцов, загородных поместий. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения современной ему культуры. Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся ансамблей были противопоставлены ясные, завершённые геометрические системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к архитектуре выражен в палаццо — типе дома-дворца, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада). Итальянские архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Древнего Рима (творчество Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело). В эпоху Возрождения развилась теория архитектуры (трактаты Л. Б. Альберти, Виньолы, Палладио). Архитектура Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении средневековой традиции и проходила сложную длительную эволюцию.
Процесс рефеодализации и контрреформации, пережитый Италией во 2—4-й четв. 16 в., резко изменил характер её архитектурного развития. В кон. 16—18 вв. основными заказчиками архитектуры становятся церковь и дворянство, требовавшие ярко эмоционального обрамления пышных, театрализованных церемоний — культовых и светских. Логичность композиций архитектуры Возрождения, присущую им законченность частей сменяют характерные для архитектуры барокко ложные системы сливающихся пространств, развитая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистических эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. В архитектуре барокко здание тесно взаимосвязано с окружающим пространством (собор и охваченная колоннадой площадь Святого Петра в Риме). Наряду с Италией (творчество Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини) архитектура барокко широко распространилась в Германии, Австрии, Чехословакии. Влияние барокко Испании и Португалии в сочетании с традициями доколониального периода породило барочную архитектуру стран Латинской Америки, отмеченную крайней декоративной насыщенностью.
Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие промышленности и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения архитектуры классицизма. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости геометрических композиций; система архитектурных ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции распространялся на организацию садов, парков и городских площадей (творчество Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра). Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, городские массивы, парки загородных резиденций (Во-ле-Виконт, Версаль и др. — во Франции). Развитие архитектуры классицизма продолжается во Франции (арх. Ж. А. Габриель, К. Н. Леду) и других европейских странах во 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного и вычурного стиля рококо. Классицизм поддерживала укреплявшаяся буржуазия. В период наполеоновской империи классицизм пришёл к холодной парадности ампира. В Англии живописная среда парков, имитировавших естественную природу, создавалась в контрасте с классицистической архитектурой зданий.
Для истории русской архитектуры переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражданского строительства. Возникли новые типы общественных и административных зданий, производственных сооружений, порты; строились загородные дворцы, разбивались регулярные парки. Главной задачей русской архитектуры нач. 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного .ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность. В сер. 18 в. в русской архитектуре нарастают тенденции барокко (творчество B. В. Растрелли и С. И. Чевакинского в Петербурге, Д. В. Ухтомского в Москве). Для русского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции. В последней трети 18 в. барокко уступило место классицизму, основоположниками которого в России явились А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Кон. 18 — 1-я треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных городских ансамблей в центрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и других городов (А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди). Для архитектуры этого периода характерны широкий размах пространственных композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через «образцовые проекты», по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов.
В 1830—50-х гг. классицизм повсемест­но приходит в упадок. Укрепление капиталистического строя в Европе и США во 2-й пол. 19 в., развитие промышленности обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные «доходные» жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост строительства и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения промышленной техники. Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века — железобетон. Развивается стандартизация строительных деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. Архитектура получила возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники. Строятся просторные сооружения из металла и стекла («Хрустальный дворец» в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлическим каркасом («Эйфелева башня» в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель). Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые «небоскрёбы», выразительность которых основана па логике конструктивного и функционального решения. Однако влияние вкусов нового заказчика — буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей (эклектизм). Противоречия между архитектурой и новой техникой, архаичными формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль «модерн», возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный характер. Индивидуалистические тенденции «модерна» доведены до крайности в произведениях А. Гауди (Испания), а его рационалистических устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша (Великобритания), X. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия) и др. В нач. 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами композиции (О. Перре — Франция; О. Вагнер и А. Лоз — Австрия; П. Беренс — Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко и И. В. Жолтовский — Россия; Э. Лаченс — Великобритания; Г. Бэкон — США; и др.). После 1917 развитие архитектуры капиталистического общества становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, эгоистические интересы правящего класса и его реакционную идеологию, с другой — продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растушую силу трудящихся масс (строительство т. н. дешёвых жилищ, которое должно было смягчить политическую остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся коммунистическими муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максимальной целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производств, и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов «Баухауза» — В. Гропиус, X. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ — в Германии: Я. Й. П. Луд — в Нидерландах) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функциональной организации. В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в архитектуре всех капиталистических стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии буржуазного прагматизма. Он насаждался в слаборазвитых и зависимых странах как символ политического и культурного господства Запада, подчас причудливо сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (архитектура фашистской Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник — Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций «органической архитектуры» породил её индивидуалистические крайности.
В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в архитектуре Финляндии (арх. А. Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии (арх. О. Нимепер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство, которые были заявлены архитектурой США. Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении архитектуры к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Многие крупные проектные фирмы, не придерживаясь определенного направления, стремятся следовать за модой.
В европейской архитектуре конца 50—60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как протест против буржуазного самодовольства, как отражение конфликта между личностью и обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована буржуазией в целях рекламы, Возник брутализм (арх. А. и П. Смитсон Великобритания). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и винтовых покрытий, получили художественное осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, А. Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках. Всё большее внимание буржуазные политики уделяют идеологическому воздействию архитектуры на массы. Демократические архитектурно-художественные тенденции оттесняются капиталистической конкуренцией и давлением официальной идеологии.
Сложен характер архитектурного процесса в молодых независимых государствах Азии и Африки, где стремление создать самобытную архитектуру, стоящую на уровне современных требований, сталкивается с чисто националистическими тенденциями и влиянием архитектуры крупных капиталистических стран. Большую помощь ряду государств (ОАР, Камбоджа, Афганистан, Бирма) оказывают советские архитекторы.
В социалистическом обществе архитектура впервые в истории поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи архитектуры СССР и других социалистических стран решаются на основе планового развития народного хозяйства. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом и входящих в неё населенных мест. Потребности социалистического общества определили главные направления поисков советской архитектуры. Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и общественные здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома с обобществленным бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). Целесообразная организация внутреннего пространства здания определяла группировку его объёмов. Приобрёл художественную значимость принцип ясного выражения социальной роли постройки и её структуры. В создании советской архитектуры 20 — нач. 30-х гг. участвовали различные творческие группы: «конструктивисты» с братьями Весниными и М. Я. Гинзбургом во главе, «рационалисты» (К. С. Мельников, Н. А. Ладовский и др.), зодчие старшего поколения (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др.). Эти группы шли разными профессиональными путями, но были едины в своём стремлении найти решение новых социальных задач, вставших перед архитектурой. Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных промышленных комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др.). В укрупнённых кварталах Харькова, Запорожья, Ленинграда (арх. П. А. Алёшин, А. А. Оль, Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко) закладывались основы современного микрорайона с развитой системой обслуживания населения. Во 2-й пол. 30-х гг. использование традиционных конструкций в массовом строительстве привело к временному отходу от новаторских приёмов, формообразования и обращению к архитектурным традициям прошлого. В архитектуре возникли тенденции парадности, подчас идущие в ущерб решению современных социальных задач. Однако этот период был отмечен развитием принципиально важных градостроительных идей, осознанием города как целостной пространств, системы. Его достижениями были генеральные планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935—40). Широкое развитие получило строительство административных, транспортных, культурно-бытовых, санаторно-курортных и других общественных сооружений; строились Московский метрополитен (арх. А. Н. Душкин, И. А. Фомин и др.), канал Москва — Волга, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве, крупные здания и комплексы. В послевоенные годы решались грандиозные задачи восстановления разрушенных населенных мест и их реконструкции. В структуру многих городов была внесена закономерность, организованность. Возникли ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и др. городов. Глубокая творческая перестройка советской архитектуры во 2-й пол. 1950-х гг., направленная на преодоление ложной парадности и архаичных форм, открыла широкие новые возможности решения социальных и идейно-художественных задач архитектуры. Развитие индустриального строительства было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов строительства (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространственной композиции. Широко применяется смешанная застройка зданиями различной этажности, обогащающая силуэт новых районов и их пространственная организацию, позволяющая использовать особенности ландшафта (кварталы в районе Химки-Ховрино в Москве, арх. К. С. Алабян, И. Н. Селиванов и др., в районе Жирмунай в Вильнюсе, арх. Б. Б. Касперавичене и др.). В строительстве общественных зданий широко используется передовая техника, позволяющая развернуть системы величественных пространств, создать простые, лаконичные по форме сооружения со свободным объёмно-планировочным построением, связанным с окружающей средой (Дворец съездов в Москве, арх. М. В. Посохин и др.; Дворец пионеров в Киеве, арх. А. М. Милецкий, Е. М. Бильский; Дворец искусств в Ташкенте, арх. В. В. Березин и др.; московский аэровокзал в Шереметьеве, арх. Г. А. Елькин и др.). Методы сборного строительства послужили для создания хорошо вписанных в природу комплексов, предназначенных для отдыха, среди которых выделяются пионерские лагеря Артека (арх. А. Т. Полянский и др.). Большие успехи достигнуты в области промышленного строительства и в архитектуре гидротехнических сооружений. К крупнейшим градостроительным начинаниям, связанным с развитием существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (арх. М. В. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского острова в Ленинграде (арх. Н. В. Баранов, В. А. Каменский, С. Г. Евдокимов и др.), строительство мемориального центра в Ульяновске (арх. Б. С. Мезенцев и др.).
Задачу выражения в архитектуре нового общественного содержания, связанного с общенародным благом, решают архитекторы и других социалистических стран, чьими усилиями были восстановлены города, пострадавшие во время 2-й мировой войны (Варшава, Берлин и др.), реконструируются многие старые города (София, Бухарест, Братислава и др.) и создаются новые (Дунауйварош, Эйзенхюттенштадт и др.), возводятся многочисленные жилые массивы для трудящихся. Развивается единая в своей социальной направленности и вместе с тем многообразная архитектура социалистического общества. Возрастающая роль искусственной среды, организуемой архитектурой, делает всё более сложными и ответственными её художественные задачи, а развитие и совершенствование строительной техники открывают новые материальные возможности воплощения разнообразных и смелых замыслов.
Лит.: Айзенберг И. П., Рабинович В. И., Некоторые вопросы строительства и архитектуры в произведениях К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, М., 1957; Алпатов М. В., Аркин Д. Е., Брунов Н. И., История архитектуры в избранных отрывках, М., 1935; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 1—2, М.—Л., 1933—37; Шуази О., История архитектуры, пер. с франц., т. 1—2, М., 1935—1937; Кон-Винер Э., История стилей изобразительных искусств, пер. с нем., М., 1936; Аркин Д. Е., Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 1—2, М., 1944—49; т. 3—8, М., 1966—69; Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66; Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1—2, М., 1958—63; Гочар И., От пирамид к панелям, пер. с чешск., М., 1962; История русского искусства, т. 1—13, М., 1953—69; История русской архитектуры, 2 изд., М., 1956; История советской архитектуры, 1917—1958, М., 1962; Советская архитектура (1917—1967). Альбом, М., 1967; Журавлев А. М., Xан-Магомедов С. О., Советская архитектура, М., 1968; Аркин Д., Архитектура современного Запада, М., 1932; Уиттик А., Европейская архитектура XX века, пер. с англ., т. 1—2, М., 1960—64; Рагон М., О современной архитектуре, сокращ. пер. с франц., М., 1963; Келлер Б. Б., Xан-Магомедов С. О., Современная архитектура капиталистических стран, М., 1966; Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ, 1913; Гинзбург М. Я., Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. М., [1924]; Кринский В. Ф., Ламцов И. В.. Туркус М. А., Элементы архитектурно-пространственной композиции, М.—Л., 1934; Бринкман А. З., Пластика и пространство как основные формы художественного выражения, пер. с нем., М., 1935; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, пер. [с итал.], т. 1–2, М., [1935]–37; Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. [с итал.], М., 1936, [1938]; Виолле ле Дюк, Беседы об архитектуре, пер. с франц., т. 1—2, М.—Л., 1937—38; БарбароД., Комментарий к Десяти книгам об архитектуре Витрувия, пер. с итал., М., [1938]; Палладио А., Четыре книги об архитектуре, пер. с итал., М., 1936, 2 изд., 1938; Виньола Дж. Б., Правило пяти ордеров архитектуры, пер. [с итал.], М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, М., 1937, 3 изд., 1944; Нерви П. Л., Строить правильно, М., 1906; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Очерки теории архитектурной композиции, М., 1960; Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960; Кириллова Л. И., Масштабность в архитектуре, М., 1961; Иконников А. В., Степанов Г. П., Эстетика социалистического города, М., 1963; Казаринова В. И., Взаимосвязь архитектуры и строительной техники, М., 1964; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967.
А. В. Иконников
Опубл.: Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М., 1970. – Т. 2. Ангола – Барзас. – С. 296–302.
 
 
 
 
размещено 10.03.2011

(1.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Иконников А.В.
  • Размер: 41.07 Kb
  • © Иконников А.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции