1930. Малая советская энциклопедия . М., (6.15 Kb) 

24 мая, 2019

ИСТОРИОГРАФИЯ, 1)разработка истории; 2) наука, изучающая развитие исторического знания, история того, как писалась история.

ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКАЯ.
Историография русская на всем протяжении своего существования отражала классовую борьбу. Это видно уже в летописях, прославлявших княжескую власть, и в первом сводном учебнике русской истории — Синопсисе (1674), характерном для эпохи разложения феодализма. С развитием торгового капитализма все более укрепляется самодержавие, стремившееся доказать свою незыблемость и благодетельность для «всей России». Этот «социальный заказ» и выполнила русская историография эпохи торгового капитала. Историки той поры примыкают к правящему классу или состоят у него на службе. Главные из них: астраханский губернатор и тайный советник В. И. Татищев, написавший свою «Историю Российскую» по приказу Петра I; тайный советник, сенатор, князь М. М. Щербатов, «сочинивший» свою «Историю Российскую» под покровительством Екатерины II; Н. М. Карамзин, официальный «историограф» Александра I, ежегодно получавший на сочинение «Истории Государства Российского» «пансион» в 2.000 руб. из личных средств царя. Особенно характерен из них Карамзин. Конечно, о классовой борьбе у него нет речи: исторический процесс, по его мнению, движется волей царей, основной деятельностью которых является «собирание Руси», т. е. округление государственной территории. С развитием промышленного капитализма на смену пришла русская историография, отражающая интересы промышленно-капиталистического развития, т. н. «историко-юридическая» школа русской историографии. Ее основатель Г. Эверс, автор «Древнейшего права руссов» (1826). Виднейшие ее представители — С. М. Соловьев. Б. Н. Чичерин, К. Кавелин — были последователями философии Гегеля, заимствовавшие у него идеализм. Школа возникла в эпоху кануна «освобождения крестьян». Буржуазно-помещичьей России становилась ясна необходимость проведения реформ для предотвращения революции. Единственным спасителем от надвигающейся революции была крепкая государственная власть. Новая историческая школа стремилась доказать крепость самодержавия и ненужность революции. Вся русская история представлялась ей мирной эволюцией от родовых отношений к государственным. Государство объявлялось творцом и целью исторического процесса, носителем порядка, тишины и «общего блага». Государство создало сословия — крестьянство и дворянство, закрепостило их себе на службу, а по миновании надобности стало раскрепощать. Крестьянство будет освобождено от крепостной зависимости так же тихо и мирно, как дворянство в 18 в. было освобождено от обязательной военной службы. Вся эта идеалистическая теория продиктована страхом революции. Обосновывая свою классовую теорию, историки-государственники собрали огромный материал и проделали большую работу по изучению источников, чем подготовили почву для настоящей научной работы. Классовые идеи историко-юридической школы оказались чрезвычайно живучими: их питал страх помещичье-буржуазной России перед революцией, нарастание которой в конце 19 и нач. 20 вв. было очевидно. В плену этих теорий оказалась и новая школа В. О. Ключевского. Целью русского исторического процесса она считала уже не самодержавное, а т.н.«правовое»государство, отразив этим политические планы мечтавшей о конституции русской либеральной буржуазии. Параллельно со школой Ключевского, с середины 19 в. возникает и развивается ряд мелкобуржуазных исторических схем: А. Щапова и «федералистов» (В. Костомаров, М. Грушевский). Они отказывались рассматривать русское историческое прошлое как историю самодержавной России, а видели в нем историю областей и угнетенных национальностей, насильственно объединенных царизмом. Понятие национальности заслонило у них классовую борьбу. Правильное понимание исторического процесса установила лишь марксистско-ленинская школа русской историографии, возникшая в конце 90-х гг. 19 в., в эпоху революционной подготовки 1905. Ее первичное обоснование дано в первых работах Ленина, попутно касавшегося вопросов русской истории при разработке различных специальных тем. Виднейший представитель этой школы — М. Н. Покровский. Обоснование марксистского понимания русской истории дано им в «Русской истории с древнейших времен» (начала издаваться в 1910). В основу русской истории марксистская историография русская кладет изучение развития производительных сил; изучается революционный протест масс и классовая борьба, неизбежно приводящая к установлению пролетарской диктатуры. Марксистская историография русская в корне перестроила круг проблем старой историографии русской и выдвинула много новых задач: изучение истории пролетариата, ВКП(б), колониальной политики царской России, и др. Старая русская историография этих тем не знала. В настоящее время кадры историков-марксистов растут и марксистская историография русская охватывает все расширяющийся круг вопросов. Развивается марксистское изучение народов СССР, населявших бывшие колонии царской России (Украину, Кавказ, Туркестан и пр.). Организации планомерного марксистского исследования способствует созданное в 1925 Общество историков-марксистов с М. Н. Покровским во главе.
Литература: Марксистская — Покровский М. Н., Борьба классов и русская историческая литература, Л., 1927; Русская историческая литература в классовом освещении, сб. статей, с пред. и под ред. М. Н. Покровского, М., 1927. Немарксистская — Милюков П. Н., Главные течения русской исторической мысли, 3-е изд., Ярославль, 1913; Пичета В. И., Введение в русскую историю (источники и историография), М., 1922.
Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н. Л. Мещеряков. – М., 1930. – Т. 3. Дрофы – Ковалик. – Стб. 547–549.
 
 
 
 
размещено 15.08.2011

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 6.15 Kb
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции