Здравствуйте!
Сегодня я хочу рассказать еще об одной редкой археологической находке.
В 2011 году в Нижнем Новгороде велись охранные археологические раскопки на территории некрополя XVII – XVIII вв. при Верхнепосадской Никольской церкви. Никольская церковь располагалась неподалеку от Никольской башни Кремля на Верхнем посаде (внутри совр. квартала между ул. Большая Покровская и ул. Пожарского). В семнадцатом веке церковь была деревянная. В восемнадцатом веке на смену деревянной была построена каменная. Примерно до конца восемнадцатого века в русских городах не существовало городских кладбищ. Умерших хоронили на кладбищах рядом с городскими храмами, прихожанами которых они были при жизни. Естественно, на таких кладбищах хоронили только православных. По православному обряду вместе с умершими в могилу вещи не клались. В отдельных захоронениях могут быть найдены только нательные крестики, остатки одежды, обуви или головных уборов. В нагорной части Нижнего Новгорода культурный слой сухой, поэтому в нем практически не сохраняются ни ткани, ни кожа. Каково же было удивление, когда в одном из захоронений были обнаружены остатки головного убора. Он сохранился в виде слипшегося комка нитей, и в нем трудно было угадать первоначальный облик.
В «Центре исследования исторических и традиционных технологий» Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва (г. Москва) нижегородская находка подверглась расчистке и тщательному исследованию. В результате было установлено, что она является остатками головного убора замужней женщины – волосника, выполненного из красного шелкового очелья и ажурного верха, сплетенного из золотных нитей в технике «спрэнг». Очелье волосника было орнаментировано золотным шитьем с изображением «древ» и единорогов. Под волосником, вероятно, был некий головной убор из шелковой ткани, возможно, нижняя шапочка или убрус. На это указывали небольшие фрагменты шелковой ткани, обнаруженные под сеткой. Использованные материалы, техника изготовления, классическая орнаментальная композиция и изображение единорогов позволили специалистам датировать этот головной убор концом XVI – началом XVII вв.
На этом можно было бы и остановиться. Находка атрибутирована и датирована. С научной точки зрения этого вполне достаточно, чтобы использовать полученную информацию в дальнейших исследованиях. Можно было бы ограничиться графической реконструкцией. Но вещь для Нижнего Новгорода уникальная. Она была достойна реставрации. Помогли московские реставраторы Наталья Павловна Синицына, художник-реставратор по тканям и коже высшей квалификационной категории ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря, и художник-реставратор МВЦ «РОСИЗО» Наталия Никандровна Цветкова. Благодаря им «мертвые» обрывки золотного плетения и вышивки превратились в уникальный, редкий экспонат. Фрагменты отреставрированного волосника «посажены» на тонкую шелковую газовую ткань, которая заполняет места истлевших деталей и объединяет их в одно целое. В результате перед нами целый предмет, правильнее сказать, образ предмета. Единственного волосника из Нижнего Новгорода. Наталья Павловна Синицына возглавляет реставрационно-исследовательскую группу «Исторический Некрополь», которая была создана при Музеях Московского Кремля для изучения и реставрации материалов из захоронений русских цариц и великих княгинь из Вознесенского монастыря. Через ее руки прошли знаменитые волосники русских цариц. Она не сомневается, что нижегородский волосник сделан в тех же мастерских, что и царские. Такой волосник мог принадлежать только очень знатной женщине. Шелк, серебряные и золотные нити в XVI-XVII вв. стоили дорого, а работа по изготовлению головных уборов была трудоемкой. Кроме того, все ранее находимые волосники принадлежали женщинам царского дома, княжеских или знатных боярских семей. В большинстве случаев владелицы их известны по именам. Все имеют весьма высокий статус.
Таким образом, найденный волосник – не просто женский головной убор. Это «статусный» головной убор. Его владелице по статусу положено быть погребенной либо в монастыре, либо в храме или на почетном месте около него.
А наша находка была сделана в захоронении среди могил рядового посадского люда, в толще могильного слоя, в самой гуще очень плотно расположенных могильных ям. Ни по своему местоположению, ни по устройству могилы погребение ничем не отличалось от других рядовых захоронений, могильная яма нарушала предшествующие захоронения и была частично разрушена более поздними погребениями. Только особенная женская судьба, только стечение неизвестных нам обстоятельств могли «совместить несовместимое» и волосник оказался в рядовом захоронении. О его владелице благодаря антропологам мы знаем лишь то, что она умерла в возрасте 30-35 лет.
В результате мы имеем уникальный музейный экспонат и загадку, связанную с ним, вернее, с его владелицей. В одной находке – две судьбы. А представьте себе, что находка волосника попала к археологам уже вынутой из культурного слоя. Что бы мы потеряли при этом? Правильно, была бы утрачена историческая информация, скрытая в особенностях места находки. Волосник был бы изучен, отреставрирован, занял место в музейной экспозиции, стал доступен для обозрения. А вот о тайне судьбы его владелицы мы бы и не догадались.
У нашей находки счастливая судьба. Ей повезло из слипшегося комка грязных нитей превратиться в уникальный музейный экспонат и занять место в экспозиции среди подобных ей раритетов. Ей повезло дважды. Она сохранила тайну судьбы своей владелицы. Тайну, которую нам еще предстоит раскрыть.
Таким волосник был извлечен из погребения
Так волосник выглядит после реставрации
Вы видели этот волосник? Нет? Тогда отправляйтесь в главное здание НГИАМЗ, в усадьбу Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной.
Вы читали об этой удивительной находке? Нет? Тогда советую заглянуть на страницы ЭПИ «Открытый текст» вот по этим ссылкам:
Т.В. Гусева. Тайна без имени http://opentextnn.ru/history/archeology/find/guseva-t-v-tajna-bez-imeni/
Т.В. Гусева. Прикосновение к тайне в качестве новогоднего подарка http://opentextnn.ru/history/archeology/t-v-guseva-nizhnij-novgorod-prikosnovenie-k-tajne-v-kachestve-novogodnego-podarka/
Т.В. Гусева. Тайна женской души http://opentextnn.ru/history/archeology/guseva-t-v-tajna-zhenskoj-dushi/
Надеюсь, не пожалеете.
Встретимся на следующем уроке. Я расскажу и покажу, как работают археологи на раскопках.
Т.В. Гусева.