Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Завершение дискуссии

26 июня, 2019

Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Завершение дискуссии (9.92 Kb)

А.Л. Кряжевских (г. Киров)

Подведение итогов дискуссии

В дискуссии, посвященной проблемам борьбы с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия, приняли участие главным образом археологи-практики, а также представитель юридического сообщества и даже врач. Тема нашла живой отклик у представителей различных регионов Поволжья и Приуралья, так как вопросы сохранения археологических памятников волнуют всех без исключения археологов. В рамках дискуссии можно выделить несколько основных проблем, для решения которых высказывались конкретные рекомендации.

Наиболее активное обсуждение вызвала тема незаконных археологических исследований. Эта проблема в последнее время приняла массовый характер во многих регионах России и в ходе обсуждения О.Г. Гайдаш даже сравнил ее с эпидемией, проведя при этом достаточно интересные параллели. Для создания эффективного механизма борьбы с этим явлением целесообразно применение следующих методов, предложенных участниками дискуссии:

  1. Необходим запрет свободной продажи металлодетекторов, лицензирование их приобретения и использования. Требование зарегистрировать ранее приобретенные металлодетекторы позволит сформировать базу данных их владельцев, поставить вне закона собственников незарегистрированных детекторов металла и прямо во время регистрации предупредить об ответственности за незаконные раскопки. В настоящее время продажа металлоискателей является прибыльным бизнесом, и зачастую именно компании, производящие и реализующие эти приборы, финансируют деятельность сайтов, посвященных так называемому металлопоиску, оплачивают издание статей, пропагандирующих поиск кладов и различных исторических ценностей, и организуют кампании по защите в суде людей, пойманных во время незаконных археологических работ. В случае запрета свободной продажи металлоискателей и снижения прибыльности этого бизнеса удастся существенно уменьшить количество так называемых «черных копателей», особенно новичков.
  2. Борьба с каналами сбыта предметов, добытых в ходе незаконных археологических работ. В настоящее время в сети Интернет функционирует достаточно большое количество сайтов-аукционов, где продаются найденные в ходе так называемого металлопоиска изделия. Часть предметов реализуется через антикварные салоны и торговые точки на рынках. Большинство незаконных археологических работ проводится с целью получения прибыли, и если максимально затруднить продажу археологических предметов или сделать ее невозможной, то многие «черные копатели» потеряют интерес к таким выездам. В настоящее время существует законодательный запрет на оборот археологических предметов, однако в реальности они достаточно свободно продаются и покупаются, и к ответственности привлекается очень мало виновных в подобных деяниях.
  3. Ведение регулярной целенаправленной работы по борьбе с незаконными археологическими исследованиями силами правоохранительных органов. В настоящее время в российской полиции отсутствуют подразделения или отделы, которые постоянно занимались бы отслеживанием правонарушений в отношении археологических объектов. Задачи борьбы с нарушениями в сфере сохранения культурного наследия вменены сотрудникам, основная деятельность которых связана с совершенно другими статьями УК и КоАП, вследствие чего мероприятия по пресечению незаконных археологических работ они проводят главным образом по инициативе археологов или органов охраны объектов культурного наследия. Вполне понятна проблема сильной загруженности работников органов МВД, однако даже выделение одного сотрудника на регион, который бы занимался только отслеживанием ситуации с соблюдением законодательства в отношении объектов культурного наследия и имел бы необходимые ресурсы, могло бы существенно изменить ситуацию к лучшему. Также существенное значение имеет деятельность участковых, которые очень часто, если верить сообщениям с форумов кладоискательских сайтов, не предпринимают никаких действий в отношении «черных копателей», даже непосредственно наблюдая за их действиями. В случае наработки судебной практики и наличия реальных наказаний за незаконные археологические работы количество людей, увлеченных металлопоиском, существенно снизится, особенно воспринимающих это занятие как хобби.
  4. Регулярное освещение в средствах массовой информации результатов археологических исследований, проводящихся на законных основаниях, и подчеркивание при этом незаконного, преступного характера деятельности «черных археологов». Время от времени в газетах и на телевидении появляются сюжеты, представляющие кладоискательство как романтическое хобби, которым занимаются увлеченные люди, открывающие для себя новые страницы истории. По сути, подобные статьи и телепередачи пропагандируют нарушение закона, подталкивают к незаконному поиску артефактов. Часто такие сообщения СМИ оплачиваются компаниями, занимающимися изготовлением и продажей металлоискателей. Если в газетах, журналах и на телевидении регулярно будут появляться сообщения о разрушении памятников археологии в результате деятельности любителей металлопоиска, о борьбе с их незаконными действиями, можно будет создать в обществе атмосферу осуждения подобных деяний, сформировать отношение к ним как к непринятому, преступному поведению. Это позволит оттолкнуть от незаконных археологических работ людей, привлеченных романтическим ореолом кладоискательства, которые не осознают до конца, что своими действиями они нарушают закон и разрушают свою историю. Также это будет способствовать уменьшению притока новых людей в «черную археологию».

 

Относительно предотвращения повреждения памятников археологии в результате хозяйственного освоения территории выдвинуты следующие предложения. По большому счету, в этом направлении нормативная база уже разработана, главная проблема заключается в ее совершенствовании и реализации. В ходе обсуждения совершенно справедливо был выдвинут тезис о необходимости организации взаимодействия органов охраны объектов культурного наследия и ведомств, курирующих хозяйственное освоение территорий – региональных министерств природных ресурсов, строительства, промышленности и т. д. Гораздо проще по линии межведомственного взаимодействия отслеживать планируемые проекты строительных работ, прокладки коммуникаций, вырубки лесов и информировать о необходимости проведения охранных работ, чем впоследствии выявлять в ходе проверок разрушения на памятниках археологии. К тому же существует проблема соотнесения положений Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” с Лесным, Водным, Жилищным кодексами и некоторыми другими федеральными законами, в которых зачастую отсутствует четко прописанная процедура проведения мероприятий по сохранению памятников археологии. Такие пробелы в нормативных актах можно устранить также лишь при условии налаживания взаимодействия и выработке общего порядка действий.

Первоочередное значение в борьбе с разрушением известных и пока не выявленных археологических объектов имеет проведение историко-культурной экспертизы земельного участка перед проведением на нем любых хозяйственных работ. К примеру, в Кировской области в 2016 г. насчитывалось существенно большее количество проведенных историко-культурных экспертиз по сравнению с 2015 г. Однако подавляющее большинство различных строительных и земляных работ в 2016 г. в регионе проводилось все-таки без подобной экспертизы. При этом такие случаи имели место и в областном центре, и в районах области. Основная сложность в обеспечении исполнения положений Федерального закона № 315-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 22.10.2014, который ввел в 73-ФЗ поправки относительно историко-культурной экспертизы, заключается в том, что наказать физическое или юридическое лицо в случае непроведения им подобной экспертизы достаточно проблематично. Состав ни одной из статей КоАП РФ в полной мере не соответствует ситуации, когда заказчик каких-либо строительных работ не провел до их начала историко-культурную экспертизу. Поэтому долгое время наказать подобных недобросовестных застройщиков не получалось. Однако в настоящее время в Кировской области благодаря усилиям регионального министерства культуры имеется прецедент, когда организация была оштрафована за проведение земляных работ без историко-культурной экспертизы (https://slobodskoy–kir.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=120822430&delo_id=1500001&new=&text_number=1&case_id=115052974). При этом апелляция на данное решение суда не была удовлетворена (https://oblsud–kir.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=805524&delo_id=1502001&new=0&text_number=1&case_id=783948). Этот прецедент позволяет надеяться на то, что в будущем историко-культурной экспертизой будет охватываться большее количество проектов различных хозяйственных работ, что будет способствовать сохранению уже известных памятников археологии и выявлению новых объектов.

Итоги данной дискуссии, безусловно, нельзя считать окончательными, жизнь не стоит на месте и нас всех ждет еще немало изменений в плане организации сохранения археологических памятников. Однако все высказанные мнения, рекомендации и советы, мы надеемся, помогут сделать более эффективной охрану археологического наследия нашей страны.


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 30.11.2016
  • Автор: Кряжевских А.Л.
  • Размер: 9.92 Kb
  • © Кряжевских А.Л.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции