Гусарова Т.В. Понетаевские предания

30 октября, 2019

Т.В. Гусарова. Понетаевские предания (7.7 Kb)

Понетаевка и Кардавиль – села Шатковского района Нижегородской области. Исконные обитатели этих мест – мордва-эрзя, в настоящее время значительно обрусевшая. Особенно это касается поколений, родившихся и выросших в послевоенные годы. Однако отдельные элементы традиционной культуры, языка, народных обычаев сохраняются в памяти старшего поколения, в рассказах и преданиях о прошлом.
Понетаевские предания
Недалеко от Понетаевки есть овражек с древним мордовским названием Шакшчулгумо. Раньше во время похорон там разбивали горшки, из которых обмывали покойников. (Шакш – горшок)
Записано от М.Р.Барановой,
1882  г.рожд., с. Понетаевка, 25.10 1978 г.
На месте оврага Ошлей в незапамятные времена татарский городок стоял. Он в землю провалился и образовался глубокий овраг. (Ош – город, лей – овраг). А еще есть овраг Чупалей, в нем привидения показываются, люди боятся туда ходить. (Чупа – город).
Записано от А.И.Софронова,
1908  г.рожд., с.Кардавиль, 25.10 1978 г.
Крещение мордвы.
 Иван Грозный шел в поход на Казань нашими местами. С той поры сохранились названия Рубеж Ивана Грозного, Казанская дорога, Казанский Мост.
В то время по приказу царя крестили мордву. Окунется мужик в воду, перекрестится, и получай подарок – холстовые порты. Кардавильские мужики хитрые, сразу смекнули свою выгоду: народу собралось много, в суматохе всех не приметишь, вот они и стали креститься по два раза. Так что почти все по двое портков получили, а иным даже трое досталось.
Записано от Н.А.И.Зимнякова,
1894  г.рожд., с.Кардавиль, 25.10 1978г.
О крепостном праве.
Моя свекровь, Февронья Родионова, была дворовой, скотницей. Как-то раз сдох теленок. Явилась барыня: «Ах, какое несчастье!» В руках у нее был зонт. Хлысь, хлысь – изо рта у Февроньи кровь пошла. Она напугалась и убежала в Корино, к свекру. Тот ее спрятал. Из Кардавиля барские люди приезжали, искали Февронью, вилами солому проверяли. Коринскому помещику Виноградову письмо пришло: «Не держите беглянок!» Он приказал бабе вернуться домой. Шла-шла она, и в четырех верстах от Корина, в овражке, родила. Идет старичок, увидал ее: «Ох, матушка, что я буду делать?» Он донес ребенка до Корина. А на другой день ее на лошади отправили в Кардавиль.
Пошла Февронья с бабами в баню, и барыня туда нагрянула. «Что, Хевтошка, беглянка, вернулась? С кем дитё родила? С барином? Ах, ты!..» И пинком ее. А потом снова стала допытываться. Февронья ответила: «Только душа моя знает»,
По барыниному приказу ее остригли, голову намазали дегтем и воткнули в него куриные перья. Всё лето она ходила без платка, даже на барщину в поле. С головы кровь течет, смотреть страшно. Муж хотел за нее заступиться – ему ногу вилами спороли.
Мальчик Митрошка остался сиротой, без отца, без матери. Барыня велела привязать его к ножке стола, как собачку, и заставила тявкать. Всю жизнь он так и прожил. Стала барыня помирать, требует к себе Митрофана: «Прости меня!»
Бажениха над крестьянами надрыгалась (издевалась. _ Ред.). И крепостной, повар Киселёв, решил убить ее. Он в Арзамасе был, пришел оттуда ночью, по пути зашел в Луканово к дьячку, узнать время. Барыня играла на рояле. Киселёв убил ее через окошко из ружья и убежал. Розыски были, дьячок выдал, и Киселёва отправили на каторгу.
Земли и лес кругом были монастырскими и барскими. Мужики воровали дрова. Поехал дед Француз (прозвище его было) в лес. Лесник кричит: «Стой!» Он молчит, притворяется глухим. Лесник спрашивает: «Как  зовут?» Дед в ответ: «Зимой – Фомой, летом – Филаретом».
Записано от Д.Т. Родионовой,
1868 г.рожд., с.Понетаевка, май 1966г.
Крестьянские хитрости.
Яшин Роман Петрович изготовлял дровни. Материал он добывал в помещичьем и монастырском лесах, своего леса у крестьян не было. Однажды везет Яшин бревна для полозьев, а навстречу сам Тархов, барин. Барин смолчал, но, вернувшись домой, отдал распоряжение леснику: «Возьми двух стражников, и сделайте обыск у Яшина Романа.»
Бревна как сквозь землю провалились! Вернулся лесник и докладывает барину, что ничего не нашли. Тархов вызвал Яшина: «Ты лес крал и навстречу мне попался. Полозья у тебя?» – «Виноват, ваше благородие, у меня». – «Нашли?» – «Нет, они, барин, ходили по ним, а не нашли». Тархов снова посылает лесника, и Яшину пришлось показать, где он спрятал бревна. Они были запаханы между грядок. Узнав об этом, барин похлопал Яшина по плечу: «Молодец, умеешь красть, умеешь и концы прятать! А вы, болваны, убирайтесь от меня!»
Строго охраняла стража лесные богатства монастыря, но Яшин умел ее обойти. Едет он в лес зимой. Как только надо свернуть с дороги в лес, он поднимает дровни и несет их за лошадью. Проходит лесник, видит, что нет следа от полозьев, и домой спокойно возвращается. А Яшин тем временем, нарубив целый воз, выезжает на дорогу и благополучно возвращается в село. Так водил он за нос лесников барина Тархова и монастыря.
О находчивости Яшина знали многие. Однажды управляющий монастыря вызвал его и говорит: «Роман, возьми на выбор тридцать деревьев в лесу, только перестань дурачить лесников». – «Нет, спасибо», – ответил Яшин и ушел, отказался от подачки.
В монастыре работал лесником мужичок из-под Ташина. Он хотел выслужиться перед игуменьей и завоевать ее доверие. Отбирал у женщин вязанки сучьев. Мешки с травой, ягоды и грибы. Насолил он всем понетаевцам, и они решили его проучить. Шесть баб пошли в монастырский лес за лыками. Выбрали подходящее место и перекликаются. Лесник тут как тут: «Ах вы, мордва проклятая!» Бабы стали просить прощения, а он еще пуще злится. Они упали на колени, кланяются ему, а сами помаленьку подвигаются поближе. И вдруг одна хвать его за ноги! Лесник упал, бабы навалились на него, задрали рубаху и завязали над головой, спустили штаны, а потом подтащили к березе и привязали к ней.
Под березой была муравьиная куча. Вопит блюститель порядка: «Караул! Помогите!» Случайно проезжали лесом монастырские подводы. Монашки развязали веревки, и спасенный лесник ударился бежать домой, даже расчет в монастыре не взял.
Записано от П.Ф.Шаварина,
1891 г.рожд., с.Понетаевка, ноябрь 1965г.
Подготовка текста и публикация Т.В.Гусаровой
Опубл.:  9 апреля 2010 г.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции