Гусарова Т. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда…»

27 октября, 2019
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда…» (5.8 Kb)

Гулянье на Масленицу давно стало едва ли не самым любимым народным праздником на Руси, благополучно пережившим все гонения и запреты, начиная со времен утверждения православия и до торжества коммунистической идеологии. Удалось разве что сократить сроки – от двухнедельного цикла языческих торжеств, связанных с проводами зимы и торжеством молодого Солнца,  к концу XVII века осталось восемь дней – с воскресенья до воскресенья, к XIX веку масленичные гулянья сократились до четырех дней – с четверга до воскресенья, а в советские времена и вовсе остался один день, да и тот в клубно-досуговой сфере приобрел обезличенное наименование «Проводы русской зимы» и праздновался в любое воскресенье начала марта, невзирая на всё еще продолжавшийся Мясоед или уже начавшийся Великий пост. В XXI веке в России произошло возвращение к традиционным срокам проведения Масленицы – неделя между Мясоедом и началом Великого поста, однако продолжительность массовых торжеств ограничивается одним или двумя выходными днями – субботой и воскресеньем.
Собственно, понять и даже принять поправки новейшего времени вполне возможно: Масленица в сельском быту приходилась на время относительного покоя, когда никаких работ, требовавших постоянного напряжения и больших временных затрат,  у крестьянина не было, напротив, была возможность активного общения, отдыха, гуляний и празднеств. В городской среде такое длительное прекращение процессов производства было просто невозможно, поэтому основное массовое гулянье перешло на выходные дни, а другие масленичные обычаи исполнялись преимущественно в узко-бытовой, семейной среде или перешли в круг детских игр и развлечений.
Едва ли не самым известным и широко распространенным обычаем Масленицы принято считать угощение блинами. Это настолько вошло в сознание современного человека, что, с легкой руки А.И.Куприна, блин стал восприниматься как символ масленицы, более того, как воплощение образа Солнца, побеждающего Зиму: «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Практически произошла подмена понятий: один из многочисленных ритуалов Масленицы стал едва ли не основным её содержанием, оттеснив на задний план катание с гор, семейно-родственное общение, массовые маскарадные шествия с Масленицей, кулачные бои и другие игры и развлечения, не говоря уже о том, что главными угощениями на масленичном столе были все-таки сыр, масло, сметана, творог и блюда из них, пироги и ватрушки с творогом или рыбной начинкой.
Блины в русской традиционной кухне встречаются настолько часто, что их невозможно закрепить за каким бы то ни было праздником в качестве способа его идентификации. Достаточно беглого взгляда даже на ассортимент этого вида изделий: блины были постными (то есть тесто ставилось на воде, без яиц, выпекалось на растительных маслах) или скоромными, кислыми или пресными, использовалась гречневая, пшеничная, ржаная, ячменная, просяная и даже гороховая мука. Блины нередко пекли «на скорую руку», для неожиданного гостя или вернувшегося из поездки хозяина дома…
С другой стороны, обращает на себя внимание тот факт, что традиционно блины подавались на проводах в дальнюю дорогу, на поминальных трапезах, то есть при проводах покойного в мир иной, где они были обязательным блюдом, а также на второй день свадьбы, когда проходил своеобразный обряд «поминок по девичеству»: теща подавала впервые посетившему ее дом зятю на деревянной тарелке стопку блинов, которую он пробивал своим ножом насквозь. Характерно также, что на второй неделе Великого поста в ряде местностей справляли «поминки по Масленке»: приглашали гостей на постные ржаные или овсяные блины с льняным или конопляным маслом.
Таким образом, аналогия блина с солнцем в масленичной обрядовой культуре представляется вторичной, возникшей в период полной утраты понятий о магической сущности обряда. В масленичном цикле блины играли роль именно ритуального поминального блюда, их употребление в неумеренных количествах подчеркивало  важность переживаемого момента, являясь, в какой-то мере, остаточным явлением древней жертвенной культуры, связывавшей мир живущих с миром предков.
Следует, видимо, отметить и тот факт, что в записях обрядовых масленичных песен мотив «блины-солнце» не встречается, а вот мысль о том, что «блинами, пирогами, коровайцами» будут отмечены именно проводы Масленицы, присутствует постоянно, более того, утверждается, что Масленица «блинов напекла, сама всё пожрала», уходя, забрала с собой остатки угощений, «а нам редьки хвост дала на пост».
Солнце в масленичной символике занимает, естественно, достаточно много места, однако его воплощение, думается, следует искать в иных образах: прежде всего это конь – в мифологических представлениях многих народов, включая славян, он был инкарнацией солнца; это костер и многочисленные ритуалы, связанные со сжиганием соломы, поскольку огонь – земное воплощение солнца; это масленичные горы, которые строили специально, не используя для катания обычные природные возвышенности, – символ годового движения солнца; наконец, это все проявления жизни, радости, веселья, силы и ловкости, которые людям дает солнце и с помощью которых можно победить даже зиму и саму смерть.
© Открытый текст
размещено 2.03.2011

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 5.8 Kb
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции