Курпачева М. Пасха в деревне Поселихино

27 октября, 2019

М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино (5.12 Kb)

Деревня Поселихино Ковернинского района, где жили мои родственники по материнской линии, дальняя, глухая, со всех сторон окруженная лесом. Говорят, в древности на этом месте селились святые люди, строили в лесах землянки или кельи и молились там. Со временем они стали строить дома и постепенно выбирались из лесов. Так появилась деревня Поселихино
Как и вся округа, жители Поселихина жили в постоянных трудах и заботах: пахали, сеяли, выращивали скот, работали на лесных делянках. Зато и праздники умели отмечать весело, с большим размахом. Не зря, несмотря на отдаленность деревни, именно туда съезжался народ из соседних селений, приезжали родственники из городов, чтобы отметить тот или иной праздник.
Особенно хорошо отмечали Пасху. Именно она считалась одним из самых великих и значительных праздников на селе, даже по сравнению с Новым годом.
Сначала в деревне очень строго соблюдали пост. Особенно серьезно относились к этому женщины.  Если кем-то пост не соблюдался, этого человека осуждали, обзывали нехристем, нередко он становился объектом насмешек даже среди своих друзей и близких, поскольку такое поведение считалось просто позорным.
С приближением праздника начинались приготовления. Избы отмывались начисто, до блеска, мыли всю избу, включая потолки. Пол отдраивали речным песком добела, это была очень тяжелая физическая работа. Избу украшали нарядными праздничными занавесками, полотенцами, стелили чистые половики.
Убирались не только в избах, ближе к Пасхе чистили хлев, вывозили навоз на поля, сжигали весь мусор, прибирали все по местам: на скотном дворе, вокруг избы не должно быть ни соринки.
Чистота и порядок везде создавали предпраздничное настроение. К тому же радовало и окончание поста,  возможность наконец-то вкусно и обильно поесть. В канун Пасхи готовили традиционное праздничное угощение: красили яйца, пекли куличи. Яйца всегда красили только луковой шелухой, добиваясь красного цвета. Их должно было быть много, не меньше довольно большой корзины. В некоторых дворах забивали к празднику скотину, обычно кабанчика или свинью, специально откормленную к празднику.
В пасхальную ночь шли в церковь, которая находилась в нескольких километрах от деревни, приносили с собой яйца и куличи для освящения. Затем возвращались домой. На следующее утро снова шли в церковь, уже на службу. Некоторые, правда, оставались до полуночи и на всю ночь и встречали Пасху в церкви. После службы поздравляли друг друга, обнимались, обменивались яйцами… Всю неделю звонили церковные колоколоа.
С обеда к жителям деревни начинали съезжаться гости. Приезжали дети с семьями, близкие родственники. Бывало, в ином доме столько народу наберется, что не протолкнуться, но это только усиливало ощущение праздника.
Прежде чем сесть за праздничный стол, обязательно была общая молитва. Для ее проведения приглашали пожилых женщин, славившихся красивыми голосами, которые умели запевать молитву. А за ними уж подхватывали остальные. Только после этого все торжественно приступали к трапезе. Угощение начиналось с кулича и яиц, затем уж приступали к остальным блюдам.
После обеда начиналось гулянье. Молодежь и взрослые праздновали по отдельности. Те, что постарше, обычно собирались группами, пели песни под гармонь, вели беседы. Молодежь с песнями ходила по деревне, взявшись под руки. За выгоном устраивали качели: ставили столбы с перекладиной, крепили толстые веревки, на которые укладывали широкую доску.
Празднество продолжалось неделю, а следующее после Пасхи воскресенье в Поселихино называли Красные Горки.
Красные Горки всегда устраивали на самой красивой, освещенной солнцем поляне. Главным занятием в этот день были игры, в том числе и катание яиц. Игра происходила так: один человек брал яйцо и спускал его с горки, следующий участник должен был скатить другое яйцо так, чтобы оно задело предыдущее. Если ему это удавалось, он забирал себе оба. Если нет – в игру вступал следующий и так далее. Несмотря на простоту, игра была захватывающей и играли в нее все, от мала до велика.
Обязательным обычаем в Пасхальную неделю было посещение кладбища. На могилы умерших родственников клали пасхальное угощение – яйца, сладости, ставили цветы.
В эту неделю ни в коем случае нельзя было ругаться, спорить, ссориться; любые перебранки и обиды считались большим грехом.
Так еще недавно праздновала деревня Поселиха свой главный праздник. Ныне  деревня притихла и обезлюдела, едва ли наберется десяток обитаемых домов. Жители перебрались в города и поселки городского типа, в которых таких гуляний никогда не бывает.
О праздновании Пасхи в деревне Поселихино
 Ковернинского района рассказали
Рябова А.И., 1935 г. рожд. и
Курпачева Н.П., 1959 г.рожд. 2010 г.
© Открытый текст
размещено 27.04.2011

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Курпачева М.
  • Размер: 5.12 Kb
  • © Курпачева М.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции