Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки (31.69 Kb) Посиделки, как основная форма общения молодежи в осенне-зимнее время существовали в разных формах практически по всей России. Причин для этого было много. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что основными были разобщенность населенных пунктов в осеннюю распутицу, мороз и бездорожье зимой, отсутствие мест коллективного отдыха и развлечений (клубов, общественных залов и пр.), запрет на посещение молодежью питейных заведений с одной стороны – и потребность в общении, развлечениях, желание скоротать долгие и темные зимние вечера в обществе равных себе по возрасту и интересам, уйти на время из-под постоянного контроля и надзора старших и, быть может, выбрать себе будущего суженного по сердцу – с другой вело к формированию и долговременной (вплоть до первой трети 20-го века) сохранности этой традиции. Различия в названиях, как правило, носили локальный, местный характер или указывали на особенности занятий и развлечений. В Нижегородской области это были кельи, поседки, засидки, супрядки. Как правило, посиделки в Нижегородской области представляли собой небольшие группы девушек-односельчанок, собиравшихся в одной, заранее нанятой избе для совместной работы – чаще всего прядения, иногда шитья, вышивания, реже вязания. С собой приносили необходимые принадлежности для работы, собирали небольшое угощение. Строго оговаривались расходы по найму избы: обычно нанимали избу у одинокой женщины за отопление, освещение, небольшую плату деньгами или продуктами. Пряли во все дни недели, кроме пятницы, считавшейся для этого несчастливым днем, субботы, когда топили баню и воскресенья. Каждая девушка, собираясь на посиделки, несла с собой несколько поленьев дров, а та, чья очередь была «светить», т.е. отвечать за освещение избы, еще и пучок лучины, свечу или заправленную керосиновую лампу, масляный светильник. В ее обязанности входило в течение всего вечера поддерживать огонь: менять лучины в светце, снимать нагар со свечи или подкручивать лампу, чтобы она не коптила. Естественно, что в этот вечер она работала урывками, что отражалось на результатах, за которыми зорко следили матери: отпуская девушку на посиделки, каждая мать задавала ей «урок» – давала определенное количество льна для пряжи, а по возвращении смотрела, сколько дочь напряла. Девушки нередко шли на хитрость: заранее спряденные мотушки ниток прятали в укромном месте, а возвращаясь с посиделок, доставали их и предъявляли матерям как результат работы этого вечера. Обычно интенсивная работа сопровождаемая разговорами и негромкими протяжными песнями, продолжалась с небольшими перерывами три – четыре часа, после чего девушки расходились по домам. Обычно так проходили девичьи посиделки во время поста или при необходимости выполнения большого объема работы. Значительно чаще, особенно в период от Покрова (14 октября) до начала Рождественского поста (18 ноября) и от Святок до Масленицы, посиделки состояли из двух частей: первой, во время которой девушки выполняли свою работу, и второй, более любимой и памятной всем информаторам: в избу, снятую на период посиделок приходили гости – парни из своего, а иногда и из соседнего села или деревни. Работа откладывалась прялки и пяльцы убирали, на свободном пространстве начиналось веселье. Избы были невелики, поэтому больших групп молодежи вместить не могли. В одной избе обычно собирались 6 – 8 девушек, поэтому «келий» в больших деревнях было несколько, и компании парней – «ватаги» – переходили из одной в другую, что создавало и определенную общность времяпрепровождения для всей молодежи, и разнообразия развлечений для каждой группы девушек и их гостей. Выше всего ценились те «ватаги», в которых был гармонист. Их наперебой стремились залучить к себе девичьи группы. Если не было гармони, играли на балалайках, причем не только парни, но и девушки, а для сопровождения пляски годились любые подручные ударные инструменты: пастушьи барабанки, рубели, веретена и т. п. В крайнем случае обходились и без инструментов: танцы сопровождались плясовыми песнями и припевками, частушки исполняли «под язык». Особой формой посиделок можно считать так называемые «свозы», на которые собиралась молодежь со всего села, приглашали и соседей. Девушки приходили в лучших нарядах, работу с собой не брали. Для «свозов» снимали самую большую избу в селе, где и происходило основное веселье, и еще одну избу – «особую» – рядом или напротив, для тех, кому не хватило места или для того, чтобы возможно было одновременно устраивать танцы в одной избе, игры – в другой. Здесь уже без гармони не обходилось, бывало, и по нескольку гармонистов соберется, играли по очереди, без перерыва. «Свозы» отличались от обычных посиделок тем, что собирали большее количество молодежи, расходы по найму помещений раскладывались на всех. «Свозы» позволяли расширить круг знакомств и общения молодежи, давали возможность выйти за пределы своего села, создавали вариативность подбора будущих брачных пар. Основной частью посиделочного фольклора можно считать «частые» плясовые песни и частушки в сопровождении свободной сольной или групповой пляски или без нее, игры, возможные в локальном пространстве избы, а также танцы типа кадрили, рассчитанные на определенное количество исполнителей («Четвера», «Пятерочка», «Шестера») или на две – четыре пары, сменявшие друг друга по мере исполнения всех фигур танца. Приложения. Рассказывает Зинаида Степановна Воробьева 1922 года рождения (г. Шахунья 10.01.2006, запись Т.В. Гусаровой). «На Рождество, на Святки – это беседки были. Нас было, девчонок, наверное, восемь ли, девять ли, да мальчишек… Мальчишки не справляли вечера, только девчонки. Сегодня вот мой вечер, пошла беседки искать – кто пустит. Можно и дома, да лучше не дома. А сойдутся, с пряхами мы туда ходили (пряхи – прялки, ред.), сидишь и прядешь. А у меня мать-то неродная была, ак я до поры напряду побольше да где-нибудь на улице в снег суну, пойду, дак это возьму с собой, чтобы видели. А то пропляшешь, не напрядешь, дак не отпустят в другой-от раз. С балалайкой мальчишки приходили, и я играла. С гармонью ходили. У которых родители поснамужнее, да желание есть у мальчишки – гармонь купят. Ак это уж: Гармониста я любила, Слушать бегала за лес. Значит, девушка в любови Находила интерес Гармониста я любила, Гармониста Шурочку. Он играл, а я держала Хромову тужурочку Гармониста я любила, Не попала за его. Только песенок попела По тальяночке его. Выходила на крылечко Слушать не одинова: Не играет ли за полюшком Тальянка милого. А плясали «Барыньку», «Русская» вот теперь, а потом «Соломушку» Игры играли. «Ремнем»: вот бросят ремень, хлесинет кто кого и бросит на пол, а тот берет, другого хлещет. «Столбушку зажигали» (столбушка – это кухня): вот уйдут двое, постоят, один останется, другой спросит: «Кого тебе привести?» Приведет. Вот посидишь с ним поразговариваешь, чего надо. Он остается, а ты уходишь. – «Кого тебе надо?» – приводишь. А то вот так пологом завесят, играли в столбушку. Целуйся сколь хошь за столбушкой-то. В щечку, да и в губки можно. Провожать парень пойдет, пряху (прялку, ред.) несет. Пряху несет – дак это хорошо, донесет до дому пряху. Меня милый провожал, Гармонь под пазухой держал. До крылечка проводил, Заиграл, пошел один. На праздники без пряхи приходили, тут только плясали да веселились, да гадали. Свозы это вот… В каждой деревне откупают дом и объявляют, что свозы в этой деревне. И со всех деревень, со всех деревень сходятся в эту деревню, в этот дом. Проводят вечер, пляшут, поют. Рожество-то прошло, и до Масленки, всю зиму. В разных деревнях в разное время. Своя молодежь откупает дом-от. Вот иходят на свозы. О-ой, народу – то сколько! Со всей деревни собьется. И за три, и за пять километров идут, кому желательно. Вот плясня какая! Гармони, несколько гармоней! И пляшут и поют, весь вечер. Тоже игры всякие, все. Такой обычай был, веселей гулять». Пляска «Соломушка»: Парни и девушки идут по кругу в затылок под плясовую мелодию (чаще всего «Сормача»), притопывая в такт ногами. Один из участников хлопает в ладоши, все останавливаются. Хлопнувший в ладоши поет припевку, все подхватывают припев. Круг движется снова, и все повторяется, пока не споет каждый. Записано в селе Большая Свеча Шахунского района от группы женщин 10.01.06. * Оптимальное количество пар – четыре. Пары стоят крестом (рис. 14). Каждую фигуру пляшут сначала первая со второй пары, за тем за ними повторяют эту же фигуру третья с четвертой пары. Третья и шестая фигуры – общие и пляшутся всеми парами одновременно. Эту кадриль плясали обычно под гармошку или под балалайку. Наигрыш не менялся и не останавливался на протяжении всей кадрили. Начало и конец каждой фигуры никак не обозначались. Темп умеренно быстрый, девки ходят плавно, а парни топают. И девки, и парни при пляске не поднимают рук выше пояса. Движения описаны для двух пар, кроме третьей и шестой общих фигур, которые описаны для всех четырех пар. Кадриль начинается с того, что все четыре пары, кружась вальсом, двигаются по общему кругу пр. ч.с. 1 круг до своих мест. Фигура первая Парни выходят навстречу друг Другу, обходят друг друга слева направо, т.е. по ч.с. (можно обойти и спиной, и плечом ), обойдя возвращаются к своим девкам (рис.15 ) и с ними кружатся. Фигура вторая Первая пара, взявшись за руки, подходит ко второй, пары слегка кланяются друг другу, затем первая пара возвращается назад ( рис. 16 ). Пары кружатся. Фигура повторяется сначала, только теперь кланяться идет вторая пара к первой, после чего пары опять кружатся. Фигура третья Все четыре девки “закручиваются” к своим парням так же, третьей фигуре предыдущей кадрили (рис. 13а). Все четыре пары сходятся в центре, девки размыкают пр. р. со своими парнями и подают их ближайшим парням справа (рис. 17 ). Парни “раскручивают” девок (свою девку слегка дергают за ее лев. руку, а соседнюю слева девку раскручивают под рукой ). Далее все, держась за руки, идут по кругу пр. ч.с. до своих мест, дойдя, поворачиваются и идут по кругу по ч.с. обратно до своих мест, после этого руки размыкают и кружатся парами. Фигура четвертая Парни идут через центр по диагонали, встречаясь в центре лев. пл., до супротивных девок, их обходят спиной справа налево (рис. 18 ) и кружатся с ними. Затем точно так же возвращаются к своим девкам и кружатся уже с ними. Фигура пятая Девки сходятся в центре и кружатся под пр. лок. 2-3 круга, затем меняют лок. и кружатся под лев. лок., после чего расходятся по своим париям и кружатся с ними в вальсе. Фигура шестая Все пары сходятся в центре и смыкают лев. руки “звездочкой”( рис. 19 ), так проходят 1 круг пр. ч.с. до своих мест, затем смыкают так же пр. руки “звездочкой” и идут так же 1 круг по ч.с. до своих мест, руки размыкают и кружатся по парам. Кружась, двигаются по общему кругу пр. ч.с. до своих мест рис. 19 или до гармониста на поклон. Запись сделана 04.07.99г. в с.Богоявление Семеновского р-на Нижегородской области от Корытиной А.И.(1924 г. рожд.) Записали: Грановская П.Г. и группа учащихся семёновской православной воскресной школы. КАДРИЛЬНАЯ ПЛЯСКА «КРЕСТОВИК» Записана в д. Извал Шахунского района от фольклорного коллектива жителей деревни. Запись сделана на 4 пары, музыкальный размер 2/4. темп – средний. Музыка 8-тактная, повторяется в каждой фигуре. Первая фигура Все пары, держась под руки, исполняют навстречу друг другу 2-а простых шага и один «переменный шаг» У партнерши правая рука, а у партнера левая рука чакрывается к себе и открывается в сторону (рис.3). 3-4 такты. Повторяются движения 1-2 тактов и в конце 4- го такта исполняется легкий поклон друг другу. 5-8 такты. (Проигрыш). Все пары отходят спиной назад. исполняя тс же движения, что и на 1-2 такты, возвращаясь на свои места. Мелодия повторяется сначала. 1-4 такты. Исполнители повторяют движения 1-4 тактов. 5-8 такты. Исполнители повторяют движения и рисунок первых 5-8 тактов. Вторая фигура 1-4 такты. Все исполнители двигаются по кругу против ча- совой стрелки по одному, исполняя 2-а простых шага и «переменный шаг» (рис.4). 5-8 такты. Исполнители продолжают двигаться по кругу. 1-4 такты. Исполнители продолжают двигаться по кругу. 5-8 такты. Дойдя до своих мест, исполнители исполняют повороты на месте. Третья фигура 1-4 такты. Танцующие в парах исполняют в центре на- встречу друг другу 2-а «переменных хода», образуя две «звездочки» по четверкам («крест») (рис.5). 5-8 такты. Исполняя «звездочку», держась за правые руки, обе четверки двигаются по часовой стрелке. 1-4 такты. Поменяв направление и. держась за левые руки, исполняют «звездочку» против хода часовой стрелки (рис.6). 5-8 такты. Освободив руки, танцующие по парам расхо- дятся на свои прежние места и в парс делают поворот на простых шагах (рис.7). Четвертая фигура 1-8 такты. Все исполнители двигаются «переменным ша- гом» по линии танца против хода часовой стрелки (рис.8) и исполняют «шен». меняясь то правыми, то левыми руками. Пятая фигура 1-4 такты. Взявшись за руки по парам, танцующие испол- няют 2-а простых шага и один «переменный» навстречу друг другу: 1-ая пара – ко 2-ой паре, 3-я – к 4-ой. как указано на рис.9. 5-8 такты. Соединившись по четверкам за правые руки, исполнители двигаются по часовой стрелке (рис.10). 9-12 такты. Исполнители, взявшись за левые руки, испол- няют кружочки против часовой стрелки («крест») и возвращаются на свои исходные места (рис. 11). Шестая фигура Повторяется рисунок “шен» и движение фигуры 2 (двигаются по кругу против часовой стрелке по одном;-, исполняя 2-а простых шага и один «переменный». Дойдя до своих мест, пары исполняют повороты на месте. Седьмая фигура Придерживая правой рукой левую руку партнерши, партнеры ведут их к центру, образуя общий круг. Все исполнители в кругу кладут левую руку на левое плечо впереди стоящего, а правую руку, сгибая в локте, кладут себе на левое плечо (рис.12). Танцующие, держась друг за друга, исполняют 2-а шага и «переменный ход» против хода часовой стрелки (рис.13). Исполнители, раскрыв руки через верх, сменили положение рук – правой рукой держатся в положении «звездочка», а левую руку, свободно согнутую в локте, раскрывают в сторону В этом положении все двигаются по часовой стрелке, возвращаются по парам на свои места. 13-16 такты. Вернувшись на свои места, исполняют поворот в паре на простых шагах (рис.15). Восьмая фигура 1-16 такты. Повторяется рисунок «шен» и движения 2-й фи- гуры. Девятая фигура 1-4 такты. 1-я и 3-я пары двигаются по диагонали навстре- чу друг другу. 3-я пара, держась за руку, исполняет «воротца», а 1-я пара, обнявшись, проходит в эти «воротца» (рис.14), меняясь местами. 5-8 такты. 2-я и 4-я пары меняются местами так же, как 1-я Десятая фигура Повторяется рисунок «шен» и движения 2-ой фигуры. Одиннадцатая фигура Партнеры идут к центру навстречу друг другу и подают правые руки (рис.16). Исполнив поворот под правыми руками и разъединив их, партнерши возвращаются на свои места, а партнеры идут к центру навстречу друг другу, держа руки за спиной: сойдясь в центре и слегка касаясь друг друга правым плечом, продолжают идти простыми шагами по часовой стрелке (рис.17). Партнеры, сменив направленне, двигаются против хода часовой стрелки, слегка касаясь друг друга левым плечом, возвращаются на свои места. Танцующие исполняют поворот в паре на своих местах. Двенадцатая фигура Повторяется рисунок «шен» и движения 2-й фигуры. Тринадцатая фигура Положив руки в паре «крест-накрест» перед собой, танцующие двигаются по кругу (против хода часовой стрелки), выстраиваясь на диагональ лицом к гармонист)- и делают легкий поклон (рис.18). Гармонист встает, впереди стоящая партнерша подходит к нему и берет платок на руку. Гармонист простыми шагами уводит всех с площадки (рис.19). Запись и сценическая обработка танца осуществлена А.В. Бажонкиным. Материал подготовлен Т.В. Гусаровой. материал размещен 8.03.06 |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Этнологический музей Нижегородской области > Календарные праздники и ритуалы > Гусарова Т.В. Нижегородские посиделки