Как колядовали бабушки (7.41 Kb) – Уродилась Коляда накануне Рождества – Дайте «коровку» – масляну головку!… …Ватага деревенских ребят, подпрыгивая с мороза под окошками, щедро желают хозяевам «из полузерна пирог» и всех немыслимых благ, только бы скорей добрая хозяйка вынесла этого самого сдобного пирога и … что там у неё есть в печи?.. Чай, уж знала, что придут – с Рождества конец поста, а для колядовщиков неписаное правило – обход всех деревенских дворов. Ты уж если не поёшь, так хоть нарядись как-нибудь навыворот – это, мол, не я заклинаю на добро и зерно, принимая добровольные жертвы… -Не подашь пирога, уведём корову за рога! Ну, хоть не целую корову, так вместо неё бы рогатую «коровку», «козульку» либо «каракульку», или уж «баранку» из ржаного либо пшеничного теста! – Христа ради «коляды»!… Подайте «таусенку»! …Не от себя мы, от высших сил, которые в эти святые дни с большей благосклонностью смотрят на людей… Ну, вот, наконец, летят в мешок горячие «пышки, лепёшки да свиные ножки»!.. Весь крестьянский мир Что это за Коляда? Она «уродилась», «пришла»… Похожа ли она на человека? Ещё сто лет назад в некоторых деревнях Княгининского района Нижегородской области встречались «фигурки, свойственные лишь воображению деревенских баб –колёдки»… Это и праздник такой, когда ходят в Святые зимние вечера до самого Крещения, с песнями-«колядками» и за «колядками», это ещё и печенье. Вот как рассказывают об этом Прасковья Степановна Дувахина из Вачского района: «Делали пресное тесто, и делали тут всякими рисунками. Что кто придумат. Человечков выделывают или же вот – цветочки какие-нибудь рассучут. И когда приходили «Каледу» петь, им подавали: Каледа, каракуля! Где была? Коней пасла! А где кони? За воротами. А где ворота? Водой снесло. А где вода? Быки выпили. А где быки? В тростник ушли. А где тростник? Девки вырубили. А где девки? За мужья ушли. А где мужья? Сена косят! А на что сена? Коров кормить. А на что коров? Молоко доить! А зачем молоко? Детей малых поить!». Не мала, не велика песня, а в ней – весь крестьянский мир в благополучии да согласии: множится скот, девки выходят замуж, родятся дети… И сами колядовщики, и праздник (с напоминанием об угощении) – в центре этого мироздания, и бесконечно движение внутри этого заколдованного круга… Кто и зачем ходил? К детям в особенные дни календаря – отношение особое. Именно они начинают традиционный обход домов, представляя божественные силы «инишного мира» – мира природы и умерших предков, который, по вере древних, был близок, как никогда и готов к взаимодействию и помощи в эти «святые и страшные» дни и вечера. Если древние праздновали нарождение нового солнца, поворот его с зимы на лето, то крещёный мир празднует Рождество Спасителя, «света от света». И всё-таки про «рождение нового Солнца» 22 декабря с последующим солнцестоянием напоминают те самые «дары», что дают хозяйки детям, как когда-то пастухи и мудрые цари – младенцу Иисусу Христу. Обрядовое печение в Нижегородской области чаще всего представляет собой древний символ Солнца (или «солнечных кудерочков»): «таусенки» и «колядки» – это колечки, «бараночки» или круглые пироги, лепёшки. Или вот ещё «кокурки» – могут походить на птичку-курочку в гнезде и на солнышко – колечко. И пироги и свиные ножки! Чего только не печётся и к следующему событию зимних Святок – Новогодию! (сейчас это называется старый новый год). У русских в этот день по церковному календарю – Василий Великий, с древних времён он считается покровителем свиноводства. Это ему жертвуют «свиные ножки», чтобы «свинки поросились». А у нижегородской мордвы так же чествуют Тауньсяя или Таунь-озаиса – как бога свиней. Вот откуда появилось загадочное название «таусень»! …Таусень, таусень! Вы несите – не трясите, Вы давайте-не ломайте! Какой кусок, такой летом колосок! Рассказывает уроженка Починковского района, с. Учуев Майдан, Лазарева Анна Ивановна (1932 г. р.): «Это четырнадцатого января, тринадцатого – перед Новым годом, Старым Новым годом. Это «таусеньки». Пекли пироги – мама печёт самый большой пирог, как можно испечи большой, сдобнай-сдобнай! В «кельи» несём – у кого лучше!.. «Таусеньки» петь ходили. И подавали им. По дворам ходили. Женщины постарше с детьми – после войны. Наденут на себя чего-нибудь такое-то: кто мужское оденет… и пойдут плясать!» И вот еще несколько подсказок, которые мы привезли для вас из экспедиций по Нижегородской области. «Печенье «кокурки» пекут на Новый год: «бараночки», «восьмёрочки», «восьмёрки с палочкой» (связывают узлом). Сантиметров по пять. Тесто делают так: мука, дрожжи, песочек, вода и масло постное, соль». Записано от Лисиной Антонины Ивановны (1938 г.р.) в с. Епифаново Вачского р-на. «Кокуры» с творогом сами пекли. Круглые – ватрушки. А маленькие «кокурочки» в магазине покупали…» «Кокурка» – это бараночка. Тесто пресное, варят сначала в кипятке. По целому противню, бывало, наделаю на Новый год!» Записано от Рябовой Надежды Михайловны (1923 г.р.) в пос. Старцево Городецкого р-на. Традиционное печение «кокурка» – иногда просто «курка» – это одновременно и солярный знак (круг, кольцо), и сущность «глашатая Солнца» – петуха или курицы. Изображение в традиционной культуре может замещать живого человека, животного или птицу, так же, как и его имя. Магические песенки и печёные фигурки, как вы уже догадались, служат благопожеланием всему миру, каждой семье, и мы говорим вам: С Новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем, с хорошим урожаем! Лада Калинина, фольклорист, педагог ДДТ Нижегородского р-на ДК им. Маслякова Опубл.: “Вы и Ваш ребенок” (декабрь 2005 г.). Материал размещен 07.02.2006 г. (0.2 печатных листов в этом тексте)
|
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Этнологический музей Нижегородской области > Календарные праздники и ритуалы > Как колядовали бабушки