Святки: Эти светлые и страшные вечера

27 октября, 2019
Святки: Эти светлые и страшные вечера (3.77 Kb)

Святками на Руси называли двенадцатидневный период с Рождества 25 декабря или 7 января (по старому и по новому стилю) до Крещения 6 или по-старому 19 января. Эти двенадцать дней издревле связывались с двенадцатью месяцами года, соединяя в себе самые яркие  праздничные обряды и традиции.
Древние считали, что в это время мир каждый год заново выстраивается из хаоса, поэтому все устоявшиеся нормы жизни и поведения перестают действовать, а грани между мирами стираются.
Двенадцатидневные Святки включают в себя три праздничных  кануна  – Рождество Христово, Василий Щедрый, окончательно утвердившийся в  современном народном сознании как Старый Новый год, и Крещение Господне. Эти три кануна задают структуру всего святочного цикла, деля его на две равные части: с Рождества до Васильева вечера – Светлые вечера, которые и дали в свою очередь название всему  двенадцатидневному периоду, от Васильева вечера до Крещения – страшные вечера.
Светлые вечера посвящены светлым и чудесным событиям Рождества Христова. В народной традиции в Великое Рождество рождается не только Спаситель мира, но и вместе с ним – новое доброе и теплое Солнце, что в свою очередь символизирует победу добра над злом, тепла над холодом, света над тьмой. И не случайно именно в этот канун рождается Спаситель, который воспринимался народом, как солнце духовного мира.
Страшные вечера связаны с событием, когда открываются ворота ада  и на землю спускается вся нечисть, по уже поздним народным представлениям Господь настолько возрадовался рождению сына, что открыл ворота ада и с Васильева дня до Крещения нечисть ходит по земле, пытаясь напакостить живущим. Для защиты от разгула нечистых в традицию Святок прочно вошли маскарады, когда маски защищали человека от воздействия темных сил, т.к. последние не могли навредить смертному, если не знали его имени, не могли его узнать.  Святочные ряженые должны были не просто закрыть лица личинами, но и полностью перевоплотиться,  изменяя походку, голос и повадки, в некоторых деревнях узнанных ряженых просто выгоняли с посиделок. Для защиты от темных сил в эти дни на домах и воротах рисовали углем и мелом кресты. Среди из загадочных и притягательных элементов святочной традиции – всевозможные гадания о судьбе, которые приходились как раз на вторую половину святок, т.к. первая, по традиции, была посвящена гаданию об урожае и благосостоянии.
Вообще весь мир пытался разговаривать в эти дни с человеком, и тот, кто мог услышать и распознать эти знаки, без помощи и участия потусторонних сил получал удивительные качества и узнавал дорогу к желаемому.
Заканчиваются эти двенадцать святочных дней кануном Крещения Господня, который в традиции считался постным. После полуночи все земные воды становились святыми в память о Великом Крещении Господнем. После ночной храмовой службы, заканчивающейся водосвятием, участники святочных игрищ  купались в крещенской проруби, снимая со своего тела и души хаос святочных дней.
Ольга Галица, этнограф
Опубл.: “Вы и ваш ребенок” (декабрь 2005)
Материал размещен 07.02.2006.

(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Галица О.
  • Размер: 3.77 Kb
  • © Галица О.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции