ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)

27 октября, 2019

ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой) (5.59 Kb)

ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ
 села Черновское Большеболдинского района
в начале XX века
(в записях 90-х годов)
По осени – Кузьминки. Вот. Кузьминки. Первого ноября. Тут еще, знаешь чего… Еще после этих, как их, как зерно-ту снимут… А раньше-то вот экономика очень была сложная… И вот мы пойдем собирать зернышки, с колосков. Наберем колоски, не знаю, как у вас, а у нас так вот было. Собрали эти колоски в поле, набрали их, там у кого сколько. И мы пойдем их это…смелют там нам, или обменям на муку. Вот так вот. Ладно, эт вот всё собрали, десять человек, кто сколько, всё, мучку собрали, по парочке яичков нам дадут и по ложечке маслица. И мы пойдем вот, ко мне ли, к кому ли, сойдемся, тоже девчонки, сойдемся, значит, и это вот Кузьминки. А каки Кузьминки? Робят пригласим, у кого гармонь, у кого балалайки. И вот мы сядем, значит, капустки ли принесем, ну, чё, огуречков, всё это. Ну, конечно, колбасы-те не было, варенья не было, всё из свово хозяйства. Ну, вот, это мы угостимся, начинает гармонь. И пошли плясать. Прибаутки пели:
Мой миленок не теленок,
Он помоица не пьет…
Мой миленок как теленок,
Только разница одна:
Мой миленок пьет водичку,
А теленок никогда.
Вот так. Ну и пели вот так, все такие песни. У нас всё продолжали. А после этого – кто, может быть, пойдет напару или как. Вот так и продолжали. Наши назывались Кузьминки. Вроде посиделок.
А посиделки еще, эти другие, тоже по осени, тут уж начинали… С Покрова? Да, девки? С Покрова. Тут уж у нас у кого шерсть, у кого кудели, эти всё дают, значит, прясть. Вот дадут пять мочек, вот тебе навечер, чтоб ты эти пять мочек и  спряла. И спряла… И вот сидим все, конечно, маненько собратые, не так уж…да… у кого бела кофточка, черненьки юбочки, беленькаи платочки. Все сидят. И открываются двери, ребята идут. Ребят было море. Кто с балалайкой, сколько с гармошкой. Значит, мы это всё бросаим, и начинаим их встречать, начинаим песни петь. Как их встречали? Ну, как их встречали… «Эх, девчонки, девки!» Как по-деревенски! «Эх, ребяты!» – «Бросайте, давайте играть!» И пошли плясать, и всё. Хулиганья не было, как счас. Вот поиграют, хто напару если ходют – уходют, а шесть мочек – обязательно надо их спрясть, домой чтоб принести, всё отдать. Правда, девки? А щас каки мочки? Щас сарафан на голову надевают и пошёл дальше. Вот такая жизнь была. Жизнь очень была тижола, конешно, но весёлая. Веселая.
В каки игры играли? В «кольцо». Вот. Кольцо, значит, кладут в подол, вот, например, вот она сидит, ей в подол, вот так вот, и идут.  Дойдут: «Кольцо налицо!» – выходи! Тут уж девки пляшут или что, что заставят. Заставят песню петь – споёт, и спляшешь, или кого ты любишь, иль песню тебе задание, вот песню споёшь и всё. Или стихотворение. А если парня – парню, то сыграт, то песню споет, то каку ты любишь – целоваться заставят. Вот такая была… А потом опять, значит, все садимся и по новой, как устанем. Всё было интересно, всё хорошо.
В Покров молодые венчались. А так сами по себе. Если родня есть, то ходят в гости, с песнями, с гармонями. По гостям ходили, друг по дружке. По улице ходили, хто с гармонью, хто с балалайкой, народу было туча. И весело было. А щас никого. Заслон-то возьмут или косу, начнут играть – только ай да пошёл, только лавки трясутся. У меня хрёстненька, она, бывалошка, сидит прядет, так, а у нас Федор Иваныч был, он придет из Ветошкина: «Ну-ка, хрёстна, запой!» Он в гребень, гребень есть такой, пряли вот, пряли, бумажку и вот начинат играть! И-их, губами! У меня и сейчас волосы дыбом подымаются. Бабы разумши, только пляс идет! И весело! Мужики лапти плетут, бабы прядут. И ничего не боялись. Я вот, чай, вот припоминаю: блюдо принесут капусты, грибов, картошки в мундире, в подтопке ее насажают, подтопки были, не было вот сейчасных печек паровых, и все за стол, кто чего, и песняка. До часу, до двух, и спать не хотелось, и вставать незачем. Вот как жили. Вроде плохо вот, культуры-то не было, ну жизнь-то, она веселее была. Другая она была. Как-то все дела, а на посиделки куда-то тянет.
Вот старушка живет, вот у нас, я помню, старушка напротив жила, два старика, он кривой был, она уж стара. Вот придем: «Баушка, давай мы пол помоем!» – «Мойте!» Три дня пройдет – «Пойдемте пол мыть!» Ну не к одной там, где старухи. «Баушка, давай пол помоем!» – «Да ну, девчонки, не надо, у меня в подполе-то картошка, вы нальете…» – «Давай, давай!» А щас? Щас знаешь какая? «Эт я,- грит,- пойду ей делать? Она,- грит,- пенсию получат!» Понятно? Вот так!
Запись произведена  от Тихоновой А.И., 1917 г., Масановой Д.Г., 1919 г.,
Порониной А.И., 1919 г. в с. Черновское Большеболдинского района
04.03.1993 г. Гранговской Н.П.
Опубликовано 27 сентября 2008 г.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции