Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский “Спожинки”

26 октября, 2019
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский “Спожинки” (11.82 Kb)

Как бы ни был важен и праздничен второй, яблочный, Спас, для крестьянина гораздо существеннее любых плодов был хлеб – основа его существования, источник всех надежд и вечная причина забот и волнений. Поэтому уборочная страда была самым заметным явлением народной жизни, а сопровождавшие его обряды долгие века сохраняли свою магическую сущность, почему и сохранились вплоть до начала XX столетия не только в записях и рассказах, но и в реальном бытовании. Уборка хлебов завершалась в большей части российских губерний к концу августа по новому летосчислению, а по старому стилю – в его середине, совпадая с днем Успения Пресвятой Бо­городицы (28 авг.н.ст.) или пере­несения образа Спаса Нерукотворенного (29 авг.н.ст.) Отсюда и название – Третий Спас, он же хлебный – завершение уборочных работ, или ореховый – поспевали лесные орехи, их начинали запасать на всю долгую зиму, не только как любимое лакомство, но и как дополнение к постному столу, а порой мелко смолотые орехи приходилось добавлять и в квашню, когда муки было маловато или она была на исходе…  В народной традиции третий Спас имел и другое название, указывающее на главное его содержание  – Дожинки, Обжинки, Спожинки.
А.А Коринфский
СПОЖИНКИ
На переломе августа (15 числа), в день Успения Пресвятой Бо­городицы, а в некоторых местностях в следующий за ним день пере­несения образа Спаса Нерукотворенного, народ русский справляет третий и последний из своих предосенних земледельческих праздни­ков – «Спожинки», именуемый иначе Успеньевым днем, а также слывущий и за «Третий Спас». До Успения полагается, по установив­шемуся в незапамятные годы обычаю, успеть дожать последний сноп в озимом поле. Потому-то, по объяснению одних знатоков простона­родной старины, и называется этот день «Спожинками-дожинками»; другие же народоведы ведут его название от «Госпожи», т. е. «Вла­дычицы» (Богородицы), и величают его иным, подслушанным в дру­гих местностях именем – «Госпожинки». «Спожинать» – кончать жатву, дожинать хлеб. «У нас уже спожали!», «И у нас спожинают (дожинают последки)!» – говорят в на­роде, встречаясь на Успение Пресвятой Богородицы. В этот день кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого дерев­ня, живущая «на земле», должна «успеть» в поле. К Успеньеву дню «поспевает все слетье», после него начинаются «осенины», и дело не на шутку идет к зиме. Время с 15-го по 29-е августа (28.08-13.09 н.ст. – Ред.)слывет под на­званием «молодого бабьего лета» (настоящее – начинается с 1-го сентября(14.09 н.ст. – Ред.) ). По стародавнему народному изречению – «С Успенья солнце засыпается!», а потому и говорит деревенский опыт, что «До Успенья пахать – лишнюю копну нажать!», и добавляет при этом: «Озимь сей за три дня до Успенья да три дня после Успенья!» Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздываний с полевыми  работами, только в редких случаях не оправдывается и на деле. «Хорошо, если – Спас на полотне (праздник Нерукотворенного образа Иисуса Христа), а хлебушко – на гумне!» – говорят на дере­венской Руси. Спожинки – «последний сноп дожинают» и у самых не­торопливых хозяев. А у хороших хлеборобов, если у них самих засилье не берет, устраивается в этот день веселый сноповоз – «дружной помочью», за посильное хлебосольное угощение по-праздничному.
Ф. М. Истоминым в 1893-м году, в Костромской губернии (с. Холкино Новоуспенской волости, Ветлужского уезда), записана до­вольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня, по­мещенная в изданном на Высочайше дарованные средства сборнике «Песни русского народа, собранные в губерниях Вологодской, Вят­ской и Костромской»:
«Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин,
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зеленова, братцы, вина!
Нам не дорого, хозяин,
Твое пиво и вино!
Дорога, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят.
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят»…
В таких трогательных словах величают гости-помочане, празд­ничные работнички, своего «хозяина», честь-честью, по заведенно­му дедами-прадедами обычаю, угощающего их за помочь-работу. На Спожинки, – там, где к этому времени заканчивается жатва, по деревням устраивают «мирскую складчину», варят «братское пиво» и пекут праздничные пироги из новой муки. На пирушки созываются все родные и добрые соседи – «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день колют купленного на мирские деньги барана. В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особыми, приуроченными к тому обрядами. Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся несрезанные колосья. Из последних свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли с песнями  к господской  усадьбе.  По дороге  толпа  увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо хором выходил боярин с боярынею и с боярышнями и приглашал жниц во двop, принимая венок и сноп, которые после этого и ставились в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам. На старой Смоленщине до сих пор заметны пережитки этого обычая. На Успенье красные девушки рядят там «дожиночный» сноп в сара­фан, приделывают к нему из палок подобие рук и надевают на него белую кичку, а затем несут «именинника» в помещичью усадьбу, где и напрашиваются песнями на угощение, во все продолжение кото­рого сноп-именинник стоит на столе. В некоторых местностях и в наши дни существует обычай обвязывать последними колосьями серпы и класть их – на Третий Спас – под иконами.
Во многих местностях, дожинаючи последний сноп накануне Успеньева дня, замаявшиеся-уморившиеся на летней страде жницы катаются по жнивью, голося-приговаривая:
«Жнивка, жнивка!
Отдай мою силку:
На пест, на колотило,
На молотило,
На кривое веретено!»
Этим надеются они набраться новой силы для дальнейших – осенних и зимних – бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливают ведра воды. Иногда при этом поется какая-нибудь подобающая случаю песня – вроде, например, следующей:
«Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу.
Уродися на лето,
Рожь с овсом,
Со дикушей (гречей – Ред.),
Со пшеницею:
Из колосу – осьмина,
Из зерна – коврига.
Из полузерна – пирог.
Родися, родися,
Рожь с овсом!»
По народной примете, соблюдением этого старинного, завещан­ного отцами-дедами обычая обеспечиваются плодотворные дожди на будущую весну и лето.
На «Большую Пречистую» – в праздник Успения Пресвятой Богородицы – посельская-деревенская Русь привыкла святить новый хлеб. Это происходит за обедней, когда каждый добрый хозяин приносит с собою в церковь свежеиспеченный каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ест ни крохи: все дожидаются «свяченого куска». Разговляются на этот день прежде всего хлебом. Остаток каравая тщательно завертывается в чистую холстину и кладется под образа. Кусочками его «пользуют» болящих, твердо веря в целебную силу этого «Божьего благословения». Считается большим грехом уронить хотя бы малую крошку от такого каравая на пол, а тем более – растоптать ее ногами.
На севере принято подавать за праздничный стол на Успеньев день «дежен» (толокно). Бабы едят его, похваливают и ведут беседу о прошедшем жнитве. Девушки поют в Успеньев вечер, за толокном-деженем, приличные случаю песни. А старые старики прикидывают-подсчитывают («по суслонам») собранный урожай. Детвора до поздней ночи шумит в этот день у заваленок, проводя время за веселыми играми, перемежающимися звонкими-дробными припевами. Заливаются-звенят, по всей деревне разносятся моло­дые голоса:
«Дожали, дожили,
Оспожинки встретили,
Коровая почали,
Толокна процведали,
Гостей угостили,
Богу помолили!
Хлебушко, рости!
Времячко, лети, лети 
До новой весны,
До новаго лета,
До новаго хлеба!..»
С Успеньева розговенья начинаются по деревням осенние «поси­делки», «засидки», «беседы». Время не ждет: до Покрова только-только успеть молодежи досидеться до свадеб. Принято не засылать и сватов раньше как через две недели после Спожинок. А известно исстари, что «первый сват – другим дорогу кажет». Потому-то и на­чинают деревенские красавицы засматривать себе женихов после Успения. «С Успенщины не успеешь присмотреть – зиму тебе в дев­ках просидеть!» – увещает красную девушку народная мудрость ус­тами старой пословицы, взявшейся из крестьянского быта, тесно связанного с полевыми работами и твердо памятующего, что: «На белом Божьем свете всему – свой час».
На Третий Спас соблюдается до сих пор сохранившееся обыкно­вение загадывать о посеве. Из «дожиночного снопа», – о котором ве­лась речь выше, – берутся три колоса. Вылущенные из них зерна, из каждого наособицу, – зарываются в землю на примеченном укром­ном месте. Если раньше и лучше всех взойдут зерна первого колоса – значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго – средний, третьего – поздний. В Тульской губернии пе­ред Спожинками старые люди ходят на воду и наблюдают за течением. Если реки, озера и болота не волнуются ветром, и лодки стоят спокойно, – то примета говорит, что осень будет тихая и зима пройдет без метелей.
От Спожинок, дожинающих последний сноп, рукой, что называется, подать  и до «Досевок». Как уже упоминалось выше, народный опыт отводит на окончание озимого сева всего три дня после Успения. К восемнадцатому августовскому дню хороший хозяин должен бросить последнюю горсть жита в землю. О запоздавших ленивцах оправдывающихся своим недосугом, в народе говорят: «До Фролова дня (18 августа) сеют ретивые, после Фролова – ленивые!»
Опубл.: Коринфский А.А. Народная Русь. М.,1901.
 
 
 
 
размещено 30.08.2010

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Коринфский А.А.
  • Размер: 11.82 Kb
  • © Коринфский А.А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции