Свадебные обычаи в селе Фокино Воротынского района Нижегородской области (первая четверть XX века)

28 октября, 2019

Свадебные обычаи в селе Фокино Воротынского района Нижегородской области (первая четверть XX века) (13.9 Kb)

Невесту брали из своего села. За селом были сараи, амбары, здесь сходились девушки и парни, знакомились. Были еще вечорки, там тоже знакомились.
Замуж выходили в 18-19 лет. Выходили по любви. В осенний мясоед  (период с Покрова до начала Рождественского поста 28 ноября – Ред.) свадеб было больше. Не справляли в Великий пост, в Петровское говенье (с нач. июня по 12 июля – Ред.).
Сватали в любое время дня, шли прямо улицей. Иногда невеста не знала, что её сватают. Сватали его родственники или кока (крестная мать- Ред.) жениха. Сватать приходили два-три раза. Сваты не раздеваются, садятся под матицу (балка, поддерживающапя потолок, потолочный брус – Ред.) или стоят. Сваты говорят: «Мы хотим познакомиться, породниться. У нас жених, у вас невеста». Но с первого вечера отказывают. И советуются потом с невестой и с роднёй. Во второй вечер дают согласие. Иногда родители соглашались без согласия невесты. Выговаривали в сватовство кладки (дары невесте со стороны жениха – Ред.): сапоги, пальто, деньгиВсё это приносят перед тем, как идти к венцу. Потом дают окончательный ответ. В последнее сватовство отдавали платок.
Начинается запой (застолье в доме невесты для участников сватовства – Ред.) Богомолье (совмесная молитва всех участников о благополучном запвершении сватовства и свадьбы – Ред.) было, когда усватают. Если на сторону выдавали, то были смотрины дома жениха. После запоя были вечорки: приходят по воскресеньям с гостинцами, с пирогами. На вечорках гуляют девки и парни у невесты, вином не угощают, лишь танцуют и поют. От невесты к жениху идут гулять. Там сидят гости жениха за столом, про них поют песни. За это деньги дают. Народа было много.
До свадьбы невеста к жениху не приходила. Это сейчас немного погуляют (жених с невестой) и домой идут.
Гулять с девками невеста не ходила после того, как ее усватают, они к ней приходили. Невеста с подругами шила себе приданое: юбку с кофтой, полотенца, столешники.  Приданое и постель – всё было в сундуках.
Перед свадьбой в Фокине был девишник. В Сомовке девишник назывался вечоркой. На девишнике девушки пели песню:
Что не близко, не далёко,
Что не низко, не высоко
Соловей гнездышко завивает,
Молодой гнездышко завивает.
А Василий дочь выдавает,
А Василий дочь выдавает
За такого доброго молодца,
За такого доброго молодца,
За Константина, за Ивановича,
За Константина, за Ивановича.
Свет Катенька выходила,
Свет Катенька выходила,
Тиху, нежну речь говорила,
Тиху, нежну речь говорила.
Ты не плачь-ка, наша Катенька,
Ты не плачь-ка, наша Катенька,
Мы не одну тебя проводим,
Мы не одну тебя проводим,
Мы со свахами, с провожатыми,
Мы со свахами, с провожатыми,
С провожатыми, с поезжанями,
С провожатыми, с поезжанями.
А ведь свахи-то все разойдутся,
Поезжане-те все разъедутся,
Одна Катенька останется,
Одна Катенька останется
У чужого отца с матерью,
У чужого отца с матерью.
Накануне свадьбы была баня для невесты. За веником и мылом ходили к жениху с гостинцами. Когда еще с гостинцами уходят, собирают своё родство к невесте (человек сорок, бывает). Невеста прощается с родственниками. А когда они уйдут, она подругам и плачет:
Подруженьки мои милые,
Сидите вы в красных девицах,
Носите красу девичью.
А я, молода, отходила
И красу девичью относила.
Мать тут же плачет.
В ночь перед свадьбой у невесты ночевали подруги. Они её разбудят. А утром перед свадьбой невеста с матерью и подружками плачет:
Кормилица моя матушка,
Спала ли ты темну ноченьку?
А мне, младой, не уснулося,
Всю ноченьку я проплакала,
Всю ноченьку я продумала:
Как придти к чужому батюшке,
К чужой матушке?
Расскажи-ка мне, расповедай-ка,
Научи, как в чужих людях жить?
У нас так говорили: «За столом не поплачешь, поплачешь за столбом» (Столб – часть русской печи, в которой находится дымоход и устье – Ред.).
Невесту наряжают, заплетают ей косу. Она причитает:
Плетите мелко, мелёхонько,
Узлов вяжите многохонько,
Чтобы у свахоньки ногти обломилися.
От порчи в запазуху клали невесте луковицу.
Когда поезд подходит за невестой, девки продают постель и везут ее к жениху. На эти деньги покупают вина и гуляют. Угощают парней.
Свадебный поезд раньше состоял из 8-10 пар лошадей. На первой паре едут дружка, крёстный. Дружка идет первый и выкрикивает, он три раза отворяет дверь и кричит:
Сватушка любезный!
Свахонька любезная!
Подавайте свату свата,
Свахе сваху,
Нашему новобрачному,
Князю молодому,
Княгиню поскорее!
В это время невесту поднимают с места в кухне или в чулане, где она перед этим сидела. Она причитает:
Благослови-ка, батюшка, матушка,
С тепла гнезда поднятися,
С умом, с разумом собратися.
Затем горько плакала:
Шабрёнушки приближённые,
Расступитеся, разодвиньтеся,
Дайте мне пройти по новой горенке,
За дубовый стол садитеся.
                           Шабры – соседи (местн., диал.)- Ред.
Отец с матерью невесты выходят с хлебом, солью. Входят гости с гостинцами в избу. А невеста, когда выходит из чулана, причитает:
Раздвиньтесь вы, люди добрые,
Шабрёнушки приближенные,
Пройти-то мне по батюшкиной светлой светлице,
По матушкиному полу белому,
Пройти  к великому благословеньицу,
Принять великое благословеньице.
Невеста садится под кресты (в красный угол под иконами – Ред.) Её благословляют. Когда ее благословляют, она плачет:
Благослови-ка, батюшка,
Ехать в путь-дороженьку,
В путь-дороженьку,
Во мать – Божью церковь!
Когда дружка входит в дом, то выкупает невесту. Дает денег. Мальчишкам и девчонкам деньги дает. А крёстна  крёстне даёт орехи (крёстная мать жениха крёстной матери невесты – Ред.). Перед венцом сходятся в дом 5-10 человек. Им немного соберут на стол, суп подают, а у молодых перевернуты ложки. Ложки лежат черенками от них. Они не едят.
Невесту с женихом благословляет дружка. Дружка клал в карманы молодым и себе лук. Это от порчи. Был случай, когда ехали в церковь, на крестах (на перекрёстке – Ред.) лошадь на дыбы и никак не идет. Сходили за одним человеком, сразу лошадь перестала вставать  на дыбы. Значит, кто-то свадьбу хотел испортить, а этот человек порчу снял.
Перед тем, как ехать в церковь, дружка обходит поезд с иконой три раза. Гости целуют икону. Едут к венцу. В церковь едут – на первой лошади жених, на второй – невеста. С женихом едет дружка. В церкви дружка молчит, а крёстна жениха расплетает невесте косу.
После венчания жених пересаживается к невесте. Едут к жениху гулять. После венчания в церкви молодых у дома жениха встречают его родители: отец с хлебом и солью, мать с иконой. Молодых ведут на подклет (или к соседям) и кормят их с крестным и с невестиными родными и родителями.
Начинаются горные (застолье первого дня свадьбы – Ред.). Жених с невестой в горных сидят. А девушек и парней нет. Только два парня были на свадьбе, которые держали венцы в церкви над невестой и женихом. И то они не гуляли. На горных была только родня. Рядом с женихом сидел братишка или отец. Женихова родня и невестина тоже сидели по разные стороны. Ложки у молодых повернуты вниз черпачками, они за столом не ели.
 На горных невеста дарила подарки.
На свадьбе ели суп, яичницу, блины, варили к свадьбе пиво. Как обнесут, так гости песни поют. В селе Фокино первой песней на свадьбе была песня «Когда б имел я златые горы». Вторая – «Там за лугом зелененько». Это украинская песня, но поют ее уже двно, исстари, еще деды пели.
Там за лугом зелененько,
Там за лугом зелененько.
Брала вдова грибненьки.
Брала вдова грибненьки.
Там Василько сино косит,
Там Василько сино косит,
Только голос переносит,
Только голос переносит.
Бросил косу во даленько,
Бросил косу во даленько,
А сам пошел за вдовеньку,
А сам пошел за вдовеньку.
Что, Василька, зажурился?
Что, Василька, зажурился?
Что не пьешь ты, не гуляешь?
Что не пьешь ты, не гуляешь?
Дозволь, матэ, мне жениться,
Дозволь, матэ, мне жениться,
Тогда буду пить, гулять,
Тогда буду пить, гулять.
Не дозволю вдову взять.
Не дозволю вдову взять.
Вдова будет черевата,
Вдова будет черевата.
(мать не позволила жениться).
Дружка ведет молодых спать. Наутро дружка и крестна шли будить молодых. Молодые завтракали. Венчаться расплетали косу, когда горные кончаются и собираются на почески  (второй день свадьбы, который проходит в доме родителей невесты – Ред.), косу завивают. На почески молодая идет с пучком. Почески происходят у невесты.
Ряженые идут искать молодых. Рядится невестина родня: в милиционера, идут и стреляют. У жениха выпьют две рюмочки и идут к невесте. Теща делала для зятя яичницу. На столах были суп, каша. Когда пьют по первому стакану, дружка говорит жениху: «Ты пей последним». Если жених бьет стакан – невеста честная. Или на почестном пиру у невесты яичницу жених катал: берет ложкой яичницу из середины, а плошку – раз! – в народ! И тут кто что возьмет – то и бьёт!
Невесту испытывали. Говорят: «Невеста-то слепая!» Веником невеста стала пол мести, а ей деньги бросают. Жених ей помогает. А то за провода засунут деньги, она вынимает.
На второй день тоже танцуют и поют. Пели «При бурной ноченьке осенней скрывался месяц в облаках», «Теща про зятюшку пирог пекла».
Теща про зятюшку пирог пекла.
Он на соли, на муке,
Да на четыру рубля.
Он на сахару, изюму
На восемь рублей.
Ей встал пирожок
Во двенадцать рублей.
Теща думала-гадала:
Семёрым пирог не съесть.
Пришел зятюшка-батюшка,
Во беседе пирог съел.
Теща по горенке похаживала,
Скосо на зятюшку поглядывала.
Зятюшка-батюшка,
Как тебя не розорвало!
Розорви, розорви тещу мою,
Тещу мою со свояченицей.
Приезжай, теща, на маслянице,
Я тебя, теща, попотчеваю,
Во четыре-то дубинушки берёзовые,
А во пятую дубинушку осиновую.
Ты осина, ты осина, по бокам тещу возила.
Ах ты, батюшка, вязок,
По своячнице разок.
Теща у зятюшки вырвалася,
Она полем-то бежала –
Презапыхалася (с испугу!)
Пришла, на печь села,
Призакашлялася.
Детушки-ребятушки,
Не едет ли зять?
Мамонька родимая,
Зять тут у ворот.
Детушки-ребятушки,
Отказывайте.
Со зеленого вина
Заболела голова,
Со осиновой дубинушки
Опухла голова.
Её весело поют, эту песню-то.
На третий день опохмеляются. Тут складчина. В том и в другом доме гуляют.
Запись произведена в с. Фокино
Воротынского р-на от Мартилова К.И, 1910 г.рожд.
и Мартиловой Е.В., 1917 г.рожд.
Тихомировой Т. и Исаевой Т. Июль 1978г.
Подготовка текста и примечания Т.Гусаровой
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции