Часть II. 1. Проектирование музейной деятельности (25.56 Kb)Часть IIПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПроектирование музейной деятельности начинается с разработки основных документов. Это научные концепции[1], сценарии и проекты художественного решения[2]. Первоначально разрабатывается научная концепция музея, затем на её основе – концепции научно-фондовой, научно-исследовательской, научно-просветительной, экспозиционно-выставочной, редакционно-издательской и административно-хозяйственной деятельности. В концепции научно-фондовой работы рассматриваются проблемы научного комплектования, учёта, хранения, изучения, научного описания и использования музейных предметов и коллекций. В концепции научно-исследовательской работы рассматриваются вопросы исследования музейных предметов и коллекций, среды их бытования, а также формы и методы их использования. Важно проводить не только профильные исследования и изучение музейных предметов, но и социологические исследования с целью выявления восприятия музейной деятельности посетителем и для повышения эффективности использования музейного собрания во всех формах деятельности. В концепции научно-просветительной работы рассматриваются принципы деятельности музея и формы его сотрудничества с посетителем. Ставятся проблемы разработки сценариев и методик работы с посетителем, использования интерактивных форм и применения методов музейной педагогики с дифференцированным учётом аудитории разных типов. В концепции экспозиционно-выставочной работы рассматриваются вопросы научного подхода к экспозиционной публикации музейных предметов и коллекций, формы их использования, а также сценарии экспозиций и выставок. В концепции редакционно-издательской деятельности рассматриваются вопросы подготовки музейных публикаций, как научных, так и информационных. В концепции административно-хозяйственной деятельности рассматриваются вопросы менеджмента и маркетинга в музее в соответствии с современными условиями. Разработка научной концепции музеяПроектирование музейной деятельности исходит из понятия музея и начинается с разработки проекта научной концепции музея[3]. Для начала заглянем в словарь, который определяет научную концепцию музея как «обобщённое системное изложение общественного назначения (миссии), теоретических основ деятельности, целей, методов, задач музея и путей их реализации. Основывается на всестороннем анализе истории и современного состояния музея, культурно-политических и социальных ситуаций в обществе, на месте музея в системе культуры региона и музейной сети, результатах современных музееведческих и профильных для музея научных исследований и передовой практике музейного дела. Включает основные направления научно-исследовательской, фондовой, экспозиционно-выставочной, научно-просветительной и культурно-образовательной деятельности музея, управления музеем и его маркетинговой деятельности, финансового и технического оснащения музея, организации его помещений и персонала. Призвана связать воедино различные направления деятельности музея, подчинить общим задачам работу всех подразделений. Ставит условия для комплексного использования музейного собрания, определяет перспективы развития музея, служит основой для составления концепций, программ и планов деятельности музея по различным направлениям»[4]. Рассмотрим другие мнения музееведов. В «Основах музейного дела» говорится, что научная концепция как часть научно-исследовательской работы музея есть «всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея … целей и задач, способов и средств их реализации»[5]. В «Основах музееведения» эта точка зрения принимается и дополняется тем, что концепция «должна включать все функциональные характеристики, соответствующие отдельным направлениям»[6]. Соглашаясь с этими авторами, Н. Г. Самарина пишет: «Научная концепция – это теоретическое обоснование целей, задач и основных направлений деятельности музея, которое подразумевает позиционирование музея по отношению к предшествующему опыту его развития, однопрофильным музеям данного региона, а также формирование функциональной модели развития музея»[7]. В советском музееведении научные концепции музея начались разрабатываться в 1980-1990-е годы. Среди опубликованных следует назвать научные концепции музеев Иван-города, Красноярска, Ноябрьска, Дудинки, Самары. Однако все они носят более теоретический, чем прикладной характер. Например, концепция Самарского областного историко-краеведческого музея состоит из четырёх частей. В первой части «История и современные условия музейного развития» – 7 позиций; во второй части «Теория музейной коммуникации как теоретическая база развития музейного дел» – 2 позиции. Только в третьей части рассматривается Концепция развития музея, а в четвёртой – механизмы реализации концепции[8]. При этом, рассматривая концепции отдельных направлений музейной деятельности и уделяя внимание информационной системе музейной коммуникации и музейному менеджменту и маркетингу, авторы обошли стороной научно-просветительную работу, экспозиционно-выставочную и научно- исследовательскую деятельность. В качестве методических материалов предложена концепция музея, разработанная в Казани[9]. В ней, кроме введения, три раздела. В первом разделе две главы – «Музей и его деятельность» и «Музей и его социокультурная среда». Основу концепции составляет второй раздел, включающий семь глав: 1 – Стратегия развития, 2 – Менеджмент музея, 3 – Основные направления деятельности, 4 – Музей и посетитель, 5 – Региональные аспекты деятельности музея, 6 – Музейная коммуникация, 7 – Финансово-экономические аспекты деятельности музея; музейный маркетинг. В третьем разделе рассматриваются этапы реализации концепции. В этой концепции музей рассматривается не как социальный институт по сохранению историко-культурного и природного наследия, а преимущественно как учреждение культуры с его управленческими функциями. Но какова бы ни была направленность той или иной уже разработанной концепции, она может быть полезной при разработке концепции конкретного музея. Разработка концепции – творческий процесс научного коллектива музея, который может опираться на опыт других музеев, но основываться необходимо на конкретных местных условиях социокультурной обстановки Разработка концепции музея имеет научный характер, отступление от которого ведёт к искажению музейной презентации[10]. Каковы же этапы работы над концепцией? По мнению Л. М. Шляхтиной, процесс разработки научной концепции имеет три этапа: 1 – подготовка и анализ исходных данных, 2 – разработка «идейного замысла» музея, 3 – составление генерального плана развития музея[11]. По мнению Н. Г. Самариной, «такое понимание представляет проектно-социологический подход к музейной деятельности, смещает акцент в сторону коммуникативных функций и музейного менеджмента, что порождает недооценку хранительской и фондовой работы музея»[12]. Она предлагает свой вариант этапов работы над концепцией: 1 – определение профиля, цели и задач деятельности музея, 2 – изучение фондов и источниковой базы, 3 – изучение музееведческой и научно- исследовательской литературы, 4 – создание функциональной модели развития музея, 5 – анализ механизмов реализации концепции (научных, информационных, организационных, экономических)[13]. С этим мнением можно согласиться, хотя первые три этапа можно объединить в один – подготовительный. Добавим только, что эту схему можно применять не только для концепции музея в целом, но и для концепций его форм деятельности. При разработке научной концепции вначале определяется цель написания научной концепции. Для чего, собственно, она нужна? Для создания нового музея? Для перепрофилирования существующего музея? Для переориентации музея в связи с изменившейся социокультурной обстановкой? Для более полного отражения в экспозиции вновь поступивших коллекций? Для внедрения в экспозиционно-выставочную и научно-просветительную работу новых технических средств на электронных носителях? Определившись с целью, пишем обоснование создания (или перепрофилирования) музея и его профильной и тематической направленности. Здесь важно зафиксировать специфику музея и определить его место в системе задач, стоящих перед ним. С одной стороны, музей может создаваться как профильный (исторический, литературный, художественный, технический, естественнонаучный, музыкальный, а также комплексный). С другой стороны, музей может иметь конкретную направленность в своей деятельности и выступать как музей-выставка, музей-мастерская (студия), музей-клуб (театр), музей – адаптационный центр, музей – центр досуга, музей – научный кабинет и т.д. Затем необходимо:
Отдельным пунктом могут быть прописаны охрана труда сотрудников музея и техника безопасности. На основании научной концепции музея разрабатываются концепции:
Все концепции увязываются воедино для наиболее полной и эффективной деятельности музея, исходя из общих его задач. Важное место уделяется научной организации труда, внедрению новых форм деятельности и использованию новейших методик и достижений в области науки и техники. Концепции предусматривают комплексное использование музейного собрания в различных формах деятельности. На их основании разрабатываются перспективные программы и планы деятельности. После этапа создания концепции музея в целом и форм его деятельности в отдельности, приступаем к разработке проектов, необходимых для реализации концепций. Для организации работы научных сотрудников музея определяем должностные инструкции на основании Устава музея и основополагающих документов управленческих органов в системе культуры (профстандарты, квалификационные справочники и требования). Для создания экспозиции и выставок на основе научной концепции подготавливаются художественные проекты, затем сценарии, на основе которых создаются расширенная тематическая структура и тематико-экспозиционные планы. Для организации научно-просветительной работы пишутся методические разработки экскурсий и музейных мероприятий, сценарии музейных праздников. Для организации научно-исследовательской работы определяется направленность профильных и социологических исследований, разрабатываются программы научных экспедиций. Для организации редакционно-издательской деятельности определяется форма изданий трудов музея и направленность информационной продукции. Для организации административно-хозяйственной деятельности определяются основные положения внутримузейной организации по взаимодействию отделов музея, обосновываются формы финансовой деятельности и материально-технического оснащения. Разрабатывая концепцию музея, его проект, следует помнить, что само по себе проектирование имеет не только научный характер, но и является своеобразным искусством[14] Содержанием концепции музея являются: Социокультурная обстановка. Краткая история местности, где располагается музей или проектируется его создание. Особенности хозяйственного развития и сложившихся трудовых отношений. Характеристика категорий населения: с кем предстоит работать музею. Традиции и особенности культуры. Сеть научных и культурных учреждений. Понятие музея и музейного предмета. Место музейного предмета в исследовательской, экспозиционной и научно-просветительной работе. Обоснование новой концепции музея. Название музея, его профиль, проблематика и объяснение, почему именно такой музей необходим. История музея и особенности его становления. Основные вехи в истории музея. Изменения его предназначения. Если музей только создаётся, то какие существуют аналоги и почему выбран именно этот предлагаемый вариант. Актив музея и формы его организации. Характеристика групп населения, активно сотрудничающих с музеем. Кружки, клубы, секции, совместные экспедиции и т.д. Посетители музея и формы работы с различными категориями населения. Характеристика категорий посетителей, на которых будет направлена музейная деятельность. Все категории или только детская аудитория. Формы и программы работы с разными возрастными и семейными группами, с посетителями, имеющими ограниченные физические возможности. Учёт возрастных, профессиональных, национальных, социальных, физиологических и других особенностей посетителей. Сотрудничество музея с учреждениями, предприятиями и организациями. Цель сотрудничества. Планирование взаимосвязи с ними. Формы сотрудничества. Выездные или внутримузейные мероприятия. Территория музея, охранная зона, комплекс памятников и формы их использования. Место расположения здания музея. Рекреационные зоны. Транспортная сеть. Наличие и характер использования памятников истории и культуры. Менеджмент и маркетинг. Характер управления музеем. Способы обеспечения научной работы и образовательно-воспитательной деятельности. Условия финансирования и материально-технического обеспечения. Штатное расписание. Необходимое количество научных сотрудников музея по каждому проектируемому отделу. Состав административно-хозяйственной части. Основные направления реализации Концепции и ожидаемые результаты. Путь решения положений концепции. Конечная цель создания музея и основные направления музейной деятельности. Проектируемое место музея в социокультурной среде и план реализации с указанием ответственных лиц. Научные концепции по видам музейной деятельности. Проекты научных концепций по видам музейной деятельности, разрабатываемые на основании общей научной концепции музея. Такова структура содержания научной концепции как музея в целом, так и его составных подразделений.
В о п р о с ы и з а д а н и я
Графическое изображение составных частей концепции музея К. А. Логушкиной Графическое изображение составных частей концепции музея К. А. Копыловой [1] Концепция – от лат. conceptio, система, понимание. [2] О проектировании см.: Гнедовский М. Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музееведение. Музеи мира. М., 1991. [3] О научных концепциях музея см.: Научная концепция Иван-городского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. М., 1990; Концепция развития Таймырского окружного музея. М.; Дудинка, 1993; Концепция развития Красноярского культурно-исторического центра / Авт. коллектив. Красноярск, 1993; Хитарова Э. И. Концепция «Музей» в прикладной культурологии // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: сб. науч. трудов / Ассоциация музеев России. СПб., 1996 и др.; Интернет-ресурсы: http://www.future.museum.ru/Imp/projects/default.htm http://www.future.museum.ru/Imp/web/scenaric.htm [4] Словарь музейных терминов: сб. науч. трудов / ГМСИР. М., 2010. С. 79-80. [5] Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика. М., 2005. С. 70. [6] Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. М., 2005. С. 31. [7] Самарина Н. Г. Научная концепция музея: понятие и этапы разработки // Научно-исследовательская работа в музее: тезисы докладов на VIII Всероссийской научно-практической конференции МГУКИ / Науч. ред. Н. Г. Самарина; Сост. Н. И. Решетников, И. Б. Хмельницкая. М., 2005. С. 8. [8] Музей и коммуникация: концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина / Под ред. Н. А. Никишина и В. Н. Сорокина. Самара, 1998. [9] Проектирование деятельности музея: методические материалы по разработке концепций и программ / Автор-сост. Е. И. Карташёва. Казань, 2005. [10] Об этом более подробно см.: Решетников Н. И. Музей и проблемы проектирования его деятельности (или как изменяется восприятие искусства Рубенса, Родена и Леонардо да Винчи // Музеи, библиотеки и архивы как институты исторической памяти: сб. науч. статей, докладов и тезисов XI Международных музейных чтений «Современные проблемы музееведения» (14-16 мая 2013 г., Орёл). Вып. 5 / Гл. ред. Н. А. Паршиков; Орловский гос. ин-т искусств и культуры. Орёл: ООО «Горизонт», 2014. [11] Шляхтина Л. М. Указ. соч. С. 70-71. [12] Самарина Н. Г. Научная концепция музея: понятие и этапы разработки // Научно-исследовательская работа в музее: тезисы докладов на VIII Научно-практической конференции МГУКИ. М.: МГУКИ, 2005. С. 11. [13] Там же. С. 11-13. [14] Об этом более подробно см.: Решетников Н. И. Музей и искусство проектирования его деятельности // Музей без барьеров: сб. науч. трудов кафедры музееведения / Сост. М. В. Короткова. М. Изд-во ИКАР, 2013.
|
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Теория и практика музейной деятельности > Решетников Н.И. Музей и проектирование музейной деятельности : учебное пособие. М.: МГУКИ, 2014. > Часть II. 1. Проектирование музейной деятельности