В. ЩУРОВ. Рекрутские, солдатские песни. Казачий воинский репертуар

24 февраля, 2023

[271]

Особую область городской песенной культуры составляет воинская традиция.

            До начала XVIII столетия ратная служба на Руси в мирное время была делом добровольным. Стрельцы, пушкари, затинщики получа-

[272]

ли за несение воинских обязанностей жалованье от государя. Можно предполагать, что именно в среде служивых людей складывались многие исторические песни. Однако примеры с отображением воинского быта, характеризующие песенный репертуар ратных людей Московской Руси, нам не известны.

            В эпоху царствования Петра I складывались так называемые «виватные канты» в честь побед русского оружия. Они торжественно исполнялись при встрече победителей. В устную традицию канты и панегирики не перешли.

            Рождение воинских песен относится ко времени введения каторжной рекрутской повинности. Условия солдатской жизни были тяжелыми, подневольными, обращение с солдатами – жестоким. За провинности к ним применялись бесчеловечные телесные наказания. В рекруты забирали по жребию. По доброй воле на это мог согласиться младший неженатый брат, выручая семейных старших. Ссылка в рекруты применялась как кара за проступки, разгневавшие барина. Сами обстоятельства прощания молодца, которого забирают в рекруты, с родными, близкими, с любимой девушкой отражены в рекрутских песнях. Важное место в них занимает описание подневольной солдатской службы.

            Рекрутские песни стоят по жанровым и стилевым особенностям на стыке крестьянской и городской песенности. Мы уже отмечали те качества этого вида, которые позволяют отнести его к традиционной лирике

            В то же время во многих рекрутских песнях отчетливо проявляется их связь с городской культурой.

            Несомненные городские музыкально-поэтические признаки проявляю солдатские песни. Многие их них анонимны, очевидно они были созданы в воинской среде и отражают ее настроения. В песне «Туман яром котится», обнаруженной собирателями в Белгородской области, бодрый, энергичный напев, припевные слова «Нам горе, горе не беда!» как будто передают бодрый настрой бравых солдат. На самом же деле в основных словах скрыт истинный смысл песенного повествования: парень вовсе не испытывает радости от необходимости служить во солдатах. Можно предполагать, что здесь отражаются порядки палочной дисциплины павловских времён

Этому примеру сродни по характеру, по настроению солдатская песня, записанная на юге России и известная во множестве вариантов «Эх, уж ты, зимушка зима».

[Уж ты, зимушка, зима,

Холодна зима была!

Холодна зима проходит,

Лето красно настает.

Лето красно настает,

У солдата сердце мрет.

У солдата сердце мрет,

Лето дома не живет.

Лето в лагерях стоять,

Поутру рано вставать.

Поутру рано вставать,

Лицо бело умывать.

Лицо бело умывать,

Мундир черный надевать.

Мундир черный надевать,

На ученье выезжать.

Нам ученье не мученье, —

Между прочим, тяжело.

Между прочим, тяжело,

Что не знаем ничего.

Вариант текста добавлен редактором]

И здесь под прикрытием

[273]

внешней бравады скрыт определяющий общее настроение трагический подтекст.

Тяготы воинской службы раскрываются во многих песнях, созданных в солдатской среде. Однако сложности казарменного быта в старой царской армии не препятствовали проявлению гордости за доблестную защиту родной земли, за славные ратные подвиги. Важнейшая тема солдатских песен – воспевание славных побед русского оружия.

            На протяжении длительного времени главными противниками Московской земли с юга были турки. И перипетии борьбы с этим сильным противником отражены в ряде патриотических песен.

            Война с армией Наполеона в 1812 году оставила заметный след в русском фольклоре. Один из командиров казачьего войска во время этой баталии атаман Платов в песенном русском фольклоре характеризуется как хитрый лазутчик. Он неузнаваемо изменял свою внешность – «усы бороду обрил», «француз его не узнал – за купчика посчитал». И таким путем, согласно песенному преданию, Платов обманул неприятеля.

[«Казак Платов хитрый был,

Усы, бороду обрил,

У француза в гостях был,

Француз его не узнал,

За купчика посчитал…» Прим. ред.]

Особое место в песенном русском фольклоре занимают казачьи песни с воинской тематикой. В них отражены многие конкретные исторические события, связанные с ратными подвигами. Немало и таких примеров, в которых рисуются условия походной жизни, при том не редко с некоторой бравадой:

Есть вино- пьём вино.

Нет вина – пьём воду.

Ни на что не променяем

Казачию моду!

Авторы слов многих солдатских и казачьих песен известны. Широко распространенная в казачьих станицах песня «Из-за леса, леса копий и мечей вышла сотня казаков-усачей», возвеличивающая удаль казачества, принадлежит Ю. Беляеву. Патриотическая песня «Ой, да вспомним братцы мы кубанца» написана О. Степиным. Популярные в среде казачества песни «Под ракитою зелёной русский раненый лежал» и «Ты не вейся черный ворон, над моею головой» созданы Н. Веревкиным. Заметный след в казачьем фольклоре оставил поэт Е. П. Гребёнка (1812-1848), стихи которого нередко превращались в народные песни: «Поехал далёко казак на чужбину», «Помню я ещё молодушкой была», «В вечеру ли я стояла у ворот». Литературное происхождение имеют песни патриотического содержания: «Грянул

[274]

внезапно гром под Москвою» (слова Н. Шатрова), «За курганом пики блещут» (слова А. Леонова).

По характеру среди песен с воинской тематикой существует два типа: либо напевные лирические, либо (и таких большинство) – бодрого маршевого характера. Многие из солдатских и казачьих песен выполняли функцию строевых, поддерживая походный шаг воинского отряда.

Опубл.: Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. М.: Музыка, 2007. С. 271-274.

Песня «Из-за леса, леса копий и мечей едет сотня казаков и лихачей»:

https://youtu.be/Bp63q7lJZs4

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции