Марк АРАНОВСКИЙ Текст и музыкальная речь (глава 6 из книги «Музыкальный текст. Структура и свойства»)

Опубл.: Арановский М. Музыкальный текст: структура и свойства. М., 1998. “Понятие “музыкальная речь” довольно давно вошло в музыковедческий лексикон, но трактовалось скорее метафорически и относилось к сумме музыкально-выразительных средств и способам их организации . Здесь это понятие будет применено в соответствии с известной дихотомией язык/речь, ведущей свое происхождение от теории Соссюра”

Нина БОРДЮГ Рождество, Святки, Васильев вечер (Старый Новый год), Крещение (Богоявление) (на фольклорных материалах юга Нижегородской области)

  [53]   «Святки, святые вечера, так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обыкновенно пятым января следующего года…» — утверждает М. Забылин и продолжает далее — «нет ни одного празднования… Читать далее »

Вячеслав КАРАТЫГИН. Музыка чистая, программная, прикладная (23.33 Kb) 

[155]   Действие равно противодействию — основной закон меха­ники; и не только механики в собственном смысле слова, исследующей условия движения, падения, вращения, сопротив­ления математических масс и тел, но и механики душевных движений, в частности той тонкой, деликатной игры психоло­гических тяготений, которая регулирует смены и перемены наших художественных взглядов и вкусов. Примеры — на каждом шагу.… Читать далее »

Карл ДАЛЬХАУЗ «Новая музыка» как историческая категория (39.16 Kb) 

Карл Дальхауз «НОВАЯ МУЗЫКА» КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ (опубликовано в: Das musikaliscli Neue und die Neue Musik, Mainz: Schott, 1969; перевод с немецкого и примечания Натальи Власовой)     [253]   Понятие «новая музыка», призванное отделить часть возникших в XX веке сочинений от массы прочих, кажется одним из броских словечек, которые действуют тех пор, пока используются бездумно,… Читать далее »

Ю.В. КУДРЯШОВ Сонорно-функциональная основа музыкального мышления (26.38 Kb) 

[60]   Согласно теории фонизма Ю. Н. Тюлина, гармоническое вос­приятие аккордов европейского лада осуществляется благодаря диалектически неразрывному единству двух противоборствующих начал, которыми они обладают: собственно ладовой, или звуковысот­ной, функции (динамика движения) и ее же фонической, или красоч­ной, функции (характер звучания). Оба репрезентанта гармониче­ской вертикали, сливаясь при слуховом восприятии в единое целое, но не теряя при… Читать далее »

Т. Цареградская. О религиозности Мессиана (17.11 Kb) 

Т. Цареградская О РЕЛИГИОЗНОСТИ МЕССИАНА [25] Эта статья посвящена тому, что составляло, по мнению Мессиана, самую сердцевину его творчества — его религиозности. Отношение композитора к католической церкви было чем-то значительно большим, чем простая принадлежность конфессии. Это был сознательный выбор и добровольное служение, оказавшее влияние на все стороны компо­зиторской деятельности, начиная от выбора сюжетов и заканчивая… Читать далее »

Д. БОГДАНОВИЧ. Контрапункт для гитары (реферат В. Лимоновой) (7.8 Kb) 

D. Bogdanovic (1996) Counterpoint for quitar. Аncona: Berben.  Introduction p. 5-9. Душан Богданович –  американский  композитор, гитарист  и педагог. Родился в Болгарии в 1955 г.  Его произведения представляют синтез классической музыки, джаза и этнических мотивов, отражая эклектику современной реальности.  Наиболее ярко свою позицию к вопросу  становлению  музыканта – исполнителя Богданович высказывает в  своей работе «Контрапункт… Читать далее »

Д.И. ВАРЛАМОВ. Академизация и постакадемический синдром в музыкальном искусстве и образовании (0.36 Kb) 

С текстом сборника статей можно ознакомиться по ссылке (744 кб).   (0.1 печатных листов в этом тексте) Размещено: 05.11.2017 Автор: Варламов Д.И. Размер: 0.36 Kb © Варламов Д.И. © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов) Копирование материала – только с разрешения редакции

M.Г. Арановский. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений (56.71 Kb) 

M. Г. Арановский  О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений [252] Как известно, музыкальный звук является звуком «организованным». Это означает, что он выступает в качестве элемента некоей языковой системы, предназначенной для порождения музыкальных текстов. Будучи таковым, звук осознается как внеположный сознанию, объективно существующий материал, над которым возможны те или иные операции. Однако быть материалом структурообразующей музыкальной… Читать далее »

Т. АДОРНО. Легкая музыка (51.62 Kb) 

Легкая музыка [27]   Понятие легкой музыки кажется само собой разумеющимся, но именно поэтому оно туманно и темно. Каждому известно, что его ожидает, если он бездумно станет вер­теть ручки радиоприемника, и это, по-видимому, освобождает от необходимости заду­маться над тем, что же это такое. Феномен этот становится тогда чем-то раз навсегда дан­ным. Его остается безоговорочно принять… Читать далее »