Г. ТРЕЛИН Ленинский лозунг «Искусство – народу!» и становление советской музыкальной культуры (63.03 Kb) 

ЛЕНИНСКИЙ ЛОЗУНГ «ИСКУССТВО – НАРОДУ!» И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛА, РОЖДЕННАЯ ОКТЯБРЕМ [152] А. В. Луначарский дал весьма точное широкое определение сущности художественного просвещения: «Художественное просвещение имеет две связанные между собой, но тем не менее отличимые друг от друга стороны. Одной его задачей является широкое ознакомление масс с искусством, другою — стремление вызвать из… Читать далее »

В. РУБЦОВ. В.Н. Салманов (фрагмент из книги) (32.34 Kb) 

[9] ПРИЗВАНИЕ «…Если мы хотим знать, что вырастет из маленького зернышка, надо лишь поднять голову и взглянуть на дерево, с которого оно упало, отыскать глазами тот отросток, с которого семечко сорвалось, затем ветку, на которой держится этот отросток, наконец — ствол, спуститься вниз по стволу до самых корней и посмотреть, какая почва питала это дерево.»… Читать далее »

И. Барсова. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей». 1934-1937 годы в жизни Шостаковича (33.79 Kb) 

[137] Проблема «художник и власть в 30-е гг. в СССР» все еще далека от доскональной разработанности и полной ясности. Многое осложняет картину советского искусства этих лет, а именно: а)         противоречивое поведение самой власти в культурной политике, временами создававшее впечатление возможной либерализации (этот феномен детально проанализирован Л. Флейшманом)[1]; б)         вера в идеалы коммунизма одних и горькое… Читать далее »

Руслан РАЗГУЛЯЕВ Позднее фортепианное творчество Дьёрдя Лигети (57.76 Kb) 

12 июня 2006 года на восемьдесят третьем году жизни ушёл из жизни Дьёрдь Лигети, выдающийся композитор и одна из интереснейших личностей в музыкальном искусстве ХХ века. Не причисляя себя ни к одному из существовавших и существующих ныне направлений и стилей, постоянно находившись в поиске индивидуального синтеза, Лигети к началу нового тысячелетия вполне заслуженно оказался в… Читать далее »

Б. АСАФЬЕВ Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны (25.47 Kb) 

  МОЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ЛЕНИНГРАДЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ[1] [27] Первые месяцы Великой Отечественной войны (июнь—август 1941 г.) застали меня в Ленинграде, в привычной рабочей обстановке. Я заканчивал инструментовку оперы «Славянская красавица» — по Низами — для оперного театра в Баку, по заказу Азербайджанского юбилейного комитета по чествованию этого великого поэта. Вел музыкальную… Читать далее »

Г. ПОЖИДАЕВ Музыка на фронтах Великой Отечественной войны (фрагмент) (37.61 Kb) 

  II. ОРУЖИЕМ ИСКУССТВА   [45] Сердца наших бойцов и командиров открыты для искусства, в котором они справедливо видят один из источников своей моральной силы… Алексей Попов (1942) 1.      Сценическая площадка — фронт [45] Писатель Ц. Солодарь вспоминает: «Декабрь сорок первого. Шестого начался разгром немцев под Москвой. Наши войска пятнадцатого овладели Клином. В тот же день… Читать далее »

Н. ГУЛЯНИЦКАЯ Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений (63.01 Kb) 

Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это по­чувствовать,  но не знаем даже, где положи­ли его. Н. В. Гоголь[1] [117] Знаем ли мы, “где положили” наше сокровище – духовные песно­пения, творимые народом, а затем и его выдающимися “песнотворца­ми” в течение многих веков? Последнее десятилетие – это не только раскопки… Читать далее »

Тамара ЛЕВАЯ Метаморфозы скрябинского мифа (42.44 Kb) 

  [159] Многообразные отзвуки творчества А. Н. Скрябина в искусстве XX века побуждают говорить о суще­ствовании некоего мифа о композиторе. Этот мифологиче­ский ореол вокруг его имени несколько рассеивался и осла­бевал по мере того, как фигура Скрябина отодвигалась в про­шлое, а его деяния становились предметом углубленного научного анализа. Однако сам по себе он никогда не исчезал,… Читать далее »

М. ГАЛУШКО Рукописи звучат (о сочинениях Андрея Петрова на тему «Мастера и Маргариты») (20.98 Kb) 

[8] Кто рискнет объяснить, почему в те или иные периоды в искусстве возникает «притяжение» к какому-либо одному сюжету, образу, идее? Что движет при этом художниками — дань ли преходящей моде, стилевая приверженность или веление гражданского долга? Ответить на эти вопросы вряд ли под силу лишь искусствознанию, ибо здесь вступают в действие сложные законы психологии творчества… Читать далее »

Светлана САВЕНКО О Борисе Гецелеве, музыканте и человеке (35.18 Kb) 

[106] Когда в 1972 году я определялась на службу в Горьковскую консерваторию, ее ректор Г.С. Домбаев сразу посоветовал: “Обязательно познакомьтесь с Борисом Гецелевым и Тамарой Левой – замечательные люди”. Супругов Гецелевых, впрочем, я уже немного знала – коллеги-музыканты, упоминая город Горький, непременно называли их имена. Совсем молодые тогда Тамара и Борис находились в центре культурной жизни города,… Читать далее »