[49] История музыки XX века породила немало концепций и исследовательских установок, которые по сей день сохраняют статус неоспоримых истин. Одна из них касается оценки ситуации в канун Первой мировой войны — возникшего тогда антиромантического бума и резкого [50] противостояния композиторских поколений. Отнюдь не пытаясь опровергнуть эту установку, имеющую под собой веские основания,… Читать далее »
ГЛАВА I ОЧАРОВАНИЕ НЕВОЗМОЖНОСТЕЙ И СВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ [9] Зная, что музыка – это язык, мы, прежде всего, попытаемся сделать мелодию «говорящей». Мелодия есть начало всего. Пусть она остается неприкосновенной! И какими бы ни были сложными наши ритмы и гармонии, они не увлекут ее за собой, но, напротив, будут повиноваться ей, как преданные слуги; в… Читать далее »
Николай Черепнин ПОД СЕНЬЮ МОЕЙ ЖИЗНИ (фрагмент мемуаров) И воздушно во мне расцветаясь, Восставали родимые тени в серебряной мгле. К. Бальмонт [17] Черепнины родом из-под Изборска, древнего русского города Псковской губернии. Род наш не старый, не столбовой и, судя по выпискам из книг дворянского депутатского собрания Псковской губернии, появляется в них лишь с… Читать далее »
Предлагаем вашему вниманию два материала, посвященные постановке оперы Вано Мурадели «Октябрь» в 1965 году. Это одна из немногих опер, в которых Владимир Ильич Ленин поет на сцене. Евгения Иванова «ОКТЯБРЬ» В БОЛЬШОМ (о постановке оперы Вано Мурадели) [18] Рассвет поднимался над голубой гладью озера… Занималась заря. Но здесь, в Разливе, она разгоралась под… Читать далее »
Сталинское руководство Большим театром[1] В декабре 1949 года к приближающемуся 70-летию Сталина от коллектива Большого театра на его имя было послано поздравительное письмо. Помимо обычных произносимых в то время слов о том, что «с Вашим именем, дорогой Иосиф Виссарионович, трудящиеся нашей страны связывают все свои достижения, успехи и победы на фронтах хозяйственного и культурного строительства»,… Читать далее »
[20] Художественное творчество не знает «правильных» дорог. В нем каждый идет своим путем. Кто-то продолжает примерять на себя ветшающие одежды поставангарда конца прошлого столетия, кого-то влекут к себе чистые родники древнерусского церковно-певческого искусства, которые на протяжении многих веков питали русскую музыку. Обращение к ним — еще не залог успеха, который символизирует высокое единение творческого Духа… Читать далее »
[22] Мюзикл в последние несколько десятилетий становится одним из самых востребованных и популярных музыкально-театральных жанров. Особенно эта тенденция заметна на российской сцене: все чаще появляются оригинальные спектакли с таким жанровым определением (например, «Норд-Ост» Алексея Иващенко и Георгия Васильева, «Двенадцать стульев» Игоря Зубкова, «Скрипач на крыше», «Черная уздечка белой кобылицы» Юрия Шерлинга, «Буратино!» Алексея Рыбникова),… Читать далее »
[39] «Двуликий Янус» — так Пуленк называет себя, полагая, что «если кто-нибудь хочет иметь представление о противоречивости моей музыкальной натуры, то сущность ее в равной мере можно найти как в “Грудях”, так и в Stabat mater» [2, 84]. Речь здесь идет о комической опере на текст Аполлинера и духовном произведении на исполненный серьезности и глубины латинский… Читать далее »
[146] Из чего состоит биография композитора? Год рождения, место учебы, а далее список сочинений со всеми необходимыми параметрами: дата написания, состав, продолжительность звучания, первое исполнение… Всё остальное — лишь довесок, приправа, некий антураж, помогающий (или мешающий) лучше, точнее, полнее понять автора. Ибо главное (а на самом деле – единственно существенное) заключено именно в созданных опусах,… Читать далее »
М. Гринберг. Ленин и музыка. [Примечание редактора ЭПИ «Открытый текст»: в тексте статьи сохранена оригинальная орфография 1928 года.] [8] „Ничего не знаю лучше „Аппассионаты“! Готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!” — приведением этого отрывка из книги Максима Горького… Читать далее »