history/archaeology/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология

 Археология
Размер шрифта: распечатать




Музей одной находки
Научные отчеты
Библиотека
Репортажи с раскопок
Ученый и его Экспедиция
Наши публикации
Открытые лекции по охранной археологии
Круглый стол с острыми углами
Археологической Службе 20 лет
Военная археология
Глоссарий: Археология
Исторические поселения глазами археологов
Между фактом и вымыслом
Археология без раскопок
Круглый стол с острыми углами-2015
Виртуальные экскурсии по архивно-археологической выставке «Человек. Эпоха. Место»
Круглый стол с острыми углами-2017
Круглый стол с острыми углами-2018
Открытые уроки для поисковиков-копателей


А.В. Горбунов. Бородино – это лучший учебник истории (48.99 Kb)

  

Поля сражений являются объектами культурного наследия, которые отличает сложность состава и разнообразие находящихся на их территории памятников. Из мест сражений наполеоновских войн 47 полей в разной степени сохранили исторический ландшафт и отмечены памятными знаками. Во всём мире поля сражений сохраняются и используются как эффективное средство патриотического воспитания.

Тем не менее, опыт проведения Бородинским музеем-заповедником 16 научных конференций на тему «Отечественная война 1812 года. Источники. Памятники. Проблемы» с участием представителей мемориалов на полях сражений Беларуси, Украины, Болгарии, Германии, Испании, Канады, США, Чехии позволяет сделать вывод о том, что поля сражений в настоящее время относятся к наиболее уязвимым объектам культурного наследия. Для европейских стран главная проблема состоит в их урбанизации. В России, кроме угрозы застройки дачными посёлками, не менее актуальной в последние десять лет стала проблема зарастания и запустения открытых пространств на полях сражений из-за резкого сокращения объёмов сельскохозяйственной деятельности.

Как правило, не только национальные и местные власти, но и специалисты (архитекторы, историки, работники музеев), недооценивают многообразие культурных ценностей, которые имеют поля сражений как объекты наследия. Государственные органы обращают внимание лишь на монументы, используя их для официальных политических мероприятий.

Чтобы тропа на поля сражений не зарастала и была действительно народной, их необходимо не только сохранять. Их необходимо сделать интересными для современной молодёжи. Более интересными, близкими и понятными, чем американские телевизионные боевики. О том, что эта трудная задача выполнима и имеет решение, говорят отзывы в Книге посетителей Бородинского музея-заповедника: «Господа, какой восторг!», «Здесь действительно здорово, прикольно!!!», «Было круто!», «Всё так красиво и натурально! Понятно теперь, что этот музей лучше учебника истории. Спасибо! Надя – Оля – Женя – патриоты! 19.09.2004.»

Название «Бородинское поле» появилось на карте России после генерального сражения российских войск под командованием генерала от инфантерии светлейшего князя М. И. Голенищева-Кутузова (125 тыс. человек, 624 орудия, 20 тыс. ополченцев) с Великой армией императора французов Наполеона Бонапарта (135 тыс. человек, 587 орудий). Оно произошло в 120 км западнее Москвы 26 августа 1812 г. в понедельник, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери.

Сосредоточив в ночь на 26 августа две трети своей армии в окрестностях захваченного накануне Шевардинского редута, Наполеон намеревался прорвать позицию армии П.И. Багратиона на левом фланге и уничтожить главные силы Кутузова, расположенные у Новой Смоленской дороги. Боевые действия происходили на пространстве по фронту около 4 км. На рассвете, около 6 час. утра начались атаки пехотного корпуса Даву на Семёновские флеши. Около 10 час. утра французским войскам удалось, захватив флеши, выйти к д.Семёновской и почти одновременно ворваться на батарею Раевского. Успешные контратаки русских не позволили им развить этот успех. Вместо прорыва линии обороны неприятелю к 12 часам удалось лишь закрепиться на правом берегу Семёновского оврага. Благодаря рейду (диверсии) казаков М. И. Платова и резервной кавалерии Ф. П. Уварова они не смогли в это время начать атаки центра русской позиции. После захвата около 4 час. дня батареи Раевского и безуспешной для французов кавалерийской схватки восточнее ручья Огник, Наполеон, осмотрев с центра поля боевые порядки русской армии, отступившей к опушке Псарёвского леса, отказался от использования для продолжения атак своего последнего резерва – гвардии. Артиллерийская канонада закончилась с наступлением темноты.

«Битва гигантов» продолжалась пятнадцать часов. Ночью русская армия, которую французы разбить не смогли, отошла к Можайску. Как написано на главном Бородинском монументе «отступили с честью, чтобы вернее победить». В ходе сражения обеими сторонами было сделано около 120 тыс. орудийных и 3 млн. ружейных выстрелов. Потери убитыми и ранеными составили около 45 тыс. человек в русской и около 40 тыс. человек во французской армии. Зимой на поле боя было захоронено и сожжено более 40 тысяч останков павших воинов - русских, белорусов, украинцев, французов, голландцев, испанцев, итальянцев, немцев, поляков, португальцев, хорватов….

За победу Наполеон обещал своим солдатам «изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возвращение на родину». Получилось всё иначе: «Бог наказал безрассудного: от Москвы до Немана разметаны кости дерзких пришельцев – и мы вошли в Париж». Для Наполеона Бородинское поле стало местом «одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты». Для русских Бородино стало символом высочайшего напряжения и несокрушимости духовных сил в борьбе за Отечество. Время показало справедливость слов М. И. Кутузова, написанных сразу после сражения: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов…».

Осенью 1941 г. Бородинское поле стало частью 36-го укрепрайона Можайской линии обороны. Здесь создавалось семь батальонных районов обороны, каждый из них должен был включать не менее 20 железобетонных дотов и 10 дзотов для пушек и пулемётов, противотанковые рвы, блиндажи, стрелковые окопы, ходы сообщения. Эти работы к началу боёв были выполнены лишь наполовину.

После окружения советских войск под Вязьмой для обороны Можайского боевого участка была образована 5 армия генерал-майора Д.Д. Лелюшенко, которая включала только одну – 32 Краснознамённую стрелковую дивизию полковника В.И. Полосухина с приданными частями (около 23 тыс. чел.). Этих сил было явно недостаточно, поэтому заранее подготовленные позиции были заняты лишь на отдельных участках, для прикрытия основных дорог: Можайского шоссе и Минской автострады. К Москве на кратчайшем западном направлении продвигался немецкий 40 танковый корпус (дивизии СС “Рейх” и 10 танковая, более 30 тыс. чел.).

Первые бои, которые можно считать началом Московской битвы, произошли вечером 12 октября на 125 километре Минского шоссе. Потеряв три танка у моста через речку Еленка, противник на следующий день вёл разведку боем севернее и южнее Минского шоссе, захватив к вечеру деревни Ельня и Рогачёво, просачиваясь группами автоматчиков до станции Бородино. 14 октября силами сводного отряда, включавшего курсантов военно-политического училища, разведбатальон и пограничников, огнём тяжелой артиллерии и “катюш” у д. Артёмки удалось отбить многочисленные атаки эсэсовцев с использованием 40 танков и авиации. Продвижение противника по Минскому шоссе было остановлено. Его танки и пехота устремились севернее, в сторону ст. Бородино и д. Татариново для прорыва с юга на Можайское шоссе. Начались упорные бои у д. Шевардино и в центре Бородинского поля, у д. Семёновское были отбиты атаки около 30 танков. Упорные бои продолжались здесь два дня, пока к вечеру 17 октября танки не прорвались на Можайское шоссе между д. Горки и Татариново, разрезав надвое боевой порядок дивизии. На следующий день был оставлен город Можайск.

Несмотря на то, что главный монумент на батарее Раевского в 1932 г. был уничтожен, как не имеющий ценности памятник царским генералам, командиры и бойцы Красной Армии знали, что они защищают Москву на историческом месте. «Живу на поле отечественной войны, где вёл бой Кутузов. Силы наши крепки и дух тоже»,- писал своей семье капитан П.П. Сарыгин. Этот моральный дух помог на 6 дней задержать продвижение фашистских войск к Москве в условиях, когда на следующих рубежах, гораздо хуже подготовленных в инженерном отношении, войск почти не было.

Эти события и их мемориализация сделали Бородинское поле памятником двух Отечественных войн. Интегральным выражением его особой ценности стало превращение слова Бородино в ассоциативное международное понятие, наряду с Марафоном, Ватерлоо, Верденом, Сталинградом.

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, основанный в 1839 г. императором Николаем I, - старейший из музеев мира, созданных на полях сражений. Статус музея-заповедника он получил в 1961 г., а в 1995 г. включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Мемориально – музейный комплекс на Бородинском поле начал формироваться через 25 лет после сражения. Первоначально он включал в себя земельный участок (около 800 га) с руинами земляных укреплений и братскими могилами, выкупленный императором Николаем I, памятник воинам русской армии и могилу генерала П. И. Багратиона на батарее Раевского, храм–свидетель сражения и дворцово-парковый ансамбль в с.Бородине, первые здания Спасо-Бородинского монастыря.

В 1912 г. на местах расположения русских воинских частей было установлено 33 монумента, воссозданы в том виде, какой они имели перед началом боев, пять артиллерийских укреплений. Места командных пунктов М. И. Кутузова и Наполеона были отмечены символическими памятными знаками, которые стали ландшафтными доминантами. Столетний юбилей сражения можно считать временем относительной завершённости процесса формирования ассоциативного культурного ландшафт Бородинского поля.

В 1920-е годы на Бородинском поле произошли разрушения памятников, обусловленные идеологическими причинами. Все монументы и ансамбль Спасо-Бородинского монастыря теперь восстановлены. Установлены новые памятные знаки на обнаруженных в лесу 3 братских могилах 1812 г., местах боевых действий ополчения и казаков, памятник воинам 5 армии — танк Т-34 и надгробия на 9 братских могилах красноармейцев.

В фондах музея хранится более 40000 предметов, связанных с событиями и участниками двух Отечественных войн: личные вещи М.И.Кутузова, Наполеона, Александра I, предметы обмундирования, снаряжения и вооружения, военного быта, прижизненные портреты военачальников, живописные и графические батальные композиции, знамёна, награды, археологические находки с поля битвы, документы, фотоматериалы. Они представлены в экспозициях «Бородино-битва гигантов», «Военная галерея Бородинского поля» «Бородино в годы Великой Отечественной войны», «Дом-музей игумении Марии», «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле», «Военная художественная  игрушка».

В настоящее время историко-культурный ландшафт Бородинского поля, включающий в себя памятники-свидетельства событий 1812 и 1941 годов (укрепления, захоронения, археологический культурный горизонт), памятные места (природные элементы ландшафта) и памятные знаки, сохраняет свою аутентичность и целостность. Убедительным подтверждением этого стало присуждение Бородинскому музею-заповеднику в 2007 г. Международной премии ЮНЕСКО им. Мелины Меркури за сохранение и организацию использования культурных ландшафтов. Бородинское поле стало первым в России пространственным объектом наследия, состояние которого получило столь высокую оценку мирового сообщества.

Для того, чтобы поля сражений стали частью актуальной культуры, востребованными обществом объектами культурного наследия, необходимо правильно оценить их историко-культурный потенциал и предложить нестандартные формы их музейного показа. Научной основой этого может служить концепция культурного ландшафта, разработанная в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева под руководством его директора доктора географических наук Ю. А. Веденина (Культурный ландшафт…, 2004). О возможностях её применения к полям сражений говорилось на Международных конгрессах ратных полей Европы (Куликово поле, 2000 г.; Псков, 2002 г.; Волгоград, 2004 г.; Багратионовск, 2006 г.) и в наших докладах на ряде научных конференций (Горбунов А.В., 2002. С.16-38; Горбунов А.В., 2003. С.113-126).

Поля сражений – это во многих отношениях особые объекты культурного наследия. Как правило, объекты наследия – это результаты созидательной деятельности человека, а поля битв – наоборот, разрушительной. Усадьбы, монументы, архитектурные памятники сразу после создания становятся привлекательными объектами для туристов, а поля сражений – только спустя годы и десятилетия. Для большинства памятников изменения – фактор исключительно негативный, а поля сражений должны измениться, чтобы стать памятниками. По классификации объектов культурного наследия ЮНЕСКО они относятся к культурным ландшафтам ассоциативного типа.

Во все времена поля сражений не создавались, а выбирались. Для участия в битвах десятков и сотен тысяч человек, кавалерии, а позднее моторизованной военной техники, требовалась территория в десятки квадратных километров с особым соотношением открытых и закрытых пространств, высот и впадин. Все поля сражений располагались у дорог или рек, нередко на местах их пересечений. Территория, избранная полководцами для сражения, является первичным ландшафтом поля сражения. Это его пространственно-территориальный каркас, основные параметры которого – положение местности относительно других географических объектов (дорог, рек, городов), степень и характер её хозяйственного освоения (дорожная сеть, населённые пункты, соотношение полей и лесов), объёмно-пространственные характеристики и функциональные взаимосвязи ландшафтных элементов природного и искусственного происхождения (высот, равнин, оврагов, плотин, построек). Совокупность этих параметров отражает военно-оборонительный потенциал местности, наиболее очевидно выраженный в тех случаях, когда она становится полем сражения неоднократно, как это было на Бородинском поле в 1812 и в 1941 годах.

При подготовке к сражению объектом деятельности обеих армий становился участок первичного ландшафта, соразмерный их численности и соответствующий поставленным полководцами задачам. Превращаясь в позицию для расположения войск, основные элементы первичного ландшафта не столько изменялись материально, сколько получали временно новое функциональное назначение. Овраги, долины рек, лощины, становились естественными препятствиями или укрытиями, высоты — опорными пунктами или артиллерийскими позициями, поля — пространством для размещения войск и манёвра, леса — преградами и прикрытиями резервов. Населённые пункты и каменные строения использовались как центры оборонительной позиции. Создаваемые при этом полевые укрепления на всех без исключения полях сражений занимали лишь незначительную по площади часть их территории.

В результате сражения – интенсивного, но кратковременного, разрушительного воздействия на оборудованный для ведения боевых действий  первичный ландшафт, возникает особый тип культурного ландшафта – военно-исторический. Его границы определяются протяженностью по фронту  позиций и глубиной расположения войск обеих сторон, включая резервы и центры управления армиями. Материальные следы сражения состоят из разрушенных укреплений и разрушений в элементах первичного ландшафта, использованных боеприпасов, обломков оружия, захоронений. Все сохранившиеся элементы первичного ландшафта приобретают особую – культурную ценность, становясь памятными местами и памятными объектами как свидетели сражения. Их мемориальная ценность зависит не только от наличия в них материальных следов сражения, но и от того, в какой мере их связь с боевыми действиями зафиксирована в информационном слое ландшафта – исторических источниках (картах, диспозициях, рапортах, воспоминаниях) и исследованиях.

Военно-исторический ландшафт изменяется под влиянием ряда факторов. Первый из них – природные процессы, объективно ведущие к изменению и уничтожению материальных свидетельств сражения: исчезают следы разрушений – «раны войны» в природных элементах ландшафта, восстанавливаются леса и почвенный покров, превращаются в зарастающие руины земляные укрепления. Второй фактор – возобновление на поле сражения мирной жизни, его использования по первоначальному назначению. В течение одного-двух десятилетий оно, изменяясь, приобретает облик, близкий к тому, каким было до сражения. Третий фактор изменения полей сражения – их мемориализация. Это не только установка на них разнообразных памятных знаков, но и закрепление в народной памяти ассоциативной связи между историческим событием и местностью, на которой оно произошло. Это означает признание обществом культурной ценности поля сражения.

В результате этих изменений территория поля сражения превращается в мемориально-музейный ландшафт, становится объектом культурного наследия, который включает в себя памятники-свидетельства, памятные места и памятные объекты, памятные знаки, а также  объекты наследия, не связанные с главным событием  (Горбунов А.В., 2004 а. С.230-245).

Памятники-свидетельства являются материальным подтверждением самого факта сражения на данной территории, его масштабов, служат важным источником для научной реконструкции хода боевых действий. Эти памятники отражают целенаправленную деятельность по подготовке к сражению, ход боевых действий, их результаты. Они являются ключевыми в культурном ландшафте поля сражения, как по своей ценности, так и по расположению на местности, с которой они неразрывно связаны. К ним относятся укрепления, захоронения и археологический культурный горизонт, в котором сохраняются артефакты, непосредственно связанные с боевыми действиями – осколки, ядра, обломки оружия, картечные, ружейные и пистолетные пули, пуговицы и другие предметы.

Памятные места и памятные объекты – это свидетели сражения, сохранившиеся элементы первичного ландшафта, которые занимают практически всю территорию поля сражения. Именно они составляют основу его мемориально-музейного ландшафта, обладая особой информационной, научной и эстетической ценностью. Единым памятным местом является вся совокупность сохранившихся элементов первичного ландшафта поля сражения в их визуальной взаимосвязи друг с другом. Памятники-свидетели сражения – это поля, леса, реки и ручьи с оврагами, озёра и болота, возвышенности, дороги, исторические населённые пункты, усадебные ансамбли, архитектурные сооружения, селища (исчезнувшие поселения). Особую ценность имеет соотношение открытых и закрытых пространств поля битвы, обзорные точки и видовые (визуальные) коридоры, с которых раскрываются панорамы поля сражения. На его территории с разной степенью точности можно выделять места расположения войск, эпизодов сражения, ранений и гибели его участников, переправ, несохранившихся укреплений и т.п. На этих памятных местах не должны появляться дисгармонирующие современные объекты типа ресторана «Макдональдс» на поле при Аустерлице.

Памятные знаки фиксируют на местности информацию о событиях и их участниках. Их функциональное назначение не ограничивается увековечением памяти о героях сражения. Будучи вторичными относительно других объектов наследия, они выявляют значение памятников-свидетельств и памятных мест, зачастую являясь гарантией их сохранения. К памятным знакам относятся символические монументы, памятники воинским частям и участникам сражения, мемориально-архитектурные комплексы и здания, надгробия, музейные экспозиции, информационные знаки. Ярко выражая ассоциативность культурного ландшафта, они, как правило, имеют самостоятельную художественную ценность.

Объектами наследия, не связанными с главным событием, могут быть памятники природы, археологии, архитектуры, истории. На полях сражений их может быть даже больше, чем связанных с главным событием (археологические памятники на Куликовом поле, военно-оборонительные сооружения 1941–1942 гг. на Бородинском поле).

В тех или иных сочетаниях, масштабах и формах, в разной сохранности указанные элементы есть на всех полях сражений. Сами по себе они не могут сделать его особо привлекательным для посетителей. Это лишь его историко-культурный потенциал, те «кирпичики», которые позволяют путём музеефикации сделать поля сражений частью современной культуры.

Музеефикация – это не только создание новых музейных экспозиций. Согласно современному определению – это «направление музейной деятельности и охраны памятников, сущность которого – преобразование историко-культурных и природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности и включения их в актуальную культуру» (Музейное дело…2003. С.363). Она необходима для того, чтобы само поле битвы заговорило, чтобы внешне обычные поля, овраги, перелески, связанные с историческими событиями, вызвали интерес, привлекли особое внимание, превратились из обречённых на уничтожение потенциальных дачных участков в уникальные достопримечательности.

На Бородинском поле применяются различные варианты музеефикации.

Сохранение «ран войны». Руины разрушенных в ходе боев объектов по прошествии времени могут стать уникальными музейными объектами, как дом сержанта Павлова в Сталинграде. На Бородинском поле земляные военно-инженерные сооружения (противотанковые рвы, окопы, дзоты), сохраняются в виде оплывших руин. Объектами музейного показа они становятся после расчистки секторов обстрела и установки информационных знаков.

Воссоздание (реставрация) укреплений. Воссоздание разрушенных в ходе сражения или позднее укреплений осуществляется на строго научной основе, после проведения археологических исследований или поисковых работ. При недостатке достоверной информации для их научной реставрации (батарея Раевского) воссоздается фрагмент укрепления с обозначением на поверхности земли его предполагаемого контура. Оптимальное сочетание воссозданных и сохраняемых в виде руин укреплений определяется исходя из их пространственного соотношения с другими памятниками, доступности для осмотра, планируемых экскурсионных маршрутов. Укрепления 1812 г., восстановленные на Бородинском поле к столетнему юбилею (Шевардинский редут, Масловские флеши, Южная Багратионова флешь), в последующие годы не реставрировались и теперь сохраняются в виде заросших травой валов со рвами.

Установка новых памятных знаков. Их появление на полях сражений необходимо как зримого архитектурно-художественного и информационного выражения особой ценности памятных мест. При этом очень важно соблюдать принципиальное положение, указанное в Генпрограмме Бородинского музея-заповедника: «Посетителю Бородина должны больше говорить подлинные элементы поля битвы, весь его ландшафт, укрепления, могилы и т. д., а не монументы, претендующие на самостоятельное художественное значение, отвлекающие зрителя от восприятия мемориального места» (Горбунов А.В., 2005. С.13). При проектировании памятных знаков следует учитывать национальные и религиозные традиции соответствующих исторических периодов, а также, то обстоятельство, что современные архитектурные стили слабо ассоциируется с событиями прошлых столетий.

Создание музейных экспозиций. Без интерьерных музейных экспозиций поля сражений не могут быть полноценными объектами для туризма. Экспозиции на них являются столь же необходимыми, как этикетаж в музее. Только с помощью экспозиций посетитель может получить образное представление о битве и её героях. Главными реликвиями в них должны быть сделанные на поле сражения археологические находки, а информационным ядром – схема боевых действий или, желательно, макет. На больших полях сражений целесообразно создавать несколько экспозиций, тематика которых связана с отдельными его эпизодами. Мемориальность и особая привлекательность таких небольших экспозиций определяется примечательностью их местонахождения.

Создание мемориально-ландшафтных экспозиций. Цель создания такой экспозиции – дать возможность посетителю попытаться самому оценить значение части поля сражения как военной позиции, получить образное представление о происходивших здесь манёврах и боевых действиях обеих сторон. Для этого надо увидеть местность в определённой последовательности, остановить и зафиксировать внимание на ключевых точках, дать в определённых местах ту или иную информацию.

При создании интерьерной музейной экспозиции в соответствии с научной концепцией и архитектурно-художественным решением происходит организация и размещение музейных предметов. В данном случае с помощью создания плоскостных элементов внешнего благоустройства происходит организация потоков посетителей и их размещение на обзорных точках, что позволяет с наибольшей полнотой  показать как отдельные памятники, так и их комплексы. Основными экспонатами мемориально-ландшафтной экспозиции являются не единичные памятники-свидетельства битвы, а памятные места, то есть довольно обширные природные элементы ландшафта поля сражения, получившие путем реставрации экспозиционный вид. Их невидимую связь с боевыми действиями можно сделать явной установкой экспозиционных знаков. В отличие от памятных знаков назначение экспозиционных знаков состоит не столько в увековечении события, сколько в информационном и образном выражении того мемориального содержания, которое получили в результате сражения внешне обычные природные объекты. Их стиль и размеры должны гармонировать с природными элементами ландшафта и уже существующими памятниками и ансамблями. В мемориально-ландшафтной экспозиции могут быть воссозданы некоторые из утраченных элементов военно-исторического ландшафта – укрепления или их фрагменты, мосты, плотины, полевые дороги. Создаваемые для неё дорожки и тропы, смотровые площадки, посадки, малые архитектурные формы должны быть достаточно деликатно вписаны в исторический ландшафт (Горбунов А.В., 2004 б. С.69-85).

Коллектив Бородинского музея-заповедника разработал научные концепции двух мемориально-ландшафтных экспозиций - «Батарея Раевского» и «Семёновские высоты».

Батарея Раевского – это исторически сложившийся комплекс разнообразных по времени создания, типу и культурной ценности памятников в центральной части Бородинского поля. Это название относится к пологому холму с восстановленным фрагментом земляного артиллерийского укрепления, двумя дотами и ходами сообщений 1942 г., могилой П. И. Багратиона и Бородинским монументом, установленным в 1839 г., уничтоженным в 1932 г. и воссозданным в 1987 г. Существующие дороги и дорожки позволяют посетителю увидеть центральное укрепление русской позиции только со стороны наступавших французов. Вид на хорошо сохранившееся место расположения главных сил русской армии был перекрыт зарослями в овраге ручья Огник. Какие- либо сведения о происходивших здесь важнейших эпизодах Бородинской битвы на существующих памятных знаках отсутствуют.

Архитектурной доминантой данного комплекса является Главный монумент. Это символический памятник всем воинам русской армии – участникам Бородинского сражения, ярко и красноречиво выражающий масштаб и духовное значение битвы. Он обозначает центр Бородинского поля, обладая самостоятельной культурной ценностью, хотя и является воспроизведением уничтоженного памятника. С боями за батарею Раевского он непосредственно не связан. Нет прямой связи с локальными событиями и у другого памятника символического значения – танка Т-34.

В ряду военно-инженерных сооружений в глаза посетителей в первую очередь бросаются железобетонные доты. Представление об укреплении, которое французы называли «редутом смерти» и «фатальным редутом» можно получить лишь по небольшому фрагменту его левого фаса, восстановленному в 1977 г.

Наиболее тесной прямой и ассоциативной связью с эпизодами боевых действий у батареи Раевского обладают окружающие её природные элементы культурного ландшафта: поля на равнинах и покатых склонах возвышенностей, перерезанные оврагами, перелесками и просёлочными дорогами. Эти элементы относятся к наиболее сохранившимся участкам военно-исторического ландшафта 1812 г., однако не имеют экспозиционного вида. Овраг ручья Огник невозможно разглядеть из-за покрывающих его деревьев и кустарников, зарастают поля, окружающие Красный холм, который невозможно осмотреть со стороны русской позиции из-за отсутствия пешеходных дорожек.

Изучение исторических событий и инвентаризация расположенных здесь объектов культурного наследия позволило сделать вывод, что данный мемориально целостный участок Бородинского поля обладает большой информативностью, которая не получила адекватного визуального выражения. Это стало основанием для разработки тематической структуры указанной мемориально-ландшафтной экспозиции, состоящей из 3 разделов: бои за батарею Раевского, оборонительные укрепления 1941 – 1942 гг., батарея Раевского как мемориал защитникам Родины в двух Отечественных войнах.

Поскольку возможность раскрытия тематического содержания мемориально-ландшафтной экспозиции зависит не только от «экспонатов» – объектов показа, но и от обзорных точек, важной частью экспозиционного замысла является маршрут её осмотра. Предлагаемый экскурсионный маршрут позволит посетителю увидеть и самому оценить военно-оборонительное  значение полей, холмов, оврагов, окружающих батарею Раевского, получить образное представление о происходивших здесь событиях – атаках, схватках, победах и поражениях, манёврах и действиях пехоты, кавалерии, артиллерии. Маршрут проложен таким образом, чтобы посетитель, как с экскурсоводом, так и без него, мог идти по нему с неослабевающим интересом, получая разнообразные впечатления. В отличие от туристического похода в конце маршрута он должен ощутить не усталость, а эмоциональный подъём и сопричастность тому подвигу, который совершили героические предки. С этой целью осмотр экспозиции предлагается вести не по хронологии событий, а, наоборот, от современности и событий 1941 г. к Бородинскому сражению. Он завершается подходом к Главному монументу как символическому памятнику всем героям Бородина.

Протяжённость пешего маршрута осмотра экспозиции – 1,9 км, продолжительность – 2 экскурсионных часа. Осмотр данной экспозиции возможен по конному маршруту, протяжённостью 2,5 км, в экипаже, с остановками на отдельных обзорных точках.

Основой создания мемориально-ландшафтной экспозиции «Батарея Раевского» является максимальное сохранение всех уцелевших элементов военно-исторического ландшафта и восстановление между ними утраченных визуальных связей. Реставрация природных элементов ландшафта состоит в придании им внешнего облика, близкого к тому, какой они имели в 1812 г. В первую очередь это касается удаления древесной и кустарниковой растительности в овраге ручья Огник. На участке поля за Огником на площади около 3 га предложено воспроизвести структуру крестьянского надела с трехпольным землепользованием. Для того, чтобы все остальные поля сохранялись в виде лугов, необходима срочная вырубка на них древесной поросли, регулярное сенокошение и агротехнический уход как за искусственными сенокосами.

В настоящее время началась работа по реализации данной концепции: две трети оврага ручья Огник расчищены от зарослей, ведутся комплексные геофизические и археологические исследования, разработан эскизный проект.

Создание центров военно-исторической реконструкции. Их функциональное назначение – просвещение и патриотическое воспитание путём воспроизведения исторической военной среды с широким использованием интерактивных методов. С 1990-х гг., по мере развития движения военно-исторической реконструкции, на многих полях сражений стали проводиться военно-исторические праздники.

Уникальный культурно-исторический центр предлагается создать на базе туристического комплекса «Бородино». Это бывший пионерский лагерь, в полуразрушенном состоянии переданный музею 10 лет назад. Уже сейчас в нём в комфортабельных номерах могут останавливаться до 40 человек. После реконструкции он будет связана с тем, что часто называют «ожившей историей», что ежегодно привлекает в первое воскресенье сентября на Бородинское поле десятки тысяч человек.

У въезда в центр появится кордегардия – караульное помещение со шлагбаумом и будкой для часовых в форме 1812 г. – отсюда начнется для посетителей погружение в славную для России историческую эпоху.

Экспозиция под открытым небом «Артиллерия – бог войны» будет включать артиллерийский парк 1812 г., с установкой копий орудий на лафетах и палаток исторического образца, а также несколько орудий 1941 г. на огневых позициях.

На выставке «Солдатушки, бравы ребятушки», созданной на основе коллекции военной художественной игрушки, в игровом зале специально изготовленными фигурками солдатиков – копиями игрушек, представленных на выставке, можно будет разыгрывать целые эпизоды Бородинского сражения. Здесь же будет оборудование для компьютерных игр по военно-исторической тематике и мастерская для изготовления солдатиков.

Многие сразу пойдут в корпус военно-исторической реконструкции. Глаза в нём поначалу будут разбегаться: мундиры пехотинцев и артиллеристов, кирасирские колеты, гусарские доломаны и ментики, кивера, каски, патронные сумки, ружья, сабли, тесаки. Всё это можно потрогать, примерить, узнать, как что называется, научиться пользоваться и даже, конечно не сразу, «завербоваться» в русскую или французскую армию. Помогут всё это сделать ветераны «бородинских баталий».

Будет здесь своё «марсово поле» для построений, парадов, смотров участников военно-исторических реконструкций, поляны для военных упражнений и пикников, конюшня, тир. Бывший стадион превратится в исторический театр для военно-исторических представлений по заказу туристических кампаний. Бывший клуб после реконструкции станет зданием офицерского собрания – для научных конференций, семинаров, просмотра фильмов на военно-историческую тематику. Здесь же иногда будет звучать музыка, конечно, не современная, а ХIХ в., будут балы, камерные исторические спектакли.

Здесь можно будет взять на время мундир, сфотографироваться в нём, пообедать в зале для господ офицеров или для нижних чинов, из котла солдатской артели или из полевой кухни.

Территория центра позволяет построить здесь несколько зданий с историческими интерьерами для размещения туристов – желающих провести на Бородинском поле несколько дней с каждым годом становится больше.

Перечисленные нами варианты музеефикации на полях сражений следует применять в комплексе, в зависимости от того, какие из указанных выше структурных элементов культурного ландшафта там уже есть. В частности, для  полей сражений, на которых выявлено мало памятников-свидетельств, музеефикация для начала может ограничиться установкой памятного знака с краткой информацией и схемой боевых действий. Эта работа не потребует больших расходов и может быть выполнена силами местных краеведческих и школьных музеев, общественных и религиозных организаций, поисковых отрядов, военно-исторических клубов.

Центр военно-исторической реконструкции расположен рядом с плац-театром, на котором разыгрываются «баталии» в «День Бородина».

Десятки тысяч людей стремятся попасть на Бородинское поле в первое воскресение сентября, когда здесь проводится праздник «День Бородина». Утром около памятника М.И. Кутузову в д.Горки под знаменами 1812 г. выстраивается сводный батальон групп военно-исторической реконструкции в обмундировании русской армии, солдаты Российской Армии, кадеты. После выступлений официальных лиц, потомков героев Бородина, современных защитников Отечества здесь отдаются воинские почести павшим воинам русской армии. В это же время у памятника на командном пункте Наполеона собираются пехотинцы и кавалеристы в форме армии Наполеона. Рапорт о готовности к празднику от групп военно-исторической реконструкции принимают посол или военный атташе Франции, которые в этот день приезжают на Бородинское поле. В знак памяти о погибших здесь воинах почти всей Европы возлагаются цветы, звучит «Марсельеза», войска торжественно проходят перед памятником «Мёртвым Великой армии».

Кульминацией «Дня Бородина» является военно-историческая реконструкция. Вот как описывают её в своих сочинениях школьники:

«Началась битва. Французская и русская армии двинулись навстречу друг другу, загремели первые выстрелы. В воздухе запахло порохом, загорелась трава, и вот уже на поле лежат первые раненые и убитые. Ровные поначалу ряды воюющих армий начинают сливаться, всюду гомон, шум, ржание лошадей, звуки артиллерийской стрельбы, дым, резкий запах. По полю гарцуют всадники, то наступают, то отступают солдаты, бегут ратники…».

«Невозможно словами передать всё, что происходило на поле боя, ты как будто на время перенёсся в ту эпоху. Тебя всё время пронизывает чувство восхищения, когда смотришь, как кавалерия несётся в бой, хочется самому вместе с русскими войсками сражаться против французов».

«В школе нам очень интересно рассказывали о войне 1812 года. Но то, что я увидела здесь, не расскажет и не покажет ни один, даже самый замечательный учебник истории. Мама всё говорила: «Посмотрите по телевизору!». Разве это можно смотреть по телевизору? Я так рада, что папа привёз меня сюда. Мы здесь уже второй день, народу уйма, спали прямо в машине. Но так не хочется, чтобы всё закончилось. Настоящий праздник!»

«Бородинское сражение интересно мне как человеку, родившемуся и живущему в России. Это история моего Отечества, память о предках-героях. Это никого не может и не должно оставлять равнодушным, особенно сегодня, когда понятие патриотизма приобретает порой самые уродливые толкования».

Торжественно, как День воинской славы России, отмечается 8 сентября годовщина Бородинского сражения. После литургии во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря её участники крестным ходом идут к батарее Раевского, где служится благодарственный молебен «В воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык», выступают почётные гости, звучат военные марши.

В последнее воскресенье мая особый праздник «Стойкий оловянный солдатик» собирает на Бородинском поле школьников. Дети с экскурсоводом осматривают памятники и памятные места двух Отечественных войн, узнают, как и за что сражались здесь наши предки. На воссозданном в центре поля биваке 1812 г. дети и взрослые знакомятся с походным бытом русской и французской армий, их обмундированием и вооружением. Можно примерить мундир, посмотреть, как заряжается ружьё и стреляет артиллерийское орудие, прокатиться на лошади, сфотографироваться с «солдатом 1812 года». Неподалеку расположены палатки солдат Великой Отечественной войны.

Театрализованное представление «Сквозь дым летучий…» открывает Кавалерийский почётный эскорт Президентского полка. Чёткие перестроения, владение холодным оружием, «карусель», оставляют неизгладимое впечатление. Затем на поле появляются войска 1812 г. Огонь французских орудий по русской пехоте, атаки французов и контратаки русских, ружейная стрельба, дружная атака русских кавалеристов, которые решают исход боя в пользу русских. Как в лермонтовском «Бородино», «уланы с пёстрыми значками, драгуны с конскими хвостами, всё промелькнули перед нами, всё побывали тут». Завершается представление показательными выступлениями воинов-десантников, которые демонстрируют приёмы рукопашного боя, самообороны, задержания диверсантов, освобождение заложников. В этот день перед ребятами  оживают страницы учебников истории, литературы, географии.

Праздник «Москва за нами. 1941 год» посвящается на Бородинском поле боям с фашистскими захватчиками. Он проводится во второе воскресенье октября. Накануне, почти каждый год, на воинском мемориале в д. Ельня торжественно, с православным поминовением и отданием воинских почестей перезахораниваются останки советских воинов, найденных поисковыми отрядами. На плац-театре у с. Бородино сохранились окопы времён Великой Отечественной. Здесь около тысячи молодых ребят в форме Красной Армии и Вермахта раз в году воспроизводят эпизоды боёв на передовом рубеж Можайской линии обороны. В течение часа можно увидеть, как немецкие бронетранспортёры и мотоциклисты атакуют окопы красноармейцев, стреляют орудия и миномёты, строчат пулемёты, поднимаются и идут в штыковую наши бойцы. Все происходит настолько реально, что после завершения военно-исторической реконструкции наступает полная тишина. Звучит песня «Журавли» и строки из написанной в апреле 1942 г. поэмы С. Васильева:

«Мы отошли. Но помни нас, страна,-

мы здесь стояли за тебя стеною.

Враги продвинулись, но – стороною,

как черти ладана, боясь Бородина».

Именно с военно-исторических праздников для многих тысяч людей начинается знакомство с Бородинским полем. Участие в праздниках, проводимых на поле русской славы, никого не оставляет равнодушным и остаётся в памяти на всю жизнь.

Подготовку к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г. Бородинский музей-заповедник ведёт в соответствии с Программой комплексного развития. Главная цель данной программы – разработка модели развития музея-заповедника и управления его территорией, которая должна исходить из приоритета сохранения и реализации культурно-исторического потенциала Бородинского поля с учётом развития соответствующих этому видов хозяйственной деятельности. В ней определена миссия музея-заповедника — сохранение, изучение и музеефикация уникального историко-культурного ландшафта Бородинского поля  как памятника двух Отечественных войн, его использование в культурно-просветительных и воспитательных целях, актуализация исторической памяти о Бородинской битве. В программу включены мероприятия по музеефикации Бородинского поля, которые представляют собой разумный компромисс между сохранением основных черт исторического облика ландшафта поля сражения и потребностями современного использования территории (Горбунов А.В., 2007. С.79-89).

К юбилею Бородинского сражения в Бородинском музее-заповеднике будут созданы два мемориальных комплекса. Один, в центре поля у батареи Раевского, будет называться «Недаром помнит вся Россия…». В нём будут перечислены названия всех полков русской армии. В другом, в Шевардинском парке, около командного пункта Наполеона, под названием «С Россией билась Европа», будут перечислены все полки, которые входили в Великую армию. Создание этих мемориальных объектов подчеркнёт значение Бородинского поля как объекта всемирного культурного наследия. В новой главной экспозиции «Славься ввек Бородино» будет более полно показано Бородинское сражение исходя из его русской историографической версии. Её название отражает место и значение Бородинского сражения в исторической памяти России - и народа, и государства, тот факт, что изначально, несмотря на чудовищные жертвы, Бородинское сражение было овеяно ореолом поэзии.

 

Литература

 

Горбунов А.В., 2002 – Применение концепции культурного ландшафта в разработке

                  программы развития музея-заповедника «Бородинское поле» // Экологические

                  проблемы сохранения исторического и культурного наследия. М.

Горбунов А.В., 2003 – Сохранение и развитие полей сражений наполеоновских войн как

                  объектов всемирного культурного наследия // Бородино и наполеоновские

                  войны: битвы, поля сражений, мемориалы. М.

Горбунов А.В., 2004 а – Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие //

                   Культурный ландшафт как объект наследия. М.

Горбунов А.В., 2004 б – Научная концепция мемориально-ландшафтной экспозиции

                   «Батарея Раевского» // Отечественная война 1812 года: Источники. Памятники.

                   Проблемы. М.

Горбунов А.В., 2005 – Музеефикация Бородинского поля: программы и их реализация //

                   Бородинское поле: музей и памятник. М.

Горбунов А.В., 2007 – Основные направления развития Государственного Бородинского

                   Музея-заповедника до 2012 г. // Отечественная война 1812 года: Источники.

                   Памятники. Проблемы. М.

Культурный ландшафт…, 2004 – Культурный ландшафт как объект наследия. М.

Музейное дело…, 2003 – Музейное дело в России. М.     

 

Горбунов Александр Викторович,

заслуженный работник культуры РФ,

зам. директора по научной работе ГБВИМЗ,

с. Бородино

 

Опубл.: Недаром помнит вся Россия... Материалы II Клетновских чтений (Вязьма, 28-29 апреля 2011г.). Вязьма, 2011. С.185 -205.

 


(1.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 05.09.2012
  • Автор: Горбунов А.В. (nauka@borodino.ru)
  • Ключевые слова: Бородино, 1812 год, история России, музеефикация
  • Размер: 48.99 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Горбунов А.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Поздравление с Днем археолога!
О.И. Приступа. Заметки о людях и экспозициях. 10-летию отдела археологии в Музее природы и человека посвящается
Е.В. Чуйкина, О.Г. Гайдаш. «Потерянное» городище (опыт обретения)
Т.М. Степанова. Увлечённый археологией (Валентин Дмитриевич Лунев)
Л.В. Абросимова, Т.В. Гусева, А.А. Данилушкина, Ю.В. Зарубин, В.И. Макаров. Необычная экскурсия по необычной выставке: Вначале про необычную выставку (Т.В. Гусева)
Памяти Леонида Теодоровича Яблонского
Т.В. Гусева. Тайна женской души
Т.В. Гусева. По лабиринтам истории
Т.В.Гусева (Нижний Новгород) Прикосновение к тайне в качестве новогоднего подарка
Информационное сообщение о научном семинаре «Культурный слой как объект исследования»
Культурный слой как объект исследования (на примере городского культурного слоя)
Т.В. Гусева. Есть на земле удивительная профессия…
Т.В. Гусева. И снова прошлое в гостях у будущего
Т.В. Гусева. И снова прошлое в гостях у будущего (окончание)
Информационное сообщение об Общественном объединении "Археологический дискуссионный клуб"
Т.В. Гусева. Чудеса с выставки
Т.В. Гусева. Чудеса с выставки (продолжение)
Т.В. Гусева. Чудеса с выставки (продолжение 2)
П.Г. Головчанский, Т.В. Гусева, В.Н.Дубов, Ю.В. Зарубин, А.Л. Кряжевских, Т.В. Сергина, Е.В. Чуйкина. Чудеса с выставки (продолжение 3)
Т.В. Гусева. Чудеса с выставки. Завершение
Т.В. Гусева. В городе Городце Нижегородской области прошла научно-практическая конференция VIII Городецкие Чтения
Про XV век, «черных» археологов и «любовь» к археологии…
Т.В. Гусева. Музейная прогулка по Лиссабону
Т.В. Гусева. Эта весна могла быть восемьдесят третьей в ее жизни …
Т.В. Гусева. Продолжаем мечтать
Т.В. Гусева. Говорят, под Новый год …
Т.В. Гусева Бородинское поле. Год 2012
А.В. Горбунов. Бородино – это лучший учебник истории
Н. Дмитриевская. Об итоговом занятии городецкого лектория
Начинаем «Репортажи из прошлого»
Т.В. Гусева. Путешествие с Туром Хейердалом в древний Городец
Т.В. Гусева. Говорят, «на Москве» кур доят
Т.В. Гусева. Рябиновый пожар
Т.В. Гусева. Как прошлое «ходило» в гости к будущему
Мы открываем новую рубрику: «Исторические поселения глазами археологов»
Е.Э. Лебедева. Электронные возможности популяризации археологического наследия (из опыта работы ЭПИ «Открытый текст»)
Т.А. Борисевич. Научный семинар «Археология Подмосковья» в Институте археологии РАН
Т.В. Гусева. Милости просим к нашей новой книжной полке
Т.В. Гусева. Новогоднее застолье в кругу друзей
Открытие новых рубрик
Юбилейная выставка одной картины в галерее «Археологической Службы» - «Ночной дозор - 2009».
1 апреля – День Открытых дверей в картинной галерее «Археологической Службы»
Е.Э. Лебедева “Они могли бы быть просто героями…” (Археологам – участникам Великой Отечественной войны посвящается)
Вышла книга: Сорокина И.А. Полевые археологические исследования в России в 1946-2006 г. Тула, 2008.
Т.В. Гусева. Валентину Лаврентьевичу Янину. Юбилейное
Е.Э. Лебедева. II (XVIII) Всероссийский археологический съезд – знаковое событие в научной жизни российского археологического сообщества
Т.В. Гусева. Мы открываем новую рубрику «Наши публикации»
Т.В. Гусевой – кандидату исторических наук, доценту, директору ООО “Археологическая Служба” – 60 лет!
Е.Э. Лебедева. Феномен и трагедия Сейминской “Атлантиды”: к 95-летию уникального открытия
Т.В.Гусева. О рубрике «Ученый и его экспедиция»
АННОНС к репортажу с выставки «История одной экспедиции. Люди, памятники, находки»
Т.В.Гусева «Мы были у ворот древнего Хорезма, на пороге пути в неизведанное прошлое» (репортаж с выставки об одной экспедиции).
Ю.В. Зарубин. Этим летом в Балахне…
Т.В. Гусева. Новогодняя археологическая елка
Т.В.Гусева. 17 июля 2006 года Герману Алексеевичу Федорову-Давыдову исполнилось бы 75 лет
Т.В.ГУСЕВА. Археологический комментарий к балахнинской находке. Б.М.ПУДАЛОВ. Исторический комментарий к балахнинской находке
Т.В.Гусева. Закрытие археологического сезона 2005 года в Балахне
Большая сесация маленькой Балахны

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100