Начало марта меньше всего напоминал о весне. Бушевала метель, обрушивая на прохожих все свои неистраченные за зиму силы. Дул пронзительный ветер. Машины по дорогам двигались медленно и неуклюже, словно большие неповоротливые животные. Город заметало снегом. А в Рукавишниковском особняке, главном здании НГИАМЗ на Верхне-Волжской набережной, готовились к торжественной церемонии передачи в музей уникальных археологических находок XVII века редкой художественной ценности: женского головного убора-волосника и фрагментов вышитой мужской рубахи. Обе находки были сделаны в 2011 году при раскопках городского некрополя при Верхнепосадской Никольской церкви, которая когда-то стояла рядом с Театральной площадью на участке, вошедшем в состав строительной площадки будущего здания гостиницы. Читатели «Открытого текста», так же как и посетители салона подарков Felicita, имели возможность еще в декабре прошлого года «прикоснуться к тайне» неизвестной владелицы женского волосника (http://www.opentextnn.ru/history/archaeology/?id=6001). С тех пор многих не покидала надежда, что в следующий раз, уже на торжественной церемонии в музее, когда можно будет увидеть «вживую» загадочный экспонат, тайна будет раскрыта.
3 марта 2016 года.14.00. Заместитель директора по науке НГИАМЗ Людмила Николаевна Варэс приветствует собравшихся в музее и приглашает на прогулку по лабиринтам нижегородской истории.
В бальном зале приглушенный свет. Большая люстра словно уступила свое сияние двум витринам, в которых находки привыкают к новой для них музейной жизни. Сегодня они - главные герои. Лица и фигуры выступающих - в полумраке. Их голоса концентрируют внимание на витринах. Директор НГИАМЗ Вениамин Сергеевич Архангельский не скрывает своих восторженных эмоций. Редкий музей обладает такими «сокровищами». Да и повод замечательный. Находки передаются археологами в качестве подарков по случаю 120-летнего юбилея музея.
Увы, тайну своей хозяйки, верный спутник ее жизни - волосник так и не стал раскрывать. И видимо, в благодарность за то, что его к этому не принуждали, он поделился другой женской тайной.
Вглядитесь внимательно в снимок витрины с волосником. Справа - женский головной убор, а слева - то, что было найдено археологами: комок слипшихся, покрытых грязью нитей. В них вообще трудно что-либо стоящее углядеть, уж тем более произведение искусства. А ведь находка имела шанс так и остаться обрывками нитей и ткани, не прикоснись к нему душой реставраторы. Именно душой. Вот мы видим на экране промытый и распрямленный кусочек очелья с остатками золотной вышивки. На этом можно было остановиться. Умелые руки и терпение сделали свое дело. Под микроскопом тонкой иглой миллиметр за миллиметром из плена забвения освобождены фрагменты некогда дорогого статусного головного убора.
Фрагменты - еще не вещь. Но мы глядим на экспонат и этого не замечаем. Перед нами - целый предмет, правильнее сказать, образ предмета. При этом все в нем подлинное, «новодельных вставок» нет. Фрагменты волосника «посажены» на тонкую шелковую газовую ткань, которая заполняет места истлевших деталей и объединяет их в одно целое.
Из «мертвых» обрывков золотного плетения и вышивки заново рождено произведение искусства! Как такое возможно?
Это и есть одна из тайн женской души, обладающей животворящей силой, способной давать жизнь не только всему живому, но и неживому.
В этом можно было убедиться, послушав рассказы двух женщин, двух московских реставраторов, которых судьба связала с нижегородским волосником. Они специально приехали в Нижний Новгород буквально на несколько часов, чтобы участвовать в церемонии «превращения» предметов их труда в музейные экспонаты.
Синицына Наталья Павловна, художник-реставратор по тканям и коже высшей квалификационной категории ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря. Она возглавляет реставрационно-исследовательскую группу «Исторический Некрополь», которая была создана при Музеях Московского Кремля для изучения и реставрации материалов из захоронений русских цариц и великих княгинь из Вознесенского монастыря. Через ее руки прошли знаменитые волосники русских цариц. Она не сомневается, что нижегородский волосник сделан в тех же мастерских, что и царские.
В творческой жизни художника-реставратора МВЦ «РОСИЗО» Наталии Никандровны Цветковой нижегородский волосник вообще занял особое место. Он стал ее квалификационной работой.
Именно они «вдохнули жизнь» в безмолвного свидетеля чьей-то давно ушедшей жизни и одухотворили его, подобно мастерицам, несколько столетий назад его создавшим. И те мастерицы, и та женщина, для которой волосник предназначался, уже давно в мире ином. Новая жизнь «воскресшего» волосника начинается для нас, сегодняшних.
Так что наш музей стал обладателем не просто уникальных экспонатов. Один из них - хранитель женских тайн. Сходите в музей на встречу с волосником, и вы убедитесь в этом сами.
Да! Забыла сказать. Улеглась метель. Стих ветер. Растаял снег. Зачирикали примолкшие было птицы. В воздухе запахло весной, «воскрешением» после хмурой зимы.
Не сродни ли это тайне женской души? Ведь у природы тоже женская душа. Не так ли?
Илл. 1. Бальный зал Рукавишниковского особняка замер в ожидании торжества
Илл. 2. Зам. директора по науке НГИАМЗ Л.Н. Варэс открывает торжественную церемонию
Илл. 3. С приветственным словом выступает директор НГИАМЗ В.С. Архангельский
Илл. 4. О загадочной находке повествует археолог Т.В. Гусева
Илл. 5. Расчищенные фрагменты волосника так бы и не стали уникальным музейным экспонатом, если бы не реставраторы
Илл. 6. Своими «реставрационными» впечатлениями делится московский художник-реставратор Н.Н. Цветкова
Илл. 7. О волосниках и их тайнах рассказывает московский художник-реставратор высшей категории Н.П. Синицына
Илл. 8. Реставрированный женский головной убор-волосник XVII века впервые в роли музейного экспоната
Илл. 9. Фрагменты вышивки мужской рубахи в музейной витрине как пример кропотливой реставрационной работы
Илл. 10. Первые «зрители» новых музейных экспонатов
Т.В. Гусева
(Нижний Новгород)
Публикуется впервые