В уходящем 2012 году в нижегородской археологии произошло два знаменательных события.
Впервые за всю историю нижегородских раскопок их «результат» не был «разрушен с помощью научных методов», а превратился в объект музейного показа. Я имею в виду подлинный фрагмент кремлевской стены, бережно расчищенный археологами и не менее бережно «упакованный» в стеклянный панцирь архитекторами-реставраторами. Это произошло во время работ по реставрации Зачатьевской башни Нижегородского Кремля, которой прочат будущее в качестве археологического музея.
Второе событие связано с открытием на историческом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского магистратуры по археологии. Честно говоря, я очень сомневалась, что в наше время найдутся желающие связать свою судьбу с совершенно неперспективной как в экономическом, так и в карьерном отношении, археологией. Нашлись. И проработав с четырьмя смельчаками семестр, я убедилась, что не перевелись на нижегородской земле думающие, мыслящие, интересующиеся ребята. Заканчивая первый цикл своего курса «Городская охранная археология», я предложила в качестве зачетной работы обсудить тему «Социальный ресурс археологии», а заодно подумать, каким может быть археологический музей в Нижнем Новгороде в Зачатьевской башне. Что из этого получилось, судите сами. «Мысли вслух» изложены ниже.
Ионов Николай: По моему мнению, помимо непосредственной деятельности музея по экспонированию коллекций, необходимо заниматься и просветительской работой. Я бы выделил несколько направлений:
1. Лекторий. Он необходим для проведения научных семинаров, лекций и т.д. Подчеркнул бы целесообразность его использования в форме, доступной для широких кругов общественности, с привлечением в качестве лекторов ученых.
2. Образовательные программы. Можно, например, создать на базе музея Археологический кружок, даже Клуб любителей археологии. На мой взгляд, это будет не только прививать интерес к археологии, но и позволит избежать перехода некоторой части любителей археологии в ее расхитителей.
3. Познавательно-развлекательные программы для детей. Можно обратиться к опыту Курского музея археологии, где регулярно для детей проводятся следующие мероприятия: «Праздник юного археолога», «Школа каменного века», «Сказочный поход», «Ярилин день», «Викторина у витрины».
Павел Здобников: Мои пожелания будут скорее методологического характера, чем методического. Я исхожу из предположения, что современный музей должен не столько экспонировать коллекции и просвещать посетителей, сколько пробуждать в них интерес к истории, к прошлому своего края. Ключевыми факторами в данном случае мне видятся:
увлекательная форма подачи материала, социальная составляющая, доступность.
Что касается увлекательной формы подачи материала, то мне кажется, нужно расширить сферу восприятия, добавить визуальных и слуховых образов. Это не обязательно манекены в реконструированной одежде. Это могут быть бумажные (нарисованные) фигуры на стенах лестничных пролетов, имитация окон с фотореалистическими средневековыми видами. Слуховые образы - это не этническая музыка, а характерные звуки моделируемого времени: конское ржание, звон кузнечного молота, колокольный звон. Главное, чтобы это было ненавязчиво, а органично.
Социальная составляющая – это возможность, а то и необходимость обмениваться мнениями и находить единомышленников, это наведение коммуникационных мостов между посетителями, это тематические клубы, мастер-классы.
Доступность можно достигнуть, по возможности максимально широко представив реальное культурное пространство музея в виртуальном мире. Например, оцифровывая коллекции и предоставляя возможность свободного доступа к ним, проводя он-лайн-трансляции происходящих в музее культурных событий и виртуальные экскурсии. Другими словами, я говорю о возможности посетить музей, не выходя из дома. Должен заметить, что виртуальное пространство значительно облегчает процесс формирования заинтересованного, активно общающегося общества.
Базунов Александр:
В Зачатьевской башне Нижегородского Кремля необходимо создать музейный комплекс. Упор следует сделать на археологическом материале из раскопок в Кремле. Экспонаты лучше всего располагать комплексами в хронологическом порядке. На стенах можно повесить фотографии раскопов, старинные зарисовки, планы.
Швецова Анастасия:
Период истории Нижегородского края от первопоселенцев до основания Нижнего Новгорода достаточно велик. На этот период приходится смена нескольких археологических эпох: мезолит, неолит, бронзовый и железный века, средневековье. Каждый из них в экспозиции должен быть представлен отдельно.
Так как все материалы, представленные в залах, были обнаружены в ходе археологических раскопок, то логично начинать экспозицию с наглядного показа и рассказа, как работают археологи, показать специфику археологических исследований, методы и приемы работы. Для этого на цокольном этаже башни (например, между двумя лестничными пролетами) можно разместить, во-первых, макет культурного слоя, во-вторых, макет или композицию, представляющую археологов за работой, а также участок раскопа, например, погребения, чтобы показать то, как выглядят итоги работы археологов.
После того, как будет показан процесс обнаружения представленных в экспозиции предметов, необходимо показать отдельные эпохи в их хронологической последовательности. Для каждой из них на стендах будут размещены предметы материальной культуры, отражающие быт и образ жизни древних людей (орудия труда, керамика, элементы одежды, украшения и т.д.). Рядом должны быть созданы специальные зоны для размещения реконструированных сюжетов, например жилищ, одежды. На одной из стен должен быть предусмотрен экран, на котором будут демонстрироваться видеосюжеты о раскопках, выставленных экспонатах, реконструированных зарисовках эпох. Нужны для наглядности карты, с обозначением распространения археологических памятников разных периодов и эпох.
Оформление экспозиции должно учитывать разный возрастной состав посетителей, включая и самых маленьких. Для этих целей можно создать специальную
«тактильную» зону (одну на зал или для каждого периода) и расположить в ней копии вещей, которые можно будет подержать в руках и внимательно рассмотреть. На мой взгляд, такие приемы позволят лучше воспринимать экспозиционный материал.
Внутреннее оформление залов должно быть проникнуто атмосферой той эпохи, которая в нем представлена. Это может быть подчеркнуто элементами оформления витрин, стен (тематические граффити, фотографии, карты), напольного покрытия
(например изображением слияния рек, разделяющих зал на части).
Необходимы интерактивные планшеты, где любой посетитель сможет найти интересующую его информацию по теме экспозиции.
От себя добавлю следующее. Говорят, под Новый год, что ни пожелается, все всегда произойдет, и все всегда сбывается. Будем надеяться, что так оно и будет. Пройдет время, и на страницах ЭПИ «Открытый текст» появятся захватывающие репортажи из залов музея нижегородской археологии. Может и Вы, дорогие читатели, захотите вместе с нами проектировать новый музей? Ждем Вас на страницах ЭПИ с предложениями, задумками, размышлениям. До встреч в новом, 2013 году!
Илл. 1. Законсервированный и музеефицированный фрагмент кремлевской стены у Зачатьевской башни Нижегородского Кремля..
Илл. 2. Подлинные остатки Зачатьевской башни Нижегородского Кремля - теперь музейный объект.
Илл. 3. В качестве повода к размышлению об археологическом музее в Зачатьевской башне Нижегородского Кремля