Как уже сообщалось в публикации на нашем сайте от 24.06.2009, к 38 известным рукописным книгам коллекции Вязниковского историко-художественного музея при сверке фонда добавилось еще 12 (10 книг и 2 документа), из которых 8 относятся к периоду 15–17 вв.
Публикуем научные описания этих рукописей. Предварительная датировка двух книг 15 в. подтверждена по альбому Брике (см. ниже).
И. В. Нестеров
Научное описание рукописных книг Вязниковского музея
I. В22302. ВРКМ 1039. КР-3. Сборник повестей, слов и житий. 15 в. 311 л. + 6 форзацных (I–III + 1–311+IV–VI). 4º (19,8×12,8 см). Полуустав.
Датировка: а) по признакам письма: отсутствие пробелов – признак «до нач. 17 в.»; б) филиграни: 1) крест (л. 2–3, 18–20) (Briquet C. M. Les filigranes dictionnaire historique des marques du papier... Geneve, 1907, № 5670 – 1473–1475 гг., № 5634 – 1441–1449 гг.), 2) арбалет (л. 123), 3) голова быка (классич. тип – л. 160) (№ 14769 – 1492 г.), 4) якорь.
Переплет: доски в коже коричневого цвета с двумя застежками, 4 скобками. На корешке – надпись тиснением: «Рукопись».
Орнамент: на переплете – растительный.
Состав: Сборник повестей, слов, житий.
Без начала и конца.
л. 1–15. Житие святого Ануфрия
л. 15–28. Житие преподобного Марка Афинского.
л. 28–31. о. Феоктиста инока студийского «Егда унывает ум твой…» (Слово о видениях).
л. 31–34б. св. Иллариона Поучение «Потщимся, братие, паче всего безмолвьи богови работати…»
л. 35–40б. Повесть полезна от Патерика «Инок некый поведа нам, глаголя: «Яко шедшу ми иногда к св. Федориту патриарху антиохийскому…»».
л. 40б–41б. Повесть нравоучительная «…во Константине граде, идеже и аз во юности моей хожах, игумен некий бе во монастыри…».
л. 41б–42б. «Брат иде к некоторому старцу в лавру Дуцину выше Ерихона…».
л. 42б–43б. «Слова избранные святых отец».
л. 43б–51б. О авве Макарии Александрийском.
л. 51б–53. О иже от юностна возраста постившася….
л. 53–57б. Поучение св. отца Илариона «Не милуй тела своего, брате…».
л. 57б–63б. Анастасия Синайского вопросы и ответы.
л. 63б–66. О авве Павле «Поведа нам отец Силуян, глаголя…».
л. 66–72б. Житие Павла Фивинского.
л. 72б–73б. «Рече старец, яко не подобает иноку пещися о садовех… или вертограде».
л. 73б–80. Слово Исайи пророка о последних летех.
л. 80–86. Словеса душеспасительные некого отца «Сино мой чадо, приклони ухо…».
л. 86–91. Слово св. Антиоха, ответ св. Епифания…
л. 91–96. Повесть душеполезна некоего старца «Старец некий в пустыне много лет быв…».
л. 96–96б. «Начало дню всякому: 1 час дня ангел приходит…».
л. 96б–98. «Братья, будьте трезвы…».
л. 98–104б. «Вопросы: что есть свет мира сего слава…».
л. 104б–117. О инокине, обретенной во пустыне.
л. 117–121. О … (неразб.), обретенной во острове.
л. 121–124б. О трех женах, обретенных в пропастех.
л. 124б–132б. О видении Епифания.
л. 132б–133б. «Мних некий бе, не делая ничтоже…».
л. 133б–136. «Старец некий седя в пустыне лет 70…».
л. 136–138б. «Бысть некий старец, имея странноприимство…».
л. 138б–142б. Слово св. Илариона о отвержении мира сего…
л. 142б–150б. Повесть о Евлогии каменосечце.
л. 150б–153б. Того же о. Нила о евнухе во ските.
л. 153б–156б. Поведа некий от отец яко бысть речь некий старец велик начальник сый…
л. 156б–158. О пресвитере отлученом от своего епископа.
л. 158–163. О двою брату, ненавидящих друг друга.
л. 163–165. Другая повесть. «В едином месте страны Антиохия монастырь есть… имея постниц 60» (Повесть о 12 разбойниках).
л. 165–166. «Поведал нам отец Христодул…».
л. 166–169. «Се и другая повесть. Сказал нам некий отец бысть рече некий брат в неком общем жии…» (sic! – «житии»?).
л. 169–174. «Поведаша нам неции трое старцев от обители … святого Асклипия…».
л. 174–176. Поведа нам некый от отец бысть, рече, некий отец, жилище имея в внутренней пустыне….
л. 176–177б. Поведа нам блаж. Павел Простый, яко имех … ученика.
л. 177б–182. «Бысть некий мних в Вифаиде, имея великое пощение…».
л. 182–188. Поведа нам отец Данил, яко бысть … некий мних именем Дула….
л. 188–188б. «Той же старец поведа нам о некоем старце, яко иде… в град продати рукоделие свое».
л. 188б–192б. «…О иноце некоем, молившем Бога, яко да сподобит его быти яко же Иов…».
л. 192б–194. «Той же старец пове о ином Магистрияне…».
л. 194–195б. «…бысть во Иерусалиме некий муж богат зело, и богатство его собрано от ограбления…».
л. 195б–196б. «…бысть некий мних, безмолствующу в пустыне…».
л. 196б–198. «Близ лавры св. Саввы есть другая лавра, и отстояща на 15 поприщ…».
л. 198–201. «Ходящу некогда отцу Макарию во внутренней пустыне и срете старца, бременем тяжким обремененного…».
л. 201–22. «Бысть некий отшельник, имея две ризы…».
л. 202–203б. «В Антиохии велицей бысть муж…, творя милостыня многы, ему же имя Феодор…».
л. 203б–205б. О епископе Троиле, златолюбивом зело.
л. 205б–210б. О отроковице, погубленной от матери ея.
л. 210б–211. «От Федорита. Сице благословити рукою и креститися три персты равны имети вкупе по образу троичскому».
л. 211–211б. «Слово о крестящихся. Мнозии неразумнии человеци махающе рукою по лицу своему…».
л. 211б–212б. «Генадья патриарха Царяграда главы о вере».
л. 212б–219. св. отца Нила о осми помыслех и о воздержании.
л. 219–227б. Иоанна Златоуста слово о умерших.
л. 227б–237б. Житие Алексея человека Божия.
л. 237б–238. Иоанн Златоуст рече, яко все в человеке есть добро и зло.
л. 238–238б. Иоанна Богослова фрагмент из Апокалипсиса (основание Града Небесного Иерусалима – XXI, 15–20).
л. 238б–240б. О еже како подобает безмолвнику творити милостыню.
л. 241–252. Житие Иоанна Кущника.
л. 253–258. Сказание о Иоанне Златоустом и Кирилле Философе патриархе Александрийском како Пречистая смири их в рае.
л. 258–265. Слово Иоанна Златоуста о умилении души.
л. 265–282б. Слово Ефрема Сирина о покаянии.
л. 283–288. Слово о покаянии души.
л. 288–298. «Плачеве и рыдания инока грешна и странна. Ими же спирашася к души своей».
л. 299. Пять деланий…, аже суть угодны Богу.
л. 299–300б. Слово Иоанна Златоуста о теле человеческом.
л. 300б. св. отца Нила «Глаголеши яко глумяся укорих…».
л. 300б–301. От Старчества (?) «Яко несть заповеди больше нежели ношати кому брату своему» (sic!).
л. 301–302б. Слово св. Иоанна Златоуста «Научись верный человече бысть благочестью делатель».
л. 302б–304. От Патерика. «Некий от отец поведа нам, яко сущими в Константине граде видех от благостна мужа сотвореное чудо…».
л. 304–311. Слово от Патерика св. Кузьмы. «…Яко бе некий отец велик именем Кузьма…».
л. 311–311б. Краткие выписки от разных книг.
Почерки: I – л. 1–15, 28–212б;
II – 15б–28, 212б–282б;
III –283–298;
IV – 299–311б.
Записи: в.д.об. – «О последних днех рече стар» (не дописано, конец 19 – нач. 20 вв.). л. I – «Патерик» (сер. 20 в.).
Инв. номера: «1521кп»; «32/I» (старый).
л. 252б – пробы пера. Ниже – даты: «(…) февраля (?) … (20) день» (7195 (7190??) = 1687 г.).
л. 282б – «Книга читател(ь)ная душеполезная жития преподобных отец и в списке (зписки?) изложен з святых апостол села Вершилова Николаевского попа Данила Алексеева домовая. Аминь и во веки…» (одно слово неразборчиво).
л. 298б – пробы пера, ниже: «Государю моему милостивому батишку Данилу Алексеивичу Андрей (?) поп Матфеив челом бьет: пожалуй, батиш(ко), прими (?) под (?) твое (?) мно…» (черновик челобитной, не окончен).
Печати: л. 1, 8 – «Наследники А. Г. Лаптева» (без рамки).
Суперэкслибрисы (2 бирки) со старым и новым инв. номерами.
Вложения: лист из отрывного календаря за 24.07.1973. СССР.
Местобытование: Вязниковский у. Владимирской губ.
Реставрация: отдельные листы подклеены бумагой.
Сохранность: а) бумага – загрязнена, в затеках, пятнах воска. Часть листов прожжена из-за передозировки чернил.
б) переплет – кожа корешка поедена (на незначительном объеме).
(Рис. 1). Образец новгородского «цоканья» – «на правом плеце» (вместо – «плече»).
II. В22302. ВРКМ 1036. КР–2.
Номоканон Иоанна Постника. Конец 15 в. (?). 416 л. + 6 форзацных (I–III+1–416+IV–VI). 4° (19,6×12,6 – малый). Полуустав.
Датировка: а) по признакам письма – наличие букв «юс большой», «S», отсутствие пробелов, признак 1410–1612 гг.; б) по филиграням – 1) знак «василиск» (см. Брике…, № 2691 – 1457 г.); 2) знак «голова быка» (ранний примитивный тип. л. 153 и далее) (№ 14239 – 1478 г., № 14241 – 1488–1495 гг.), 3) знак «змея» (№ 13630 – 1447 г.).
Переплет: доски в коже коричневого цвета с двумя застежками, 4 скобками и 4 жуковинами. Надписи тиснением: на в.д. – «книга глаголемая» (2 раза), на корешке – «Иоанна Постника», ниже – «Ф.П.» (в квадратной с обрезанными углами рамке).
Орнамент: у переплета – растительно-геометрический.
Состав: Номоканон Иоанна Постника, с добавлением (л. 399–416 – Анастасия мниха Синайской горы беседа о шестом псалме).
Почерки: I – 1–348, 348б–398б;
II – 399–416;
III – 348–348б.
Записи: л. I – инв. номера – шесть ед. (20 в.);
л. II – «41/I» (инв. номер, 19 в.);
л. 416 – «Милостивому…» (видимо – «государю», 19 в.);
л. 416 – «Из книг. Сия книга принадлежит. Села Погост. Заблицкого погоста».
Печати: в.д.об. – «Н(аследни)ки А. Г. Лаптева» (без рамки).
л. I–III, 17 – «Вязниковский музей» (без рамки).
л. III – печать круглая, легенда: «РСФСР. Наркомпрос. Сектор науки. Вязниковск.(?) краевед. Музей. … …» (нижняя строчка – неразборчиво).
Суперэкслибрисы (в виде бирок) на корешке – старые и новые инв. номера (от руки, 20 в.).
Вложения: фрагмент листа с данными на книгу – «№:1519. Иоанн Постник. Записан дважды. См. №:1482/2599 (верхний зачеркнут). 1036. кон(ец) 15 в.» (современное вложение).
Местобытование: Вязниковский у. Владимирской губ.
Реставрация: часть листов подклеены бумагой, остаток текста – вырезан и наклеен на другую основу (л. 416).
Сохранность: а) бумага – пятна (в т.ч. и воска), следы плесени.
б) переплет – разрыв кожи в верхней части корешка (длиной ≈ 1 см).
III. ВРКМ №:1001. В22302. КР–4.
Сборник слов и житий. 2 пол. 16 в. 307 л. 4° (18,6×13,4). Полуустав.
Датировка: а) по признакам письма – отсутствие пробелов и юса большого, наличие «S» в качестве буквы – период не ранее 1410 – не поздее нач. 17 в.; б) дата в записи, л. 307б – 1656 г. (верхняя хронологическая граница, по-видимому – не совпадает с датой создания книги); в) по филиграням: 1) «сфера»; 2) одноручный кувшин, ручка слева, литеры «RO»; 3) перчатка.
Переплет: доски в коже черного цвета, с одной застежкой.
Орнамент: отсутствует.
Состав: Сборник слов и житий. На в.д.об. в качестве припереплетного использован лист богословского текста эсхатологического содержания (19 в., приклеен боком).
л. 1–12. На рождество Богородицы слово.
л. 12–43. Слово похвальное св. Николаю и чудеса его.
л. 43–49б. На благовещение Богородицы, слово Иоанна Златоуста.
л. 50–82б. Житие Филарета милостивого.
л. 83 – чистый.
л. 84–127. Житие Иоанна Дамаскина.
л. 127б–128б. Страдание св. мученика Иоанна Нового.
л. 129–269б. Житие Феодора Постника, архиепископа Эдесского.
л. 270–307б. Главы добродетельные отца нашего Феодора.
Почерки: I – л. 1–49б.
II – л. 50–82б, 127б–307б.
III –л. 84–127.
Записи: л. 83 – пробы пера.
л. 307б – пробы пера, отдельно дата: … (7164=1656 г.).
н.д.об. – «Сборник жизни (видимо, так!) святых. 15 в.» (запись 2 пол. 20 в., датировка не имеет оснований).
Рядом: «№:20».
Ниже: «Списана бысть книга», пробы пера (18 в.?).
Печати: в.д.об., 1, 307б, н.д.об. – «Н(аследни)ки А. Г. Лаптева».
Суперэкслибрисы – на корешке переплета: 2 бирки с инв. номерами, один из которых – старый: «33/I» (с оттиском печати Наркомпроса – см. описание книги В22302 ВРКМ 1036 КР-2; печати сопутствует номер, вписанный от руки – «24»).
Вложения: 1) обрывок текста гражданской печати, до 1917 г.; 2) листок из отрывного календаря за 26.06. 1960–1980-е гг. СССР (использовались в качестве закладок); 3) фрагмент бумажного листа. Текст от руки: «Сборник житий св(ятых). Сер. 16 в.» (2 пол. 20 в.).
Местобытование: Вязниковский у., Владимирской губ.
Сохранность: а) бумага – затеки, пятна воска; листы потрепаны, разорваны, поедены. б) переплет – кожа протерта по углам, на корешке – два разрыва длиной 5 и 2,5 см, у застежки оторван замок, на в.д. – трещины в нижнем и верхнем правом углу, на в.д. и н.д. – отверстия от гвоздей, вероятно – следы утраченного оклада или (и) жуковин.
IV. В22302. ВРКМ 1037. КР–1.
Номоканон Иоанна Постника. 16 в. (не позже 1570 г.). 212 л. + 6 форзацных (I–III+1–212+IV–VI). 4° (19,4×13). Полуустав.
Датировка: а) по дате во вкладной записи, л. 8 – 1570 г. (верхняя хронологическая граница); б) по признакам письма – наличие юса большого и отсутствие пробелов – между 1410 и 1612 гг.; в) по филиграням: 1) знак «сфера» – 16 в.; 2) знак «перчатка» (л. 201).
Переплет: доски в коже коричневого цвета с двумя застежками, 4 скобками и 4 жуковинами. Надписи тиснением: на в.д. – «Книга глаголемая» (2 раза); на корешке – «Номоканон Иоанна Постника», ниже – «Ф.П.» (в квадратной с обрезанными углами рамке).
Орнамент: у переплета – растительно-геометрический.
Состав: Номоканон Иоанна Постника.
Почерки: I – л. 1–41;
II – л. 41б–60б;
III – л. 60б–93б, 96–196б, 203–212б;
IV – л. 94–95б;
V – л. 197–201;
VI – л. 201–203.
Записи: в.д.об., л. I – пометы, относящиеся к оглавлению.
л. II – «40/I»(?) (инв. номер?).
л. III – «1570 г.» (красный карандаш, позднейшая помета 19–20 вв.).
л. 1–19, скрепа – «… дал книгу Иоанна (?) Постника (?) от (?)… священника (?)… от Леонтия Великого … у (?) Вологды при игумене Еремии (?) в (?) Олександрову пустыню … … по своей душе и по своих родителех лета …-го (7078?=1570 г.) дал сию книгу с Вологды от Леонтия с(вя)того (?) из Еремиева священника (?) Кирило в дом Успения (?) пречистая (?) и Николе чюдотворцем (-ю?) и преподобному Александру чюдотворцю книга Правила при игумене Еремие по своей душе и по своих родителех, а та книга от чюдотворца из манастыря ни продать ни отдать, а подписал сам своею рукою».
л. 212б – «…-го года (1733) генваря … (17) дня вечером дочтена книга си(я)».
л. IV – перевод дат на современный стиль (пометы 19–20 вв.).
н.д.об. – «ха» (запись эмоционального характера?).
Печати: в.д.об., л. I – «Н(аследни)ки А. Г. Лаптева» (без рамки).
л. I–III, 1, 17 – «Вязниковский музей» (без рамки).
Суперэкслибрисы (в виде бирок) на корешке – «40/I», ниже – «ВРКМ 1037 В-22302» (инв. номера).
Вложения: фрагмент листа из книги гражданской печати – использован в качестве закладки.
Местобытование: Вологда, Вологодская губ. (?); Вязниковский у. Владимирской губ.
Реставрация: л. 1–6, 201–212 – подклеены или монтированы бумагой.
Сохранность: а) бумага – пятна, следы плесени; б) переплет: н.д. поедена (повреждения не очень значительны).
V. В22302. ВРКМ 1004. КР–6.
Соборник. Конволют: 16 в. (?), 18 в. (?; л. 1–3). 457 л. + 1 форзацный (I+1–457). 4° (19,5×12,5). Полуустав.
Датировка: а) по признакам письма – 1) л. 1–3б – наличие четких пробелов, отсутствие юса большого: признак 18–19 вв.; 2) далее – отсутствие пробелов, наличие «S», юса большого: признак периода «1410–1612 гг.»; б) по филиграням: л. 1– 3 филиграней нет. Далее: 1) голова быка, над ним – змея и крест (тип, близкий к классическому); 2) голова быка (малая – «теленок»); 3) голова быка (классический тип); 4) гроздь винограда (?).
Переплет: доски в коже черного цвета с двумя застежками.
Орнамент: у переплета – изображения в виде многочисленных малых сердечек в геометрических рамках.
Состав: Соборник. Сборник смешанного состава. 41 рукописная статья.
Припереплетный лист (приклеен к в.д.) – часть листа со средневековым текстом не позднее 16 в.
л. 1–22б. Житие Симеона Столпника.
л. 23–37. Слово на воздвижение честного креста.
л. 37б–52б. Мучение св. мученицы Параскевы Пятницы.
л. 53–61б. Слово трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Списано Никифором Калистом).
л. 62–122. Евангелие от Никодима. Краткая редакция.
л. 123–151б. Амфилофея еп. Иконийского. Слово о великом Василии и чудесах его.
л. 152–155б. Слово о варваре разбойнице, како претерпев, спасе себя.
л. 156–156б. Св. пророка Езекеиля к иереям, иже не учат людей.
л. 156б–157б. Поучение святых отец христианам – о заповедях Божиих.
л. 157б–158б. Слово Иоанна Златоуста о добрых женах.
л. 158б–162б. О мере жития человеча и о безгодней смерти.
л. 163–185б. Основание добрых дел от веры. Слово к тебе, братей друже.
л. 185б–197б. Слово о первом человеце и како украсил Бог небо и землю.
л. 197б–201. Слово Иоанна Златоуста о покаянии.
л. 201–209б. Слово святых ангел(ов) св. отца Кирила «Понеже то и нас и не всем откровенна бысть».
л. 209б–216б. св. Епифания Кипрского о христианском житии учение.
л. 216б–219. «А се стих крещения господня прообразует (sic!) человек».
л. 219–220. О видении пророка Даниила (о четырех зверях морских).
л. 220–233б. Слово о Антихристе и скончании века.
л. 234–234б. Слово Иоанна Дамаскина о усопших.
л. 234б–237б. Слово Евагрия мниха о умилении души.
л. 237б–247б. Слово в 3 неделю по Пасхе о снятии тела Христова с креста.
л. 247б–253. Слово Иоанна Златоустого о жене самаряныне.
л. 253–263б. Слово св. Кирилла епископа на собор св. отец 318 (г.) иже в Никее.
л. 264–299б. Иоанна Златоуста Слово на покров св. Богородицы.
л. 300 – чистый.
л. 301–312б. Слово Иоанна Златоуста о терпении благоухания да не много плачем по умершим.
л. 321б–356. Слово Ипполита папы римского о скончании мира.
л. 357–388. Месяца ноября 24 мучение св. муч. Екатерины.
л. 388–395б. Месяца октября 9 св. Акима и Анны.
л. 395б–396б. Сказание о нерукотворенном образе Иисуса Христа.
л. 396б–401б. Повесть списана Григорием еп. Нисейским о нерукотвореном образе Исуса Христа в Камуланех.
л. 401б–409. Слово о явлении св. ризы Богородицы еже Влахерне.
л. 410–415. Слово св. Климента о покаянии.
л. 415–417. Слово о правде и неправде.
л. 417–419б. Притча св. Варлаама о печали житейской и о суетном богатстве и о милостыне.
л. 419б–423. марта 25 страсть св. апостола Марка евангелиста.
л. 423–424. Слово о женах да будут молчаливы.
л. 424–425б. Слово о злых женах.
л. 425б–428б. Слово еже всяк воззрев на жену согрешает.
л. 428б–429б. «Рече господь Евзе (sic!) к мужу возвращение и то тобою обладает».
л. 429б–457б. Житие преп. Никиты Столпника переяславского и похвала ему.
Почерки: I – л. 1–3б;
II – 4–162б;
III – 163–233б, 357–456б;
IV – 234–299б, 302–356 (полууставные);
V – 301аб, 457аб (полуустав, переходящий в скоропись).
Записи: л. 1 – «31/I», «1526» (зачеркнуто), «№:1004» (инв. номера – старый и новый).
л. 4–19, 39–79, скрепа – «… глаголемая (начало утрачено) Соборник церкви святого пророка Илии и святого великомученика Георгия Страстотерпца казенная (2 раза), а подписал церковно(й?) … (конец утрачен). Сия книга … (дублирование первой части)… церковный дьячек Филипп Попов. А потписана … (1724 г.)». Далее добавления: «Сидоровой слободки (местонахождение церкви), а подписал тое же слободки Евсей Попов» (дописана другим лицом).
л. 122б –«Сия книга Соборник страсти господни писаны» (запись – не позднее 16 в.).
Выше – пробы пера.
Ниже: «Ашаеръ лощомпит и и лсошъ гекыме целякь» (простая литорея, перевод «А ва ем (т.е. – «в нем») Соборники (sic!) слов четыре десять») (16 век?) (видимо, слов – 40, а не 14, т.к. последняя рукописная статья помечена №:40 – л. 451).
Ниже – пробы пера и запись писца: «Попитаю (т.е. – попытаю) пера, отведаю чернил, не дрожит ли рука, не боитца (ли) кнута».
л. 233б – пробы пера.
л. 300б – пробы пера и даты «1724 апреля в 27», «1725 декабря в 25».
л. 356б – «…» (1724) и пробы пера.
л. 388 – рядом с последним словом рукописной статьи «аминь» подписано: «арип(ь)» (то же – простой литореей, в переводе с нее).
л. 409б – пробы пера и дата «…» (1729).
л. 299б–343б, скрепа по левому полю листов, край обрезан вместе с частью текста, разбираются отдельные слова: «…Ха(сиб)лев (? фамилия)… … Сию руко(пись) тысяца (sic!) сем(ь)сот десет… …» (далее – неразборчиво).
Печати: л. 14б, 15 – «Н(аследни)ки А. Г. Лаптева» (без рамки).
Суперэкслибрисы на корешке (в виде двух бирок) со старым и новым инв. номерами.
Вложения: фрагмент листа с данными описи на книгу, дата «17 в.» переправлена на «2 пол. 15 в.».
Местобытование: Вязниковский у. Владимирской губ.
Реставрация: отдельные листы подклеены бумагой.
Сохранность: а) бумага – загрязнена; затеки, пятна воска, следы плесени; л. 451–457 – поедены; б) переплет – поеден (незначительно), разрывы кожи в нижней части корешка (длиной 6 и 2 см) и на н.д. (3 см); на н.д. кожа частично потерта по углам и по нижнему краю; нижняя застежка утрачена, у верхней сломан язычок замка.
VI. В29600/956. ВРКМ4419. КР–10.
Сборник смешанного состава (Страсти Христовы). 2 пол. 17 – нач. 18 вв. 188 л. + 3 форзацных (1–188+I–III). 4° (19,8×15). Полуустав.
Датировка: а) по филиграням – 1) голова шута с 7 бубенцами (2 пол. 17 – нач. 18 вв.); 2) герб Амстердама; б) по дате в записи (л. 30) 1753 г. (верхняя хронологическая граница).
Переплет: доски в коже черного (корешок и н.д. – темно-коричневого) цвета с 2 застежками.
Орнамент: а) бумага – л. 16, 20, 24, 37, 44, 50, 53, 62, 79, 86, 88, 95 – гравюры с евангельскими сюжетами; б) переплет – на в.д. цветочный орнамент.
Состав: Сборник смешанного состава без начала и конца.
л. 1–107б. Страсти Христовы.
л. 108–110. Послание Пилата к Тиверию о распятии Господни.
л. 110–115. Послание Тиверия к Пилату.
л. 115–118б. Христианский нравоучительный комментарий к Посланиям.
л. 119–187б. Беседа богословская ученика и учителя «О вещех, преданных христианом» (в вопросах и ответах; без начала – не хватает 11-ти глав I-й части, и конца).
л. 188. фрагмент из Страстей Христовых (приклеен к I форзацному листу).
Почерки: I – л. 1–118б, 188аб.
II – 119–187б.
Записи: в.д.об. – пробы пера и арифметические вычисления.
л. 86 – «вомина оца щотоитя» (по-видимому – тайнопись. В качестве простой литореи – не читается).
л. 95 – «Книга пономаря Микити (sic!) Михайлова села что на Серебрянский (?)».
л. I – «Сия книга по …» («рано умершим»??). Пробы пера. Выше – латиницей: «Cniga sela –ebrane (начало заклеено) Niciti (?) –ira (?)» («книга села Серебряне (?) Никити…»). Ниже: «Cniga Serebrjanij (заклеено) Michalova» («книга Серебряный … Михайлова»).
л. Iб – «Бог есть жубири (sic!) который» (sic!). Ниже: даты – «1815 ге(н?)вар; 1828(?)…; 1824; 1814(?)».
л. II – «Из книг священника Д. И. Дубровина. 20.VI.1913. Сергиев Посад».
л. IIб – «Сия книга принадлижит (sic!) серпуховской купчихи жине (т.е. – «жене») Фодора (sic!) Аликеевича (надо – «Алексеевича»?) г(осподи)-на Остапова. Город Серпухов. Марта 6 числа 1826 года». Ниже: «До[л]жно будет токовому (sic!) ожидаю (?) нинастия» (?).
л. III – «Значит мучица на сем свете
претерпевать непримены (?)
нещастие
находица в трудах и м…,
То пророк рече проидох сквозь
о[го]нь и воду»
(стихи (?); текст с орфографическими ошибками. Здесь и выше – записи 19 в.).
л. IIIб – «Ета книга Жуждалкина» (?).
н.д.об. – пробы пера.
Скрепа по нижнему полю листов всей книги – «Сия книга сержанта Иакова Федорова сына (Бабкова?) (Лобкова?) досто-(?) глаголеимая Страсти Рещикова (фамилия?) в 1753 (году) а подписал при жизни свою (??) на воспоминовение врод(?)…».
Вложения: лист бумаги, текст – соображения хранителей музея по идентификации рукописи: «Евангельские и апостольские чтения (в популярной форме). Печатное издание 19 в…». Ниже, другим почерком: «Мне кажется, что это Сборник, включающий «Страсти Христовы» и «О вещах, преданных христианом». Рукопись конца 17 в. (м. быть нач. 18 в.) в 4°. В. В…» (подпись неразборчива).
Местобытование: Серпухов; Сергиев Посад (Московская губ).
Реставрация: последние листы подклеены бумагой синего цвета (послед. четв. 18 – 1 пол. 19 вв.).
Сохранность: а) бумага – загрязнена, в пятнах воска; листы сильно потрепаны, некоторые разорваны, начальные и конечные – поедены. б) переплет – поеден, на в.д. – протерт по краям, застежки оторваны, переплет – отделен от блока книги.
VII. В29600/933. ВРКМ4396. КР–7.
Каноник. 2 четв. 18 в. 37 л. + 1 форзацный (1–37+I). 4° (21×16,5). Полуустав.
Датировка: по филиграням – герб Ярославля, тип 2, литеры «ЯӨЗ» (Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX веков. М., 1959, №:785 – 1734–1741 гг.).
Переплет: картон в коже коричневого цвета.
Орнамент: у переплета – изображения цветка в геометрической рамке.
Состав: Каноник.
л. 1–11. Молитва во еже сотворити оглашенного.
л. 12–31. Последования святого крещения.
л. 32–37. Молитвы жене родительнице.
I почерк.
Записи: в.д.об. – пробы пера. Здесь же: «Молитвенник», «Сборник сер. 18 в.», «19 век» (записи хранителей музея, 20 в.).
л. 1 – «2/М75», «№:5211» (старые инв. номера).
л. 37б – «Кануник (sic!) крещение младенческое вязниковской Николаевской церкви Николая чудотворца Скорого по скорого» (sic!). Ниже – пробы пера.
н.д.об. – «Генваря дня» (sic!). Ниже: полузатертая запись, читается – «К се… везниковского (sic!) собора … чтение (? – учение (?))».
Местобытование: г. Вязники.
Сохранность: а) бумага – загрязнена, в пятнах воска, блок книги поврежден, л. 7 – выпадает. б) переплет – поеден (на корешке – с утратой фрагментов кожи вверху и внизу).
VIII. В29600/946. ВРКМ4409. КР–9.
Синодик: ч.I – цельногравированный текст; ч. II – рукопись. 2 пол. 18 в. (не ранее 1762 г.). 53 л + 1 форзацный (I+1–40+1–13). 1° (32×17). Полуустав, скоропись.
Датировка: а) по филиграням: ч. I – литера «Ф» и фрагменты «белой даты» – «2» (7?), «8»; ч. II – литеры: «ПМНС» (аналоги не обнаружены), «17» (видимо, начало «белой даты»). б) по упоминанию исторических лиц в тексте: л. 41б (1б в ч. II) как почившая упоминается Елизавета Петровна (1762г.). Петр III приписан поздним почерком (возможно – значительно позднее, т.к. до Павла I упоминание Петра III могло быть под запретом).
Переплет: картон в бумаге серого цвета, уголки и корешок – коричневой кожи.
Орнамент: в рукописной части – отсутствует. В ч. I – гравюры стиля барокко и заставка поморского стиля (л. 2, 40).
Состав: Синодик сиречь Помянник. Старообрядческая редакция(?).
л. 1–40. Часть I (четья). Фрагменты из Повестей и Слов нравоучительного характера, снабженные иллюстрациями в виде гравюр на каждом листе.
л. 41–53. Часть II (именная). Поминальные списки от царей и патриархов до местных жителей.
Несколько почерков (первоначальный и позднейшие).
Записи: л. I – «Сей Синодик села Рыла церкви Рождества Христова и Казанския Богородицы» (19 в., ниже – то же почерком 18 в.). Ниже: «В сем евад… …ет ученик Владимирской семинарии Павел … 1844-го года» (фамилия неразборчиво, в двух других словах читаются только отдельные буквы).
л. I – «162» (102?), видимо старый инв. номер.
л. 1 – «№:5010» (то же).
л. 25б – к гравированному тексту приписан поминальный список по заказу вязниковского купца «Ефимыча Г. Куликова» (sic!).
л. 40 – «Помяни господи душу ус(о)пшего раба твоего иерея Алексия, наступившего на сие место 12 февраля 1867 года, умершего внезапно 6 июля 1897 года, память его 17 марта. Диакон Р…» (неразборчиво).
Топонимы в приписках к рукописной части: «деревни Глушиц», «Слоб(оды) Холуйской», «деревни Пустыни», «Мстеры», «Митиных деревен(ьки?)» – л. 50б–51б; «села Рыла с 1840 года» – л. 51б.
Печати: л. 1 – «Вязниковский музей».
Суперэкслибрис на в.д. (в виде бирки) с названием «книга…» (? – затерто).
Местобытование: Владимир; Вязниковский уезд.
Реставрация: блок книги укреплен суровой ниткой и подшит к корешку.
Сохранность: а) бумага – загрязнена, в затеках, пятнах воска; листы рукописи сильно потрепаны с утратой материала, разорваны, смяты. б) переплет – на в.д. бумага поедена, со ржавыми пятнами; кожа корешка треснула в двух местах вдоль (на ≈ 50% высоты), наверху фрагмент утрачен.
IX. ВРКМ987. КР–5.
Повесть о Варлааме и Иоасафе. 2 пол. 18 в. 165 л. 1° (31,2×19,6). Скоропись.
Датировка: по филиграням – 1) лигатуры «РФ» (в картуше) / большие литеры «АК» (курсив) (аналогов нет);
2) «РФ» (в прямоугольной рамке) / большие литеры «Ф.А.Г.»;
3) «РФАГ» (большие буквы) / вензель Гончаровых (Клепиков…, №:475 – 1753–1754 гг.);
4) «Ф.А.Г.» / «РӨ» (совпадение первой части знака: Клепиков…, №:681 – 1744 г.).
Переплет и орнамент – отсутствуют.
Состав: Слово иже во святых преп. отца нашего Иоанна Дамаскина о преп. отце Варлааме пустынножителе и и Иоасафе ц(а)р(евич)е индейском.
I почерк.
Записи: л. 1 – «№:1516» и «ВРКМ №:987» (старый и новый инв. номера).
Вложения: между л.л. 4 и 5 подшит лист бумаги с рукописным текстом, содержащим название, указание на количество глав (40) и листов (19 век).
Сохранность: бумага – в затеках, пятнах воска, мушиных засидах, листы 2–41 в нижней части проколоты в 4-х местах (попытка сделать переплет?).
X. В29600/938. ВРКМ4401. КР–8.
Чин божественной литургии. 2 четв. 19 – нач. 20 вв. 119 л. + 4 форзацных (I–II+1–119+III–IV). 1° (36,3×24,2). Поздний устав.
Датировка: по внешнему виду бумаги – бумага плотная, желтоватая, без водяных знаков и штемпелей.
Переплет: доски в коже малинового цвета с двумя застежками, четырьмя скобками и четырьмя (?) жуковинами; на корешке – надпись тиснением: «Обедниц»? (видимо – так!).
Орнамент: а) бумага: миниатюры цветные: л. 6б – «Иоанн Златоуст», л. 26б –«Херувимская песнь», л. 29б – «Служба в старообрядческом храме», л. 1, 7, 27, 30, 48, 62, 95 – заставки гуслицкого письма; л. 1, 7 – вязь (золотая краска), л. 7, 27, 30 – «цветок»: многочисленные инициалы. Обрез золоченый.
б) переплет – растительно-геометрический орнамент.
Состав: Чин божественной литургии, на крюковых нотах. Нотация знаменная; истинноречие; с пометами.
Старообрядческая традиция.. Начало: «Чин божественной литургии ивангельский» (sic!).
I почерк.
Записи: л. 1 – «2/О–13», «№:5020» (старые инв. номера).
Сохранность: а) бумага – в первой половине книги листы загрязнены, помяты; б) переплет – кожа потерта (на н.д. – сильно), застежки оторваны, жуковины – утрачены (кроме одной).
Рукописные документы
I. 17 век.
1. ВРКМ 1252. Наказная память в Ярополч путному ключнику Константину Боркову. 1696 г. (?). Склея в 2 л. (37,1×16,2 см и 32,5×16,2 см). Наклеена на картонную основу.
Датировка: а) даты в тексте; б) палеография письма: скоропись 17 – нач. 18 вв. По филиграням проверка невозможна – листы рукописи наклеены на картон.
Состав: Заголовок – «Список лета «…» (7204=1696 г.) марта в «…» (23) день по указу великого государя памя(ть – оборвано) в Ярополч путному ключнику Константину Боркову в нынешнем «…» ([7]204) году марта в «…» (15) день по челобитью Ярополческой волости деревни Балымотова крестьянина Куземки Яковлева послана к тебе память».
Рекомендации по разбору земельного спора между крестьянином Куземкой Яковлевым и протопопом соборной церкви Богородицы (Казанской) Львом со товарищи.
Подписи: «По заду пишет дьяк Никита Поярков, справил Андрюшко Ключарев».
Сохранность: затеки, пятна, мелкие разрывы по краям.
2. ВРКМ 1253. Грамота из приказа Большого дворца в дворцовую Ераполческую волость приказчику Гаврилу Парфеньеву о решении земельного спора между крестьянами села Мининского и покровским попом Федором Яковлевым в пользу последнего. 1650 г. Склея в 7 л. (общей длиной 309,5×15,5 см) + 1 чистый. Часть рукописи наклеена на картонную основу.
Датировка: а) дата в тексте; б) палеография письма – скоропись 17 в.; в) филиграни – лилия в гербе (Филиграни 17 века по рукописным источникам ГИМ / сост.: Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина. М., 1988. №:905 – 1643–1644 гг., №:907 – 1646–1654 гг.).
Состав: Заголовок – «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси в Володимерский уезд в нашу дворцовую Ераполческую волость прикащику Гаврилу Парфеньеву в нынешнем во «…» ([7]158=1650) го(ду) генваря в «…» (2) день».
На обороте подписи: «Дьяк Иван … … -ров» (видимо – окончание фамилии, остальное – заклеено). Ниже: «Справил Илейка (?) Кирилов». (Дьяк «Иван …-ров» – видимо: Иван Федоров, в 1643–1651 гг. – в Приказе Большого дворца. См.: Богоявленский С. К. Приказные судьи 17 в. М.-Л., 1946, с. 19); Кириллов Илья – подьячий, в 1645–1646 гг. – переписчик посада Ярославля и Московской половины уезда, 1648–1649 гг. – подьячий в Ярославле. 8.11.1650–4.10.1651 – справный подьячий Приказа Большого дворца. См.: Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие 15–17 вв. М., 1975, с. 234–235.
Записи: в верхней части склеи на обороте чистого листа – «7158 году августа в день (sic!) О пустошах» (18 в.).
л. 1об. (кроме текста заголовка) – « «…» сентября в «…» (13.09.1650) подал (sic!?) государеву грамоту покровский поп Федор».
Реставрация: разрывы с оборота подклеены бумагой; часть рукописи наклеена на картон (грубая реставрация).
Сохранность: разрывы бумаги внутри листов рукописи (с незначительной по объему утратой материала), листы потрепаны по краям, в затеках и пятнах.
Список сокращений и пояснений:
лист а, б – лицевая и оборотная стороны листа
в.д. – верхняя доска (переплета)
л. – лист
н.д. – нижняя доска
об. – оборотная сторона листа (вариант обозначения)
© Открытый текст
размещено 15.10.2009