Широко известны описи монастырских библиотек, отдельных соборов, церквей, царских и вельможных палат. О крестьянских библиотеках сведений гораздо меньше, и имеют они гораздо менее системный характер. Народная книжная культура, круг чтения «простого» человека восстанавливаются по оставшимся от некогда больших библиотек книгам, по отдельным фактам, которые сохранила народная память, по вкладным и владельческим записям. Очень редки в письменных источниках упоминания о собраниях книг в крестьянских семьях, а тем более их подробные росписи. Поэтому научное значение находки, сделанной в 1987 г. в Борском районе Горьковской области и содержащей исчерпывающую информацию об одной из крестьянских библиотек, представляется бесспорным.
Речь идет о книге
[1], автором, составителем и переписчиком которой был Дорофей Никифорович Уткин – крестьянин д. Корелки Нижегородской губернии, «настоятель спасовцев великого начала»
[2]. О Дорофее Уткине мы узнаем из «автобиографии или аксиомы», помещенной в начале книги (л. 4–12). Родился он в 1879 г., в 8-летнем возрасте познакомился с азбукой, три года провел в котельном цехе в Сормове и здесь «стал терять доброе влияние съ души и с 15 лет стал пить чай и спиртные напитки», но вовремя отошел от «сего беззакония» и отправился вместе с матерью-воспитательницей в деревню. «Вспомнил, – пишет в автобиографии Уткин, – свою прежнюю юную науку, и в первую зиму в деревне написал лицевой апокалипсис с древлеписьменнаго оригинала», женился, и «от своей женитьбы я не оставил ни одного дни, чтобы ни посвятить чтению внимания духовных книг, на которые я употреблял свои средства, и начал собирать священныя и историческия книги с того времени...», «с каждым наступающим годом умножал свое занятие и, невзирая ни па что, употреблял свои средствы и приобретал книги. Которых и собралась целая библиотека, тут и искал себе утешения...»
Опись этой библиотеки и делает Дорофей Уткин 1 сентября 1916 г., составляя духовное завещание перед отправкой на румынский фронт. Как человек пунктуальный и хозяйственный, Уткин пронумеровывает все книги и получает солидную цифру – 127, причем под номером 6 указывает восемь книг, называет цену каждой книги, особо выделяет те из них, которые написаны им самолично. Таким образом, для современного исследования опись крестьянской старообрядческой библиотеки Д. Н. Уткина может послужить ценным источником не только для изучения круга чтения и интересов грамотного человека из глубокой нижегородской провинции, но и для изучения вопросов торговли и ценообразования конца XIX – начала XX в., распространения книг и т. д.
Анализ этой библиотеки не входит в задачи авторов статьи. Заметим только, что круг читательских интересов Д. Уткина не ограничивается перечисленными заглавиями. Уткин составляет книгу «материалов или избранные места изъ святоотеческого писания и канонических правил и проч.», своеобразным предисловием к которой и явились автобиография и опись библиотеки. Источниками для этой книги послужили Д. Уткину Псалтырь, «.многосложный свиток», Четьи Минеи, «История церкви Робертсона до 6 собора», «Болница», Слово от старчества, Маргарит, Пролог, Творения Тертулиана, Толковый Апостол, Синайский патерик, доклад Худошина о настоятелях и духовниках, беседы Иоанна Златоуста, Творения Феодора Студита, «Книга пращица духовная», Кормчая, Намоканон, Альфа и Омега, История о бегствующем священстве и многие другие.
Библиотека Д. Н. Уткина, по словам его племянницы В. Т. Ромодиной, пополнялась все последующие годы, активно использовалась для обучения молодежи. Из автобиографии известно, что сначала было 10 мальчиков и 10 девочек, с которыми он «чистосердечно занимался три зимы, а на вторую зиму бывало учеников по 30 человек».
Перед смертью (Д. Уткин умер в 1957 г.) старик начал раздавать «в надежные руки» свои сокровища, но, к сожалению, об этой большой и, вероятно, наиболее полной из имевшихся некогда старообрядческих частных библиотек археографы пока не имеют никаких других сведений.
Опись библиотеки и содержание книги Д. Н. Уткина служат важным доказательством богатой книжной и шире – духовной культуры нижегородского крестьянства, необходимость глубокого и разностороннего изучения которой еще только начинает осозноваться.
Приведем эту роспись (л. 13–16).
Книги, приобретенные мною
1. Псалтырь мел. печат. 2 р.
2. Часовник. 3 р. 80 к.
3. Канонник седмидесятошный. 6 р. 50 к.
4. Канонник тритцетной рукопис. свое. 3 р.
5. Чин погребения. 4 р.
6. Потребник. рукописи мое. 2 р.
Азбука солевого пения. 50 к.
Минея празнична. 12 р.
Шестоднев. 7 р.
Суботникъ служба на святую пасху. 2 р.
Службы рукописи свое
Канон брачной, рукоп. свое. 50 к.
Святцы с тропарями и конд. 2 р.
7. Евангелие сущее напрестол. 2 р. накладни 3 p.
8. Евангелие благовестно. 3 р.
9. Откровение Иоанна Богослова с житием его. рук. 15 р.
10. Златоуст. 5 р. 50 к.
11. Катихизис большой. 6 р.
12. Катихизис малой. 1 р.
13. Сын церкви. 1 р. 80 к.
14. Устав о христианском житии. 1 р. 40 к.
15. Святцы летописны. Рукопис. свое. 2 р.
16. Зонарь. свое рукопис. 3 р.
17. Матфей правильникъ. 3 р.
18. Григория Амиритского. 2 р. 80 к.
19. Страсти Христовы. Свое рукопис. 4 р.
20. Библия славянска. 3 р.
21. Сборник душеполезный. 1/4 листа, свое рукоп. 5 р.
22. Сборник 1/8 л. свое рукоп. 6 р.
23. Сборник 1/4 л. В. Г. 3 р.
24. Родословие с рукописи. Свое рукоп. 1–50
25. Никифора Астраханского. 1р.
26. Никона патриарха. 1 p.
27. Зиновия мниха. 1р.
28. О потерянном и возвращен. раю. 1 р.
29. История Выговской пустыни. 1 р. 25 к.
30. Виноград российский. 1–80.
31. В ползу раскола. 3 р.
32. Окружное послание Ксенокса. 35 к.
33. О промысле божием. 50 к.
34. Православная вера. 25 к.
35. Московское соборное деяние 1666–67 гг. 1 р.
36. Беседы И. Златоустого на Ев. от Матфея. 3 р.
37. История церкви Филарета Черниговского. 60 к.
38. Сии материалы мои. Д. Н. У.
39. Выписок Просконитара и пророчество Царьграда. 90 к.
40. Жизнь и описание патриархов Московских. 35 к.
41. История падения Царьграда. 35 к.
42. Старообрядцы и свобода совести. 20 к.
43. Житие Серафима и манифест 17 октября. 20 к.
44. История о бегствующем священстве. 5 к.
45. Беседы о незаконном учреждении австрийцев и журнал № 1. 5 к.
46. О сущности и значении раскола в России. Субботина. 15 к.
47. История о расколах русской церкви. 60 к.
48. О клятве Московского собора. 15 к.
49. Беседа о пришествии пророка Илии Еноха. 6 к.
50. Толкование на Апокалипсис в рус. перев. 46 к.
51. Указание пути в царствие Инокентия. 12 к.
52. Из творения Ефрема Сирина. 12 к.
53. Духовный регламент Петра I. 45 к.
54. Лествица Иоанна в русск. перев. 1 р.
55. Беседа Коновалова о пророках Илии и Енохе и о антихристе. 1–50.
56. Книга чинов, две части. 1 р. 10 к.
57. Библиотека Синодальнова изд. 9 книг. 85 к.
58. Игнатия Богоносца послании. 20 к.
59. Библейская география. 75 к.
60. Толковая псалтирь Иринея Псковского. 3 р.
61. История церкви (Рудакова). 50 к.
62. История государства (Елпатьевского). 10 к.
63. История средняя (Иловайского). 15 к.
64. История древняя. 20 к.
65. История XVIII столетия (Костомарова). 20 к.
66. История Ветхого завета. 60 к.
67. География российской империи. 30 к.
68. История митрополита Макария. 12 том. 3 р.
69. О незаконности австрийского священства. Леонова. 1 р. 25 к.
70. Беседы Войкина с Антипиным. 2 p.
71. Потребник новоизданной. 35 к.
72. К вопросу старообрядческих общин. 35 к.
73. Таинство брака и форма совершения. 35 к.
74. Творение Августина. 75 к.
72–74 книги дарены о. Макарием.
75. Творение Инокентия. Часть 4. 30 к.
76. Амвросия Медиоламского О покаянии. 75 к.
77. Константина Севаста Арменопул. 4 р.
78. Кирилла Иерусалимского. 9 р.
79. Творение Киприана. Карфагенского. 4 р.
80. Скрыжаль (Вениамина). 2 р.
81. Журнал Златоструй. 2 р.
82. За пианцев выписки. 2 части. 1 р. 75 к.
83. Памятные записки Викентия Лиринского. 50 к.
84. Захарий Копыстенский. 1р.
83. Стоглав. 2 р.
86. Номоканон. 3 р.
87. Книга о правой вере. 3 р.
88. Беседа спасовцев Коновалова с Антипиным. 70 к.
89. Житие Аввакума протопопа. 20 к.
90. Поморски ответы. 3 p.
91. Творение Августина, часть 1–6–9. 5 р. 50 к.
92. Большой Соборник. 7 р.
93. Творение Иринея Лионского. 2 р.
94. Творение Иеронима, ч. 2–6–15. 5 р. 50 к.
95. Творения Иоанна Златоустаго, ч. 2–3. 6 р.
96. Беседы на разные места Иоанна Златоустаго. 2 р.
97. Житие Андрея, Христа ради уродивого. 2 р. 50 к.
98. Творение Феодора Студита. 6 р.
99. Речь императрицы Екатерины. 15 к.
100. Выписки Зиленкова. 4 р.
101. Беседы Пичюгина, Мельникова, Варакииа. 1 р. 25 к.
102. Измарагд Иоанна Златоуста. 2 р.
103. Журнал мысли старообрядцев за 1913 г. 2 р.
104. Барония цезаря. 10 р. 50 к.
105. Кормчая Иосифа патриарха. 3 р.
106. Расколники и острожники (Ливанова), ч. 1–2–4. 6 р.
107. Старообрядческие общины, 2 выпуска. 70 к.
108. Учебник Г. М. Карабиновича. 50 к.
109. Творение Иоанна Дамаскина. 3 р.
110. Толковая Псалтырь Зигабена Евфимия. 3 р. 50 к.
111. О первоначальном устройстве церкви Христовой (Коновалова). 2 р.
112. Библия (в русском переводе). 3 р.
113. Апокалипсис толковый, мел. шрифт. 1 р. 20 к.
114. Известие истинное Силивестра Медведева. 1 р.
115. Домострой. 1 р.
116. Розыск Димитрия Ростовского. 1 р. 75 к.
117. Выписки В. А. Агапова. 5 р.
118. Выписки Ф. Пермякова. Часть 1. 3 р.
119. Выписки Ф. Пермякова. Часть 2. 2 р. 75 к.
120. О богослужении Христовой церкви. 75 к.
121. Журнал старообрядческие Мысли за 1914 г. 2 р.
122. Загробная жизнь. Е. Тихомиров. 1 р. 80 к.
123. Вечныя загробный тайны. 1 р.
124. Астрономия. Камила Фламариона. М. Тимофеевой.„ 20 к.
125. Беседы Коновалова с Перетрухиным. 50 к.
126. Присяга. 10 к.
127. Азбука знаменного пения. 75 к.
М. М. Белякова, Т. В. Черторицкая
(Горький)
Опубл.: Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма: сб. ст. Новосибирск: Наука, 1990. С. 16 – 20.
Опубликовано здесь с разрешения авторов.
Подготовил И. Нестеров
размещено 7.04.2010
[1] Книга хранится в фонде рукописных книг музея Н. А. Добролюбова (г. Горький).
[2] Здесь и далее сохраняются орфография и синтаксис оригинала.
[3] Сохранившаяся часть библиотеки хранится ныне в Отделе редкой книги Фундаментальной библиотеки ННГУ им. Н. И. Лобачевского. (Прим. изд.)