В ходе научного описания коллекции рукописных книг ННГУ в составе Цветника XVIII века был обнаружен фрагмент «Стиха о злой траве шигт», текст которого был опубликован в 1894 году И.А. Голышевым по единственному известному до последнего времени списку[1]. Этот список (рукопись XVII века) был передан И. А. Голышевым в библиотеку Общества Истории и Древностей Российских[2], ныне находящуюся в составе Российской государственной библиотеки (г. Москва). Б.М. Пудалов, по нашей просьбе просматривавший опись библиотеки ОИДР в отделе рукописей (НИОР) РГБ[3], напротив номера 372, под которым значился список «Стиха…», нашёл помету сотрудников НИОР – «В ГБЛ [рукопись] не поступала». Таким образом, местонахождение списка И.А. Голышева неизвестно. В связи с этим возрастает ценность второй по счёту находки списка указанного сочинения. Теперь именно он является единственным, имеющимся в наличии.
Объём текста новонайденного списка невелик – всего лишь 17 с половиной строк формата 8°. По сути, это – фрагмент начальной части «Стиха…». Он занимает примерно ¾ лицевой стороны листа формата 4°. Любопытно отметить, что текст был исполнен на отдельном листе и потом вклеен на л.158 упомянутого ранее Цветника поверх уже имевшегося текста какой-то рукописной статьи, вследствие этого оставшейся неизвестной. Инципит нижегородского списка: «Книга Златоструй с(вя)того Иоанна Златоустого Берегитеся братия злыя травы шигты…» - не совпадает с инципитом списка И.А. Голышева. Отличается название главного фигуранта «Стиха…»: в списке ННГУ «шигт», вместо «ших» у И.А. Голышева. Кроме того, в тексте последнего отсутствует имеющаяся в списке ННГУ ссылка на Иоанна Златоуста как на автора данного сочинения.
Легко расшифровывается символика понятия «трава ших» («шигт»). За ним скрывается образ женщины-обольстительницы, хорошо известный по средневековым сочинениям, типа: «Беседа отца с сыном о женской злобе».
Источники «Стиха…» достаточно подробно проанализированы в статье М.Д. Каган[4].
К этому хотелось бы сделать одно добавление. «Стих о злой траве ших», по-видимому, не является самостоятельным сочинением. При несомненной правильности ссылок на приводимые источники, они могут быть, скорее, материалом не для «Стиха…», а для его протографа. Из числа наиболее ранних претендентов назовём «Моление Даниила Заточника». Во всяком случае, фрагмент «Моления…»: «Всего… злее зла жена… Женою сперва прадед наш Адам из рая изгнан бысть; жены ради Иосиф Прекрасный в темници затворен бысть…» применительно к тексту «Стиха…» не может быть ничем иным, как прямой цитатой (с соответствующей подстановкой «злой травы ших» вместо «злой жены»).
Очевидность для археографа образа «травы ших» не исключает, однако, возможности возникновения курьёзных случаев при общении с представителями других научных дисциплин. К автору данной статьи, после сделанного им доклада в обществе «Нижегородский краевед», подошёл коллега-биолог, клятвенно пообещал найти траву ших в живой природе и лишь годы спустя в личном общении признался, что потерпел неудачу.
В заключение приводим научное описание рукописи, в составе которой находится нижегородский список «Стиха…»:
КР21(933590) Цветник: рукопись, XVIIIв., 240л. (+5форз., нумерация – л.1-235, л.14б, 35б, 43б, 219б, 229б – не пронумерованы). 40(18,5х16см). Полуустав.
Датировка.
Филиграни:
· герб Ярославля, тип 2 и литеры «ЯФЗ» (Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX веков. М. 1959. №758, 1734 – 1741гг.)
· ЯМСФ (?) (возможно: Клепиков… №765, 1780-е гг.)
Филиграни разного типа – на листах, выполненных разными почерками.
Переплёт: доски в коже чёрного цвета с застёжками.
Орнамент: л.166б – заставка двухцветная примитивного стиля.
Состав: Цветник старообрядческий. Наиболее значительные статьи:
л12-14б. Выписки из Апокалипсиса.
л.14б-16. О Александрове (Македонского) хождении.
л.17б. Книга Златая Цепь о Антихристе.
л.31-37. Книга Чарнаграв (sic!), видение Даниилово.
л.46-48б. Молитва Иосафа царевича.
л.84-90б. О видении Козьмы игумена.
л.135-153б. Поучение на память св. пророка Илии, огненного оружника.
л.154-157б. Месяц май (без числа), на память преп. Антония Печерского, житие.
л.158 Книга Златоструй св. Иоанна Златоустого «Берегитесь братия злыя травы шигты».
л.181аб. Книга Иоанна Зановея о запрете употребления чаю, кофе и табаку.
л.188-201б. Житие Петра и Февронии.
л.202-209б. Из книги Лествицы, различные слова.
Почерки:
I – л.1-81б, 210-232б
II – л.82-127, 132б-133б
III – л.127б, 134, 158-209б, 233-235
IV – л.128-132
V – л.135-157б
Записи:
В.д.об. Лезова Е.П. дар студентам. 1987
Л.IIоб.(форз.) Сия книга Симиона(?) Иваныча Смаги(?) – запись перевернута
Л.134б. Сия книга Федора Абочена(?) – текст наведён поверх первоначального, ниже: «Сия книга Светник (sic!) избрана изо всех». «Книга Цветник».
Имеются вложения:
1. Современное с указанием цены и местобытования: Борский р-н, … 08.07.1987. Лебедева М., Корытина В. 100 рублей.
2. Ранние – 3л: один чистый, один с записями о церковных праздниках, один с текстом молитвы.
Печати: л.Vб(форз.) – печать библиотеки ННГУ.
Реставрация: отдельные листы подклеены бумагой.
Сохранность: бумага загрязнена, листы потрёпаны, некоторые выпадают, в затёках, пятнах; переплёт поеден, корешок повреждён, застёжки оторваны.
Публикуется впервые
[1] Стих о злой траве ших / С предисл. И.А.Голышева // Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских. 1894. Кн.4 Отд.II. С.1-12
[2] Соколов Е.И. Библиотека имп. Общества истории и древностей Российских. М., 1905. Вып.2. №372. С.157. Фрагмент текста данной публикации, имеющий отношение к нашей теме: «№372. Стих о злой траве ших. Полуустав. XVII век, в 4-ку на 17-ти листах. Дар члена-соревнователя И.Голышева».
[3] За что ему глубокая благодарность
[4] Стих о злой траве шихе. Каган М.Д. / Словарь книжников и книжности древней Руси. Санкт-Петербург. 1998. Вып.3(17век). ч.III