И.В. Нестеров. Перспективы научной обработки хронологически поздних старопечатных коллекций (на примере фонда начала ХХ века в Отделе редких книг и рукописей Нижегородской областной библиотеки) (8.37 Kb)
Старопечатные книги позднего происхождения, особенно - ХХ века, не кажутся, на первый взгляд, перспективным в археографическом отношении материалом. Практика доказывает обратное. Торможение и скорое свертывание процесса создания старопечатных книг средневековой традиции, осуществленное Октябрьской революцией 1917 года, породило множество вопросов. Прежде всего, они касались истории последних – послеоктябрьских – лет существования этой традиции. В хаосе гражданской войны мало кому было дело до угасавших очагов церковного книгопечатания. Интересным представляется также исследование тем, имеющих к нашей проблеме косвенное отношение, в частности - производства штемпелеванной бумаги, часто использовавшейся при создании старопечатных книг. Существующие (очень немногочисленные!) научные статьи и составленные по их материалам альбомы штемпелей 1917 – начала 1920-х годов вряд ли по степени разработки могут считаться решившими все вопросы. Хронологически поздние коллекции книг старой печати интересны еще и тем, что значительную их часть составляет продукция старообрядческих типографий, легализованных именно в это время. За короткий период существования (1905 – 1918 (?) гг.) они впервые дали возможность утолить духовную жажду самой многочисленной из преследуемых царским правительством религиозных конфессий. В коллекции НГОУНБ, на базе которой проводится данное исследование, имеются издания таких типографских гигантов, как Преображенская кладбищенская типография (№: ц17315.1), Московская старообрядческая книгопечатня (ц 985.2). Наряду с ними, ничуть не меньший интерес представляет продукция относительно малоизвестных периферийных типографий, в частности, Тушкинской (с. Старая Тушка, Вятской губ., см. – ц 16675.1).
Несмотря на то, что среди 42 книг коллекции НГОУНБ начала 20 века (представлены годы 1901-1915), пока неизвестны особо редкие издания, некоторые являются раритетами иного рода. Высокий статус они получают, будучи собственностью известных лиц. Таков, например, Д.В. Сироткин – старообрядческий купец-миллионщик, успешный управленец (в 1913-1917 гг. был городским головой Нижнего Новгорода). Как собирателя рукописных книг мы Сироткина совсем не знаем, а вот старопечатные в его библиотеке были. Свидетельство тому – 3 книги, имеющие однотипные подписи на обороте верхней доски: «Д. В. Сироткин…» и номер – видимо, личной библиотеки – «№: 15» (ц 676.2), «№: 81» (ц 840.2)[1]. Последняя цифра может дать представление о возможном объеме сироткинской коллекции. Обязательным атрибутом всех трех книг была владельческая печать.
Другой нижегородец (точнее – городчанин) из разряда VIP-персон русской археографии – П. А. Овчинников – гораздо менее известен как купец, зато являлся одним из крупнейшим собирателей рукописной и старопечатной книги в дореволюционной России ( входил в первую шестерку). Его многотомное наследие печати целиком попало в РГБ (Москва). На Нижегородчине известно 26 рукописных (14 – в НГОУНБ, 12 – в Городецком краеведческом музее) и не менее 24 старопечатных книг П. А. Овчинникова (не менее 10 - в Городецком краеведческом музее и 14 – в НГОУНБ)[2]. Последняя по счету находка – как раз из нашего раздела: Апокалипсис Московской старообрядческой книгопечатни 1909 г. (№: ц 5293.2)[3]. Среди старопечатных книг нач. 20 века она – единственная. Атрибутируется, как и книги Сироткина, по характерной записи на внутренней стороне верхней доски (далее – в. д. об.). Но у Овчинникова такие записи чаще всего шифрованы простой литореей. В нашем случае (в переводе) это выглядит так: «2.VII.1910. Четыре с четвертью рубли [цена - Н. И.] у Пепелина». При шифровании допущена одна ошибка: в слове «четыре» («гетыме») третья буква не зашифрована[4]. Я. П. Пепелин, книгопродавец – лицо, по записям Овчинникова уже известное[5].
Кроме вышеуказанного, старопечатные книги нач. ХХ в. имеют и традиционный для археографии перечень интересующих вопросов. Например, упоминание в записях и легендах печатей различных лиц (менее известных, чем указанные ранее) и учреждений. В нашем случае это: переплетчик Яков Иванович П. из Городца (фамилия неразборчива; №: ц 6130.2 л. II), архимандрит Сергий (ц.6121.2 л. I и далее), диакон Николай В. Троицкий (sic!; по-видимому - служитель Троицкой церкви с. Высоково (ц. 6126.2, н.д.об.), церковный староста Дербенев (? – конец фамилии заменен крючком росписи; был служителем церкви св. великомученицы Варвары – ц. 5406.2, в.д.об.); из церковных учреждений – Библиотека Свято-Троицкого Островозерского монастыря (около г. Ворсмы; ц. 6120.2 л I,1; ц. 6112.2, в.д.), Покровская церковь (ц. 5349.2, в.д.об.), Троицкая церковь села Высоково (ныне – Высоковская церковь в Н. Новгороде; ц. 6126.2, л. I), Нижегородская Петропавловская (Кладбищенская) церковь (ц 5343.2, л. I; ц 6133.2 л. I), вышеупомянутая церковь св. Великомученицы Варвары; светские учреждения представлены Библиотекой Нижегородского Института Народного Образования (ц 8402, л. I; ц 676.2, л. 1)
Последний раздел, о котором хотелось бы упомянуть – тексты вложений (инородных предметов в книге, чаще всего использованные в качестве закладок). Из самых интересных укажем на: ордер в кассу на имя Евгения Виноградова с печатью Городецкого сельхозтоварищества 20 – 30 гг. ХХ века с богослужебным текстом на обороте (ц 6130.2); список поминаемых в заупокойной молитве (ц 5314.2); обозначение в тексте неких Константина и Тимофея Шарут (братья?) с переводом дат их смерти на новый стиль (ц 6126.2); оригинальный и несколько загадочный текст на листе из блокнота: «Вы мне острым колкостим (sic!) колете. Все утро проискала сборник» (ц 6122.2). Внешний вид вложений может быть самый разнообразный. В одну из книг Д. В. Сироткина вложена рисованная цветная миниатюра (из рукописи?) гуслицкого орнамента с изображением пишущего старца и подписью: «С(вя) тый Иоанн Златоустый» 19 века (ц 840.2). Материалом служила не только бумага: разноцветные (нередко с вышивкой) куски ткани (ц 6120.2), засушенные листья растений (ц 6126.2, ц 6108.2)
Сказанное далеко не полностью очерчивает круг интересных для археографа разделов. Лишь из-за небольшого объема рассматриваемой коллекции нет возможности широко обсуждать репертуар поздней старопечатной книги . Однако, перечисленного достаточно, чтобы отнестись к этому материалу со всей серьезностью.
Публикуется впервые
[1] Книга ц 985.2 не имеет номера в записи Сироткина.
[2] См.: Каталог рукописных книг из собрания НГОУНБ ч. 1 (15-17 вв.) Н. Новгород, 1999; ч. 2 (Раритеты XVIII – нач. ХХ вв.) Н. Новгород, 2000. Книги кириллической печати XVI-XVII вв. в фондах Нижегородской областной библиотеки. Каталог. сост. И.М. Грицевская. Н. Новгород, 1992; Шайдакова М. Я. Рукописные и старопечатные книги в собрании Городецкого районного музея // Городецкие чтения. Городец, 1995.
[3] Овчинников - также как и Сироткин – старообрядец.
[4] Такая небрежность – одна из особенностей, присущих овчинниковским литорейным записям.
[5] См. запись на в.д.об. рукописной книги НГОУНБ №: Р 70 ф 1 ед. хр. 69
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|