Байрамова В.Ф. Загадки садовых монограмм. Часть II

26 декабря, 2019

В.Ф. Байрамова. Загадки садовых монограмм. Часть II (25.35 Kb)

В.Ф. Байрамова (Санкт-Петербург)

Монограмма партера в замке мадам де Ментенон и летнего дворца князей Лихтенштейн

О том, что монограммы в саду являются зашифрованным текстом, свидетельствует вот какое интересное событие.  Одна монограмма исчезла.  Находилась эта монограмма в замке мадам де Ментенон, что в семидесяти километрах от Версаля. Представляла она собой перекрещенные латинские буквы L, означавшие имя морганатического мужа мадам – Людовика XIV. Но монограмму решили заменить на более подобающий случаю рисунок – в год 400-летнего юбилея Ленотра был восстановлен рисунок партера, придуманный еще великим садовником. И приблизительно в это же время – конец XX начало XXI века возникает монограмма также с двумя перекрещенными буквами L, но уже в Вене, в партере дворца князей Лихтенштейн.

Рассмотрим подробнее историю создания обоих садов.

Кроме официальных исторических источников, подробности очень многих событий   эпохи Людовика XIV наши современники могут подчерпнуть из книги Франсуазы Шандернагор  «Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д’Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции». Книга эта написана на основе личной переписки мадам де Ментенон, а это около восьми тысяч писем.

Замок де Ментенон был приобретен Франсуазой д’Обинье в 1674 году. В то время она была гувернанткой у детей маркизы де Монеспан, фаворитки короля. «Стремясь поскорее разорвать цепи, державшие меня при Дворе, я употребила все усилия на поиски нового дома и привлекла к ним даже аббата Гоблена. С его-то помощью я и нашла, в десяти верстах от Версаля и в четырех от Шартра, чудесное имение; оно принадлежало знатному семейству Ментенон и давало 11 000 франков годового дохода. В середине октября я приобрела его за 250 000 франков — все, что у меня осталось после того, как я отдала 11 000 экю на воспитание моего бедного племянника Тоскана»[1]. С XIII века замок принадлежал семейству Амори (Amaury), маркизам де Ментенон. К началу века XVI у владельцев замка возникают финансовые трудности, и они продают поместье вместе с титулом. Замок приобрел Жан Коттеро, казначей Людовика XII.  Франсуаза д’Обинье, она же мадам Скаррон, приобретает только замок, а титул чуть позже выкупает Людовик XIV и дарит его гувернантке своих побочных детей.

В книге Шандернагор это описано так: «Король улыбнулся, кивнул и в тот миг, когда я уже переступала порог, медленно и очень громко произнес: «Я бесконечно благодарен вам за все оказанные мне услуги, госпожа де Ментенон!…. Очутившись в передней, я вынуждена была прислониться к стене; голова у меня кружилась — от счастья, от изумления, от признательности: Король назвал меня госпожою де Ментенон! Какой униженной женщине выпадал столь блистательный реванш, заключенный в одной короткой фразе?! Этой фразою Король навсегда зачеркнул нищего Скаррона, убогое, преследующее меня по пятам прошлое, всякое упоминание о жизни, столь несовместной с его блестящим Двором, все злобные выходки своей любовницы, напомнив, что я служу вовсе не ей, а ему самому; этим неожиданным, потрясающим возвышением он наградил меня за выдержку, с которой я претерпела издевательства фаворитки. «Госпожа де Ментенон!»… «Госпожа де Ментенон!»… это имя, произносимое завистливым шепотом, в один миг облетело коридоры, лестницы и салоны замка; десятки перьев устремились к чернильницам, чтобы затем повторить в письмах, отсылаемых в Париж, в провинцию, за границу, это слово Короля, давшее пищу для предположений, расчетов и выводов…- Да, правда! — отвечала я всем, кто задавал мне тот же вопрос, — правда, что Король назвал меня госпожою де Ментенон и удостоил великой чести носить имя владения, которое я получила благодаря ему. Дело представлялось тем более удивительным, что, присвоив мне имя, на которое я не имела никакого права, Король должен был бы отобрать его у весьма знаменитого и влиятельного семейства, владевшего замком до меня» [2].

Обустройство замка маркиза начала в 1676 году. В том же году к устройству сада приступил придворный садовник Ленотр. Это событие также описано в книге Шандернагор: «…затем мой «друг» простер свою любезность до того, что прислал ко мне в Ментенон Ленотра для разбивки садов»[3].

К 400-летию со дня рождения Ленотра Фондом Мансара, которому с 1983 года принадлежит право вести хозяйственную деятельность в замке, было решено восстановить садовый партер по найденным рисункам великого садовника. Сад был торжественно открыт в 2013 году и в оформлении партера нет монограммы короля.

Когда же она появилась? После смерти маркизы де Ментенон замок перешел по наследству ее племяннице и полной тезке   Франсуазе д’Обинье. Племянница вышла замуж за герцога Ноай (Noailles) и с тех самых пор вплоть до 1983 года замок принадлежал семье герцогов. На литографии XIX века монограммы нет, как, впрочем, нет и привычного нам партера. Сад переделали согласно модному в то время пейзажному стилю.

Вероятно, монограмма появилась уже в первой половине XX века. В 1956 году на большие экраны вышел фильм-экранизация одноименного романа Жюля Верна «80 дней вокруг света», снятый американским режиссером Майклом Андерсоном. По сюжету фильма главные действующие герои пролетают над Францией в корзине воздушного шара. В фильме полет происходил над замком де Ментенон, где зрители, скорее всего впервые, увидели монограмму Людовика XIV. Еще раз она появилась в кино уже тридцать лет спустя в 1981 году. В блестящем фильме Жоржа Лотнера с Жак-Полем Бельмондо в главной роли – «Профессионал». Финальные сцены фильма сняты перед главным фасадом замка, а музыка Эннио Морриконе добавляет драматизма кадрам и делает незабываемым партер замка де Ментенон.

Фасады замка щедро украшены монограммой маркизы. Кое где еще на фасадах также остался знак предыдущего владельца Коттеро – ящерица. И только инициалов короля, благодаря которому вся эта история случилась, не было нигде. Благодарные потомки вдовы Скаррон решили исправить это недоразумение.

В то время, когда монограмма Короля-Солнце исчезает во Франции – в 2010-2013 годах, появляется точно такая же – две перекрещенные буквы L – в Австрии, в период с 1999 года по 2011 год. Более точно дату установить пока не удалось. Известно, что дворец князей Лихтенштейн в 1999 году закрывается на реконструкцию и торжественно открывается только в 2011 году. Княжеский дом Лихтенштейн тратит на реконструкцию этого музейного комплекса более двадцати пяти миллионов евро. В план реконструкции были включены также и сады.

Сады при дворце, что расположен в венском районе Россау, как и очень многие сады эпохи барокко неоднократно перестраивались. Но никогда, на протяжении всей истории дворца Лихтенштейн в саду не было монограммы.

До Второй мировой войны княжеский дом Лихтенштейн был теснейшим образом связан с Австрией. Семья Лихтенштейн обосновалась в одноименном княжестве только после 1938 года. А до этого момента замок Лихтенштейн, давший имя роду, упоминаемому с начала XII века, находился в Нижней Австрии, южнее Вены. Десятки других принадлежащих князьям поместий были разбросаны по разным землям империи. Князья состояли на службе у Габсбургов.

В 1687 году князь Иоганн Адам Андреас I фон Лихтенштейн (Ханс-Адам I), приобрел земельный участок за пределами городских стен Вены. Эта территория по замыслам князя должна была стать загородной резиденцией. Для строительства дворца пришлось расчищать площадь, потому как проект задуманной резиденции возможно было осуществить, лишь пустив на слом несколько окружающих домов. Но этого оказалось недостаточно, и потому князь приобрел уже все прилегающие земли.

В южной части земель князь построил дворец, на севере он создал пивоварню, а остальные земли отдал под сельское хозяйство. Позже, в XIX веке, здесь вырос венский район Лихтенталь.

Дворец и сад начинают строить только в 1692 году. Планировку сада поручают уже ставшему популярным к тому времени садовнику Жану Треэ. Он – создатель гобеленов и мануфактурщик –  создавал себе популярность рассказами о своем ученичестве у Ленотра. Эта небольшая ложь очень помогала талантливому рисовальщику. Его рисунки партеров и смелая планировка садов на французский манер нравились многим. Но многие его работы, к сожалению, дошли до нас только изображенными на гравюрах Саломона Клейнера и на акварелях Бернард Беллотто.

Двери концертного зала дворца на Фюрстенгассе («Sala Terrena») выходили прямо в сад, в роскошный четырехчастный кружевной партер. Он был обрамлен причудливо подстриженными померанцевыми деревьями в кадках. Аллеи большого партера были оформлены стройными рядами конского каштана и стриженных хвойных деревьев, которые располагались в шахматном порядке. В центре партера на пересечении аллей располагался фонтан. Все пространство сада было богато украшено скульптурами Джованни Джулиани. На высоких постаментах устанавливались фигуры персонажей античной мифологии. Кроме единичных скульптур, в саду размещались и целые скульптурные композиции.

После работы над проектом сада Лихтенштейн, Жан Треэ вернулся к изготовлению гобеленов, а кружево партеров никогда, вплоть до 1801 года, не включало в себя монограммы из двух перекрещенных букв.

Когда в конце XVIII века мода на регулярные сады пошла на убыль, сады этой княжеской резиденции были перестроены. Но и тогда, на планах сада нигде не появляется монограмма.

Вероятно, и сама монограмма появляется только после грандиозной реконструкции садового дворца (Garden palaice) Лихтенштейнов, когда было необходимо создать узнаваемый в мире бренд. В это же время реконструируется сад, где и появляются буквы L.

Сады замка Фредериксборг

В партерах при замке датских королей монограммы существовали с момента создания садов, что датируется  1720-1725 годами. Но вот что интересно – монограммы в рисунке на протяжении веков менялись. Если придерживаться версии о монограммах, как о некоем тайном послании, то получается, что послание переписывали или дописывали согласно вновь открывшимся обстоятельствам.

Замок Фредериксборг расположен в 40 километрах от Копенгагена в небольшом городке Хиллерёд. Построен он был в начале XVI века во времена правления Фредерика II и назывался тогда Хиллерёдсхолм. Спустя 40 лет сын Фредерика II Кристиан IV перестраивает замок и называет его в честь своего отца – Фредериксборг. Замок был построен на трех островах посреди большого озера. Окружающие озеро леса было принято считать охотничьим парком.

Во время Северной войны, в которой Дания   воевала с переменным успехом, шведские войска во время осады Копенгагена заняли Фредериксборг и значительно его разрушили. Поэтому в 1720 году, сразу после того как Дания подписала мирный договор, Фредерик IV отдает распоряжение о восстановлении замка и прилегающих территорий. Для создания на месте охотничьих угодий нового сада во французском стиле приглашают Йохана Корнелиуса Кригера. Королевский садовник Кригер с 1711 года следил за садами и оранжереями в королевской резиденции Розенборг.

В Королевской библиотеке сохранился план садов Фредериксборга. Во всех исторических справках приводится дата выполнения плана 1720 год и утверждается, что план выполнен Кригером. Участок, выделенный под французский сад, имел форму вытянутого вдоль главной композиционной оси четырехугольника. Он делился на три террасы, уступами спускающихся к озеру с замком. Нижняя терраса делилась аллеями на четыре неравных боскета – два квадратной и два прямоугольной формы.  Рисунок этих боскетов представлял собой монограммы. Также монограммы были включены в рисунок партера, вплотную прилегающего к стенам замка. Это небольшой участок суши неправильной формы, напоминающий крылья бабочки. Всего монограмм было шесть, две из которых повторялись.

Перед садовником стояла задача вписать абрис монограммы не только в квадратный боскет, но также в и прямоугольный, и в сложную трапециевидную фигуру подле замка. Если рассматривать упомянутый план XVIII столетия, то можно прочитать монограммы Фредерика IV и его сына Кристиана VI –они вписаны в прямоугольную форму боскета; монограмма ФредерикаV и две перекрещенные буквы  L– вписаны в квадратную форму боскета. Первые две буквы повторяются и включены в трапециевидные участки партера.

Во время правления Кристиана VII, а оно началось в 1766 году, были демонтированы каскады и сад стал приходить в запустение. Попытки восстановить сад предпринимались неоднократно, но только в 1996 году увенчались успехом. В процессе реставрации рисунок партера в боскетах был изменен, а непосредственно возле замка исчез совсем.

Теперь, после реставрации, в два прямоугольных боскета вписаны монограммы Фредерика IV  и Маргреты II – последней и ныне здравствующей королевы Дании. В два квадратных боскета, чуть меньшей площади, вписан абрис монограмм Кристиана VI и Фредерика V, правда монограмма последнего немного изменена.

Во всех исторических справках значится период расцвета сада – время правления трех монархов – Фредерика IV,  Кристиана VI и Фредерика V. При прочтении плана возникает сразу несколько вопросов. Но сначала – несколько уточнений.

Кригер был главным Королевским садовником с 1711 по 1749 год. Начал он свою карьеру при Фредерике IV, а закончил при Фредерике V. Появление монограмм этих трех монархов на одном плане возможно и вполне оправданно только после 1746 года. В рисунке одного из боскетов явно читается две перекрещенные буквы L. Скорее всего, это монограмма первой жены Фредерика Луизы Мекленбургской, которая к моменту постройки садов в 1725 году уже четыре года как умерла.

Итак, вопросы: кто и в какое время выполнял план садов Фредериксборга и почему создается монограмма в виде двух перекрещенных букв L? Ну и последний – сколько раз менялись таинственные письмена па партере? Вероятно, ответы можно получить лишь, расшифровав всё послание.

 

План садов замка Фредериксборг

1. План садов замка Фредериксборг. Датировка плана по разным источникам 1720 год или 1744 год. Источник https://da.wikipedia.org/wiki/Frederiksborg_Slot

 

Сады замка Фредерксборг – после 1996 года

2. Сады замка Фредерксборг – после 1996 года. Источник Музей Национальной истории Дании – http://www.dnm.dk/dk/Slotshaverne.htm

 

Сады замка Фредериксборг до 1993 года

3. Сады замка Фредериксборг до 1993 года. Источник –  http://denstoredanske.dk/Kunst_og_kultur/Arkitektur/Norden/Johan_Cornelius_Krieger

 

Монограмма Луизы Мекленбургской первой жены Фредерика IV

4. Монограмма Луизы Мекленбургской первой жены Фредерика IV. Источник  – Manuscript catalogue of Queen Louise’s private library (17??). http://www.kb.dk/en/nb/tema/webudstillinger/Royal_Identification_Marks/billeder_nye/l_b2.htm

 

Монограмма Фредерика IV.

5. Монограмма Фредерика IV. Источник – The dedicatory copy of Tormod Torfaeus: Rerum Norvegicarum historia (1711) (41II,-25 2º). http://www.kb.dk/en/nb/tema/webudstillinger/Royal_Identification_Marks/Royal_monograms.html

 

Монограма Кристиана VI

6. Монограма Кристиана VI. Источник – Johann Jacob Mascou: Geschichte der Teutschen …, Vol. I (1726).  http://www.kb.dk/en/nb/tema/webudstillinger/Royal_Identification_Marks/billeder/chr6_b3.htm

 

Монограмма Фредерика V

7. Монограмма Фредерика V. Источник –  Charles Rollin: De la manière d’enseigner et d’étudier les belles-lettres par raport …, 1-2 (1740) (Filos., 54 4º, nr. 40060-61). http://www.kb.dk/en/nb/tema/webudstillinger/Royal_Identification_Marks/billeder/fr5_3.htm

 

 

8. Монограмма Магрете II – Источник – Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5_II

 

План шато де Ментенон до преобразований Ленотра (до 1676 года)

9. План шато де Ментенон до преобразований Ленотра (до 1676 года). Источник – Национальная библиотека Франции http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b530319054

 

План шато де Ментенон до 2013 года

10. План  шато де Ментенон до 2013 года. Источник – http://www.jardins-de-france.com/Jard_Fr_61/Jardin-a-la-francaise-et-parc-du-chateau-de-Maintenon.html

 

Шато де Ментенон

11. Шато де Ментенон. Источник – http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/3960/?q=497&plint=3960

 

Шато де Ментенон. Литография Adolphe Maugendre XIX век

12. Шато де Ментенон. Литография Adolphe Maugendre XIX век. Источник – Викимедия  https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chateau_de_Maintenon_Lithograph_Maugendre.jpg

 

Шато де Ментенон XVII век. Ленотр. Гравюра Авелин (Aveline)

13. Шато де Ментенон XVII век. Ленотр. Гравюра Авелин (Aveline). Источник – Викимедия https://commons.wikimedia.org/wiki/File:ChateauDeMaintenonEngraving.jpg

 

Шато де Ментенон. После реставрации 2013 года

14. Шато де Ментенон. После реставрации 2013 года. Источник – Викимедия https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jardin_%C3%A0_la_fran%C3%A7aise_du_ch%C3%A2teau_de_Maintenon.JPG

 

План садов дворца Лихтенштейн на Фюрстенгассе. Гравюра Саломона Клейнера. Предположительно 1738 год

15. План садов дворца Лихтенштейн на Фюрстенгассе. Гравюра Саломона Клейнера. Предположительно 1738 год. Источник  -http://archimaps.tumblr.com/page/155

 

 

16. Партер с оранжевыми деревьями во дворце Лихтенштейн. Гравюра. Саломон Клейнер. 1731-1738 гг. http://www.wikigallery.org/

 

Бернардо Беллотто Сады дворца Лихтенштейн. Холст., масло. 1759-1760 гг.

17. Бернардо Беллотто Сады дворца Лихтенштейн. Холст., масло. 1759-1760 гг. Источник – Викимедия – https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Canaletto_(I)_060.jpg

 

 

18. Монограмма княжеского дома Лихтенштейн. Источник – www.liechtenstein.com

 

Фрагмент партера сада при дворце Лихтенштейн в Вене

19. Фрагмент партера сада при дворце Лихтенштейн в Вене. Источник-https://www.palaisliechtenstein.com/de/gartenpalais.html

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 


[1] Ф. Шандернагор  «Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д’Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции», Из-во МИК,Ю 1999 г.  https://www.litmir.me/br/?b=179278

[2] Там же

[3] Там же

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции