Шумилкин С.М. История и реставрация дачи Н.А. Бугрова в Володарске

5 ноября, 2019
С.М. Шумилкин. История и реставрация дачи Н.А. Бугорова в Володарске (27.82 Kb)

 

Центр Володарска (до 1920 года – поселок Сейма) до сих пор сохранил историческую застройку второй половины ХIХ века, т.е. постройки одной из крупнейших мукомольных мельниц России. Его также украшает сказочный  деревянный дом-терем – дача знаменитого нижегородского купца промышленника, и благотворителя Николая Александровича Бугрова. О нем яркую характеристику оставил нам В.А. Гиляровский: «В долгополом сюртуке, в сапогах бураками, подстриженный по-старинному в кружок, бодрый и могучий, несмотря на свои шестьдесят лет, Н.А.Бугров, старообрядец, мукомол, считающийся в десятках миллионов. Мельница Бугрова, пароходы Бугрова, леса Бугрова, богадельня, приют и даже в далеких Ессентуках санаторий для бедных – Бугрова и Мальцева, а в соседнем городке – бугровский поселок». Расположенный в настоящее время в здании бывшей дачи районный  музейный центр хранит экспонаты, связанные с его жизнью

Под названием «Сейма» с середины ХIХ века известны селения, окружавшие одноименную станцию Московско-Нижегородской железной дороги: Передельново, Мысы, Новишки, Ластаново,  Локтево и Леоново, ныне слившиеся в одно целое. Протекающая среди селений речка Сейма, определила название этой местности. Н.А. Бугров выменял расположенное здесь лесное имение А.А. Турчанинова на  доходный дом, стоявший в начале Большой Покровской улицы в Нижнем Новгороде. На речке около деревни Передельновой в 1867 году возникла первая большая водяная мельница, а через десять лет вторая, у селения Новишки.

Заводская территория располагалась вдоль железнодорожного полотна  и разделялась переездом на две промышленные зоны.  Расположение в непосредственной близости от железной  дороги и пристаней Оки обеспечивало удобную доставку зерна  и отправку муки.  Товары хранились в больших складских корпусах, выстроенных  вдоль дороги с обеих сторон от переезда. В восточной части комплекса ныне также сохранилась главная мельница с рядом  нескольких производственных корпусов. В центральной части промышленной зоны образовалась небольшая площадь, по одной стороне которой стояли два двухэтажных административных корпуса и клуб. Все здания выполнены в стиле «кирпичной архитектуры»,  характерной для  эклектики второй половины ХIХ века. В этом стиле построены  торговые, складские и производственные здания, и фасады их украшены наличниками, пилястрами, карнизами из тесаного красного кирпича, где  присутствуют также  ордерные элементы.

Комплекс производственных зданий  существующего мукомольного завода представляет собой самобытный объект культурного наследия в области  промышленной архитектуры. Важно отметить, что этот комплекс до сих пор сохранил функцию административного центра. Так в здании бывшей администрации располагается администрация Володарского района, а в здании клуба – художественная школа.

Рядом с промышленной зоной завода на небольшом  озелененном участке  находится  дача Бугрова. Центр Володарска  в советское время не подвергался бурному строительству, поэтому дачный участок  остался почти в прежнем виде и не претерпел  изменений. Сказочный домик стоит на участке в окружении старых лип и лиственниц. В нем в прошлые годы располагались райком партии, детский сад, госучреждения, Дворец пионеров. Дача Бугрова в 1989 году включена в Список объектов культурного наследия регионального значения.

Архитектуру здания можно обозначить как «русский стиль». Использование исконно русского материала  дерева, пропильная резьба, узорочье, сложное завершение кровли придают зданию национальный колорит и ставят этот памятник в один ряд с лучшими столичными постройками эпохи эклектики. Как отмечает крупный исследователь архитектуры  эклектики Е.И. Кириченко, «русский стиль» сложился и приобрел особенную законченность как  «стиль»  деревянной архитектуры. Возрождая народную традицию, Ропет заново вводит дерево в архитектуру. Схема небольших загородных построек Ропета однородна: неоштукатуренные стены, компактные срубы с высокими завершениями крутых кровель, асимметрично расположенные крыльца, галереи, башенки, теремки, сильные акцентированные декоративные пятна: тонкая кружевная резьба наличников, карнизов, причелин.  «Ропетовщина» – широко распространившееся  подражание «русскому стилю» Ропета и Гартмана – представляет собой  наиболее зримое воплощение противоречий архитектурного стиля второй половины ХIХ века».

Дача Бугрова  была построена первоначально для летнего проживания владельца мукомольной мельницы в Сейме. Дача находится вблизи производственной зоны и составляет с ней единое функциональное и архитектурно-пространственное целое. Дата постройки дома точно не установлена. Архивных материалов по постройке и проектированию дома не обнаружено. Долгое время считалось, что Бугров купил павильон на выставке 1896 года в Нижнем Новгороде  и привез в разобранном виде на Сейму. Однако косвенные свидетельства уточняют время постройки. Так визит на дачу С. Витте в августе 1893 года, говорит о том, что к этому времени, т.е. к 1892 году, дача была возведена. Общим периодом возможного строительства дачи является вторая половина 80-х  – начало 90-х годов ХIХ века, т.е. период наибольшей строительной деятельности Бугрова, как на мельнице, так и в Нижнем Новгороде. В 1883 году Н.А. Бугров стал единственным наследником всех капиталов династии. С 1885 года он начал модернизацию построенной А.П. Бугровым мельницы на Сейме. В 1890 году мельница была соединена  колеей с железнодорожной станцией линии Москва – Нижний Новгород. В это же время, по-видимому, возведены и каменные склады вдоль железнодорожных путей.

Дача является отдельно стоящей постройкой. Об этом говорит план-съемка территории мельницы 1925 года. Участок дачи находится вблизи площади, образованной складскими зданиями с северной стороны, производственно-административными зданиями – с восточной стороны. С запада к участку примыкает территория больницы, построенной в 1882 году. Сама дача располагается в центре ровного участка, окруженная деревьями и главным входом ориентированная не на площадь, а на железнодорожные пути. То есть, можно сказать, что выбор участка и постановка здания дачи были сделаны не в целях красивого восприятия дома-теремка, а в функциональных целях – близость ж/д станции и доступность к мельнице.

В период 1888- 1896 годов отмечается активное строительство Бугрова в Нижнем Новгороде, где он возводит комплекс доходных домов, занимавших почти целый квартал между Рождественской улицей и НижнеВолжской набережной.

Не удалось выяснить и авторство проекта дома. Установленное нижегородским историком, профессором А.В. Седовым участие П.П. Мали-новского в постройке, говорит не о  авторстве проекта дома, а о каких-то доделках или переделках в доме. П. Малиновский приехал в Нижний Новгород, когда дача была уже построена. Однако, основываясь на натурных обследованиях  и материалах архитектурно-археологических обмеров, можно сказать, что более всего этот дом похож на выставочный экспонат. Это показывает исключительное качество исполнения: во-первых, калибровка венцов основного сруба и их врезка, диаметр всех бревен одинаковый и  выполнен с точностью до нескольких миллиметров; во-вторых, высокое качество и разнообразие рисунков пропильной резьбы, покрывающей как основные плоскости фасадов, так и многочисленных карнизов, причелин, бочек и крылец.  В тоже время, столь сложный скульптурный объем, рассчитанный на круговой обзор (наличие балконов на каждом фасаде), явно не соответствует месту дома на участке. Кроме того, высота ограждения балконов и террас составляет около 60 см (крайне не безопасно стоять у такого ограждения), а на первый этаж террасы южного фасада отсутствует выход из дома. Все это говорит об использовании их в декоративных, выставочных целях.

Дача Бугрова по своим художественным качествам не уступает лучшим образцам  и постройкам, выполненным в «русском стиле» ведущими архитекторами столицы. Можно заключить, что Бугров или заказал проект у  столичного московского мастера (в Нижний Новгороде нет ни одной постройки подобного уровня в этот период времени), или, что более всего вероятно, дом был приобретен на одной из выставок, проходивших  в Москве,  и перевезен на территорию мельницы.

Надо отметить, что дом в процессе длительной эксплуатации претерпел значительные изменения. Наиболее ранним изображением дома является фотография южной стороны дома, относящаяся к 1950-м годам. В юго-западном углу, над бочкообразной крышей видна дымовая труба. Архитектурное построение объема, профилировка и силуэт говорят о том, что она была установлена в дореволюционное время, возможно, при Н. Бугрове, т.е. до 1911 года. То есть, летняя дача, при  наличии печи или печей, могла использоваться не только в теплое время года. Юго-западная часть дома также подвергалась неоднократной перестройке. Последняя разборка и замена венцов на высоту всего первого этажа на южном и западном фасаде произошла в 1960-1970-е годах. Это видно при сравнении старой фотографии и современного состояния (рис.1).

В связи с тем, что дача была построена в репрезентативных целях, наподобие купеческих хором или палат, отдельные архитектурные элементы, в том числе различные балконы, террасы, не имели правильного решения функционального построения и в советский период эксплуатации были частично изменены или ликвидированы. Это касается уничтожения второго балкона из угловой северо-восточной комнаты, а также балкона на западном фасаде, выход на который был возможен с лестничной площадки. Терраса северного фасада была застеклена, так как в здании  при входе отсутствовал тамбур. Галерея второго этажа на северном фасаде, над террасой получила новое перекрытие, искажающее облик дома, но позволяющее отвести воду с крыши. Особый интерес вызывает терраса на первом этаже южного фасада, на которую не был  выполнен выход из жилых помещений, а имелся только вход с участка (рис.1-2).

В  1996 году в здании были проведены ремонтные работы по расчистке подвала, замене конструкций пола первого этажа и установке системы отопления. Однако, вследствие  производства работ без согласованной проектной документации,  начавшийся ремонт был приостановлен. В 1999 году региональным инженерным центром (ООО «РИЦ»,  директор Ю.А. Коваль, г. Владимир) была разработана научно-проектная документация, включавшая обследование здания музея с составлением дефектной ведомости и  проект инженерного усиления здания. В 2004 году был проведен  осмотр технического состояния, в результате которого было установлено, что общее состояние памятника неудовлетворительное. Стены подвала имели трещины, повреждена гидроизоляция из-за неправильно выполненной в 1995 году отмостки из бетона. Отмечено гниение бревен окладного венца по всему периметру здания. Перекрытие над цокольным этажом, сам цоколь, несущая стропильная конструкция крыши, декоративная отделка и главное крыльцо рекомендованы к ремонтно-реставрационным работам.

В 2006 году реставрация дачи Бугрова была включена в областную комплексную программу «Развитие культуры Нижегородской области на 2006-2010 годы». В 2007-2008 годах авторским коллективом архитекторов (Шумилкин С.М.- научный руководитель, Котов В.Н., Кагоров В.М., Тетеровский Э.Л., Шумилкин А.С.) были выполнены архитектурно-археологические обмеры дома и разработан проект реставрации. В это же время велись отдельные строительно-реставрационные работы по укреплению фундаментов, восстановлению покрытия крыши  и резного декора на фасадах.

Проект реставрации дачи Бугрова предполагал восстановление первоначального внешнего облика дачи с некоторыми дополнениями, связанными с современным функциональным использованием. К наиболее крупным мероприятиям относились восстановление утраченных частей дома: двух балконов на восточном и западном фасадах. Балкон восточного фасада восстанавливается по типу балкона северного фасада (рис.2-3). Он имеет подобное ограждение с фигурными балясинами, которое продолжается в плоскости фасада в виде плоских балясин. Этот балкон  имеет  ширину около 1 м, что предопределил вынос бочкообразного завершения над балконом, и рассчитан на открывание двери наружу. Длину балкона определяют четыре спиленные балки, ранее выступавшие из сруба. Нижняя часть балкона имеет сложное построение, включающее полуциркульное по очертанию полотенце и две пары круглых гирек, из которых две более крупные по размеру отмечают крайние углы балкона, а две другие – края полотенца.

Подобно северному балкону решается и поддерживающая часть восточного балкона. От сложно профилированного столба, примыкающего к стене, отходят  три  треугольных кронштейна с зубчатым контуром по краям. Два из них располагаются в плоскости стены, а третий – в перпендикулярном к ней направлении. С двух сторон от балкона в проекте восстанавливается и декоративный междуэтажный пояс, связывающий балкон с другими фасадами дома.  С восстановлением этого балкона вся плоскость восточного фасада обретает первоначальный облик.

С архитектурным построением западного балкона положение сложнее. Он также опирался на выступающие балки, ныне спиленные. Размеры и конфигурацию в плане определяет навес с треугольным щипцом и шесть капителей, оставшихся от столбов, первоначально опиравшихся на балки и поддерживавших сам навес.  Профиль передних столбов определяет сохранившаяся пара столбов в плоскости стены. Особенностью этого балкона было его положение. Он находился на уровне, соответствующем промежуточной площадке внутренней лестницы дачи. С нее и был возможен только выход на этот балкон. Ограждение балкона не совпадает с другими горизонтальными членениями фасадов. Рисунок ограждения не повторяет рисунок балясин северного и восточного фасада, но вполне вероятно, что он соответствует плоским балясинам междуэтажного пояса. В нижней части балкона предусмотрена установка двух треугольных кронштейнов,  аналогичных восточному балкону. Они ставятся по бокам балкона и фиксируются круглыми  висячими гирьками (рис.2-3). В настоящее время оба балкона не восстановлены.

Важным элементом на западном фасаде является угловое крыльцо. Восстановление его первоначального облика потребует серьезной работы: разбор венцов угловых частей с заменой двух оконных блоков, изменения конструкции бочкообразной формы крыши. Кроме того, этот угловой выход в настоящее время не  эксплуатируется. Поэтому в проекте предложено крыльцо с трех сторон окружить ограждением с плоскими балясинами и не восстанавливать лестничные марши.

Крупным элементом реставрации явилось восстановление покрытия дачи (ныне полностью завершенное), в котором были использованы разнообразные приемы: шатровое, бочкообразное, щипцовое и с полицами. Также восстановлено покрытие в юго-западной углу дачи с заменой односкатного на двускатное. Сложность работ вызвал  характер общего покрытия дома, в котором сочетается покрытие  в крупную «шашку» на шатре и на больших бочках с мелким чешуйчатым (треугольным по контуру) на щипцах окон, малых бочках и слуховых окнах. На крупных бочках чешуйки – «шашки» сочетаются с чешуйками с полуциркульными завершениями, расположенными  в верхних частях  кровли. Полицы крыши имеют простое плоское покрытие. Восстановлены прорезные гребни со шпилями  по верху бочкообразного покрытия и на верхушке шатровой угловой башни установлен  фигурный кованый вращающийся флюгер (рис.3).

Остальные реставрационные работы были связаны с восстановлением декоративных элементов (карнизов, причелин, полотенец, декоративных поясов, накладных деталей) фрагментарно утраченных, по образцам существующих. Особенно много утрат было по венчающему карнизу над вторым этажом, в местах его перегиба – в щипцах окон. Наиболее серьезная работа была проведена по карнизу над террасой северного фасада, т.к. вследствие установки  новой металлической  крыши над террасой, карниз был сильно поврежден.

На террасе северного фасада по первому этажу было сохранено остекление (первоначально не существовавшее) и предложено выполнение новых деревянных рам с рисунком переплетов, сохранившихся на окнах и  соответствующих характеру архитектуры дачи. Также было полностью восстановлено ограждение с резными вставками. На террасе  южного фасада восстановлен междуэтажный пояс и установлены четыре фигурных полотенца по углам первого яруса, выполненных по типу и  взамен  старых полотенец, ранее расположенных на втором ярусе.

Важной частью реставрации являлась установка многочисленных шпилей с фигурным силуэтом над  щипцами окон второго этажа, полуциркульными слуховыми окнами, а также над большими щипцами западного балкона и главного крыльца (рис.3).  Подобные шпили были характерными элементами фасадов зданий, выполненных в «русском стиле».

После реставрационных работ резных элементов была выполнена покраска фасадов. В основу колористического решения было положено контрастное соотношение цветов, характерное для «русского стиля». Сочетание серого цвета металлического чешуйчатого покрытия крыши со светло-желтым цветом основной поверхности стен стало основой общего цветового решения. Белым цветом выделены наличники и рамы окон, бардовым – широкая силуэтная линия главного карниза, изумрудно-зеленым – отмечены гребни и резные пояса на крыше, а также многочисленные фигурные накладные детали на колоннах и ограждениях.

В заключении, необходимо отметить, что наружные реставрационные  работы были закончены в 2010 году, и авторский коллектив за проект реставрации летней дачи Бугрова в конкурсе «Лучшее проектное предложение по реставрации» награжден Благодарственным письмом Правительства Нижегородской области.

ЛИТЕРАТУРА

1.Седов А.В. Кержаки. История трех поколений купцов Бугровых –  Н.Новгород, 2005. С.70-72. Седов А.В. Хлебные короли. /Каждый род знаменит и славен – Н.Новгород, 1999. С.118-131. Володарский район Нижегородской области. Путеводитель – Н.Новгород, 2006. С.80-83, 123;  Нифонтов Л..А. П.П.Малиновский – Горький, 1973.

2.Шумилкин С.М. Комплекс мукомольной мельницы Н.А.Бугрова на р.Сейме /Ученые записки ВВО МСА. Вып. 28 –Н. Новгород,  2011. С.68-75. Он же, О реставрации дачи Н.А.Бугрова в Сейме /Ученые записки ВВО МСА. Вып.25 –Н.Новгород, 2009. С.92-102.

2. Кириченко  Е.И. Три мастера. / Зодчество 2 – М., 1978. С.145-161. Она же, Русский стиль. – М., 2003; Она же, Архитектор И.П. Ропет / Архитектурное наследство. № 20.–М., 1972. С.85-93.  Иконников А.В. Историзм в архитектуре – М., 1997. С.280-281.

 

Шумилкин С.М. История и реставрация дачи Н.А. Бугрова в Володарске

Шумилкин С.М. История и реставрация дачи Н.А. Бугрова в Володарске

 

Виды дачи Н.А. Бугрова до реставрации. Съемка 2007-2008 гг.

 

Вид южного фасада

Фото 1. Вид южного  фасада.

 

Фрагмент юго-западного угла дома

Фото 2. Фрагмент юго-западного угла дома

 

Вид шатровой башни

Фото 3. Вид шатровой башни

 

Вид ограждения северного балкона

Фото 4. Вид ограждения северного балкона

 

Вид окна 2 этажа западного фасада

Фото 5. Вид окна 2 этажа западного фасада

 

Вид декора колонны главного входа

Фото 6. Вид декора колонны главного входа.

 

2.Виды дачи Н.А.Бугрова после реставрации.

Вид восточного фасада

Фото 7. Вид восточного фасада

 

Фрагмент восточного фасада

Фото 8. Фрагмент восточного фасада

 

Вид шатровой части с бочкой восточного фасада

Фото 9. Вид шатровой части с бочкой восточного фасада

 

Фрагмент северного фасада

Фото 10. Фрагмент северного фасада

 

. Фрагмент северного фасада

Фото 11. Фрагмент северного фасада

 

Вид террасы с крыльцом северного фасада

Фото 12.Вид террасы с крыльцом северного фасада

 

Терраса северного фасада

Фото 13. Терраса северного фасада

 

Вид южного фасада

Фото 14.Вид южного фасада

 

Декор окна со шпилем 2 этажа южного фасада

Фото 15. Декор окна со шпилем 2 этажа южного фасада

 

 Юго-западный угол дома

Фото 16. Юго-западный угол дома

 

Фрагмент южного фасада

Фото 17.Фрагмент южного фасада

 

Декор колонны террасы южного фасада

Фото 18. Декор колонны террасы южного фасада

 

Полотенца-солнца на террасе южного фасада

Фото 19. Полотенца-солнца на террасе южного фасада

 

Фрагмент западного фасада

Фото 20. Фрагмент западного фасада

 

Фрагмент чешуйчатого покрытия крыши с гребнем

Фото 21. Фрагмент чешуйчатого покрытия крыши с гребнем

 

Вид шатровой башни с флюгером

Фото 22. Вид шатровой башни с флюгером

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции