Усадьба Кага Сётаро (14.12 Kb)
Кага Сётаро (1888 – 1954) родился в г. Осака в семье предпринимателя, связанного с текстильной промышленностью и торговлей рисом, а также денежным обменом. Когда Сётаро исполнилось 12 лет, отец умер, и Сётаро унаследовал его дело. В 22 года Сётаро совершил путешествие по Европе и Англии, посетив Японско–британскую выставку в Лондоне и Королевские ботанические сады Кью. К тому же он стал первым японцем, взошедшим на вершину Юнгфрау в Альпах. Окончив Токийское высшее коммерческое училище (ныне – университет Хитоцубаси), Кага Сётаро с успехом продолжил семейный бизнес. При этом он серьёзно увлекался многими вещами. Покорённый пейзажами швейцарских Альп, Сётаро, принятый в почётные члены Альпийского клуба, развил бурную деятельность по ознакомлению своих соотечественников с альпинистским снаряжением. Под впечатлением прекрасных коллекций Королевских ботанических садов, он занялся разведением орхидей в своей усадьбе, освоив методы выращивания многих сортов, ранее не культивировавшихся в Японии. Им были изданы альбомы с ксилографическими гравюрами растений, в частности, «Альбом орхидей». Имелась у Сётаро и коллекция насекомых, которыми он тоже увлекался. В усадьбе, строительство которой Сётаро завершил в 1932 году в посёлке Оямадзаки префектуры Киото, не только строения и сад, но и мебель в английском стиле, предметы обстановки, дизайн помещений были созданы по его проектам /44/. Первое строение, появившееся в 1915 году с северо-восточной стороны участка – смотровая башня с поэтичным названием «Обитель зари» (Сэйка, кит. Цися), не имеющая ни малейшего отношения к японской архитектуре. С неё видна вся принадлежавшая Сётаро территория. Именно в этой башне разрабатывал Сётаро концепцию усадьбы и из неё же следил за ходом работ /Илл. 45, 46/. Трёхэтажный главный дом, замысел которого родился в «Обители зари», выстроен в стиле Тюдоров из облицованного кирпичом железобетона, но с использованием открытых конструкций из полубруса, характерных для сельских домов нока. Как оказалось, эти нарочито грубо отёсанные брёвна весьма неплохо сочетаются со стилем Тюдоров /Илл. 47,48/. Нечего и говорить, что интерьеры помещений также выполнены в английском стиле. Особенно впечатляют прекрасные витражи. На самом крупном из них нетрудно заметить розу Тюдоров, геральдический символ этого рода и всей Англии /Илл. 49 – 51/. Усадьба расположена на полпути к вершине горы Тэннодзан, и с террасы второго этажа открывается чудесный вид на реку Ёдогава, напоминавший Сётаро пейзажи Темзы, открывающиеся из Виндзорского замка /Илл. 52, 53/. По пути к усадьбе, проходящему мимо бамбуковой рощи, стоит небольшой симпатичный дом, перекликающийся по дизайну с главным домом. На его первом этаже когда-то находился гараж, а на втором – служебная комната для водителя. По внешнему виду дома и не скажешь, что эта комната – в японском стиле /Илл. 54 – 56/. На подходе к главному дому – чайный домик в стиле горной хижины, также спроектированный Сётаро. Правда, похож он скорее на горную хижину в дорогих его сердцу Альпах, чем на чайный павильон в Японии, тем не менее, рядом с ним на обочине дороги приютился цукубаи, сосуд для омовения /Илл. 57/. Домик кажется совсем маленьким при сравнении его с растущим рядом огромным каштаном /Илл. 58/. Совершенно неожиданно домик выглядит с обратной стороны. Большая часть его нависает над обрывом, опираясь на высокий сложенный из камня цокольный этаж /Илл. 59, 60/. За чайным домиком – ворота в испанском духе, от которых дорога спускается в сад, к одному из трёх прудов с плавающими в них карпами, расположенных с трёх сторон главного дома и соединённых протоками /Илл. 61 – 63/. Вода из этого пруда падает в проток ровным полотном водопада /Илл. 64, 65/. Сад усадьбы, раскинувшийся на полутора гектарах, состоит из двух стилистических зон с природным садом сидзэнтэй на основной площади и рукотворным садом сакутэй в классическом японском стиле рядом с главным домом /Илл. 66, 67/. Признаком японского стиля являются и обширная площадка перед домом, усыпанная гравием /Илл. 68/. Но некоторые участки сада вполне можно было бы принять за английский пейзажный парк, если бы не лёгкие намёки на Японию, например, в виде окатанных камней–околов, как бы случайно лежащих среди деревьев и ограды нанакогаки из бамбуковых дуг, изображающих тонких и длинных рыбок нанако (песчанка), зарывающихся в песок /Илл. 69/. Вдоль бамбуковых изгородей сада цветут белыми цветочками кусты чая, спирея Тунберга и жёлтая Керрия японская. У одного из фонарей виднеются скромные соцветия Посконника Форчуна. Весной в саду распускается Вишня едоненсис, рододендроны и целые поляны нарциссов, а летом – Трициртис жёстковолосый, цветущий фиолетовыми цветами, Гортензия древовидная. Осенью же сад расцвечивается алой листвой клёнов и наполняется ароматом цветов Османтуса душистого. Сначала Сётаро проводил здесь выходные, но постепенно, построив оранжерею для орхидей, стал жить в усадьбе постоянно. После смерти Кага Сётаро усадьба некоторое время пребывала в запустении, но была восстановлена и приобрела статус Музея искусств Оямадзаки. В 1995 году рядом с главным домом, на месте оранжереи Сётаро, по проекту известного архитектора Тадао Андо был построен новый корпус музея в европейском с тиле, соединённый с главным домом галереей. Прилегающий к этому корпуса участок сада также выполнен по проекту Тадао Андо. Кроме того, со стороны, противоположной новому корпусу, к дому была пристроена ещё одна длинная галерея из стекла и бетона, полностью диссонирующая с окружающим пейзажем и ведущая в подземный музей, цилиндрическое бетонное сооружение с круглым выставочным залом в нём.
44. Кага Сётаро. План 45. Кага Сётаро.Башня 46. Кага Сётаро.Башня 2 47. Кага Сётаро.Главный дом 48. Кага Сётаро.Главный дом 2 49. Кага Сётаро.Интерьер 50. Кага Сётаро.Витраж 51. Кага Сётаро.Роза Тюдоров 52. Кага Сётаро.Вид с террасы 53. Кага Сётаро.Вид с террасы 2 54. Кага Сётаро.Бывший гараж 54. Кага Сётаро.Главный дом 3 55. Кага Сётаро.Бывший гараж 2 56. Кага Сётаро.Бывший гараж 3 57. Кага Сётаро.Чайный домик 58. Кага Сётаро.Каштан 59. Кага Сётаро.Чайный домик 2 60. Кага Сётаро.Чайный домик 3 61. Кага Сётаро.Ворота 62. Кага Сётаро.Ворота 2 63. Кага Сётаро.Пруд 64. Кага Сётаро.Водопад 65. Кага Сётаро.Проток 66. Кага Сётаро.Природный сад 67. Кага Сётаро.Рукотворный сад 68. Кага Сётаро.Площадка перед домом 69. Кага Сётаро.Нанакогаки Публикуется впервые |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст пространства > Усадьбы > А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989) > Усадьба Кага Сётаро