«Усадьба старой дзельквы»

29 декабря, 2019

«Усадьба старой дзельквы» (11.9 Kb)

Мацунага Ясудзаэмон (1875 – 1971) – известный финансист и политический деятель, которого называли «королём электроэнергетики». Один из выдающихся мастеров чая новейшего времен, известный среди «людей чая» под именем Дзиан – «Мудрец, которому надо внимать». Он основал свою школу тяною – Дзиан-рю. Согласно его учению, к чайной церемонии нужно относиться проще, как к повседневному событию. Его чайное действо так и называлось – «ежедневная чайная церемония (нитинити тяною)  Кроме всего прочего, Ясудзаэмон был известным  коллекционером старинных произведений искусства.

Мацунага Ясудзаэмон родился в одном из купеческих домов г. Нагасаки. В 1889 году поступил в Токийский университет Кэйо. В 1893 году умер отец Ясудзаэмона, и он возвратился в родной город. Уладив все дела семьи, Ясудзаэмон продолжил обучение в университете. По окончании обучения он занялся торговыми и финансовыми операциями в сфере лесозаготовительной и угольной промышленности, а в 1909 году – бизнесом в области электроэнергетики.

После Второй мировой войны, в 1946 году Ясудзаэмон ушёл от дел и переехал с женой в г. Одавара. Там он построил усадьбу Рокёсо /Илл. 162/ и вёл в ней тихую жизнь, посвятив себя «пути чая». Его, «мудреца, которому надо внимать», навещали многие известные люди того времени – мастера чая, архитекторы, политики, учёные, художники.

В этот же период Ясудаэмон передал большую часть своей коллекции произведений искусства в дар музею г. Фукуока, а другую часть –  Национальному музею Киото. Оставшиеся вещи хранятся в мемориальном музее Мацунага в г. Одавара. Среди шедевров, переданных Национальному музею Киото – работа «Сакья-Муни, восстающий из золотого гроба» (釈迦金棺出現図), признанная национальным сокровищем.

Первоначальная территория усадьбы в настоящее время состоит из двух частей. Их условное разграничение обозначено на плане усадьбы красной пунктирной линией. В верхней части  сохраняется старая усадьба Рокёсо, а ниже – участок, перешедший в ведение города Одавара в 1979 году вместе со зданием, построенным Ясудзаэмоном для собственной коллекции и ставшим после его смерти Мемориальным музеем (1). Все остальные постройки имеют более позднее происхождение. Это второй корпус музея (3), построенный в 1992 году, музейное хранилище (2), два чайных павильона: один – привезённый сюда в 1986 году вместе с воротами (13), другой (16) – построенный здесь же в 1991 году. Пруд, скорее сего, был выкопан ещё при жизни Ясудзаэмона.

Ворота, устроенные в богато декорированной глинобитной стене, обозначенной на плане жёлтым пунктиром, ведут на территорию музейного комплекса /Илл. 163, 164/. Для того, чтобы попасть в старую часть усадьбы, находящуюся на невысоком холме, нужно пройти между двумя корпусами музея.

У лестницы, ведущей на холм, возвышается огромная дзельква пильчатая (1), возраст которой насчитывает 400 – 500 лет. В её честь и названа усадьба: Рокёсо, «Усадьба старой дзельквы» /Илл. 165/. С другой стороны подъём сторожит изваяние «Спускающегося дракона» (3) /Илл. 166/. Эта скульптура ранее находилась в усадьбе другого замечательного мастера чая, также жившего в г. Одавара – Масуда Такаси, часто бывавшего у Ясудзаэмона и скончавшегося в 1938 году.

В Рокёсо можно попасть и непосредственно, минуя зону музея, через Главные  ворота Рокёсо, хотя по их виду не скажешь, что они главные (2) /Илл. 167/.

Уже при подъёме по лестнице сквозь деревья проглядывает глинобитная стена усадьбы, такая же, как и в северо-восточной части зоны музея. Высота стены сделана такой, чтобы с лестницы не было видно дома Ясудзаэмона, но чтобы стена не мешала при этом любоваться из дома открывающимся за ней видом. Между стеной и домом Ясудзаэмона (6) поставлены «ворота родзи» (родзимон).  Как и «Спускающийся дракон», они принадлежали раньше усадьбе барона Масуда Такаси, но в 1955 году были перевезены в Рокёсо /Илл. 168, 169/. Справа от «ворот родзи» – вход в гэнкан со скамьёй ожидания косикакэматиаи /Илл. 170, 171/.

Дом, построенный в стиле сукия, включает в себя три функциональных зоны: чайную (на плане дома выделена зелёным цветом), зону с просторным залом, предназначенную для приёма гостей (жёлтый цвет) и зону при входе в дом (фиолетовый цвет) /Илл. 172/. Однако специфика планировки интерьера заключается в наличии промежуточной комнаты ёрицуки между гэнканом и внутренними помещениями, в которой была устроена маленькая чайная комната в три татами /Илл. 173/. Редко встречается и боковая ниша цукэсёин в левой части токонома, расположенной в  зале, да и сама токонома необычайно велика. Ясудзаэмон говорил, чтобы его положили в эту токонома, когда он умрёт.  Она была сделана как раз под размер его тела, но просьбу его не выполнили.

В зале Ясудзаэмон любил посиживать за чашкой чая и книгой, наслаждаясь видом осенней листвы. Любил он использовать зал и в качестве спальни. Здесь же он принимал гостей /Илл. 174, 175/.

В чайную зону входит пристроенный к дому в 1953 году чайный павильон Сёкатэй («Павильон под сосной») с большим лазом нидзиригути, гостиной в 8 татами и подсобным помещением мидзуя. В гостиной проводились чайные собрания (тякай). Перед Сёкатэй – небольшой родзи. Почти без растительности, но с фонарём и цукубаи. Бордюр из черепицы прекрасно сочетается с черепичным декором стены усадьбы /Илл. 176, 177/.

В современном виде дом возник не сразу. Сначала это была постройка площадью всего около 30 кв.м, к которой постепенно добавлялись новые помещения.  Простота интерьеров и неприхотливость окружающего дом природного сада говорят о неприязни, которую Ясудзаэмон на склоне лет испытывал ко всяческой роскоши и нарочитости, предпочитая простоту и непринуждённость как в окружающей его обстановке, так и в общении с людьми. В Рокёсо нет цветов, даже цветущих кустарников. Только осенние клёны радуют взор. Мир, который создал вокруг себя Мацунага Ясудзаэмон – полный изысканности мир ваби-саби. В своём завещании он передал усадьбу в дар городу Одавара, отказался от всех почестей, от проведения похоронного обряда и даже от посмертного имени.

Небольшое любительское видео даёт возможность лучше представить дом Рокёсо

https://www.youtube.com/watch?v=8xL90gBq34k .

 

Мацунага Ясудзаэмон. План

162. Мацунага Ясудзаэмон. План

 

Мацунага Ясудзаэмон. Вход в музей

163. Мацунага Ясудзаэмон. Вход в музей

 

Мацунага Ясудзаэмон. Глинобитная стена

164. Мацунага Ясудзаэмон. Глинобитная стена

 

Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан

165. Мацунага Ясудзаэмон. Дзельква пильчатая

 

Мацунага Ясудзаэмон. Спускающийся дракон

166. Мацунага Ясудзаэмон. Спускающийся дракон

 

Мацунага Ясудзаэмон. Главные ворота

167. Мацунага Ясудзаэмон. Главные ворота

 

Мацунага Ясудзаэмон. Ворота родзи

168. Мацунага Ясудзаэмон. Ворота родзи

 

Мацунага Ясудзаэмон. Ворота родзи

169. Мацунага Ясудзаэмон. Ворота родзи 2

 

Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан

170. Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан

 

Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан

171. Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан 2

 

Мацунага Ясудзаэмон. План дома

172. Мацунага Ясудзаэмон. План дома

 

Мацунага Ясудзаэмон. Ёрицуки

173. Мацунага Ясудзаэмон. Ёрицуки

 

Мацунага Ясудзаэмон. Зал

174. Мацунага Ясудзаэмон. Зал

 

Мацунага Ясудзаэмон. Вид из зала

175. Мацунага Ясудзаэмон. Вид из зала

 

Мацунага Ясудзаэмон. Сёкатэй, бордюр

176. Мацунага Ясудзаэмон. Сёкатэй, бордюр

 

Мацунага Ясудзаэмон. Бордюр, стена

177. Мацунага Ясудзаэмон. Бордюр, стена

Публикуется впервые

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции