Давыдов А.И. Похвалинская церковь в Нижнем Новгороде

4 сентября, 2019

Давыдов А.И. Похвалинская церковь в Нижнем Новгороде (22.54 Kb)

 

А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)
 
          Данная статья касается памятника архитектуры XVIII – XIX веков – церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, находящейся в исторической части Нижнего Новгорода на улице Заломова (бывшая Похвалинская). В основе ее лежит историческая записка, составленная для проекта реставрации памятника. При этом были использованы как архивные источники из Центрального архива Нижегородской области (клировые ведомости, описи имущества, чертежи и т.п.), так и публикации дореволюционных авторов, основанные во многом на недошедших до наших дней документальных материалах и сами ставшие таким образом незаменимыми источниками по истории Похвалинской церкви. Также были использованы работы современных исследователей, касающиеся памятника.
*  *  *
            Район Нижнего Новгорода, где расположена ныне существующая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, стал заселяться в XIV – XV веках. В XVII столетии данная территория входила в состав Телячей слободы, населенной государевыми ямщиками. Точное время появления здесь деревянной церкви во имя Похвалы Богородицы не установлено. Нижегородский историк Н.И. Храмцовский сообщал в середине XIX века, что церковь упоминается в  Переписной книге Нижнего Новгорода 1678 года. Вслед за ним это же повторил составитель справочника по нижегородским церквам М. Добровольский. Однако обращение к данному источнику показывает ошибочность этих сведений – в Переписной книге нет указаний на ее существование.1 Таким образом, деревянная Похвалинская церковь была построена после 1678 года.
Она располагалась между двумя оврагами: Студеной или Ступиной Горой (ныне засыпан) и еще одним, по которому в XIX веке был устроен Похвалинский съезд. Примерное местоположение деревянного храма М. Добровольский определил в 60 саж. (127,8 м) к югу от каменной2. Эта церковь сгорела в большой пожар 25 июня 1715 года. В Археографическом списке Нижегородского летописца данное событие отражено следующим образом: «…Церковь Пресвятыя Богородицы деревянная совсем вся сгорела…»3.
В дальнейшем, приход и, соответственно, деревянный храм были восстановлены. По данным П. Тополева, ссылающегося на «заручные сказки священноцерковнослужителей», в 1722 – 1723 годах в приходе Похвалинской церкви числилось 133 двора, из них 65 были дворы ямщиков4.
Как явствует из прошения церковного старосты Федора Васильева «с приходскими людми» об освящении Похвалинской церкви, указ духовных властей о строительстве каменного храма вместо деревянного был дан в 1737 году. Но только к концу 1749 года «означенная церковь» оказалась «построена каменная и святыми иконами и протчим церковным благолепием убрана»5. В чем причина такого затягивания строительства можно только догадываться. Впрочем, по сведениям архимандрита Макария, теплый придел во имя Александра Невского и Афанасия Афонского был освящен по благословению епископа Димитрия (Сеченова) протоиереем кафедрального Спасо-Преображенского собора  Иаковом еще 23 ноября 1742 года6. Возводилась церковь, по данным того же Макария, на средства губернского секретаря Григория Семеновича Рогожникова. Правда, исследователь тут же оговаривается, что «по другим записям она строена не им одним, но «тщанием Пыскорского монастыря секретарями Глушковым и Рогожниковым»7. Источник цитаты не указан.
          Г. С. Рогожников скончался 27 июня 1747 года на 55 году жизни и был погребен с северной стороны Похвалинской церкви, о чем свидетельствовала вставленная в стену плита8. Более об этом «здателе» храма нам ничего неизвестно. Также нет сведений и о непосредственных участниках строительства Похвалинской церкви.
          2 ноября 1749 года в ответ на прошение прихожан, о котором говорилось выше, последовал указ епископа Вениамина настоятелю Спасо-Преображенского собора Иакову Алексееву об освидетельствовании Похвалинской церкви и, в случае ее полной готовности, об освящении9. Черновик указа сохранился в ЦАНО. Этот документ опровергает приводимую М. Добровольским дату освящения главного престола – 1747 год10. Он также несколько противоречит сведениям архимандрита Макария об освящении церкви самим епископом Вениамином (Пуцек-Григоровичем) 4 ноября 1749 года11, поскольку из текста указа следует, что это было поручено протоиерею Иакову. Впрочем, вполне возможно, что после осмотра храма протоиереем, он был освящен высшим духовным лицом Нижегородской епархии12.
          Первоначально церковь имела традиционную планировочную структуру: расположенные по линии восток-запад трехапсидный алтарь, основной объем, трапезную и колокольню в одной связи с последней. Вместе с тем, «четкая симметрия здесь отсутствовала: западный вход и колокольня сдвинута с основной оси, к тому же трапезная с южной стороны была существенно шире за счет расположенного здесь придела во имя св. Александра Невского»13. Основной объем представлял собой четверик с поставленными на него двумя восьмериками, которые завершались луковичной главой на барабане. Придел Александра Невского имел аналогичное завершение: восьмерик и главу на барабане. Колокольня имела шатровое завершение.
          Таким образом, в облике храма соединились барочные архитектурные приемы, асимметричное объемно-пространственное построение и некоторая архаичность в завершении колокольни шатром. Нехарактерным для времени сооружения (1740-е годы, господство барокко) было скупое наружное убранство церкви: вероятно, приход, для которого возводился храм, был относительно небогат.
          В первоначальном виде Похвалинская церковь запечатлена на литографии Д. Я. Быстрицкого для книги Н. И. Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода», первое издание которой вышло в 1857 – 1859 годах. Этот рисунок, хотя и не обладает точностью в деталях, важен тем, что сделан до перестройки храма, происшедшей в середине XIX века.
          Строительные работы тогда были осуществлены на средства проживавшей в Нижнем Новгороде костромской помещицы Д. В. Никоновой. Причиной перестройки стало ее решение устроить у Похвалинской церкви новый придел во имя св. Николая Чудотворца в память своего мужа – прапорщика Н. П. Никонова, умершего в 1855 году14. Сохранились чертежи проекта, выполненные городовым архитектором Н. И. Ужумедским-Грицевичем, которые позволяют проследить ход проектирования.
          Первоначально (проект, утвержденный Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссией в июле 1855 года) предполагалось  лишь устроить с обеих сторон колокольни дополнительные каменные помещения под караулки и забор вокруг церкви. Старая низкая караулка с южной стороны колокольни (она показана на гравюре Д. Я. Быстрицкого) подлежала сломке15. Желание вдовы Никоновой устроить новый придел привело к переработке чертежей: с северной стороны трапезной появился дополнительный объем с полукруглой апсидой и завершением, аналогичным южному приделу (восьмигранник с главкой на барабане). Проект 17 ноября 1855 года был рассмотрен местной Строительной комиссией и в соответствии с действовавшими тогда правилами препровожден в Санкт-Петербург в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Там в апреле 1856 года он был еще раз рассмотрен II отделением Департамента проектов и смет, признан «в техническом отношении одобрительным» и 1 мая того же года окончательно утвержден общим присутствием указанного Департамента16. Строительство и отделка приколоколенных палаток и придела в честь  Николая Чудотворца завершились к концу 1858 года: 28 декабря состоялось освящение последнего17. В результате реализации проекта здание церкви приобрело относительную симметричность.
          Следующий строительный период приходится на середину 90-х годов XIX века. 8 июня 1895 года Строительное отделение Нижегородского губернского правления на своем техническом заседании утвердило проект устройства крыльца у Похвалинской церкви18. К сожалению, сами чертежи в ЦАНО не обнаружены. О том, что представляло собой это крыльцо можно судить по любительской фотографии, переданной настоятелю храма о. Александру Михайлову Л. А. Горшковой – внучкой последнего дьякона церкви, расстрелянного в декабре 1937 года, и по описи, составленной в 1890 -е годы, а также по фиксационному чертежу 1924 года19.
Крыльцо (по сути – крытая паперть) площадью 44 квадратных аршина (22,2  кв. м) примыкало с запада к колокольне и имело невысокое шатровое завершение. Два входных проема располагались по флангам западного фасада, между ними находилось два окна.
          Судя по упомянутой выше описи, в 1890-е годы на колокольне Похвалинской церкви находилось девять разновеликих колоколов. Самый большой из них, весом в 297 пудов 29 фунтов (примерно 4 877 кг) был пожертвован фирмою Кудряшева-Чеснокова в память по    А. Г. Кудряшеве20. Стены храма были выкрашены краскою «нежнорозового цвета», а железная крыша имела зеленый цвет21. Снаружи Похвалинской церкви находилось несколько икон, написанных на железных листах22. Главы и кресты над основным объемом и приделами были позолочены, а над крыльцом – выкрашены в желтый цвет23. Данных о главе и кресте на колокольне в описи не приводится.
          Сведений о первоначальном убранстве Похвалинской церкви не найдено. Упоминающаяся в документах опись церковного имущества 1846 года в ЦАНО не сохранилась. Представление об интерьерах храма дает все та же опись, составленная в 1890-е годы. Из нее следует, что главный пятиярусный иконостас в церкви был устроен на средства старосты А. А. Красильникова в 1894 году. На момент составления описи его накладная резьба не была вызолочена24. В основном объеме храма, трапезе и приделах имелись стенные росписи. Церковь отапливалась тогда одной «амосовской печью»25. На фиксационном чертеже 1924 года      показаны уже две печи, расположенные в помещениях по сторонам колокольни.
          Территория, принадлежавшая церкви, не была огорожена. Клировая ведомость за 1858 год называет ее размеры: «тысяча шестьсот две сажени пять аршин, одна четверть и 10-ть вершков»26, что составляет в современных единицах измерения примерно 7 295 кв. м. Из них «под церковным погостом… и под домами священноцерковнослужителей» значилось «шестьсот двадцать одна сажень три аршина и шесть четвертей» (примерно 2 282 кв. м), а «прочая же земля – девятьсот восемьдесят одна сажень с аршином (примерно 4 466 кв. м) – заселена домами обывателей города»27.
          Здесь следует отметить, что сложившаяся к началу ХХ века вокруг Похвалинской церкви площадь (после засыпки оврага с восточной ее стороны) имела в плане конфигурацию неправильной формы, что можно объяснить сложностью рельефа, а также тем, что в полной мере не удалось упорядочить здесь (в соответствии с проектными планами)  частную застройку. Последняя состояла из одно-двухэтажных каменных, полукаменных и деревянных домов. Над всей этой застройкой как раз и господствовала Похвалинская церковь, хорошо просматривавшаяся с прилегающих улиц и переулков. Эта архитектурная и градостроительная доминанта играла также немаловажную роль в формировании речного фасада города, что отражено на фотопанорамах М. П. Дмитриева рубежа XIX – ХХ веков.
          В советское время ситуация круто изменилась. В 1930-е годы богослужение в Похвалинской церкви было прекращено, а ее здание, лишившееся всех завершений, было в буквальном смысле обезображено (ему был придан «облик гражданского сооружения»). В послевоенные годы в нем помещалась ведомственная типография.
          О судьбе внутреннего убранства Похвалинской церкви практически ничего не известно. Установлено лишь, что наиболее чтимая икона Похвалы Пресвятой Богородицы сохранилась и сейчас находится в фондах Нижегородского государственного художественного музея.
          Большие изменения произошли в градостроительной ситуации в районе  Похвалинской церкви. В связи со строительством в 1960-е – 1970-е годы жилого микрорайона старая малоэтажная застройка была ликвидирована, нарушена и старая планировочная структура улицы Заломова. Церковь оказалась как-бы «на задворках» пятиэтажных домов, которые к тому же перекрыли ее визуальную связь с окским берегом. В сложившейся ситуации она перестала играть роль архитектурной и градостроительной доминанты.
          Вместе с тем, самобытный образец провинциального культового зодчества XVIII века, каким является Похвалинская церковь, в 90-е годы ХХ столетия привлек внимание исследователей. В 1993 году на этот памятник архитектуры Ст. М. Дмитриевским был составлен паспорт. В 1994 году он выступил с докладом о Похвалинской церкви на Пятой Всероссийской конференции, посвященной проблемам исследования памятников истории, культуры и природы Европейской России, проходившей в Нижнем Новгороде28. Строительную историю церкви осветил (правда, с рядом неточностей) в своих работах Н. Ф. Филатов29. В 1998 году, студенткой архитектурного факультета ННГАСУ А. Прозаровской был выполнен дипломный проект реставрации храма (руководитель – архитектор В. А. Каравашкин).
          Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов № 288-м от 31 августа 1993 года Похвалинская церковь взята на государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения. Она возвращена Нижегородской епархии. С 1994 года в храме возобновились богослужения. К настоящему времени по проекту, разработанному ООО «Проект – 3» и НИП «Этнос», осуществлена частичная реставрация памятника.
Примечания
1.      См.: Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. – Н.Новгород, 1998. С. 272; Добровольский М. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Нижнего Новгорода. – Н. Новгород, 1912. С. 111. Тем паче не прав был Н.Ф. Филатов, утверждавший, что «рубленый храм на этом месте стоял в начале XVII в.» (Филатов Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ в. – Н. Новгород, 1994. С. 48). Похвалинская церковь не упоминается и в Писцовой книге 1620/1621-1623/1624 годов. Также неверно и то, что на погосте этой церкви в 1616 году был первоначально похоронен Кузьма Минин (См.: Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. – Н. Новгород, 1999. С. 336-337).
2.      Добровольский М. Указ. соч. С. 112. По данным архимандрита Макария деревянная церковь находилась в 50 саж. к югу от каменного храма (Макарий, архимандрит. Указ. соч. С. 335. Сейчас трудно установить точное местоположение деревянной церкви. Однако известно, что в 1885 году на ее месте предполагалось устроить полноценную часовню взамен часовни столба. Проект осуществлен не был (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 3159).
3.      Гациский А. С. Нижегородский летописец. – Н. Новгород, 2001. С. 648-649.
4.      Тополев П. Приходские церкви Нижегородской епархии в 1722-1723 годах //НЕВ, 1902, № 1. Часть неоф. С. 35-36.
5.      ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553 / год 1749. Д. 355. Л.1.
6.             Макарий, архимандрит. Указ. соч. С. 335. Косвенно это также подтверждается ссылкой на указ духовных властей от 24 октября 1742 года в деле об освящении главного престола в 1749 году (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553 / год 1749. Д. 355. Л. 2).
7.      Макарий, архимандрит. Указ. соч. С. 335.
8.      Там же. С. 336.
9.      ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553 / год 1749. Д. 355. Л. 2-2 об.
10.      См.: Добровольский М. Указ. соч. С. 112.
11.      Макарий, архимандрит. Указ. соч. С. 335.
12.      Об освящении церкви в 1749 году говорила также надпись на кресте, находившемся в ризнице Похвалинской церкви (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556 / год 1809. Д. 39. Л. 2).
13.      Агафонова И. С., Давыдов А. И., Калентьева И. А., Васильева А. Н., Чеберева О. Н.        О проекте реставрации церкви Похвалы Пресвятыя Богородицы в Нижнем Новгороде – памятника архитектуры XVIII – XIX веков //Ученые записки ВВО МСА. – Н. Новгород, 2001. Вып. 8. С. 79.
14.      Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. – Н. Новгород, 1998. С. 274.
15.      ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 341.
16.      ЦАНО. Ф. 30. Оп. 38. Д. 6432. Оп. 39-а.  Д. 1003; Ф. 5. Оп. 3. Д. 342.
17.      ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558 / год 1858. Д. 227.
18.      ЦАНО. Ф. 5. Оп. 49. Д. 12846. Л. 448-448 об.
19.      ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 1400. Л. 3-3 об.; Ф. 1679. Оп. 2. Д. 484. Чертеж 1924 года важен еще и тем, что из него видно, что малый (верхний) восьмерик был глухим. Это опровергает утверждение Н. Ф. Филатова о том, что оба восьмерика были световыми (Филатов Н. Ф. Указ. соч. С. 49).
20.      ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4.  Д. 1400. Л. 2 об.
21.      Там же. Л. 1 об.
22.      Там же. Л. 1 об.-2, 2 об., 3.
23.      Там же. Л. 1 об., 2 об.
24.      Там же. Л. 5 об.
25.      Там же. Л. 3 об.
26.      ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558 / год 1858. Д. 227. Л. 55.
27.      Там же. Судя по клировой ведомости, чертежи на землю и межевые книги хранились в церковной ризнице. В ЦАНО они не обнаружены. Возможно, что поземельные планы, относящиеся к Генеральному межеванию екатерининских времен, находятся в РГАДА. Автор не имел возможности провести архивные изыскания в Москве, а также в Санкт- Петербурге, где в РГИА находятся документы страховой оценки церкви 1910-х годов.
28.      Дмитриевский Ст. М. Похвалинская церковь в Нижнем Новгороде – памятник архитектуры XVIII века (к проблеме строительной эволюции) // Памятники истории, культуры и природы Европейской России. Тезисы докладов V Всероссийской научной конференции. – Н. Новгород, 1994. С. 135-137.
29.      Филатов Н. Ф. Указ. соч. С. 48-49; он же. Купола, глядящие в небеса. – Н. Новгород, 1996. С. 91-94.
 
 
 
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
 
      ВВО МСА
– Волго-Вятское отделение Международной Славянской академии
 
   наук, образования, искусств и культуры
ГАНО
– Государственный архив Нижегородской области
НЕВ
– Нижегородское епархиальные ведомости
РГАДА
– Российский государственный архив древних актов
РГИА
– Российский государственный исторический архив
Похвалинская церковь. Гравюра Д.Я. Быстрицкого
Похвалинская церковь. Гравюра Д.Я. Быстрицкого из книги Н.И. Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» (Н.Новгород, 1857 – 1859)
 Современный вид Похвалинской церкви. Фото А.И. Давыдова. Сентябрь 2009 г.
Современный вид Похвалинской церкви. Фото А.И. Давыдова. Сентябрь 2009 г.
Современный вид Похвалинской церкви. Фото А.И. Давыдова. Сентябрь 2009 г.
Современный вид Похвалинской церкви. Фото А.И. Давыдова. Сентябрь 2009 г.
© Открытый текст
размещено 29.09.2009

(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Давыдов А.И.
  • Размер: 22.54 Kb
  • © Давыдов А.И.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции