Кучерова Т. Большая Покровская улица

7 августа, 2019

Кучерова Т. Большая Покровская улица (49.44 Kb)

 

Район между Почаинским оврагом и Большой Покровской – один из древнейших в городе. По данным археологических исследований, эта территория была заселена уже в XIII–XIV веках.
К концу XVIII века согласно регулярному плану, составленному по указаниям Екатерины II, сформировалась квартальная система, сохранившаяся до настоящего времени. Именно в это время на карте города появилась улица Большая Покровская, прежде безымянная, получившая свое название по церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Большая Покровская стала главной улицей этой части города. Она была в полном смысле слова «дворянским гнездом»: ее заселяли представители родовитой знати. Здесь находились дворянские усадьбы, мало отличавшиеся от усадеб загородных: каждая из них включала в себя главный дом, один или два флигеля – отдельно стоящих здания, хозяйственные постройки и сад. От соседей ее ограждал каменный забор с калиткой и воротами для проезда экипажей.  Постепенно застройка уплотнялась, пока дома к началу ХХ столетия не слились в одну почти сплошную линию.
В советский период улица Большая Покровская носила имя «пламенного революционера» Якова Михайловича Свердлова, который на ней родился, и многие старожилы до сих пор по привычке называют ее Свердловкой. По Свердловке длительное время пролегал троллейбусный маршрут, лишь в 1980-е годы ее сделали пешеходной улицей.
В последние годы улице уделяют большое внимание городские власти: уложена брусчатка, регулярно производится фасадный ремонт домов. С 2006 года появились любопытные образцы городской скульптуры работы уральских мастеров, которые призваны олицетворять типы нижегородцев конца XIX столетия. Так, «городовой» несет почетную вахту у городской Думы, «почтальон» остановил свой велосипед у главпочтамта, а «коза» на пересечении с улицей Пискунова символизирует фестиваль театральных капустников «Веселая коза», традиционно проходящий в Доме актера и в театре драмы. На лавочке возле театра сидит «Евгений Евстигнеев», выпускник Нижегородского театрального училища, которое сегодня носит имя выдающегося актера. Эти фигуры из литого металла, несмотря на неоднозначное восприятие с точки зрения художественной ценности, все же притягивают большое число желающих сфотографироваться на их фоне.
Давайте же совершим небольшое путешествие по Большой Покровской, запечатлевшей в своей архитектуре следы различных исторических эпох.
 В середине XIX века после двух визитов Николая I (в 1834 и 1836 годах) в городе произошли большие изменения. Вдоль кремлевских стен сделали бульвар, а с противоположной стороны – набережную Зеленского съезда (ныне улица Пожарского). Угловой участок между ним и Большой Покровской в 1851 году приобрел купец Петр Егорович Бугров. В результате на главной площади города в 1853 году появился великолепный трехэтажный дом. На первом этаже располагались магазины, второй этаж арендовал городской театр, не имевший в то время своего отдельного здания.
Выходец из балахнинских крестьян, Бугров разбогател благодаря своей природной сметке и огромному трудолюбию. Он начинал бурлаком и грузчиком, затем занялся торговлей валяным товаром, соляными и строительными подрядами, хлеботорговлей. Постепенно составился огромный капитал, который приумножили его сын и внук. Все Бугровы славились широкой благотворительностью.
Накануне Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года внук Бугрова, известный промышленник и меценат, мануфактур-советник Николай Александрович Бугров обратился в Городскую Думу с просьбой продать ему это место на Благовещенской площади. Он был старообрядцем и противником развлечений. Выкупив дом деда вместе с землей, он через неделю отдал участок городу безвозмездно при одном условии: что здесь никогда не будет ни театра, ни любого другого увеселительного заведения.
Прежний бугровский дом был разобран, его сменило новое эффектное здание Городской думы(Б. Покровская, д. 1) в стиле поздней эклектики, служащее парадным входом в город со стороны площади Минина. Оно построено в 1904 году по проекту архитектора из Петербурга Владимира Петровича Цейдлера. Часть здания со стороны площади заняла Городская дума и ее исполнительный орган – Городская управа. Со стороны Большой Покровской на первом этаже были магазины, а со стороны набережной Зеленского съезда – судебные учреждения. Поражали интерьеры залов: в них использовались элементы царского павильона с Всероссийской выставки 1896 года: панели из ценных пород дерева, мебель, плафоны. Отделкой внутренних помещений руководил известный архитектор Н. М. Вешняков. С 1908 по 1972 год зал заседаний украшала знаменитая картина К. Е. Маковского «Воззвание Минина», которая сегодня экспонируется в отделе художественного музея на Верхневолжской набережной.
В доме Городской думы в мае 1916 года состоялось торжественное открытие Нижегородского народного университета. У него не было своего помещения, и занятия проходили в здании Владимирского реального училища на Б.Покровской и на Благовещенской площади в доходном доме купца Обрядчикова.
В советское время здесь разместился обком профсоюзов, и здание получило название Дворец труда. Главный фасад дома украшает герб Нижнего Новгорода, основанный на историческом гербе города, утвержденном в 1781 году: «В белом поле красный олень, рога и копыта черные».
До 1904 года Городская дума арендовала помещение в Верхнепосадском общественном корпусе, с трех сторон окружающем Мытный рынок. Это единственное сохранившееся в городе крупное общественное здание первой половины ХIХ века. При перепланировке Верхнебазарной площади в 1830-х гг. по указу Николая I архитекторы Иван Ефимов и Антон Леер спроектировали единый протяженный корпус для торговых лавок, которые до этого располагались вдоль кремлевских стен по обеим сторонам Дмитриевской башни. На втором этаже находились Палата Казенного имущества и органы городского управления. Ныне здесь со стороны площади разместились Выставочный центр и частная художественная галерея «Русский век», а также ряд кафе.
            В 1903–1904 годах часть корпуса со стороны Покровки (ныне д. 2) архитекторы Дмитрий Вернер и Николай Вешняков реконструировали в стиле модерн под общественную библиотеку. Поднимите голову – и вы увидите украшающие фасад здания установленные в нишах бюсты известных русских писателей – Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского. Спешащие по своим делам нижегородцы их чаще всего не замечают, в то время как любознательные гости города, не спеша вглядывающиеся в лицо улицы, смакуют каждую деталь, каждый штрих.
Верхнепосадский корпус с трех сторон огибает территорию Мытного рынка. Прежде называемый Мытный двор, он получил свое название от слова «мыт», то есть дань, налог. Посреди него находились каменные палаты, где собирали налоги с товаров. Это был преимущественно продуктовый рынок, а также место, где неимущим можно было найти какую-нибудь работу. Место сбора нищего пролетариата, желавшего продать свой труд, назвалось «мытной биржей». Ежедневно с 8 утра площадка под навесом продавца живой рыбы Гузеева была полна народа. Это в поисках работы пришли сюда грузчики, плотники, столяры, кухарки, приказчики, домашняя прислуга. Нанимались за гроши переносить тяжести, провизию с рынка, перевезти через реку. Были здесь и представители мелкой интеллигенции, которые пытались подзаработать рекламированием товаров, комиссионерством и т. п.
            Существовал в Нижнем еще один способ пропитания – устроиться факельщиком бюро похоронных процессий торгового дома «Полушкин и Ершов». Факельщики должны были сопровождать катафалк и создавать впечатление ритуальной помпезности. Эта работа казалась легкой, но «Полушкин и Ершов» брали на нее не каждого. Им подходили долговязые и худые мужчины, со скорбным выражением лица.
За входом на Мытный рынок находится бывший дом Костромина (ныне Учебный театр Нижегородского театрального училища им. Е. Евстигнеева, д. 4а). Это старейший дом в застройке улицы (он выстроен по проекту Якова Ананьина в 1770-е годы) и единственный в городе, связанный с жизнью механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Принадлежал он Михаилу Андреяновичу Костромину, покровителю талантливого изобретателя.
Происходивший из крепостных крестьян Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, Костромин перешел в купеческое сословие и поселился в этом доме. Желая получить признание властей, он предложил Кулибину выполнить для Екатерины II какую-нибудь диковинку не хуже иностранных, обещая содержать на время работ всю семью мастера вместе с помощниками и предоставить все необходимые материалы. Два года понадобились Кулибину только для приготовления необходимых инструментов, на третий год он приступил к изготовлению чудо-часов в виде утиного яйца с музыкой и комедийным действом. К приезду Екатерины в Нижний Новгород в 1767 году часы еще не были готовы. Пришлось изобретателю и его меценату самим ехать в столицу. Часы были вручены Екатерине в 1769 году, после чего Кулибин был зачислен механиком Академии наук и на тридцать лет поселился в Петербурге, где сделал еще немало гениальных изобретений, а Костромин получил тысячу рублей и серебряную кружку с дарственной надписью императрицы. Потомки Костромина неоднократно избирались в Городскую думу, а его сын, несмотря на плутовство в денежных делах, в 1798 году был избран городским головой.
            Напротив Учебного театра находится великолепное трехэтажное здание доходного дома торговой фирмы «Братья Фроловы» (д.7), построенное в стиле академической эклектики в 1880-е годы (архитектор Владимир Лемке). Фроловым принадлежало несколько винных погребков, водочный завод и собственные дома в разных частях города. В этом доме на первом этаже располагался полотняный магазин М. А. Скворцова, на втором и третьем этажах – различные учреждения и конторы, и среди них с 1887 по 1904 год – первая в городе общественная библиотека, в основу книжного фонда которой легли частные собрания.
Первые два года ее существования руководил библиотекой Евгений Иванович Рагозин, брат известного нефтепромышленника Виктора Рагозина, основавшего в Нижнем Новгороде первый в мире завод по производству смазочных масел. Библиотека находилась при Городской думе, вот почему и «переехала» ближе к ней в здание Верхнепосадского общественного корпуса, о котором шла речь выше. После того, как для Думы было выстроено собственное здание, библиотека заняла ее помещение в реконструированной части здания, а фасад украсился скульптурными портретами русских писателей. От первой общественной библиотеки берут свое начало главные библиотеки Нижнего – государственная областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина и Центральная городская библиотека им. В. И. Ленина.
А в доме напротив находилась Граверная и скоропечатная мастерская Свердлова (д. 6). Приехавший из Саратова гравер Моисей Израилевич Свердлов открыл свою скоропечатную и граверную мастерскую, а сам до 1896 года проживал с семьей в комнатах позади лавки. Здесь  в 1885 году родился известный нижегородец – большевик-ленинец Яков Свердлов, в честь которого в советское время и была названа главная улица нашего  города.
Любопытна судьба и братьев Якова – Зиновия и Вениамина. Старшего знают во всем мире, особенно во Франции, как бригадного генерала Зиновия Пешкова, соратника де Голля. Младший, Вениамин, был видным революционером-подпольщиком, занимал высокие посты в Наркомате путей сообщения, был арестован в 1940 году и погиб в лагерях. Ему инкриминировали тот факт, что его племянница оказалась женой одного из участников «правотроцкистского блока».
Интерьер лавки Свердловых сегодня включен в экспозицию выставочного зала «Покровка-8», который является филиалом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Симметрично поставленные трехэтажные дома (9а и 9б) являлись доходными домами причта Никольской церкви. За их строительством вел наблюдение священник Верхнепосадской Никольской церкви Александр Иванович Добролюбов, отец известного литературного критика. Дома предназначались для торговли в пользу церковной общины (построены в 1842–1844 годах по проекту архитектора Георга Кизеветтера). Возведены на земле, некогда принадлежавшей Костроминым, потомкам «покровителя» Кулибина. По духовному завещанию Александра Ивановича Костромина, участок в 1821 году был передан причту Никольской церкви вместе с денежными пожертвованиями, а подрядчиком строительства выступил Василий Климович Мичурин.
Между этими домами с отступом от красной линии улицы стоит флигель (д. 9), построенный по проекту архитектора Алексея Пахомова в 1865 году. В нем на первом этаже располагался обувной магазин Порхуновых, где в «мальчиках» служил Алеша Пешков, будущий всемирно известный писатель Максим Горький.
К открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года было приурочено и открытие нового городского театра (д. 13), длительное время не имевшего своего собственного здания. Еще при Николае I для него было выбрано место на Большой Покровской улице. Составление проекта поручили главному архитектору императорских театров академику Виктору Александровичу Шретеру. Строительство, начавшееся в  1894 году, велось в большой спешке, и к выставке театр был достроен благодаря энергии и предприимчивости молодого нижегородского архитектора Павла Петровича Малиновского, которому в то время было всего 25 лет. Театральное здание в стиле позднего Возрождения дошло до нас в реконструированном виде.
На время выставки сцену арендовала московская оперная труппа мецената Саввы Мамонтова. Торжественное открытие театра состоялось 15 мая 1896 года оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя». Главные партии пели Фёдор Шаляпин и Нина Забелла-Врубель. 18 июля 1896 года театр посетил император Николай II с супругой, а в августе того же года здесь разместилось Товарищество драматических артистов под руководством Николая Ивановича Собольщикова-Самарина. 1 сентября был дан первый спектакль нижегородской труппы – драма Сумбатова-Южина «Листья шелестят». В настоящее время здесь располагается Нижегородский академический театр драмы им. А. М. Горького.
            Театр окружен небольшой площадью, называемой Театральной. Справа от театра установлен памятник Николаю Александровичу Добролюбову. И это не случайно. Известный литератор появился на свет в скромном домике на набережной Зеленского съезда (не сохранился). До конца 1920-х годов от театра хорошо просматривалась Никольская церковь, священником которой был отец Добролюбова Александр Иванович. От Театральной площади несколько шагов и до усадьбы Добролюбовых на Лыковой дамбе, где сегодня расположен Музей Н. А. Добролюбова.
На месте Никольской церкви по проекту московских архитекторов Гринберга и Смурова было возведено здание гостиницы «Интурист» (впоследствии «Москва»), которое полностью перекрыло визуальную связь Большой Покровской с ансамблем Нижегородского кремля и функциональную связь с ул. Пожарского. Постепенно здание гостиницы обветшало, в середине 1990-х ее закрыли на ремонт. В 1996 году пришли к выводу об экономической нецелесообразности реконструкции здания, а Нижегородская епархия РПЦ и верующие активно выступили против строительства нового гостиничного комплекса на месте церкви и существовавшего при ней древнего некрополя. При демонтаже гостиницы были проведены археологические раскопки, во время которых были обнаружены захоронения XIV-XVI веков. Учитывая высокую историко-культурную ценность древнего городского кладбища, в целях обеспечения сохранности погребений и соблюдения морально-этических норм в их отношении, постановлением губернатора области от 5 июня 2001 года территория Никольского кладбища была объявлена заповедным местом. Под гостиницу отвели участок на ул. Пожарского, и в память о Никольской церкви она получила несколько режущее слух название «Никола-хаус».
Правый угол Театральной площади занимает бывший дом купца В. А. Медведева (д. 11), построенный в 1858 году по проекту архитектора Н. А. Фрелиха и перестроенный в 1910-е годы в стиле модерн по проекту Д. А. Вернера. Почти вся поверхность его фасада занята крупными оконными проемами. Главным декоративным элементом, ярко символизирующим стилистику модерна, являются решетка карнизов и ворот. Линии чугунной решетки, ее необычные очертания, спирали и завитки создают четкий графический рисунок в виде растительного орнамента. На рубеже XIX-XX веков здесь располагался и Торговый дом товарищества «Полушкин и Ершов» с похоронным бюро, о котором упоминалось выше. В настоящее время здесь находится ювелирный магазин «Рубин», а со двора – знаменитая галерея «Юрковка», где создает свои чудеса флорийской мозаики удивительный художник Александр Николаевич Юрков, рисующий картины красками живой природы.
Замыкают Театральную площадь два дома купца Казанского (Театр. пл., д. 2 и 4), построенные в 1908 году в стиле раннего модерна и принадлежавшие Почетному гражданину Н. Новгорода Дмитрию Ивановичу Казанскому (проект Сергея Александровича Левкова, автора свыше двух десятков домов в стиле модерн в Н. Новгороде), современный жилой дом между ними, построенный с соблюдением исторического контекста (арх. С. А. Членов), а также офисное здание зерновой компании «Линдек» (Пискунова, 6), проект Александра Харитонова и Евгения Пестова.
Слева от театра Большую Покровскую пересекает улица Пискунова (бывшая Осыпная), по которой проходил древний земляной вал, сооруженный для защиты города от вражеских набегов, что и дало название улице. Осыпная и Малая Печерская после установления советской власти стали одной улицей, получившей наименование в честь революционера-большевика Александра Ивановича Пискунова.
Угол улиц Большой Покровской (д. 15) и Пискунова занимает Жилой комбинат «Культурная революция», один из пяти домов-коммун, построенных в городе в начале 1930-х годов (архитектор В. Медведев).
Жилой комбинат предназначался для рабочих – строителей, швейников, печатников – и состоял из пяти корпусов, соединенных переходами по второму и пятому этажу. Четыре корпуса были жилыми, а в пятом находился «детский очаг» (ясли и детский сад). Цель дома-коммуны – обобществить быт, максимально избавив советских женщин-работниц от домашних забот. На каждом этаже располагались общие кухни, подсобные и хозяйственные помещения, а также красные уголки, где велись занятия по ликвидации неграмотности, читались лекции, устраивались собрания. В цокольных этажах располагались душевые и прачечные. Однокомнатные квартиры заселялись студенческой и рабочей молодежью и одиночками, двух- и трехкомнатные квартиры – семейными. На плоской крыше предусматривался солярий. В центральном корпусе находилась столовая. Несколько лет дом-коммуна удовлетворял жильцов, но потом возникли осложнения. Семьи разрастались, одиночки тоже обзаводились семьями, в результате из-за нехватки помещений люди начинали осваивать помещения общего пользования: стеклить балконы и лоджии, превращая их в крытые веранды, заселять красные уголки с читальнями. При капитальном ремонте в 1950-е годы была проведена перепланировка квартир, которые стали индивидуальными. Плоская крыша была заменена скатной, что дало дополнительное чердачное пространство. В настоящее время часть здания занимают офисы и учреждения.
По этой же стороне ул. Пискунова через Большую Покровскую находится бывший дом купчихи Авдотьи Пальцевой (ул. Пискунова, 9), который в 1873 году владелица сдала в аренду сроком на 10 лет знаменитому фотографу и художнику Андрею Осиповичу Карелину под мастерскую «Фотография и живопись». После Карелина в этом же доме снимал квартиру его ученик Максим Петрович Дмитриев, выдающийся фотолетописец Нижегородского края. На втором этаже находилась мастерская Дмитриева, на третьем жил он сам с семьей. После революции дом был национализирован, но фотомастерская осталась уже в качестве государственной фотографии Детской трудовой коммуны при Губисполкоме. Дмитриев работал в ней директором до 1940 года. В 1950 году после пожара внутренние помещения были перестроены под швейное ателье. В 1992 году в доме был открыт государственный Русский музей фотографии, в котором бережно хранятся снимки и фотооборудование, принадлежавшие разным поколениям нижегородских фотографов. В 2008 году на доме была открыта мемориальная доска в честь А. О. Карелина и М. П. Дмитриева.
Далее по Покровке обращает на себя внимание яркой декоративностью Торговый дом «Чесноков и Кудряшов» (д. 10), самый роскошный в прошлом доходный дом, владельцами которого были крестьянин Кудряшов и мещанин Чесноков. На первом этаже были богатые магазины, где торговали модной одеждой, дорогими винами, французскими духами и предметами роскоши. Здесь находился крупнейший в Нижнем мануфактурный магазин В. Н. Горшкова и книжный магазин А. И. Попова, пользовавшийся особой известностью. Посуду лучших европейских фирм продавал купец Махнатов. На втором этаже находились люксовые гостиничные номера, а на третьем – номера подешевле, но тоже для весьма обеспеченной публики.
            Соседний дом № 12, бывший ресторан Розановых, является памятником раннего декоративного модерна. В XVIII веке здесь стоял каменный жилой дом с магазинами, принадлежавший купчихе Марии Григорьевне Остатошниковой. Но в процессе проектирования театра и окружающей территории он был перестроен. В 1912 году новые владельцы, братья Николай и Александр Розановы, заказали проект реконструкции под ресторан и кофейню архитектору Д. А. Вернеру. На главном фасаде на стыке первого и второго этажей появились туго закрученные завитки, а под ними на плоскости широких пилястр – лепные детали в виде хризантем. Над входной дверью, прямо над синим глазом фонаря, распростерла крылья сова – символ мудрости.
            Продолжая наш путь по Большой Покровке, мы вскоре оказываемся у здания Окружного суда (д.17). Здесь некогда стоял дом нижегородского вице-губернатора. Потом губернаторская резиденция переместилась в кремль, дом обветшал, и на его месте к Всероссийской выставке 1896 года было построено новое здание  в стиле классицизма по проекту губернского архитектора Василия Ниловича Брюхатова. Первое время здание использовалось под гостиницу для почетных гостей, а потом сюда въехал суд, и до сих пор здание не меняет своего предназначения. Именно здесь шли громкие политические процессы начала ХХ века, в том числе в 1902 году по делу Петра Заломова, что нашло отражение в романе Горького «Мать». 1 марта 1917 года толпа рабочих сбросила со здания суда императорский герб в виде двуглавого орла и потребовала освобождения политических заключенных.
Здание на углу улиц Покровской и Октябрьской, сегодня почти незаметное под рекламными афишами, – редчайший для нашего города памятник пушкинской эпохи и прекрасный образец русского классицизма начала XIX столетия. Это бывший дом Дворянского собрания и Александровского дворянского банка (д. 18).
В 1785 году на общем собрании дворян Нижегородской губернии было решено построить особый дом для решения сословных проблем, проведения выборов должностных лиц, балов и концертов. У княгини Черкасской на пересечении улиц Б. Покровской и Вознесенской был выкуплен участок земли, и в 1815 году предводитель нижегородского дворянства князь Григорий Александрович Грузинский заказал проект здания известному арзамасскому архитектору Коринфскому. Но он не был утвержден, и новый проект разработал губернский архитектор И. Е. Ефимов. В 1822–1826 годах здание было построено за счет добровольно установленных дворянских взносов с количества крепостных душ.
            В декабре 1826 года здесь состоялся первый бал. Впоследствии в этом здании происходили многие значимые для нижегородцев события: играл молодой Милий Балакирев, дирижировал А. Д. Улыбышев, в 1861 году был зачитан манифест об отмене крепостного права, здесь чествовали российских императоров во время их посещений Нижнего Новгорода. Со стороны Большой Покровской в доме был открыт Александровский дворянский банк.
            После революции здание было передано под клубы рабочих, с 1922 года здесь разместился профсоюз работников легкой промышленности, и дом был переименован в Дом культуры им. Я. М. Свердлова. Это название сохраняется за ним по сей день. Здесь продолжают работать театральные и танцевальные студии, организуются всевозможные выставки и представления, проходят концерты, действуют магазины.
Сквер напротив ДК Свердлова разбит на месте, где находилась усадьба князей Трубецких, где родился декабрист Сергей Петрович Трубецкой. После отъезда князей в Москву усадьба неоднократно меняла владельцев, дом в 1848 году сгорел, а участок был купцом В. К. Марковым подарен городу. Но до 1895 года он пустовал, лишь к открытию Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года здесь был насажен городской сад, проложены дорожки, поставлены беседки. В 1957 в скверике установили памятник Я. М. Свердлову (скульпторы П. Гусев и Н. Чугурин, архитектор В. Рымаренко).
Вознесенская улица, пересекающая Покровку, после строительства Дворянского собрания стала называться Дворянской. После Февральской революции 1917 года она была переименована в улицу Учредительного Собрания, а затем в Октябрьскую. Это название сохраняется за ней до сих пор.
При генеральном межевании территории города в 1784 году участок при пересечении Б. Покровской и Дворянской при спуске к Лыкову мосту получили князья Юсуповы. Этой богатейшей семье принадлежало огромное количество владений, едва ли не в каждом уезде Российской империи. В начале 1847 года тайный советник Борис Николаевич Юсупов обратился к городовому архитектору Л. В. Фостикову с просьбой о разработке проекта каменного двухэтажного с подвалами дома. К лету 1848 года доходный дом Б. Н. Юсупова (д. 19/6) был отделан, первый этаж был сдан в аренду торговцу мехами купцу Е. Кожелеву. Здесь же находилась мастерская театрального парикмахера Антипы Григорьевича Стрепетова, в семье которого выросла выдающаяся русская актриса Пелагея Стрепетова. Грудным ребенком ее подбросили к крыльцу дома 4 октября 1850 года. Крестил подкидыша священник Никольской церкви Александр Добролюбов.
На углу Октябрьской и Б. Покровки на правой стороне улицы стоит доходный дом Пальцевых(д. 21), ныне кафе «Эрмикофе». Мемориальная доска на фасаде напоминает о том, что в XVIII веке здесь находилась усадьба П. Б. Григорьева, в которой родился известный писатель Петр Дмитриевич Боборыкин.
Петр Богданович Григорьев был одним из организаторов Нижегородского ополчения 1812 года, полковником Преображенского полка, адъютантом и доверенным лицом Павла I, из рук которого в 1800 году получил редкую награду – орден св. Иоанна Иерусалимского. Генеральское звание он получил после того, как Александр I удалил от двора всех приближенных своего убитого отца. Переезд в Нижний был для Григорьева почетной отставкой. В Н.Новгороде генерал избирался во все дворянские общества и комитеты, был распорядителем балов.
Оказавшись в трудном материальном положении, Григорьевы в 1853 году продали усадьбу, которая впоследствии неоднократно меняла владельцев. В 1873 году купец Е. Е. Пальцев по проекту И. К. Кострюкова построил каменный трехэтажный доходный дом в стиле академической эклектики, чей фасад украшают фигуры атлантов и кариатид.
Вплотную к дому Пальцевых стоит бывший доходный дом товарищества «Торговый дом Митрофан Никанорович Смирнов с сыновьями» (д. 23). Он был построен в 1910-е годы, является памятником рационального модерна. На этом здании впервые в городе применена облицовка белым керамическим кирпичом. В советское время здесь находилась редакция газеты «Нижегородская коммуна», которую в разные годы посещали М. Горький, В. Маяковский, А. Серафимович, В. Чкалов. Кстати, во дворе дома в ноябре 1938 года фотокорреспондент Нисон  Капелюш сфотографировал Валерия Павловича Чкалова, а в декабре летчик трагически погиб при испытании самолета новой конструкции.
            Угол Большой Покровской и Грузинской улиц занимает дом под номером 24, состоящий из разновременных построек. Его левая часть – бывший дом братьев Басовых, средняя часть – жилой дом макарьевского мещанина Федора Ефимовича Приспешникова, правая часть – доходный дом Ф. Е. Приспешникова. Именно в этой части здания с 1895 по 1917 год размещалась редакция газеты «Нижегородский листок», в которой в течение семи лет сотрудничал А. М. Горький, а у редактора С. И. Гриневицкого собирались известные писатели – Короленко, Гарин-Михайловский, Леонид Андреев. В подвале располагались склады и небольшая типография, на первом этаже были магазины. В послереволюционный период верхние этажи дома были перепланированы под коммуналки.
            Улица Грузинская (бывший Грузинский переулок) носит имя Георгия Александровича Грузинского, правнука царя Грузии Вахтанга. Князьям Грузинским принадлежал целый квартал в районе современных улиц Алексеевской и Грузинской.
            Князь Г. А. Грузинский оставил по себе славу деспота, взяточника и лиходея. В своей вотчине – Лыскове – укрывал беглых крестьян, формировал из них «гвардию» и с ее помощью грабил подъезжавшие к Макарьевской ярмарке торговые суда. После разоблачения имитировал собственную смерть, и три года считался усопшим – с 1798 по 1801. Его спасло воцарение Александра I, который амнистировал князя. Дело в том, что в свое время князь Грузинский вывез из Грузии священные реликвии – крест покровительницы страны св. Нины и хитон Христа. Это едва не привело к вооруженному противостоянию между Россией и Грузией. Лишь после того, как Грузинский вернул реликвии в Тифлис, он был амнистирован императором. Георгий Александрович из Лыскова перебрался в Нижний Новгород и путем подкупов и взяток отвоевал себе должность губернского предводителя дворянства, в которой сумел удержаться свыше 20 лет.
Целый квартал занимает величественный  комплекс Государственного банка (Б. Покровская, д. 26). Он включает в себя главное здание по ул. Б. Покровской, двухэтажный дом служителей по ул. Грузинской, соединенный галереей с главным корпусом, часовую звонницу и кирпичную ограду.
На проектирование Государственного банка в Нижнем Новгороде был объявлен Всероссийский конкурс, в котором участвовали признанные мастера русского зодчества – Шехтель, Щусев и другие. Выиграл проект академика архитектуры Владимира Александровича Покровского. Банк был построен под его руководством в 1913 году, над интерьерами работали иконописцы – палехские мастера братья Пашковы, воплощая идеи художника-сказочника Ивана Билибина. Уникальное здание-памятник построено на средства нижегородского купечества в честь победы над польскими интервентами в 1613 году и 300-летия династии Романовых. На открытие банка приезжал император Николай II. Комплекс возведен в неорусском стиле (романтический вариант модерна), отличается столичной масштабностью и богатством отделки, напоминая одновременно средневековый замок и боярские палаты XVII века с шатровым крыльцом.
В Нижегородской конторе Госбанка России хранился золотой запас империи, который начал стягиваться сюда из окраинных губерний еще в 1912 году в связи с предвоенной обстановкой. Это были не только слитки драгоценных металлов (золото, серебро, платина), но и монеты, ценные бумаги, а также сокровища Эрмитажа и Аничкова дворца, секретные архивы ряда министерств и прочее.
И вновь – удивительные перекрестки истории: здание архитектора Покровского встало рядом с Покровской церковью, давшей название улицы. Вплотную к зданию банка примыкает дом причта Покровской церкви (д. 28), построенный по проекту архитектора Н. Б. Фельдта в 1877–1878 годах и надстроенный в советское время. На соседнем доме 30а имеется мемориально-аннотационная доска о том, что здесь с XVII века находилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая была уничтожена в 1930-е годы. На Покровку выходила колокольня со шпилем, а сама церковь с куполом и небольшой главкой стояла в глубине улицы за колокольней.
В 1860-е годы рядом с Покровской церковью было выстроено здание женского епархиального училища (д. 30), предназначенное для обучения дочерей священнослужителей. Участок земли с садом и огородом на Большой Покровской улице пожертвовала в вечное владение епархии княгиня Анна Георгиевна Толстая, урожденная Грузинская, дочь князя Грузинского. Дом построен по проекту архитектора И. К. Кострюкова в 1861–1874 годах, а со стороны Холодного переулка к нему примыкает бывший общежитский корпус (в нем сегодня камерный театр им. Степанова).
Княгиня Толстая на свои средства содержала двух учениц, называемых стипендиантками. Со временем училище перестало быть закрытым учебным заведением лишь для дочерей лиц духовного звания, в него получили доступ представительницы других сословий. В молодые годы в качестве «классной дамы» работала в женском епархиальном училище будущая известная путешественница и натуралист Александра Викторовна Потанина-Лаврская (1843–1892). Сюда она поступила на службу после смерти своего отца-священника с целью поддержать существование семьи. Служба в училище казалась ей однообразной, как и весь образ жизни, который вдруг в одночасье переменился. Будучи в Вологде, она познакомилась с приятелем своего брата политическим ссыльным К. В. Потаниным, впоследствии известным путешественником. Выйдя за него замуж, она вместе с супругом объездила всю Азию, ведя самостоятельную научную работу в качестве этнографа и ботаника.
             После революции здание епархиального училища перешло к военному ведомству. В нем были открыты курсы красных командиров и располагался штаб 17-й Нижегородской стрелковой дивизии, которой с 1922 по 1932 год командовал будущий маршал Советского Союза И. С. Конев, в честь которого на фасаде установлена мемориальная доска. Сегодня это Дом офицеров.
Перед ним – нижегородский «Монмартр», где продают свои работы и изделия народных промыслов нижегородские художники – живописцы, графики, мастера прикладного искусства. В глубине двора стоит учебный корпус ННГУ им. Лобачевского, бывшее здание Владимирского реального училища (д. 37), открытого в 1877 году для подготовки инженерно-технических кадров. Здание училища построено в 1885 году по проекту петербургского архитектора К. К. Лычина, дорабатывал его нижегородский городовой архитектор Н. Д. Григорьев. На торжественной церемонии освящения учебного заведения присутствовал великий князь Владимир Александрович, брат императора Александра Ш. В его честь училище получило наименование «Владимирское». Почетным его попечителем стал известный пароходчик М. Ф. Каменский, в честь которого училище позже было переименовано.
Нижегородское реальное училище было одним из лучших среди средних учебных заведений Московского учебного округа. Его окончили Иван Сергеевич Рукавишников (автор романа «Проклятый род»), писатель Борис Пильняк. Здесь учились представители всех сословий, преподавались преимущественно физико-математические и технические дисциплины.
В 1918 году училище было закрыто, а здание передано вновь образованному Нижегородскому государственному университету, созданному на базе Нижегородского народного университета (1916), высших сельскохозяйственных курсов и Варшавского политехнического института, эвакуированного в Н. Новгород в период Первой мировой войны. В связи с сокращением числа факультетов в 1922 году здание было передано другим организациям. Но с 1945 года оно вновь стало университетским, лишь менялись факультеты. Эти стены видели многих выдающихся ученых – математика И. Р. Брайцева, генетика с мировым именем С. С. Четверикова, физика с мировым именем академика А. А. Андронова, историка С. И. Архангельского, биохимика И. А. Белова и многих других.
Перед учебным корпусом ННГУ на постаменте установлен скульптурный бюст известного ученого Николая Николаевича Боголюбова – математика и физика, лауреата Госпремии СССР, возглавлявшего институт ядерных исследований в г. Дубне. Н. Н. Боголюбов – представитель известной нижегородской семьи. Его отец, нижегородский протоиерей Николай Михайлович Боголюбов, священник Спасской церкви, читал курс богословия в Нижегородской духовной семинарии. Три его сына – Николай, Алексей и Михаил стали известными учеными, академиками.
            Следующий дом по этой же стороне улицы – доходный дом Фролова (д. 39),  построенный в 1912 году известным столичным архитектором Ф. О. Шехтелем одновременно с кинотеатром «Художественный» в Москве и имеющий сходные с ним черты. На первом этаже был открыт кинотеатр «Палас» (сейчас здесь детский кинотеатр «Орленок»), на втором этаже – киноконцертный зал, который сразу стал культурным центром города. В 1937 году в киноконцертном зале открылась филармония, здесь выступали К. Шульженко, Л. Утесов, С. Рихтер, Д. Шостакович, Ван Клиберн и другие выдающиеся деятели музыкальной культуры. В 1968 году филармония получила новое здание в Кремле, а прежний дом в 1978 году подвергся капитальной реконструкции под театр кукол.
Архитекторы С. Тимофеев и В. Шимон оставили лишь стены, для размещения фойе и вестибюля использовали стоящий рядом бывший доходный дом А. И. Узатиса – И. М. Рукавишникова (д. 39а). Первым владельцем дома был Алексей Иванович Узатис – руководитель строительства и первый директор Сормовского завода, майор корпуса горных инженеров. После него домом владел Иван Михайлович Рукавишников – старший сын М. Г. Рукавишникова, владельца железоделательного завода. Именно И. М. Рукавишников, гласный Городской думы, почетный мировой судья, действительный член Нижегородского общества поощрения высшего образования и Общества любителей художеств, известный благотворитель преподнес на блюде хлеб-соль Николаю II на открытии здания Государственного банка.
            Вход в театр кукол расположен с торцового фасада, который напоминает открытую сцену с действующими на ней фигурами шарманщика, петрушечника и их помощников. Уютный зал на 380 мест, прекрасные интерьеры, фонтан с бассейном – все это сразу завоевало сердца публики.
            В соседствующем с театром здании находится магазин «Художественные промыслы», где продаются изделия мастеров прикладного искусства из различных регионов России, но в первую очередь, конечно, нижегородских умельцев. На третьем этаже расположен Фонд народных художественных промыслов Нижегородской области, который стремится возрождать и пропагандировать традиционное народное прикладное искусство нашего края. А на 4-м этаже действует музей художественных промыслов Нижегородской области, в котором помимо постоянной экспозиции организуются выставки фольклорной культуры различных народов, населяющих Нижегородскую губернию.
            Дом на противоположной стороне улицы не похож на своих соседей, выделяясь фантастическими крылатыми чудовищами на фасаде. Под крышей виден барельеф в виде небольших крылатых грифонов с распростертыми крыльями. Это торговый флигель купчихи Ольги Николаевны Каменевой (д. 38). Первоначально он представлял собой одноэтажный дом с большими окнами-витринами, в 1914–1915 годах был реконструирован в стиле модерн. Именно тогда его украсили странные существа, которые сделали дом достопримечательностью улицы. В настоящее время здесь детская поликлиника.
Соседний дом № 40 также в начале ХХ века принадлежал О. Н. Каменевой. Он сохранил свой облик с 1820-х годов и является редким образцом городской дворянской усадьбы пушкинской поры. Первоначально это был дом баронессы Анны Федоровны Моренгейм,  принадлежавший жене императорского лекаря. Но она здесь не жила, а сдавала дом Борису Ивановичу Белавину, сыну нижегородского наместника. Его брат Василий создал в Нижнем Новгороде в 1818 году особую управу декабристского общества «Союз благоденствия», которым руководил Сергей Петрович Трубецкой. Вот почему в краеведческой литературе дом более известен как «Дом декабристов Белавиных».
Напротив него находится первый в городе широкоформатный кинотеатр «Октябрь»,построенный в 1963 году по проекту архитектора Л. Б. Рождественской на месте разрушеннойлютеранской церкви. Кстати, лютеранская община в Нижнем была второй в России (существует с 1580 года). Прихожанами кирхи были представители в том числе губернаторы И. Ребиндер и А. Ф. Гирс. Лютеранский храм (освящен в 1827 г.) проектировал архитектор А. Бежанов, надзор за строительством осуществлял архитектор И. Ефимов. В 1931 году храм закрыли, орган растащили по частям, а в 1962 году, несмотря на протесты общественности, снесли и саму церковь, занесенную в реестр памятников архитектуры РСФСР. Справа от кинотеатра сохранилось краснокирпичное здание бывшего пасторского дома, служившего приютом для детей и богадельней (д. 51).
            Угол Большой и Малой Покровской с четной стороны оформляет  торговый центр «Итал-люкс», получивший в архитектурной среде прозвище «Золотой дом» (мастерская «Архстрой»). Он вплотную пристроен к бывшему доходному дому макарьевской мещанки Матрены Ивановны Сизовой (д. 52), который представляет собой еще один интересный шедевр творца нижегородского модерна зодчего С. А. Левкова. Он был построен в 1904–1905 годах. В 1909 году усадьба перешла во владение костромскому мещанину Александру Иосифовичу Викенгейзеру, который расширил оконные проемы магазина. В 1999 году здание реконструировано архитектором А. В. Степовым в стиле неомодерн. Такое необычное получилось сочетание модерна и хай-тека.
            Напротив доходного дома Сизовой в 1910 году начал строить свой особняк пароходчик Дмитрий Никанорович Колчин, которого современники не жаловали за суровый нрав и скаредность. После смерти Колчина в 1916 году недостроенное здание (д. 57) перешло в городское управление. Фасад дома ассиметричен, что характерно для модерна, строгая графика линий фасадов смягчается выступающими над кровлей ризалитами. В 1999 году здание было реконструировано. В нем были восполнены элементы, предусмотренные первоначальным проектом: балкон на третьем этаже, створки ворот, парапетные решетки. Был надстроен мансардный этаж, появились черепичная кровля и керамическая плитка на фасаде. В настоящее время здесь находится ювелирный салон «Византия».
Чуть дальше, за перекрестком, стоит дом (д. 59), связанный с именем выдающегося музыкального критика, исполнителя и дирижера, мецената и знатока театра Александра Дмитриевича Улыбышева. Младший сын помещика Горбатовского уезда, он получил прекрасное образование за границей, в Саксонии, и готовился стать дипломатом, но переборола тяга к музыке. Улыбышев является автором первой в мире биографии Моцарта.
После переезда из усадьбы Добролюбовых на Лыковой дамбе, где они проживали несколько лет, Улыбышевы в 1848 году поселились в собственной усадьбе. Как считают авторитетные исследователи, А. Д. Улыбышев проживал в другом доме в этом же квартале (М. Покровская, 4). Это дом нижегородского полицмейстера В. С. Смирнова (построен в 1820-е гг.), неоднократно менявший владельцев, пока в 1848 году его не приобрела дочь Улыбышева Наталья Александровна, в замужестве Садокова. Что касается углового дома, отмеченного мемориальной доской, он построен в 1853-1854 годах по проекту Н. Ужумедского-Грицевича, в 1857 году Улыбышев передал право на владение им своей второй дочери Софье (в замужестве Вильде), которая перепродала его купцу А. М. Губину.
Четная сторона улицы перед площадью Горького завершается Домом связи (д. 56), выстроенным по проекту архитектора М. Гинцберга в период с 1929 по 1936 год. Дом связи является памятником советской архитектуры эпохи конструктивизма. Архитектор Е. М. Мичурин, представитель знаменитой династии нижегородских строительных подрядчиков и архитекторов, украсил фасады здания пилястрами и карнизом с модульонами. Е. М. Мичурин был известен с дореволюционных лет как ярмарочный архитектор, но и в годы советской власти его творчество было активно востребовано. Именно он является автором проектов Сормовского ДК, ДК им. Ленина и стадиона «Локомотив» в Канавинском районе.
Площадь Горького делит улицу Большую Покровскую на две части – старую и новую, аристократическую и разночинную. В начале XIX столетия на месте Дома связи и усадьбы Улыбышева находились Покровский пруд и дамба (засыпаны в конце века), а площади и в помине не было – это пространство занимали болота и овраги.
            Площадь была спроектирована в 1830-е годы архитектором И. Е. Ефимовым и инженером П. Д. Готманом (в его честь была названа отходящая от площади улица Готмановская, ныне Костина). При этом было предусмотрено продолжение Б. Покровской ул. до Крестовоздвиженского монастыря (район современной пл. Лядова). Нивелировка площади потребовала больших усилий инженеров и строителей. Для засыпки неровностей окрестным жителям было предписано свозить сюда мусор и землю. Первыми на площади были возведены корпуса тюремного острога с арестантской ротой (ныне юридический институт МВД).
До начала ХХ века площадь оставалась окраиной города. За свою историю она многократно меняла свое название: Новая, Арестантская, Ново-Базарная, имени 1-го Мая, им. Горького.
В 1950 году в центре площади разбили сквер, и в нем 2 ноября 1952 года установили памятник А. М. Горькому работы заслуженного художника СССР В. И. Мухиной. Бронзовая скульптура на черном гранитном постаменте отлита в Ленинграде. После установки этого памятника площадь была переименована в честь А. М. Горького. Сквер является памятником природы, засажен 50 уникальными видами деревьев и кустарников, в том числе экзотических. В настоящее время рассматриваются различные проекты реконструкции площади.
Верхняя часть Большой Покровской улицы застраивалась в 1860-е годы преимущественно деревянными домами на каменном полуподвале или двухэтажными каменными. Из строений этой части улицы лишь один дом занесен в реестр памятников архитектуры – дом купчихи Серебренниковой (д. 68). Он знаменит тем, что здесь был найден клад монет царской чеканки.
            В соседнем доме (Б. Покровская, 70) находится Музей русского прикладного искусства, первый в городе частный музей. Его владелец и директор – Игорь Николаевич Ладашев, который, коллекционирует и экспонирует предметы русской старины, собирает и собственноручно ремонтирует самовары. Вот почему собрание Ладашева более известно как Музей самоваров. Здесь можно не только послушать интереснейшие экскурсии о быте наших далеких и недавних предков, но и попить чай из огромного старинного самовара.
            Вот и подошло к концу наше путешествие по главной улице, по-свойски называемой «Покровка».  На ней всегда шумно и многолюдно. В теплое время года вдоль улицы открываются летние кафе и торговые палатки с сувенирами и угощениями. Все это привлекает на Покровку и горожан, и туристов.
© Открытый текст
размещено 11.04.2009

(1.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Кучерова Т.
  • Размер: 49.44 Kb
  • © Кучерова Т.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции