Музыкальные интересы Л. Н. Толстого сформировались под влиянием домашнего музицирования, которое с XVIII века бытовало в России как сложившаяся культурная традиция. Роль музыки в становлении писателя чрезвычайно велика, и, вероятно, поэтому в разные периоды жизни он пытался осмыслить ее как данность. Результат этих размышлений – формальное определение музыки, уникальность которого состоит в том, что в нем, как в фокусе,… Читать далее »
Цель данной статьи – показать, как проявляются некоторые свойства музыкального пульса, ритма и метра на крупных временных отрезках, вплоть до целой пьесы и даже цикла. Попытки непосредственно распространить законы метра и ритма на крупные музыкальные построения многократно предпринимались в ходе развития теории музыки. Это прежде всего введение Х.Риманом понятия „квадрата“ или квадратного периода как… Читать далее »
Общая цель статьи – разработка методов формального анализа музыкального текста с последующей возможностью применения этих методов в компьютерном анализе и синтезе. Под формальным анализом здесь понимается поиск внутренних закономерностей в структуре текста без привлечения стилистического контекста и человеческого фактора. Предполагается, что музыкальное произведение способно «объяснить» самое себя исключительно из собственного текста. Несмотря на такую жесткую… Читать далее »
Генрих ОРЛОВ Древо музыки [56] Глава вторая. ВРЕМЯ Что есть время? Кто может просто и кратко объяснить его? Кто способен, хотя бы в мыслях, постигнуть его, произнеся о нем хотя бы единое слово? Но о чем мы упоминаем в наших беседах с большим пониманием и знакомством, чем о времени? И,… Читать далее »
Опубл.: Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967. Глава I. Как развивались взгляды на музыкальную память. Глава II. Свойства памяти. Глава III. Четыре типа памяти. Глава IV. Книга собственного опыта. Глава V. Сознание и подсознание.
«Неоконченное эссе: феномен» – глава из романа-исследования «Модель Гвидо Аретинского», который подготавливается к печати. Формальное определение музыки, данное Л.Н. Толстым во второй половине XIX в., нашло подтверждение в исследованиях петербургских ученых Генриха Орлова, Нины Бергер и Виктора Юшманова. В предлагаемом Вашему вниманию эссе рассказывается о научно-практической разработке пространственно-временных отношений в музыке, сделанной кандидатом искусствоведения, доцентом… Читать далее »
[202] Величайшие русские писатели, начиная с Гоголя и Лермонтова, неизменно чувствовали свое кровное родство с Пушкиным, с гордостью возводя к нему свою творческую генеалогию. Но уже очень давно начало углубляться понимание того, что роль пушкинского наследия в развитии русской культуры выходит далеко за пределы литературы. «Пушкин — отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов — отец… Читать далее »
ИННА БАРСОВА МУЗЫКА. СЛОВО. БЕЗМОЛВИЕ[1] [165] Слово безмолвие, скрыто присутствующее в теме нашей конференции, уже произнесено о. Георгием Чистяковым. Я продолжу эту тему, хотя пойду своей тропой. Мне очень хотелось бы, чтобы сегодня звучала музыка. Ведь Александр Викторович Михайлов был не только филологом, но и музыкантом. Мой словесный текст продлится лишь несколько минут[2]; продолжением его могла бы стать музыка,… Читать далее »
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря (14.92 Kb) Историко-культурная и духовная значимость Городецкого Феодоровского монастыря необычайно высока. Устойчивой церковной традицией он связывается с именем святого благоверного князя Александра Невского[1] и с чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской. Это позволяет отнести монастырь к категории широко почитаемых православных святынь, имеющих общероссийское значение. Между тем,… Читать далее »
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников Городца в конце XIX – начале ХХ века (18.54 Kb) А.И. Давыдов (НИП «Этнос») В первые общероссийские списки «памятников древностей», составленные в 1827 – 1828 годах, как известно, попали два городецких объекта: земляной вал и Феодоровский мужской монастырь[1]. В дальнейшем, на протяжении всего XIX века, Городец,… Читать далее »