ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

7 декабря 2018 г. Продолжение Материалов к энциклопедическому словарю "Цензура в России" представлено в разделе "Цензура и текст": "Цензурные учреждения в Киеве".


   Главная страница  /  Человек и текст

 Человек и текст
Размер шрифта: распечатать





Седов Андрей Васильевич. Автобиография и список научных работ (25.18 Kb)

Родился 17 октября 1924 г. в крестьянской семье деревни Матюкино Вязниковского района Владимирской области. Это провинциальная глубинка, 20 верст от районного центра. Мать не грамотная, но под старость, когда уже не могла работать, самостоятельно научилась читать. Отец самый грамотный мужик в деревне, окончил сельскую земскую школу. Семья многодетная, шестеро детей, я старший. Немножко помню жизнь доколхозную. Дед в юности батрачил. По советским меркам семья считалась середняцкой: имели лошадь, хотя по ленинской классификации 1-2 лошадные крестьяне относились к беднякам. В детстве видел трагедию насильственной коллективизации, когда в нашей деревне «раскулачили» двух крестьян не потому что они жили чужим трудом, а потому, что в отличии от других у них дома были полукаменные. У них отобрали все имущество и выслали из деревни. Но они, как люди трудолюбивые и трезвые, не пропали. Один из них обосновался в Нижнем Новгороде, работал возчиком. Жил с семьей в бараке и потом поставил здесь, в Лапшихе, свой домик.
В школу пошел в 1932 г. на восьмом году жизни. Дед с трудом выучил меня считать до пяти, я путал цифры три и четыре, потому что они обе содержали букву «Р», которая мне давалась с трудом. Начальная школа располагалась в двух верстах, в д. Абросимово. Первыми учителями были молодые комсомолочки, решавшие задачу народного всеобуча. Как они ее решали, видно из того, что проучившись первый год, читать я не умел. Обучение круто улучшилось, когда в школу пришел бывший земский учитель Иван Иванович Нарбеков, сын местного священника. Вот это был настоящий учитель – воспитатель, он и запомнился на всю жизнь.
Школу – семилетку закончил в центре сельского совета д. Галкино, и единственным в деревне продолжил обучение дальше. Колхоз наш был нищим, его буквально разорил первый председатель единственный коммунист И.В. Евплов. Он и свое хозяйство вел нищенски, и колхоз на таком же уровне держал. При всей колхозной бедности, отец мой понимал значимость образования, и в 1939 г. определил меня в педагогическое училище г. Вязники. Учительская профессия тогда считалась престижной, а в Вязниковском педучилище работал на редкость высоко профессиональный коллектив. Среди учителей были и выпускники Дерптского университета, и столичных Бестужевских курсов. И классным руководителем нашей группы была «бестужевка» Л.А. Шустовская – изумительная учительница и наставница, тоже, как и И.И. Нарбеков, из духовного сословия. Очень жаль, что после этой войны данное высокопрофессиональное учебное заведение было ликвидировано.
К сожалению, до войны я училище закончить не успел, прошел лишь два курса из трех. За хорошие успехи в учебе меня в 1941 г. наградили поездкой в Ленинград. Я был безмерно рад, ибо кроме Вязников я никаких других городов не видел, тем более столичных. Отъезд нашей группы был назначен на 23 июля 1941 г. А 22 июня грянула война. Но для меня поездка в город Ленина казалась важнее войны, ибо все мы тогда были воспитаны на идее войны быстрой и победоносной. Поэтому 23 июля я прошел в Вязники, чтобы ехать в Ленинград. «Андрюша, какая поездка, ведь война началась», - вразумляла меня Лидия Александровна Шустовская. Так война перечеркнула мою детскую мечту о великом городе. Потом, после войны, я трижды побывал в Ленинграде, сначала аспирантом, потом преподавателем для работы в центральном архиве. Но детскую боль от неудачи 1941 г. испытываю до сих пор.
Я вынужден был оставить учебу, потому что отца в 1941 г. мобилизовали, а в августе 1942 г. он был смертельно ранен в боях подо Ржевом, скончался в госпитале и похоронен в братской могиле Шаховского района Московской области. А мать была уже больна, на руках у нее пятеро малых детей. Пришлось идти на работу. Но через год, в 1942 г., призвали в армию и меня. Однако, в действующую армию меня не взяли по зрению. Это у немцев в ту войну было много солдат – очкариков, а у нас ни одного. У меня тогда и близорукость была небольшая, всего минус 1,5, но и этого тогда оказалось достаточно, чтобы меня забраковать. И группу таких «негодных» направили на фронт трудовой. И я четыре года проработал на оружейном заводе им. Дегтярева в Г. Коврове Владимирской области, где участвовал в изготовлении знаменитых ПТР – противотанковых ружей системы Дегтярева.
Когда война закончилась, я завершил обучение в Вязниковском педучилище, получил отличный аттестат, и в 1946 г. поступил на исторический факультет Московского педагогического института им. Ленина. Но там возникли проблемы с общежитием, и я перевелся в Горьковский педагогический институт. Здесь мне посчастливилось слушать лекции академика С.И. Архангельского и блистательного эрудита Н.П. Соколова, который прочитал нам курсы Античности и Медиевистики. К сожалению, этих маститых историков не очень жаловали тогдашние партийные власти, потому что Сергей Иванович в молодости был кадетом, а Николай Петрович – эсером. В 1948 г. в Советском союзе была развернута идеологическая борьба с «безродным космополитизмом». В педагогическом институте «прорабатывали» С.И. Архангельского и Н.П. Соколова. В этом мракобесии особенно упражнялись декан исторического факультета Н.И. Зыков и зав. кафедрой истории СССР Н.М. Добротвор. Но наши студенческие симпатии были на стороне «подсудимых», потому что «судьи», как преподаватели, им, как говориться, «и в подметки не годились».
В 1950 г. я с отличием закончил педагогический институт и был оставлен в аспирантуре по кафедре истории СССР. Жил очень трудно, потому что был уже семейным, а общежития мне не предоставили. Тем не менее я успешно защитил кандидатскую диссертацию «Удельные крестьяне Нижегородской губернии» в специализированном совете Горьковского университета. У меня были достойные оппоненты: С.И. Архангельский и А.И. Парусов. А дальше большие сложности с работой. Хотя меня готовили в аспирантуре для работы в пединституте, зав. кафедрой истории СССР Н.М. Добротвор буквально выгнал меня на улицу, потому что жил с моим научным руководителем К.Г. Селезневым «как кошка с собакой». С ним он ничего поделать не мог, ибо Селезнев был эрудированнее его и блестящий лектор. Зато отыгрался на мне, на ученике. Мы, студенты, любили К.Г. Селезнева, ибо лекции читал вдохновенно. Он припадал на одну ногу, за что студенты его уважительно называли «железным хромцем», как знаменитого Тамерлана. А Добротвор был лектором сумбурным, авторитетом у студентов не пользовался и за склочный характер имел прозвище «Злотвор».
Меня пытался взять на работу в университет А.И. Парусов, зав. кафедрой истории СССР. Но историческая наука считалась тогда политической, и все преподавательские кадры утверждались обкомом партии. К несчастью, я попал на прием к молодому инструктору, только что вышедшему из стен Горьковского университета В.П. Наумову. До восстановления историко-филологического факультета нашего университета главным поставщиком идеологических кадров в области был педагогический университет. Видимо В.П. Наумов спесиво возревновал и отклонил мою кандидатуру как чужеродную. Он теперь в Москве, в институте истории АН, но у меня он оставил память недобрую. Выручил меня выпускник пединститута П.М. Лизунов, занимавший тогда в обкоме партии весомый пост, уважавший К.Г. Селезнева. Он порекомендовал меня преподавателем Горьковской высшей партийной школы, где я проработал 8 лет в должности старшего преподавателя общей кафедры истории, возглавляемой тогда профессором В.П. Кустовым, которого я хорошо знал по педагогическому институту. Условия работы в этой школе были хорошими, но полный тупик в науке, потому что большинство преподавателей того времени были бывшими партийными и советскими аппаратчиками вышедшими в служебный тираж и никакого интереса к науке не имевшими.
В 1960 г. Н.С. Хрущев ликвидировал преподавание истории страны в партийных школах. Я перешел на кафедру истории КПСС, возглавляемую отличным специалистом М.Н. Шумиловым. Но проработав там год, я понял, что не мое это дело, и в 1961 г. принял предложение декана историко-филологического факультета Горьковского университета С.А. Орлова. На совете факультета по предложению Н.П. Соколова меня избрали на должность доцента кафедры истории СССР. Ее тогда возглавлял В.В. Пугачев, большой знаток времен начала XIX в. и совершенно безразличный к советскому периоду истории страны. Вот он и взвалил на меня всю советскую историю, которую до меня тянула античница М.С. Садовская, вернувшаяся из Саратова вместе с Пугачевым. Она с большим удовольствием передала мне эту обузу, и я много лет в одиночку тянул это воз, читая лекции и ведя семинары по советскому периоду истории СССР на всех трех отделения факультета. Естественно, что у меня практически не оставалось времени на науку.
Постепенно сложился творческий коллектив этой части кафедры: М.Н. Вдовин, Н.Н. Толстова, из медицинского института перешел Ф.Г. Евграфов. И в 1975 г. образовалась отдельная кафедра истории СССР советского периода. Но, к сожалению, заведование ею доверили ни кому-либо из нас, а проходимцу из Самарканда В.И. Ефимову. Он серьезно дискредитировал кафедру, ибо его невежество быстро обнаружили даже студенты, так как он путал Византию с Венецией и допускал другие исторические нелепости. К сожалению, университетские власти слишком долго благоволили ему, и лишь когда выяснилось, что он самозванный участник Великой Отечественной войны, что все его награды купленные, а профессорский диплом липовый, ректор вынужден был от него срочно избавиться. Но ущерб его «руководства» для кафедры был существенный, ибо он всемерно тормозил профессиональный рост кадров. Лично мне отказал в творческом отпуске для подготовки докторской диссертации.
Тем не менее я докторскую диссертацию подготовил в 1981 г. Успешно защитил ее на ученом совете Московского педагогического института им. В.И. Ленина на тему «Крестьянские комитеты России в 1917 году». Оппонентами у меня были Ю.И. Кораблев из института истории СССР АН, В.М. Селунская из МГУ, Е.А. Луцкий из Историко-архивного института. Защита прошла единогласно, и по ее результатам я получил лесное предложение возглавить кафедру истории СССР Ленинградского педагогического института. Заманчиво было, но я поскромничал, и решил, что «синица в руках надежнее журавля в небе».
Я посвятил себя родному теперь мне Нижегородскому университету, где дважды, в 1969 – 1971 и 1981 – 1983 гг. исполнял обязанности заместителя декана по вечернему и заочному отделению, неоднократно работал в предметной комиссии на вступительных экзаменах. А когда кафедра истории СССР феодального и капиталистического периодов осталась без заведующего , декан факультета С.И. Сухих перевел меня на должность заведующего этой кафедрой, за что я ему признателен. В начале было непросто, ибо мешали работе К.П. Маслов, мечтавший занять это кресло, и К. Демиховский, вечно конфликтовавший с коллективом. Но постепенно все утряслось, кафедра интенсивно развивалась, и по моей инициативе из нее была выделена кафедра новая – источниковедения и историографии. Таких кафедр в стране немного, наша была четвертая.
В 1990 г. истек мой конкурсный срок заведования кафедрой, а мне «стукнуло» 65 лет, в отделе кадров мне сказали: «Вот президентом в 65 лет быть можно, а зав. кафедрой нельзя». Я по характеру не начальник, и с удовольствием сдал вахту, благо к этому времени успел защитить докторскую диссертацию Н.Ф. Филатов. Он совершил настоящий научный прорыв, подняв краеведческую тему на уровень большой науки, чего не смогли сделать многие нижегородские краеведы. Этим он возродил краеведческие традиции С.И. Архангельского. И с тех пор я работаю рядовым профессором этой кафедры, которая теперь справедливо именуется кафедрой истории России и краеведения.
У меня было не мало житейских трудностей, тормозивших мою научную работу. Теперь не менее в моем научном багаже на сегодня:
 
 
Краеведческие публикации
доктора исторических наук, профессора,
Почетного работника высшей школы
 Седова Андрея Васильевича.
 
 
Учебники и учебные пособия:
 
1.    Нижегородский край: факты, события, люди. ННГУ. Два издания: 1977 и 1997 гг.
2.    История массовой коллективизации в Нижегородском крае: методические рекомендации по сбору воспоминаний. ННГУ, 1988.
3.    Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах. М., 1992.
4.    Словарь по истории Нижегородского края. Н. Новгород, 1991.
5.    История Отечества и Родного края: методическое пособие. ННГУ, 1996.
6.    Родная история: учебник для начальной школы. Н. Новгород, 1998.
7.    Нижегородский край: хрестоматия. Арзамас, 2001.
8.    Страницы жизни А.С. Пушкина: книга для внеклассного чтения. Н. Новгород, 2002.
 
 
Монографические книги и брошюры.
 
1.    Удельные крестьяне Нижегородской губернии (1797 - 1863). Автореферат кандидатской диссертации. Горький, 1954.
2.    Нижегородский подвиг В.И. Даля. Н. Новгород, 1993.
3.    Преданный друг А.С. Пушкина. Арзамас, 2000.
4.    Дореволюционная финансово-кредитная система Нижегородской губернии. Н.Новгород, 2002.
 
 
Очерки в коллективных монографиях:
 
1.    На рубеже двух веков// Славная история: очерки истории Выксунского металлургического завода. Горький, 1967.
2.    Нижний Новгород в условиях Первой мировой войны               // История города Горького. Горький, 1971.
3.    Создание Нижегородского университета// Университет, рожденный Октябрем. Горький, 1976.
4.    Сергей Иванович Архангельский// Выдающиеся ученые. ГГУ, 1988.
5.    Вдохновители выставки// XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде, Н. Новгород, 1996.
6.    «Изба лошкаря»// Там же.
7.    Из воспоминаний нижегородцев о раскулачивании в 30-е годы// Забвению не подлежит, т.2. Н. Новгород, 1994.
8.    Династия предпринимателей Бугровых из крестьян д. Попово  // Борское отечество мое. Н. Новгород, 1998.
9.    Горнозаводчики Баташевы-Шепелевы// Каждый род знаменит и славен. Н. Новгород, 2000.
10.  «Хлебные короли»// Там же.
11.  Из истории Ардатовского уезда// Ардатовский край: прошлое и настоящее. Н. Новгород, 2000.
12.  С.И. Архангельский – выдающийся краевед// С.И. Архангельский: жизнь в науке. Н. Новгород, 2002.
13.  Бугров последний: научный консультант документального фильма.
 
 
Статьи и очерки в сборниках и журналах:
 
1.    Развитие товарного производства и расслоение крестьян в удельной деревне Нижегородской губернии// Ученые записки ГГУ, 1961, вып.52.
2.    Выксунские заводы в конце XIX – начале ХХ в.// Ученые записки ГГУ, 1963, вып.58.
3.    Рабочие Выксы в Первой русской революции// Ученые записки ГГУ, 1964, вып.65.
4.    Положение и борьба рабочих Выксунских заводов в конце XIX – начале ХХ века// Ученые записки ГГУ, 1964, вып.72.
5.    Реформа 1863 г. в удельной деревне Нижегородской губернии // Там же.
6.    Социально-экономическое положение крестьян Нижегородской губернии к 1917 году// Ученые записки ГГУ, 1966, вып.78, ч.2.
7.    Крестьянское движение 1917 г. в Семеновском уезде// Ученые записки ГГУ, 1971, вып.135.
8.    Крестьянское движение 1917 г. в Балахнинском уезде// Ученые записки ГГУ, 1972, вып.171.
9.    Крестьянское движение в Нижегородском уезде накануне октябрьской революции// Социально-экономическое и культурное строительство в Горьковской области. Горький, 1977.
10. С.И. Архангельский (историографический очерк)// Записки краеведеов, Горький, 1983.
11.  Кризисное состояние земледелия удельных крестьян Нижегородской губернии накануне падения крепостного права// Кризис феодально-крепостнических отношений в сельском хозяйстве России. Владимир, 1984.
12.  Итоги и задачи изучения классовой борьбы крестьянства Нижегородского Поволжья// Историография Великой Октябрьской революции и Гражданской войны в Поволжье. Куйбышев, 1984.
13. Из истории кожевенной промышленности Нижегородской губернии в первой половине XIX в.// Верхнее и Среднее Поволжье в период феодализма. Горький, 1985.
14.  Н.А. Добролюбов и В.И. Даль// Стезею правды и добра. Горький, 1987.
15. Просветительская деятельность В.И. Даля в удельной деревне Нижегородской губернии// Идеология и культура феодальной России. Горький, 1988.
16. Социально-техническое развитие Приокских горных заводов в XIX в.// Взаимодействие технического и социального прогресса в эпоху феодализма. Свердловск, 1989.
17. Почему В.И. Даль уехал из Нижнего Новгорода?// В памяти отечества. Горький, 1989.
18. Нижегородский откос – памятник гидростроительному мастерству// Исторические наименования – память народа. Горький, 1990.
19. Статистические источники по истории сельскохозяйственных рабочих Нижегородских губерний// Проблемы историографии и источниковедения истории пролетариата Центрально-промышленного района. М., 1990
20. Удельные крестьяне Нижегородской губернии – главные мастера «золотой хохломы»// Материальная и духовная культура феодальной России. Горький, 1990.
21.   В.И. Даль в оценках Н.Г. Чернышевского// Друзья свободы и добра., Н. Новгород, 1990.
22.  Историография Октябрьской революции в Нижнем Новгороде// Проблемы историографии Великой Октябрьской революции. Самара, 1991.
23.   Просветительские взгляды В.И. Даля в духовном развитии России// Возрождение России и русская общественная мысль. Н. Новгород, 1993.
24.  Февральская революция в нижегородской деревне  // Мининские чтения. Н. Новгород, 1992.
25.  Удельный крестьянин Петр Бугров – основатель бугровской фирмы в Нижнем Новгороде// Российское купечество от средних веков к новому времени. М., 1993.
26.  Как управлялась Нижегородская губерния до революции// Нижегородский регион в истории российской государственности. Н. Новгород, 1994.
27. Педагогическая деятельность В.И. Даля// История образования и просвещения в России XIX – ХХ вв. М., 1994.
28.Реформа П.А. Столыпина в Нижегородской губернии// Россия в новое время: выбор путей исторического развития. М., 1994.
29. Подсечно-переложная система земледелия у крестьян нижегородского Заволжья// Формы сельскохозяйственного производства и государственного регулирования. М., 1994.
30.  Основатель нижегородской фирмы Бугровых// Вопросы истории, 1994, №7.
31. Нижегородские рабочие и буржуазные военно-промышленные комитеты// Буржуазия и рабочие России во второй половине XIX – начале ХХ в. Иваново, 1994.
32. Воздействие В.И. Даля на культуру нижегородцев   // Информационный бюллетень № 5. Н. Новгород, 1994.
33.  Основание в Нижнем Новгороде Александровского дворянского института// Педагогическое обозрение, 1994, №3.
34. Ратный и трудовой вклад в победу жителей с. Вазьянски Спасского района Нижегородской области// Горьковская область в Великой Отечественной войне. Н. Новгород, 1995.
35. Удельные имения – экспериментальная база крестьянской реформы// Дискуссионные вопросы российской истории. Арзамас, 1955.
36. Торгово-промышленная фирма Бугровых в Нижнем Новгороде// Факторы становления социального облика и менталитета российского предпринимателя. Н. Новгород, 1995.
37.  Нижегородское земство: краткий исторический очерк // Педагогическое обозрение, 1995, №3.
38. Огневая подсека в нижегородском Заволжье// Формы сельскохозяйственного производства и государственного регулирования. М., 1995.
39.  Основание Нижегородского университета// Гражданская война и культура. М., 1996.
40.  Старообрядцы Бугровы – крупнейшие предприниматели Нижнего Новгорода// Старообрядчество. М., 1996.
41.  Учитель и школа на Всероссийской выставке 1896 г.  // Педагогическое обозрение, 1996, №3.
42.  Всероссийская выставка 1896 г. не только промышленная, но и аграрная// Город славы и верности России. Н. Новгород, 1996.
43. Система образования у старообрядцев// Педагогическое обозрение, 1996, №4.
44.  Вятчанки в Серафимо-Дивеевском и Серафимо-Понетаевском женских монастырях// Религия и церковь в культурно-историческом развитии русского Севера, Киров, 1996.
45. Историография нижегородского земства// 100 лет XVI Всероссийской выставке 1896 г. Н. Новгород, 1996.
46.  Взгляды В.И. Даля на школьный процесс// Образование в Нижегородской области и современность. Н. Новгород, 1997.
47. Основание торгово-промышленной фирмы Бугровых в Нижнем Новгороде// Вестник ННГУ, История, 1996.
48.  «Удельный князь нижегородский»// Нижегородский предприниматель, 1996, №3.
49.  Славный купеческий род// Нижний Новгород, 1998, №2.
50. Документы по истории Бугровых// Макарьевско-Нижегородская ярмарка. Н. Новгород, 1997.
51. Как защищали себя учителя до революции// Педагогическое обозрение. 1999, №1.
52. Земская школа// Педагогическое обозрение, 1999, №3.
53.  Из истории удельных крестьян Нижегородской губернии  // Исторический архив, 1999, №6.
54. Горький и Бугров// Интеллигенция России на пороге XXI века. Н. Новгород, 1999.
55. П. Бугров – крупнейший нижегородский солеподрядчик  // Старообрядчество. М., 2000.
56. Нижегородский купец Ф.А. Блинов – инициатор создания общественных банков в России// Проблемы истории и современного развития банковской системы. Н. Новгород, 2000.
57. Из истории Автозаводского района Нижнего Новгорода   // Педагогическое обозрение, 2001, №3.
58. В.И. Даль – поборник социальной справедливости   // Вопросы истории, 2001, №9.
59. Старообрядческие богодельни// Памятники христианской культуры Нижегородского края. Н. Новгород, 2001.
60. Дореволюционная финансово-кредитная система Нижегородской губернии// Проблемы и пути развития банковской системы региона на рубеже XXI столетия. Н. Новгород, 2001.
61. В.И. Даль как просветитель// Педагогическое обозрение, 2001, №4.
62. Финансово-кредитная миссия нижегородского Приказа общественного призрения// Состояние банковской системы региона и использование ее потенциала в развитии экономики Нижегородской области. Н. Новгород, 2002.
63. Политическая борьба за мелкую земскую единицу// Материалы XVIII чтений памяти Н.П. Соколова. Н. Новгород, 2002.
64. Упущенный шанс (из истории нижегородского университета)  // Вестник ННГУ. История, 2002.
65. Новые материалы о первой в России старообрядческой школе, открытой Н.А. Бугровым // Педагогическое обозрение, 2003, №1.
66. Заботы купцов Бугровых об укреплении и благоустройстве Кремля// Нижегородский Кремль. Н. Новгород, 2003.
67. Духовное завещание академика живописи А.В. Ступина // Вопросы истории, 2003, №3.
68. Многострадальный храм (Городецкая старообрядческая часовня) // Старообрядчество. М., 2004.
 
 
Кроме этого опубликовано 194 исторических статей в местной прессе, и большинство из них (140) краеведческие, в том числе три цикла газетных очерков: нижегородская служба В.И. Даля, история купцов-старообрядцев Бугровых и дореволюционная финансово-кредитная система Нижнего Новгорода.
26 мая 2004 г.      
 
 

(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Седов А.В.
  • Размер: 25.18 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Седов А.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Аалто А. На перепутье между гуманизмом и материализмом
Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае
Абэ Кобо. Женщина в песках
Августин Аврелий. Исповедь
Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.
Айгеншарф Якоб. Эхо тундры
Чингиз Торекулович Айтматов. И дольше века длится день (Белое облако Чингизхана; Буранный полустанок)
Айтматов Чингиз. Пегий пес, бегущий краем моря
Айтматов Чингиз. Прощай, Гульсары!
Аксенов В.П. Вольтерьянцы и вольтерьянки
Аксенов Василий. Остров Крым
Аксенов Василий. Ленд‑лизовские. Lend‑leasing
Акутагава Рюноскэ. Ворота Расемон
Акутагава Рюноскэ. Табак и дьявол
Амаду Жоржи. Дона Флор и два ее мужа
Амаду Жоржи. Лавка чудес
Даниил Андреев. Роза мира. (Книги 1-12). Метафилософия истории
Анекдоты об Александре I и Николае I
Аполлинер Гийом. Стихи 1911-1918 гг. из посмертных сборников
Апулей Луций. Апология, или О магии
Апулей Луций. Метаморфозы, или Золотой осел
Аристотель. Политика
Арсеньев В.К. Дерсу Узала
Асприн Роберт. Еще один великолепный МИФ
А Ты. Два стула и альтернативное настоящее (турболингвистический вопль)
Бабель Исаак. Одесские рассказы
Бакли Кристофер. Здесь Курят!
Бальзак Оноре де. Шагреневая кожа
Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы
Ролан Барт. Мифологии
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности (Отрывки из книги)
Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Бах Ричард. Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса
Башевис-Зингер Исаак. Люблинский штукарь
Башевис Зингер Исаак. Шоша
Бекетт Сэмюел. В Ожидании Годо
Беккет Сэмюэль. Приди и уйди
Беннетт Джон Г. О Субуде
Беннетт Джон Г. Свидетель или история поиска
Беранже. Стихи
Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине
Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии)
Берлин Исайя. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах
Бестер Альфред. Человек без лица
Беттельгейм Бруно. О психологической привлекательности тоталитаризма
Беттельгейм Бруно. Просвещенное сердце
В.М. Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема
В.М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни
Битов А.Г. Пушкинский дом
Бланшо Морис. Взгляд Орфея
У.Блейк. Стихотворения
Блох Артур. Закон Мерфи
Боас Франц. Ум первобытного человека
Богомолов Владимир. Момент истины (В августе сорок четвертого). Глава третья
Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний. Паскаль Б. Предисловие к трактату о пустоте. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать
Бодрийяр Жан. Система вещей
Бокаччо. Декамерон.
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Безумный день или женитьба Фигаро
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Севильский цирюльник или тщетная предосторожность
В. Бондаренко. "Ты все еще любишь меня?.."
Борхес Х.Л. История вечности
Борхес Хорхе Луис. Книга вымышленных существ
Боулз Пол. Под покровом небес
Брайсон Билл. Путешествия по Европе
Брэдбери Рэй Дуглас. 451 градус по Фаренгейту
Сергей Брйтфус. Истоки и причины кризиса оснований математики.
Бродский Иосиф. Полторы комнаты
Бродский Иосиф. Лица необщим выраженьем. Нобелевская лекция
Быков Василь. Альпийская баллада
Быков Василь. Сотников
Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глав 1.
Булгаков Михаил Афанасьевич. Тьма египетская
Бунин Иван. Легкое дыхание
Бурдье П. Начала
Бутусов К., Мичурин В. Лев Гумилев: Космос и Человечество
Борис Васильев. В списках не значился
Вачков И. Мозговой штурм. Деловая игра для педагогов
Вентури Р. Из книги «Сложность и противоречия в архитектуре»
Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида
Вердин Йоахим. Жизнь без еды
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере
Виан Борис. Сердцедер
Витгенштейн Людвиг. Из "Тетрадей 1914-1916"
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат с параллельным философско-семиотическим комментарием Вадима Руднева. 3 Логической Картиной Фактов является Мысль.
Витгенштейн Л. О достоверности
Борис Володин. "Фауст" Гёте: история и жизнь.
Волошенинов А.В. Математика и искусство
Вольтер. Кандид, или оптимизм
Воннегут Курт. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (Пляска со смертью по долгу службы)
Воннегут Курт. Завтрак для чемпионов
Воннегут Курт. Колыбель для кошки
Галинская И.Л. Загадки Сэлинджера
Гамсун Кнут. Голод
Гамсун Кнут. Соки земли
Ганди Мохандус К. Моя вера в ненасилие
ГАРИ Ромен. Повинная голова
Гари Роман. Обещание на рассвете
Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
Гаскелл Элизабет. Крэнфорд

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100