Инструкция еврейским типографщикам (3.99 Kb)
ИНСТРУКЦИЯ ЕВРЕЙСКИМ ТИПОГРАФЩИКАМ (1800 г.). Проект Инструкции был подготовлен рассматривавшими еврейские сочинения при Рижском цензурном комитете Л. Элканом, М. Гезекилем и Е. Д. Леви в конце 1799 — начале 1800 г. и представлен на утверждение генерал-прокурору Сената П. Х. Обольянинову 22 июня 1800 г. Основной задачей инструкции являлось введение контроля за деятельностью еврейских типографий, существовавших в Российской империи (в Славуте, Дубно, Остроге, Шклове, Вильне, Радзивиллове и др. городах и местечках). Положение этих типографий не было законодательно оформлено, так как формально полиграфические предприятия, принадлежащие частным лицам, в этот период существовать в стране не могли. Еврейские типографы, издававшие литературу исключительно религиозного содержания, действовали практически бесконтрольно; в 1798—1800 гг. не более 10 % выпускавшихся ими книг проходили через Еврейскую экспедицию Рижского цензурного комитета. Инструкция, по замыслу ее составителей, была призвана исправить эту ситуацию. Инструкция состояла из тринадцати параграфов. В них подробно расписывался порядок представления книг и рукописей в Еврейскую экспедицию Рижского цензурного комитета, вводились правила оформления титульных листов (обязательное указание места издания, указание года издания от сотворения мира и от рождества Христова цифрами и т. д.), содержалось требование о предоставлении экземпляров всех выпускаемых книг в Библиотеку Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге и др.
«Инструкция еврейским типографщикам» не содержала в себе никаких требований и ограничений, касающихся содержания книг. Однако сам факт ее разработки свидетельствовал о том, что рижские цензоры, являвшиеся последователями идей еврейского Просвещения, стремились ограничить выпуск еврейской литературы религиозной тематики и установить контроль над ее содержанием. Предметом особой тревоги цензоров была печатная продукция типографий, принадлежавших хасидам. По мнению Л. Элкана и его сотрудников, именно она в наибольшей степени способствовала обособлению евреев и культивировала религиозный фанатизм и невежество.
«Инструкция еврейским типографщикам» была передана на рассмотрение в Санкт-Петербургский цензурный комитет, где некоторые ее положения были смягчены и сглажены. В частности, требование указания года издания от рождества Христова было признано «излишним и несовместимым с терпимостью веры их [евреев] в государстве» (РГИА. Ф. 1374. Оп. 3 (1800 г.). Д. 2416. Л. 160). Исключенными из текста Инструкции оказались также пункты о предоставлении рукописей в двух экземплярах, о необходимости для книготорговцев требовать у типографов оригиналы цензорских заключений при оптовой покупке книг и др.
Исправленный текст «Инструкции еврейским типографщикам» был утвержден П.Х. Обольяниновым и отослан обратно в Ригу 11 августа 1800 г. Однако никаких свидетельств о применении этой Инструкции на практике не сохранилось, равно как и нет документов, предписывавших губернаторам довести ее до сведения и руководства еврейских типографов.
Лит.: Боровой С. Я. Нариси з iсторiї еврейської книги на Українi // Бiблiологiчнi вiстi. 1925. № 1/2 (8/9); 1926. № 1 (10); Гессен Ю. И. Евреи в России: очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев. СПб., 1906; Эльяшевич Д. А. Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797—1917: очерки истории цензуры. СПб.; Иерусалим, 1999.
Д. А. Эльяшевич
Публикуется впервые
(0.1 печатных листов в этом тексте)
|