И.В. Нестеров. Князь Пожарский –– психологический портрет по данным графологии (5.37 Kb)
Источников по истории Нижегородского ополчения немало. Персонально руководителям ополчения повезло куда меньше. О том, кем были эти люди «изнутри», историки судят в основном по их деяниям. Но в круговороте событий подобного масштаба личный вклад человека выявить всегда непросто. Значение такой научной дисциплины, как графология, при таких обстоятельствах возрастает многократно.
Условия, при которых проводится данное исследование:
а) из того, что может дать графология, выбираем только характер исследуемого лица;
б) следует учесть, что возможности графологии в данном случае сильно ограничены –– как незначительным объемом материала (2 автографа по несколько слов в каждом), так и тем, что методики, созданные для русского письма 20 века, далеко не во всем подходят для письма века 17-го;
в) поскольку информационный повод предлагаемой статьи –– 400-летие Нижегородского ополчения, пришлось пока ограничиться двумя автографами Пожарского, находящимися в свободном доступе (т. е. не в виде оригинальных рукописей из РГАДА, а в научно-популярном издании). Последнее в науке не очень принято, но в качестве первого этапа работы –– допустимо.
Базовая методика исследования –– Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. М., 1993.
Скрынников, Р. Минин и Пожарский. М., 2007.
Скрынников, Р. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. М., 1981.
Признак
|
Расшифровка
|
1) по наклону (по угловому положению букв в соотношении с линией строки) – вертикальный почерк (автограф 1604 г.) с элементами левого наклона (автограф без даты)
|
Большая сдержанность, самообладание, выносливость, замкнутость, с элементами несоответствия личных естественных склонностей человека внешним условиям жизни (возможно – хотел от жизни большего).
|
2) гласные «о» и «а» – закрыты сверху
|
Замкнутость.
|
3) высота букв:
а) автограф 1604 г. – 2-4,5 мм (в первой строке буквы выше, чем во второй);
б) автограф б. д. – 3-3,5 мм (норма в среднем несколько превышена от положенных 3 мм).
|
Властные амбиции несколько выше средних значений, но в целом – невысоки.
Возможна некоторая неровность поведения, повышенная аффективная возбудимость.
|
4) строки – с некоторым провисанием в середине.
|
Вероятно – подтверждение предыдущего подраздела.
|
5) геометрическая выдержанность письма – по-видимому, недостаточная.
|
Элементы аффективной возбудимости – возможна вспыльчивость, горячность.
|
6) соотношение угловых и дуговых элементов почерка – примерно равное.
|
Баланс между мягкостью и жесткостью в отношениях с окружающими («кнут и пряник»).
|
7) по внешнему виду – простое письмо, без украшений.
|
Прямой в отношениях; чуждый криводушию, мелочности, надменности; привычка игнорировать внешние атрибуты бытия.
|
8) графологичность почерка (степень отхода от каллиграфических образцов) – достаточно высока (оригинальность графемы «т» в обоих автографах и «п», похожей на «г» в автографе б. д.).
|
Достаточно высоки показатели степени самобытности личности, разнообразия ее психических проявлений; личной инициативы. Человек не довольствуется одним только приспособлением к условиям существования, а стремится внести что-то свое, новое и оригинальное.
|
Кажется, к сказанному нечего и добавить.
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|