Усачев А.С. Редакции жития митрополита Ионы: из истории древнерусской книжности середины XVI в. (6.16 Kb)
Житие м. Ионы относится к числу наиболее ярких памятников русской агиографии времени митрополита Макария. Как установил В.О. Ключевский (см.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. С. 241-242), памятник сохранился в трех редакциях. Первая (составленное в 1547 г. «Слово похвальное» м. Ионе) помещена в мартовском томе Успенского комплекта ВМЧ (см.: ВМЧ. Март. Дни 26-31. Freiburg, 2001. С. 1901-1911). Вторая, согласно классификации историка, редакция, созданная на основе первой, содержится в 19 гл. 14 ст. Степенной книги (см.: ПСРЛ. Т. 21. 2-я половина. СПб., 1913. С. 505-526). До сих пор неизданная третья редакция, по мнению В.О. Ключевского, писалась на основе второй ок. 1556-1563 гг. Гипотеза В.О. Ключевского относительно характера взаимоотношений редакций жития м. Ионы была принята в историографии (например, см.: Лурье Я.С. Житие Ионы // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 270-273; Белякова Е.В. Об одном источнике жития митрополита Ионы // Архив русской истории. М., 1992. Вып. 2. С. 175; Белякова Е.В., Найденова Л.П. Житие митрополита Ионы как источник по истории канонизации святых в Русской церкви // Проблема святых и святости в истории России. М., 2006. С. 137-138). Результаты кодикологического анализа древнейшего (неизвестного В.О. Ключевскому) списка третьей редакции жития – Соловецкого – побуждают пересмотреть этот взгляд.
Анализ филиграней бумаги (знаки «сфера» со звездой: тип – Лихачев, № 1836 (1557/58 г.), № 1839 (1562 г.), № 3173 (1560 г.); Briquet, № 14008 (1559 г.); «ваза» с цветами: тип – Лихачев, № 1774 (1556 г.), № 2850 (ок. 1560 г.)) минеи на март, содержащей Соловецкий список (см.: ОР РНБ. Сол. 510/529; в научный оборот список был введен Я.С. Лурье), убеждают в том, что он может быть датирован не неопределенно XVI в. (как это делалось в историографии), а 50-60-ми гг. этого столетия. Результаты текстологического анализа трех известных полных списков третьей редакции жития м. Ионы (см.: ОР РНБ. Сол. 510/529; ОР БАН. Арханг. Д. 64; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 521; последние два списка в научный оборот введены Е.В. Беляковой) дают основания полагать, что Соловецкий список, по-видимому, не являлся протографом – судя по всему, все три списка (возможно, опосредованно) восходят к недошедшему архетипу редакции. Учитывая то, что хронологически наиболее поздним известием памятника является рассказ о возвращении образа Николы Великорецкого на Вятку (август 1556 г.) время создания памятника, по всей видимости, следует относить ко времени ок. 1556 г. (в более подробном виде наша аргументация по этому вопросу изложена во вводной статьей к готовящейся публикации третьей редакции жития м. Ионы).
Датировка третьей редакции жития м. Ионы временем ок. 1556 г. дает основания пересмотреть принятый в литературе взгляд на характер взаимоотношения т.н. второй и третьей редакций. Принимая во внимание время написания ркп., содержащей Соловецкий список жития м. Ионы, а также то, что хронологически наиболее поздним известием в ней является рассказ о возвращении образа Николы Великорецкого на Вятку, гипотеза о восхождении т.н. третьей редакции к помещенной в Степенной книге второй выглядит весьма сомнительно. Так, согласно принятому в историографии мнению М.Я. Диева и П.Г. Васенко (см.: Васенко П.Г. «Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. Ч. 1. СПб., 1904. С. 214-217; Усачев А.С. Забытое суждение о Степенной книге (Из неопубликованного наследия М.Я. Диева) // АЕ за 2004 год. М., 2005. С. 77-84) Степенная книга создавалась ок. 1555-1563 гг. (нами было высказано мнение о написании основного текста памятника к 1560 г., см.: Усачев А.С. К вопросу о датировке Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 4 (22). С. 28-40). Таким образом, есть основания полагать, что характер взаимоотношения редакций жития был обратным тому, который допускал В.О. Ключевский, – по всей видимости, созданная ок. 1556 г. т.н. третья редакция жития м. Ионы послужила источником второй, включенной в Степенную книгу, создававшуюся во второй половине 50-х гг. – начале 60-х гг. XVI в. (не позднее 31.12.1563 г.). Любопытно, что в Степенную книгу третья редакция вошла в сокращенном виде – при включении в 19 гл. 14 ст. в ней были опущены рассказы, которые напрямую не относились к биографии Ионы (о явлении ангела м. Фотию перед его смертью, о примирении этим святителем Василия II и Юрия Углицкого, об отравлении Дмитрия Шемяки, о м. Киприане и Феогносте, о преставлении м. Филиппа, об основании Покровского собора и др.). Ряд известий третьей редакции вошел в другие части Степенной книги: рассказы о Ферраро-Флорентийском соборе (7 гл. 14 ст.), о пророчестве м. Фотия относительно будущего занятия митрополичьей кафедры симоновским иноком Ионой и явлении ангела м. Фотию перед его смертью (16 гл. 14 ст.), об избрании Ионы на русскую митрополию (12 гл. 14 ст.).
Заключая краткий обзор редакций жития м. Ионы, можно отметить возрастание интереса к этому персонажу в макарьевское время. Так, в течении примерно 10 лет было создано три (!) редакции его жития, из которых две создавались уже после канонизации этого святителя. Очевидно, интерес к м. Ионе может быть связан с усилившимся при м. Макарии назидательным тоном московских книжников, которые в целом ряде посланий адресованных первому русскому царю (и в, возможно, предназначенной для него Степенной книге) представили целый ряд примеров идеальных носителей светской и духовной власти на Руси. Очевидно, именно поэтому образ первого русского митрополита избранного без санкции Константинопольского патриарха, бескомпромиссного противника унии, поддержавшего прадеда Ивана IV в борьбе за власть, привлек интерес русских книжников середины XVI в.
С незначительными изменениями опубликовано: Единство гуманитарного знания: новый синтез: материалы XIX междунар. науч. конф. Москва, 25-27 янв. 2007 г. М., 2007. С. 338-340.
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|