При описании коллекции Отдела Редких Книг Фундаментальной Библиотеки ННГУ1 в одном из Сборников2 был обнаружен список «Повести о Тимофее Владимирском».
Археографически это находка регионального значения. По российским меркам степень распространенности можно охарактеризовать как среднюю3 (М.О. Скрипиль говорит о 24 списках4), а степень заинтересованности в изучении – как очень невысокую (в предельно коротком библиографическом списке работа М.О. Скрипиля упомянута как первая и пока последняя из числа крупных5).
Нижегородский список «Повести…» относится к I (полной) редакции. Значительных текстуальных разночтений в нем нет, кроме пропуска слова «дщи» (дочери) во фрагменте, упоминающем родителей пришедшей на исповедь девицы – «… девица некая красна зело, (дщи) славных града того»6. Особенностью нижегородского списка является поздняя хронология – по наличию штемпеля с нечитаемой (вследствие плохой сохранности) легендой, он датирован 2 четвертью 19 – началом 20 в.в. Возможно, это самый поздний из известных списков (М.О. Скрипиль сообщает о двух списках 19 в). Непрерывность рукописной традиции памятника говорит о незатухающем интересе к нему до конца существования самой традиции, т.е. до событий 1917 г.
Краткое содержание «Повести…» таково: священник неназванной владимирской церкви совершает блудный грех во время исповеди. Боясь сурового наказания, он переодевается воином и бежит в Казань, где поступает на службу к тамошнему царю. Поменяв веру, заново обзаведясь семьей, разбогатев и сделав успешную военную карьеру, Тимофей тем не менее несчастлив – ведь все его достижения связаны с преступлениями против Родины, в набегах на которую он участвует. Случайная встреча с русским пленником, бежавшим из Казани, помогает ему получить прощение по грамоте великого князя. Кульминация «Повести…» - раскаявшийся преступник умирает от радости после прочтения грамоты.
Значимость памятника к том, что вполне естественное влияние жанра христианских житий не превращает «Повесть…» в печально знакомую археографам «историческую туфту». Достоверность описанных событий несомненна. Формат статьи не позволяет нам рассмотреть эту проблему подробно, в качестве примера укажем лишь на один факт: от митрополита Филиппа, инициатора помилования главного героя, дошло 7 посланий,7 из заголовков которых ясно, что минимум два посвящены вопросам помилования. Видимо, для Филиппа это был важный элемент политики, а значит и типичная для него модель поведения в подобной ситуации.
Датировка событий «Повести…» также не вызывает значительных затруднений, хотя и невозможна с точностью до года. Отправной точкой служит упоминание великого князя Ивана Васильевича и митрополита Филиппа вполне очевидно, что это не Иван IV и Филипп II (Колычев), т.к. время нахождения на должности последнего - 1566-1568 г.г. - приходится на период после взятия Казани. Иван III и Филипп I (уже упоминавшийся выше) как раз являются действующими лицами «Повести…». Кстати, в одном из списков II редакции против имени Филиппа добавлено «первый»,8 но список поздний – 18 в., поздним могло быть и добавление.
Филипп I занимал митрополичью кафедру в 1464-1473 г.г. Именно этим временем датируются события заключительной части «Повести…». Ее начало – на 30 лет ранее. Именно столько пробыл в Казани главный герой, покинувший Родину 20-летним юношей.
М.О. Скрипиль сужает возможные хронологические рамки концовки «Повести…» до 1467-1473 г.г., т.е. времени после неудачного похода на Казань в 1467 г.9 Обоснование подобной датировке автор не дает. Логически убедительно выглядит и противоположный вариант – 1464-1467 г.г., так как в «Повести…» о столь крупном событии, как попытка ликвидации Ханства ничего не говорится, жизнь главного героя безоблачна, на протяжении 30 лет он «соседям (т.е. Руси) то и дело наносил обиды смело», и душевный перелом происходит у Тимофея в результате нравственных страданий, а не из опасений попасть в руки бывших соотечественников.
Есть в «Повести…» и еще один не рассматривавшийся ранее датирующий элемент. Это упоминание в списках II редакции имени казанского царя, к которому между 1434 и 1443 годами бежал Тимофей. К сожалению, транскрипция имени – Маной10 – не соотносится напрямую с именем основателя ханства Улу-Мухаммеда (1438-1445).
Как источник по истории взаимоотношений Казани и Москвы 15 века «Повесть…» может дать следующее:
а). |
Казань охотно принимала русских перебежчиков. Именно туда, а не в Литву, например, показалось удобным бежать Тимофею, несмотря на необходимость перемены веры; |
б). |
Преимущественно принимались беглецы – военные. Конечно, Тимофей со своей основной специальностью востребован в Казани быть не мог. Тем не менее варианты все-таки имелись, но он их не выбрал.
Приоритет военных, очевидно, говорит о том, что именно нападения на Русь были существенной, если не главной статьей доходов молодого Казанского ханства; |
в). |
Многочисленность упомянутых в «Повести…» набегов – свидетельство того, что военная инициатива в борьбе Москвы и Казани во 2-3 четв. 15 века было явно на стороне последней. Находясь потенциально под прикрытием «Большого брата» - еще не рухнувшей Золотой Орды – Казань могла себе позволить подобное в отношении Москвы, занятой в это время внутренним разборками (гражданская война при Василии Темном и т.д.); |
г). |
Успешность военной картеры Тимофея, а также наличие в его владимирском доме комплекта вооружения (перед поспешным бегством он никуда, кроме дома, не заходил), говорит о получении Тимофеем в возрасте до 18 лет11 какой-то начальной военной подготовки и, видимо, о периодическом привлечении его для участия в боевых действиях (иначе – зачем оружие). Необходимость мобилизации священников в качестве воинов12 косвенно подтверждает наличие постоянной военной опасности со стороны Казани, раз уж приходилось вооружать все слои населения, в том числе такие далекие от военных проблем, как духовенство. Не забудем то, что Владимир – место жительство Тимофея – отнюдь не пограничный город. |
Упоминание большого числа русских пленников вкупе с аналогичным положением гл. 72 Стоглава 1551 г. «О искуплении пленных» («которых окупят царевы послы в Ордах, и во Цареграде, или в Криму, или в Казани…»13 - и все это всего лишь за год до падения последней!) характеризует отношения с Казанью как «Hannibal ante portas», ведь оплачивать расходы приходилось всей страной – через специальный налог с каждой сохи.14
д). |
Наименование бывшего священника «варваром» и «бусурманом» со стороны автора «Повести…», а также фраза самого «обусурмашившегося» Тимофея в разговоре с русским пленником «заклинаю тебя богом вашим Иисусом Христом» - очевидное свидетельство того, что обоюдное противостояние шло по всем направлениям, в том числе и по религиозному. Жесткость терминологии, а также полное забвение прошлых «заслуг» (Тимофей – бывший христианин и «бывший русский») – лишнее тому подтверждение. |
Резюме. «Повесть о Тимофее Владимирском» - интересный и информативный исторический источник. Будучи источником не летописного, а «человеческого» уровня, он и ценен как взгляд «с маленькой колокольни». Отношения между Москвой и Казанью характеризуются им как бы изнутри. Автор «Повести…» таких задач перед собой не ставил, но рассказанная им история позволяет сделать вывод: Москва и Казань в середине 15 века (а с небольшими оговорками – и в дальнейшем) – не волк и овца, а два намертво сцепившихся хищника, схватка которых могла окончиться только гибелью одного из них. Что, в конечном счете, и произошло.
Примечания:
1 |
далее – ОРК ФБ ННГУ. |
2 |
|
3 |
условно к числу редких можно отнести памятник, известный не более чем в 10 списках, к числу средних - в 20-30, к числу часто встречающихся - от 40 и более. |
4 |
на 1951 год. См. Скрипиль М.О. Повесть о Тимофее Владимирском / ТОДРЛ М – Л. 1951 т. VIII. |
5 |
не считая публикаций текста с комментариями других авторов. См.: Дмитриев Л.Л. Повесть о Тимофее Владимирском / Словарь книжников и книжности древней Руси .2 пол. 14-16 в.в. вып. 2 ч. 2 Л. 1989 |
6 |
л. 1б Списка. |
7 |
не считая, разумеется, упомянутой в «Повести…» грамоты, текст которой там не приводится. Список посланий Филиппа I см. в словаре Брокгауза-Ефрона, статья: «Филипп…» |
8 |
ГИМ. Барсов № 934. См.: Скрипиль М.О., ук соч., С. 298 |
9 |
Скрипиль М.О., ук. соч. 289 |
10 |
публикация текста: Скрипиль М.О., ук. соч.305 |
11 |
формула расчетов следующая: 20-летний Тимофей на момент бегства имел уже «детей», а значит – не менее двух; неженатых в священники, как правило, не рукополагают, следовательно, священником он стал, как минимум, в 18. |
12 |
случай – хоть и нечастый, но почти нормальный на протяжении всей истории России, включая 20 век. Примеров сколько угодно. |
13 |
Российское законодательство Х-ХХ веков т. 2 М. 1985 С.350
Сюда же можно отнести и свидетельства Казанского летописца. |
14 |
к близким по тональности выводам пришел и Е.В. Арсюхин, считающий, впрочем, что экономически от ликвидации Казанского ханства Москва больше проиграла, нежели выиграла. См.: Арсюхин Е.В. Полумесяц над Волгой. Н. Новгород. 2005. С. 181-182.
© Открытый текст |
размещено 5.05.2009