history/istochnik/istXIII-XIX/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Источниковедение  /  Источники XIII-XIX вв.

 Источники XIII-XIX вв.
Размер шрифта: распечатать





Усачев А.С. О дате смерти Козьмы Яхромского (11.64 Kb)

 

Заинтересовавшись вопросом о хронологии жизни основателя владимирского Космина монастыря Успения Богородицы – Козьмы Яхромского, мы столкнулись с противоречиями данных источников на этот счет. В целом ряде работ 1492 г. представлен как дата смерти Козьмы. Эта дата, однако, отсутствует в ранних источниках – в известных нам актах XV–XVI вв., а также в Житии[1]. Как установила А.И. Ефимова, первое документальное упоминание Козьмы и основанной им обители содержится в меновой грамоте, написанной между 1464 и 1473 гг.[2] Она упоминает «Кузьмин монастырь». Был ли Козьма жив в момент составления грамоты? Этот вопрос заставляет поставить проблему шире: в какой момент имя основателя монастыря входит в его название? Попытаемся прояснить эти вопросы.

Учитывая скупость данных источников о ранней истории большинства монастырей (в т.ч. и Космина), свое внимание мы сосредоточим на тех обителях, сведения о которых содержатся в ранних актах (Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Спасо-Евфимьевом и Иосифо-Волоцком монастырях), а затем предпримем попытку экстраполировать эти данные на историю Космина монастыря. Несколько забегая вперед, зафиксируем, что имя настоятеля обители, судя по рассмотренным нами актам, монастырь получал после его смерти. Когда же это происходило?

Первые троицкие акты, фиксирующие имя Сергия (ум. 1392 г.) в названии обители, датируются 1392–1427 гг., т.е. достаточно широким диапазоном[3]. К этому же времени относится и целый ряд грамот, в которых отсутствует это наименование монастыря[4]. Для актов, датированных 1410–1427 гг., также характерны оба варианта названия монастыря. Наши наблюдения позволяют уточнить акты с более узкой датировкой. В актах 1423, 1425–1427 гг. имя Сергия присутствует в названии обители[5]. Впрочем, его имени нет в ряде грамот, относящихся примерно к этому же времени[6]. Лишь в документах, датируемых 1428–1432 гг., имя Сергия закрепляется[7], хотя и в этот период встречаются отдельные упоминания монастыря и без него[8]. Есть основания полагать, что окончательное утверждение нового наименования Троицкой обители приходится на рубеж 20-х – 30-х гг. XV в. (т.е. на период, отстоящий примерно на 40 лет от кончины Сергия).

Судя по всему, аналогичным образом дело обстояло и с названием основанного Евфимием Суздальским (ум. 1404/05 г.) Спасо-Преображенского монастыря. Несмотря на то, что степень сохранности его актов значительно уступает троицким, можно полагать, что первые поименования обители «Евфимьевой» отстоят от смерти ее основателя не менее чем на десятилетие. Так, упоминание этого имени в названии обители фиксирует акт, датируемый временем около 1418–1419 гг.[9] Однако, по-видимому, в данном случае речь идет скорее об отдельном случае, а не о сложившейся традиции. На это указывает то, что в грамотах 1417–1433 гг. имя Евфимия отсутствует[10]. Оно вновь появляется лишь в документах 1430-х гг.[11] и времени около 1440 г. (№ 440). В актах же 1440–1444 гг.[12] имя Евфимия снова не фиксируется. Его закрепление в документах можно отнести к середине – второй половине 40-х гг. XV в.[13], т.е. к периоду, отстоящему от смерти преподобного примерно на 40 лет. При этом отдельные документы, не содержащие имени Евфимия, также встречаются и позднее[14]. (А.В. Маштафаров в соответствующей статье в «Православной энциклопедии» указал, что «имя прп. Евфимия появилось в наименовании монастыря не позднее 30–40-х гг. XV в.»[15]).

В актах, связанных с Белозерской и Волоцкой обителями, прослеживается другая тенденция. В белозерских актах имя Кирилла (ум. 1427 г.) фиксируется почти сразу же после его смерти – оно уже есть в документах, относящихся ко времени около 1428–1432 гг.[16] Аналогичная тенденция характерна и для актов, связанных с Волоцким монастырем: имя Иосифа (ум. 1515 г.) фигурирует в названии монастыря в актах, начиная с 1515–1516 гг.[17]

В свете вышесказанного можно обратить внимание на два момента. Во-первых, имя своего основателя обитель получала через некоторое время после его смерти. Во-вторых, отметим, что этот срок различался. В ряде случаев (Кириллов и Иосифов монастыри) обители почти сразу же после кончины своего основателя получали его имя. В других случаях (Троицкий и Спасо-Преображенский монастыри) этот процесс затягивался на 30–40 лет. При этом в течение какого-то достаточно значительного времени (10–20 лет) названия обители, включающие имя ее основателя и без него, могли сосуществовать.

Возвращаясь к вопросу о дате кончины Козьмы Яхромского, отметим следующее. В том случае, если наши наблюдения справедливы, его кончину можно относить ко времени до 1464–1473 гг.: либо ко времени около 1420–1430-х гг. (в том случае, если речь идет о типологическом сходстве Космина монастыря с Троицким и Спасо-Евфимьевым) или к периоду, непосредственно предшествовавшему составлению меновой грамоты 1464–1473 гг. (если для Космина монастыря характерны тенденции, присущие Кирилловой и Иосифовой обителям). Сказанное выше дает основания для предварительного вывода о том, наиболее осторожной датировкой смерти Козьмы, по-видимому, можно считать период времени не позднее 20-х – 60-х гг. XV в. В связь с этим можно поставить то, что Богородичная икона из Благовещенского собора московского Кремля (т.н. «Богоматерь Яхромская), происхождение и раннюю историю бытования которой в литературе связывают с именем Козьмы, датируется второй половиной XIV в.[18], на которую, согласно приведенным выше данным, могла приходиться первая половина жизни Козьмы.

Есть основания полагать, что результаты продолжения изучения этого вопроса – прежде всего, расширение круга источников, привлечение более широкого сравнительного материала, а также данных о почитании соответствующих святых – дадут возможность оценить познавательные возможности предлагаемой модели анализа ранней истории ряда обителей.

 

С незначительными изменениями статья опубликована: Усачев А.С. О дате смерти Козьмы Яхромского // Ключевские чтения – 2010. История России: личность, общество и природа страны: материалы всероссийской научной конференции: сб. науч. тр. М., 2010. С. 402–404.



[1] Житие Козьмы, написанное известным суздальским агиографом Григорием (середина XVI в.), сохранилось не менее чем в 4 списках XVII в. В настоящее время нами ведется работа по подготовке этого памятника к изданию.

[2] См.: Акты, относящиеся до юридического быта Древней России / под ред. Н. Калачева. СПб., 1864. Т. 2. С. 476. № 156 (III); Ефимова А.И. Успенский Козьмин монастырь на реке Яхрени в документах XV–XVIII столетий // Искусство христианского мира. Вып. 6. М., 2002. С. 247.

[3] АСЭИ. Т. 1. М., 1952. № 4–5.

[4] Там же. № 6–8, 11 и др.

[5] Там же. № 40, 46, 54 и др.

[6] Там же. № 44–45, 48–49.

[7] Там же. № 54, 56–57 и др.

[8] Там же. № 55, 74.

[9] АСЭИ. Т. 2. М., 1958. № 435.

[10] Там же. № 434, 436 и др.

[11] Там же. № 439.

[12] Там же. № 441–442.

[13] Там же. № 443–446.

[14] Там же. № 449 (1447–1449 гг.) и № 453 (1451–1462 гг.).

[15] См.: Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь // ПЭ. Т. 18. М., 2008. С. 362 (автор соответствующего раздела – А.В. Маштафаров).

[16] АСЭИ. Т. 2. № 50–51, 53 и др.

[17] АФЗХ. Ч. 2. М., 1956. № 65.

[18] Подробнее об этой иконе см.: Щенникова Л.А. «Богоматерь Яхромская». Византийский прототип и русские иконы XIV–XVI вв. // Россия и христианский Восток. Вып. 1. М., 1997. С. 49–62.

 


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 28.03.2013
  • Автор: Усачев А.С.
  • Ключевые слова: Владимирский Космин монастырь Успения Богородицы
  • Размер: 11.64 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Усачев А.С.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Труктанов И.О. Дозорная книга Г.А. Шамшева и В. Уракова 1615 года
Пудалов Б.М. К истории Лаврентьевской летописи (О предполагаемом месте составления списка 1377 г.)
Труктанов И.О. Документы XVI в. о владениях Троице-Сергиева монастыря на р. Оке в Стрелицкой волости Нижегородского уезда
Захаров Д.Р. Летописная статья 1071. Усть-Шексна => Рыбинск?
Нестеров И.В. Осада Козельска: опыт исследования при недостатке источников
Нестеров И.В., Пудалов Б.М. Возможности обнаружения источников по древнейшей истории русских городов
Макаров И.А. Медаль 1812 года
Чеченков П.В. Древнейший перечень фамилий нижегородского дворянства 1581 года
Хитров Д.А., Черненко Д.А. Земельные кадастры XVII-XVIII вв. как источник для изучения процесса дробления дворянского землевладения
Чеченков П.В. Служилый Нижний в 1622 году (нижегородская десятня 1622 г.: персональный состав и основные параметры уездной служилой корпорации)
Усачев А.С. Летописец начала царства и митрополичья кафедра в середине XVI в.
Усачев А.С. Сборник житий из собрания В.М. Ундольского: опыт реконструкции
Усачев А.С. Книга «владыки Офонасиа»: О владельце сборника сочинений Дионисия Ареопагита РНБ. Соф. № 1188
Усачев А.С. О дате смерти Козьмы Яхромского
Усачев А.С. Основные тенденции в изучении памятников древнерусской книжности в XX–XXI вв.: предварительные замечания
Черников С.В. Материалы подушных переписей Ингерманландии 1730-60-х гг. как источник по землевладению правящей элиты России
Усачев А.С. Из истории суздальской агиографии XVI – XVII вв.: Житие св. Иоанна, еп. Суздальского (По материалам ОР РГБ)
Усачев А.С. Князь И.Ф. Мстиславский – забытый книжник XVI в.?
Чеченков П.В. Перспективы использования алфавитов Разрядно-Сенатского архива к десятням для изучения городового дворянства России второй половины XVI – XVII в. (на примере Нижнего Новгорода)
Усачев А.С. Редакции жития митрополита Ионы: из истории древнерусской книжности середины XVI в.
Усачёв А.С. «Насыщение событиями» первых веков истории Древнерусского государства в исторических сочинениях XVI в.
Чеченков П.В. Родословные росписи конца XVII в. как источник изучения генеалогии нижегородского дворянства
Давыдова А.А. О приемах использования материалов писцового делопроизводства в современных исследованиях по истории Нижегородского края
Давыдова А.А. Особенности структуры служилого землевладения в Закудемском стане Нижегородского уезда по Писцовой книге 1621 – 1623 гг.
Черненко Д.А. Структура служилого землевладения в Нижегородском уезде по писцовой книге 1621 – 1623 гг. (Березопольский стан)
Чеченков П.В. Десятни как источник изучения нижегородского служилого «города»
Кошелева О.Е. Указотворчество Петра Великого и формирование образа его власти
Ф.А. Селезнёв. Источники по истории народных промыслов Нижегородской области
Нестеров И.В. Отношения Казани и Москвы 2-3 четверти XV века в «Повести о Тимофее Владимирском»
Соколова Н.В. Описание церковно-монастырских владений в процессе секуляризации начала XVIII века. Опыт реконструкции (на материалах Нижегородского уезда)
Введенский А. Фальсификация документов в Московском государстве XVI – XVII вв.
Чеченков П.В. Ранние писцовые описания Нижегородского уезда
Черненко Д.А. Сельское расселение и землевладение центральных уездов России в XVII - XVIII вв. (по материалам писцовых книг и Экономических примечаний к Генеральному межеванию)
Гимон Т.В. Для чего писались русские летописи?
Давыдова А.А. Материалы писцового делопроизводства Нижегородского уезда как историко-географический источник и некоторые методы их анализа
И. Морозов. Актовый материал на службе помещичье-буржуазной историографии (спор 1856 г. о сельской общине в России)
Базилевич К. Таможенные книги как источник экономической истории России
Пудалов Б.М. Благовещенский монастырь и нижегородское летописание XIV-XV вв.
Саар Г.П. Источники и методы исторического исследования
Шибаев М.А. Софийская 1 летопись Младшей редакции
Фомина М.С. «Златоструй» как памятник литературы XII – XVI вв.
Пудалов Б.М. Сборник "Измарагд" в древнерусской литературе

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100