ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

12 августа 2018 г. размещена новелла Трумена Капоте "Завтрак у Тиффани".


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археография  /  Описние археографичских памятников

 Описние археографичских памятников
Размер шрифта: распечатать




Научное описание рукописных и старопечатных книг. Краткое методическое пособие (22.29 Kb)

 
   Количество существующих в настоящее время пособий достаточно велико. Многие из них для начинающего археографа могут служить лишь дополнительной литературой при прохождении соответствующих обучающих курсов. Осваивать специальность самостоятельно по таким пособиям трудно: многословие и туманность объяснений мешают этому. Предлагаем заинтересованному пользователю максимально краткий вариант, или как говорили наши недалекие предки – ликбез. При пользовании данным пособием следует учесть неизбежность сделанных автором упрощений некоторых понятий. Литература по теме используется только минимально необходимая и легкодоступная.
   Последнее замечание перед началом обучения: археография – дисциплина практическая, поэтому книгу, которую вы в перспективе собираетесь описывать, лучше держать перед глазами, иначе объяснения могут показаться абстрактными.
   Начнем с рукописной книги. Количество пунктов полного научного описания может доходить до 20. На практике описание конкретной книги делает обычно один человек; для того, чтобы все пункты были отработаны высокопрофессионально, таких людей необходимо, как минимум, несколько. Поэтому нет жестких требований, и автор в определенном диапазоне свободен при выборе как количества параметров научного описания, так и объема каждого из них.
   Первым указывается инвентарный номер. За ним – заглавие. Оно определяется по содержанию (составу) книги, поэтому графа заполняется лишь после отработки раздела «состав».
   Третьим пунктом обычно идет дата. Датировка рукописи возможна по следующим основаниям:
1) наличие даты в записи писца (чаще всего в конце, значительно реже – в начале или в других местах). Такое бывает примерно в 10% случаев.
 
2) наличие даты в тексте – если рукопись совпадает по времени создания с описанными событиями.
 
3) упоминание в тексте известных исторических лиц или событий.
 
4) по первому году Пасхалии. Пасхалия, в которой по годам расписаны числа Пасхи, обычно начинается с года создания рукописи (имеются исключения, но они редки). Пасхалия – обязательный атрибут некоторых книг, например – Святцев.
 
5) по водяным знакам (филиграням) – на бумажных рукописях. Иногда (чаще всего на бумаге 2 пол. 18 – 1 пол 19 вв.) встречается т.н. «белая дата» - дата производства бумаги, заложенная в водяной знак. Определяя хронологию рукописи по «белой дате», необходимо учитывать «показатель залежности», т.е. время, прошедшее между производством бумаги и ее использованием (созданием рукописи). Показатель этот в каждом случае индивидуален, но чем древнее рукопись, тем он статистически – больше (из-за невысокой скорости тогдашнего транспорта, перемещавшего бумагу от производителя к потребителю). При отсутствии «белой даты», изображение и литеры водяного знака сверяются с т.н. альбомами филиграней. Альбомы создаются на базе рукописного материала, имеющего заранее установленную твердую дату. Правила пользования альбомами описаны во вступительных статьях каждого из них. Наиболее доступны издания:
 
● филиграни 17 века по рукописным источникам ГИМ. Каталог. Сост.: Т.В. Дианова, Л.М. Костюхина. М., 1988
 
● Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства 17-20 вв. М., 1959
Филиграни ранее 17 века - в альбоме: Briquet C.M. Les Filigranes. Vol. I-IV. Geneve, 1907.
К сожалению, последний трудно найти в провинциальных библиотеках.
 
6) по штемпелям (бесцветным фабричным оттискам на бумаге) – для рукописей 1828 г. и позднее. Датировка более точная, чем по филиграням. Показатель залежности обычно невелик, но учитываться тоже должен. Из литературы наиболее доступен альбом Клепикова.
 
7) по внешнему виду бумаги. Признак лучше всего работает в отношении поздних рукописей 18 – 20 в.в. Особенно характерна синяя (различных оттенков) бумага, производившаяся в последней четверти 18 – 1 пол. 19 вв. Плотная белая или желтоватая бумага, чаще всего – без водяных знаков, характерна для 2 четверти 19 – начала 20 вв. Распознавание ее на глаз возможно при наличии некоторого опыта.
 
8) по признакам письма. К сожалению, рекомендации, имеющиеся в учебниках палеографии (самые лучшие – у В.Н. Щепкина), мало помогут начинающему археографу. По прошествии некоторого времени мы надеемся опубликовать в данном интернет-издании методическую разработку собственного производства. Некоторые признаки могут друг другу противоречить, например: в тексте Нового Завета описаны события 1 века н.э., при этом писцовая дата – 1836 г., «белая дата» - 1830 г. Рукопись датируется по самому позднему из признаков. В любом случае необходима их взаимная проверка, как бы «перекрестный допрос» имеющихся источников.
 
   Покончив с датировкой, переходим к подсчету количества листов. Как правило, именно такая, а не постраничная нумерация характерна для рукописных книг (1 лист = 2 страницы). Отдельно подсчитываются чистые припереплетные листы (именуемые в ряде изданий форзацными). Собственная нумерация автору описания необходима, поскольку существующая в книге часто имеет сбои и полагаться на нее нельзя. Простейшая схема обозначения нумерации может быть такой: «186 л. (+1 форзацный)». Нумерацию в литературе иногда именуют пагинацией (непонятно зачем – это иностранный 100%-ный синоним).
   Формат. Определяется по расположению на листе основной части водяного знака. На листах большого формата обозначаемых - 1º (аналог - 2º, что в большинстве случаев более точно) водяной знак просматривается в середине листа. В книгах меньшего формата лист перегибается пополам – это 4º, и водяной знак оказывается на сгибе, т.к. разделен пополам:
 
 
   В книге формата 8º знак рассекается уже на 4 части. Одну четвертую изображения можно увидеть на просвет в правом верхнем углу:
 
(Рисунки взяты из альбома Т.В. Диановой, Л.М. Костюхиной, стр.7)
 
   Книги меньших форматов (16º, 32º, и т.д.) на практике встречаются нечасто. И слава Богу, поскольку поиск фрагментов водяного знака на листе проходит по куда более сложной схеме.
   После формата в скобках даются размеры книги в сантиметрах (по листу или по переплету).
   Следующий пункт – тип письма. Обычно выделяются 3 типа: устав, полуустав, скоропись. В современном языке аналог первого – письмо «печатными буквами» (по научной терминологии – буквами печатных форм). Основным признаком устава является сохранение правильных геометрических форм букв, а также раздельность их написания. В классическом полууставе ломается геометрия, но сохраняется раздельность написания. При скорописи геометрические формы полностью нарушены (графика букв – индивидуального исполнения), письмо слитное.
   Описание переплета. Легкоусвояемых методических разработок по его датировке не существует, нет их по вопросам определения пород дерева, из которого сделаны крышки переплета, и т.д. Вследствие этого данный пункт можно заполнить путем формального описания (т.е. по внешнему виду).
   Термины, знание которых необходимо:
● верхняя (нижняя) доска – в деревянном переплете аналог понятий передняя (задняя) крышка. Последнее можно употреблять по отношению к картонным переплетам; удобная аббревиатура для первого – «в.д» и «н.д.»
    
● обрез – боковая сторона блока книги (кроме той, которая закрыта корешком)
 
● застежка – элемент, соединяющий доски поверх обреза (на стороне, противоположной корешку). Застежка препятствует проникновению внутрь книги вредоносных насекомых, пыли и пр. Застежка состоит из кожаного ремешка, металлической «лапки» - на одной из досок, и металлического «замка» - на другой. Застежек (если они есть) чаще всего две, реже – одна, еще реже – три (большего количества нам не приходилось видеть).
 
● жуковина (жук) – металлический (реже – из иного материала) шпенек любой (чаще округлой) формы, служащий для предохранения поверхности переплета от механических повреждений при положении книги лежа (на столе) или стоя (на полке). Жуковин всегда бывает несколько, расположены они на внешней стороне плоскости нижней доски или по нижнему краю последней. Название дано по внешнему виду элемента.
 
● угольники и средник – металлические пластины, расположенные по углам и в середине одной из досок (чаще верхней). Это элементы украшения, а не защиты переплета.
 
    Описывать переплет можно своими словами, но, по возможности, кратко. Например: «доски в коже коричневого цвета с 2 застежками; на н.д. – 10 жуковин, на в.д. – 4 угольника и средник».
   Описание орнамента. Достаточно сложный пункт, поскольку требует знания орнаментальных стилей и стандартов оформления книги. На первом этапе можно ограничиться указанием на наличие основных элементов орнамента (по возможности – со ссылкой на лист книги).
   Необходимая терминология:
● заставка – орнаментальная рамка для заголовка, реже – для всего листа.
 
● вязь – орнаментированная первая строка текста (заголовка)
 
● инициал – орнаментированная заглавная буква
 
● концовка – текст в конце главы или всей книги, оформленный чаще всего в виде треугольника углом вниз (имеет сходство с верхней половиной песочных часов; текст «иссякает», как песок в часах).
 
● миниатюра – сюжетная картинка на чистом (или частично заполненном текстом) листе. Обычно иллюстрирует содержание.
 
   Состав. Если книга содержит одно самостоятельное произведение (рукописную статью), она считается книгой единого состава, если два или более – сборником. Название книги единого состава начинающий археограф может дать по имеющемуся в ней заголовку. Если книга состоит из двух рукописных статей, в названии упоминаются обе (через точку или точку с запятой). Если рукописных статей три или более, необходимо посмотреть – статьи какого содержания преобладают. Например, в сборнике 2 сказания, 4 жития, 3 повести. Наиболее удачный вариант названия: «Сборник житий, повестей, сказаний». Существуют сборники т.н. устойчивого состава, имеющие примерно сходный набор рукописных статей. В средневековой Руси такие сборники имели особые названия, например: «Измарагд». Именно их стоит употреблять исследователю, профессиональный уровень которого позволяет идентифицировать такие сборники. Встречаются устойчивые названия при неустойчивом составе, например: «Пчела». При обнаружении таких названий, употреблять их тоже можно – в случае если это название всей книги, а не одной из рукописных статей.
   Роспись состава производится с указанием листов. Например:
л. 1 -12 Житие Феодосия Печерского
л. 13 – чистый
л. 14 – 17 «Сказание черноризца Храбра како состави святый Кирилл Философ азбуку по языку словенску», и т.д.
   Если граница рукописных статей проходит по оборотной стороне листа, его можно обозначить как «л(ист) 17 б», или «л 17 об.».
   Почерки. Очень важный, но чрезвычайно трудоемкий при освоении пункт научного описания. Наиболее умные исследователи, не имеющие специальной почерковедческой подготовки, его обычно опускают. В перспективе может дать информацию о количестве писцов – создателей рукописи, границах их почерков, на этой основе – оказать помощь в датировке отдельных частей книги, если под одним переплетом вшиты разновременные блоки (конволют), и т.д.
   Фиксация записей. Записями (маргиналиями) называются любые рукописные фрагменты, не имеющие прямого отношения к тексту книги. Записи – ценнейший исторический источник. Пространственно могут находиться на полях страниц (владельческие, продажные записи), в конце текста (писцовые записи) и в других местах. Возможна разбивка записи на слова и отдельные буквы, по принципу: одно слово (слог, буква) на лист. Такая запись иногда читается на протяжении всей книги (т.н. запись – скрепа, от слова «скреплять»). Для научного описания отбираются записи, имеющие значение именно в качестве исторического источника, прочие могут опускаться. Фиксируется запись в полном объеме, при необходимости – с сохранением орфографии (или с небольшим ее подновлением в рамках реформы русского письма 1917 – 1918 г.г.)
Указывается местонахождение записи (номер листа).
   Отработка этого пункта несложна для лиц, освоивших спецдисциплину «русская палеография».
   Пункт «печати». Не требует специальной подготовки. Владельческие, учрежденческие и пр. виды печатей фиксируются с указанием листа. Описывается их форма (круглая, прямоугольная, …), легенда (текст) и изображение (если таковое имеется).
   Пункт «вложения» (вкладыши). К таковым относятся любые инородные предметы, попавшие в книгу. Ценнейший исторический источник, зачастую при описании игнорируемый. Вложения описываются в произвольной форме, лучшее место хранения после обнаружения – отдельный конверт.
   Местобытование рукописи как пункт научного описания выделяется при наличии информации о ее происхождении – месте обнаружения, и т.д. В музее такую информацию может дать Книга Поступлений. Здесь же нередко можно найти данные о цене книги при покупке.
   Описание реставрации книги (если таковое имело место) - в произвольной форме. Отдельно описывается реставрация бумажного блока и переплета.
   Описание сохранности возможно по тем же принципам, что и описание реставрации.
   По окончании научного описания археограф ставит свою подпись и дату.
   Структура научного описания старопечатных изданий принципиально отличается отсутствием таких пунктов, как «тип письма», «почерки», и наличием информации о месте издания, типографии, а также ссылки на идентификационный каталог, т.е. каталог, по которому возможна сверка данного издания с реестром известных изданий прошлых лет. Наиболее доступный идентификационный каталог по 16 – 17 вв.: Зернова А.С. Книги кириллической печати, изданные в Москве в 16 – 17 вв.: Сводный каталог. М., 1958.
 
   Научные описания разных авторов приводятся ниже.
 
 
ОПИСАНИЯ
 
   1. (Ц 8191.1; 1-1-357) Дмитрий Ростовский. Рукопись-автограф богословского содержания. 1701 г. 4 л. (+2 форзацных). 4? (21x16,5 см.). Скоропись.
   Датировка:  I филиграни -
   - герб Амстердама, литеры не просматриваются. II Запись на в.д. (позднейшая) - "(Собственноручная) проповедь святителя чудотворца Дмитрия митрополита … (1701) года". III Помета "an. 1701" в заголовке (л. 1 ),по-видимому, означает дату, написанную латынью.
   Переплет: картон, оклеен бумагой, поверх - золотая фольга, утолки и корешок - ткань черного цвета.
   Состав: Дмитрий Ростовский. Рукопись-автограф богословского содержания (черновые материалы).
   Почерки: I - л. 1 аб, 2 (верхняя часть) 2 б (нижняя часть), 3 (верхняя часть) 4 аб - почерк Дмитрия Ростовского (образцы для сопоставительного анализа: Щепкина М.В. Замечания о палеографических особенностях "Слова о полку Игореве" /ТОДРЛ, т. IХ.-М.-Л., 1953.-С.9, 11).
   II - л. 2 (нижняя часть) 2 б (верхняя часть), 3 б - почерк неизвестного лица.
   Записи: л. I аб (форз.) "Собственноручное писание иже во святых отца нашего Дмитрия митрополита Ростовского, Российским Златоустом нареченного, в библиотеку Нижегородской Семинарии 27 дня (sic!) 1852 года в день священнейшия памяти святого Иоанна Златоустого, дарствуется от мене с испрашиванием сему благословения обоих
сих великих святых иерархов. Желательно, чтобы оно было в... и записи (?) купно с св. иконою святого Дмитрия и с портретом отца его Саввы Григор(ьевича)Тупталы. Иеремия, епископ Нижегородский и Арзамасский".
   Печати:  л. I, II (форз.) - прямоугольная; легенда - "Горьковская областная библиотека имени Ленина" /гор. Горький"".
   Реставрация:  листы на сгибе подклеены бумагой.
   Сохранность:  а) бумага - в затеках, листы потрепаны.
   б) переплет - незначительные повреждения (потерта ткань на уголках).
   2. (Ц 989.2; 1-2-124). Азбука Аракчеева. 2 пол. 18 в. 30 с. (+6 форзацных листов и один титульный; нумерация: л. I-II+ л.А.+ с. 1-30+ л.IV-VI).
   1º (33,5?21 см.). Скоропись.
   Датировка:  I. Филиграни -
"РФIM" [в картуше] (Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства. 17-20 в.в. М., 1959, №501 -А; 1765-1771 гг.).
   II. Дарственная запись от 1776 г. (с.1.).
   Переплет:  картон в коже темно-зеленого цвета.
   Орнамент: л. А об; с.1, 2, 17, 22, 28 - заставки цветные растительного орнамента.
   Состав: "Азбука письменная, по которой учился граф Аракчеев грамоте" (надпись тиснением на в.д.).
   I почерк.
   Записи:  л. II - "Грузинской малой библиотеки. №490".
   л. Ш - "Сия азбука дворянина Петра Аракчеева".
   л. А. - "Любезной братец Петр Андреевич, посылаю к тебе, братец, сию азбуку, по каторой ты учись прилежно. Алексей Аракчеев".
   с. 1 - "Азбука скорописная капитана Ивана Андреева сына Аракчеева, а подарил оную племяннику своему родному Алексею Андреевичу Аракчееву октября 12 дня 1776 году".
   л. А об. - с.30, скрепа: "Сия азбука дворянина Петра Андреева сына Аракчеева, ему оную азбуку подарил брат ево, инженерного корпусу кадет Алексей Аракчеев".
   л. IV - "Петра Аракчеева".
   (кроме записи на с. 1 все прочие сделаны рукой графа Аракчеева, в том числе и те, которые подписаны именем его младшего брата Петра).
   Сохранность:  а) бумага - в затеках.
   б) переплет - в удовлетворительном состоянии[1].
 
***
 
296. 5Oq’α"557. Требник иноческий.  Москва,  Печатный   Двор,  20.VII.1639. (1.XI.—20.VII.7147). 2°. 552 лл.
   Зерн 145. П 135. Р 159. К 484. У 465. С 372.
   инв. № 1113-36-67. 1-й экземпляр. Нет 4 пустых лл. Лл. желтые, с затеками, закапаны воском. Переплет второй пол. XVIII в., доски в коже с тиснением. При реставрации вплетены переплетные лл. бумаги XVIII в. (филигрань: литеры ВФ и СТ в волнообразном прямоугольнике) вологодской ф-ки Турунтаевского. Застежки металлические плоские, с глазковым орнаментом.
   На л. 1 (3-й сч.) оттиск штампа: «Мелетiй старообрядческi[й] apxieпиcкоп московский. Москва. Рогожское кладбище». Запись скорописью XVIII в. по лл. 351—357: «дар же да не продати. Книга оу Дмитре[я] ... книга а писалъ Коровъ Митюшка ...».
   Получена в 1966 г. в г. Ржеве, Калининской обл.
   ПК 48.
297.инв. № 49: 9424. 2-й экземпляр. Нет 4 пустых лл. Лл. чистые. Переплет XIX в., доски, покрытые вощеной бумагой с тиснением, чиненый кожей и обклеенный обрывками издания  XVII  в.  Верхняя «крышка  оторвана.  Нижняя  —  треснула  и связана металлическими пластинами на гвоздях.  1-й л. книги пустой, возможно, относится к изданию  (бумага XVII в. без филиграней). Застежки металлические чеканенные, с растительным орнаментом.
   Вкладная запись в неизвестный монастырь, скорописью XVII в., по лл. 1 — 64 (2-й сч.), стерта.
   Поступила в 1949 г. из ГПИБ[2].
 
 
 
 
размещено 27.11.2008

[1] Каталог рукописных книг  из собрания НГОУНБ. Часть 2. Раритеты XVIII – нач. XX вв. Составитель И.В. Нестеров. Стр. 8 – 9. Н.Новгород, 2000.
[2] Каталог книг кириллической печати 15 – 17 вв. научной библиотеки Московского университета. Сост. Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Стр. 139. М., 1980.

(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 22.29 Kb
  • постоянный адрес:
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Нестеров И.В. Столбцы 17-18 веков Нижегородской областной библиотеки
И.В. Нестеров. Старопечатные книги XVI – XVII в. из коллекции библиотеки Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Каталог
И.В. Нестеров. Старопечатные книги XVI - XVII вв. из коллекции библиотеки Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Научные описания. Часть I: XVI век
И.В. Нестеров. Старопечатные книги XVI - XVII вв. из коллекции библиотеки Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Научные описания. Часть II: XVII век. № 5-14.
И.В. Нестеров. Старопечатные книги XVI - XVII вв. из коллекции библиотеки Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Научные описания. Часть II: XVII век. № 15 - 24
И.В. Нестеров. Старопечатные книги XVI - XVII вв. из коллекции библиотеки Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Научные описания. Часть II: XVII век. № 25 - 34
И.В. Нестеров. Старопечатные книги XVI - XVII вв. из коллекции библиотеки Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Научные описания. Часть II: XVII век. № 35 - 44
И.В. Нестеров. Старопечатные книги XVI - XVII вв. из коллекции библиотеки Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Научные описания. Часть II: XVII век. № 45 - 54
И.В. Нестеров. Старопечатные книги XVI - XVII вв. из коллекции библиотеки Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Научные описания. Часть II: XVII век. № 55 - 62
И.В. Нестеров. Старопечатные книги XVI - XVII вв. из коллекции библиотеки Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Указатели
И.В. Нестеров. Собрания рукописных книг Нижегородской области. Ч. I. Собрание районных музеев
И.В. Нестеров. Собрания рукописных книг из государственных хранилищ Нижегородской области. Ч. II. Нижний Новгород
Сводный каталог ценной и редкой книги в библиотеках Нижнего Новгорода. Вып. 1: XVI в.
Сводный каталог ценной и редкой книги в библиотеках Нижнего Новгорода. Вып. 2: Старопечатные книги XVII в.
И.В.Нестеров. Каталог рукописных книг из собрания НГОУНБ. Часть 1. XV - XVII вв.
И.В.Нестеров. Каталог рукописных книг из собрания НГОУНБ. Часть 2. Раритеты XVIII – нач. XX вв.
И.В. Нестеров. Рукописные книги XVIII века НГОУНБ
И.В. Нестеров. Рукописные и старопечатные книги Ковровского историко-мемориального музея. Часть I. рукописи
И.В. Нестеров. Рукописные и старопечатные книги Ковровского историко-мемориального музея. Часть II. Старопечатные книги
И.В.Нестеров. Надпись на гребне XVII века
И.В. Нестеров. Средневековая русская криптография поздней традиции (XVII – сер. XIX в.) по материалам государственных хранилищ Нижегородской области. Сводный каталог
Нестеров И.В. Надпись, ставшая криптограммой
И.В. Нестеров. Книга XVII века из библиотеки Стефана Яворского
Загребин В.М. Надстрочные знаки Киевских глаголических листков.
Ю.С. Токарев. Протоколы общих собраний, заседаний секций, Исполнительного комитета и бюро Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (март-апрель 1917 г.)
И.В. Нестеров. Греческий рукописный и печатный материал Городецкого музея
И.В. Нестеров. Перспективы научной обработки хронологически поздних старопечатных коллекций (на примере фонда начала ХХ века в Отделе редких книг и рукописей Нижегородской областной библиотеки)
И.В. Нестеров. Фрагмент «Стиха о злой траве шигт» из собрания библиотеки Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
И.В. Нестеров. Настенные надписи пенитенциарных учреждений как источник по современной истории российской федерации (на примере спецприемника ИИАЗ УМВД по городу Нижнему Новгороду)
И.В. Нестеров. Вязниковская коллекция Старопечатные книги XVI - XVII вв. (с добавлением 6 позднейших. Научные описания)
И.В. Нестеров. Филигрань XVII –XVIII вв. «герб Амстердама»
И.В. Нестеров. Рукописные книги собрания Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. Каталог
И.В. Нестеров. Собрания рукописных книг Владимирской и Ивановской области
М.М. Белякова, Т.В. Черторицкая. О крестьянской старообрядческой библиотеке начала ХХ в.
Н.И. Привалова. Древнерусские рукописи и старопечатные книги Областной библиотеки, Областного краеведческого и Художественного музеев в г. Горьком
И.В. Нестеров. Старопечатный Пролог из школьного музея с записью солдата Семеновского потешного полка
И.В. Нестеров Рукописи фонда НГУАК в Центральном архиве Нижегородской области, идентифицированные как славяно-русские рукописные книги
И. Нестеров. Коллекция старопечатных книг Вязниковского историко-художественного музея
Б.М. Пудалов. Рукописные книги Центрального архива Нижегородской области. Научное описание. Часть 1
Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы из фонда ГИМ: Указатель изданий, на бумаге которых обозначены филиграни (Литва)
И.В. Нестеров. Новые находки в Вязниковской коллекции рукописных книг. Научные описания
С.А. Клепиков. Таблица филиграней и водяных знаков на бумаге русского производства XVIII – начала ХХ в.
А.А. Исаев, С.Я. Магдиев, Д.М. Маламагомедов, Г.М.-Р. Оразаев. Каталог рукописей и фрагментарных записей на языках народов Дагестана, хранящихся в Рукописном фонде ДНЦ РАН
С.А. Клепиков. Штемпели (таблица)
И.В. Нестеров. Коллекция рукописных книг Вязниковского историко-художественного музея
И.В. Нестеров. О датировке средневековых русских рукописей по признакам письма
П.П. Балакин, И.В. Нестеров. Коллекция рукописных и старопечатных книг Нижегородского государственного художественного музея. Каталог
И.В. Поздеева. Описание кириллических рукописных книг: методика изложения информации, полученной при изучении памятника. Методические рекомендации
И.В. Нестеров. Каталог рукописных книг Фундаментальной библиотеки Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Научное описание рукописных и старопечатных книг. Краткое методическое пособие

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100