ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

7 декабря 2018 г. Продолжение Материалов к энциклопедическому словарю "Цензура в России" представлено в разделе "Цензура и текст": "Цензурные учреждения в Киеве".


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей

 Этнологический музей
Размер шрифта: распечатать





М.Поникарова. Изба в Заволжской деревне (7.39 Kb)

М.Поникарова
  
ИЗБА В ЗАВОЛЖСКОЙ ДЕРЕВНЕ.
 
Большое село Люнда-Осиновка Воскресенского района Нижегородской области растянулось одной улицей на добрых три километра. Название свое оно получило от двух речек, на которых стоит – Люнды и Осиновки. Жители дедят свое село на несколько частей с довольно необычными названиями: Люнда, Бороздиха (по имени маленькой речки), шабры, Лешовка, Туляки. Последнее незвание, по местному преданию, связано с тем, что купцы Шариковы, первыми  поставившие здесь свои дома, приехали из Тулы, вот и пошло – туляки.
Дома в селе добротные, большие, с крытым двором, с узорными крылечками и наличниками на окнах. Их внешний вид и планировка традиционны для здешних мест, не менялись веками. Такой же дом построил в 1959 году для своей семьи и Павел Дмитриевич Шариков. В настоящее время хозяйка дома – семидесятипятилетняя Галина Константиновна Шарикова.

Одноэтажная изба сложена из сосновых бревен «в обло», то есть с выпуском концов бревен за пределы плоскости стены. Бревна для сруба рубили топором, для тепла стены проконопачены хорошо просушенным мхом. Бревна срубов лежат на земле, по периметру прямоугольной ямы, по углам которой находятся столбы, сделанные из кирпичной крошки с цементом, между столбами – распорки из толстых бревен. Изба пятистенная, то есть состоит из двух клетей-срубов, имеющих общую стену. Крыша двускатная, крыта тесом, а поверх него – шифером. Под крышей чердак, здесь его называют сушилом. На пол чердака «песку наваляно для тепла». Окна расположены по трем сторонам дома: по три на лицевом фасаде и боковой стене, два – на задней. Над окнами козырьки-наличники, прикрывающие их от дождя и снега, украшенные, как и крыльцо, пропильной резьбой по шаблону – растительный орнамент с элементами геометрического (ромбы, прямоугольники, полукружья). Это главный элемент декоративного убранства избы. К дому пристроены крыльцо, коридор и двор.
Крыльцо небольшое, с двускатным козырьком на резных столбиках. В дом ведет низкая одностворчатая дверь из трех толстых, широких тесаных досок; открывается вовнутрь. Рядом с дверью в стене вырезано небольшое оконце. Возможно, это дань старой традиции – прежде чем дверь открыть, надо посмотреть, что за гость у порога.
За дверью – коридор. Это хозяйственное помещение: здесь находятся ведра, корзины, сундуки и тому подобное. Над входной дверью располагается терраска, к ней ведет небольшая лестница. Здесь хозяева хранят обувь, а летом, в жару, спят под пологом на тюфяках, набитых соломой. Полог спасает от комаров, которых в этих местах летом великое множество: из реек делается каркас, на него надевается подобие шатра из ситца и все сооружение крепится к потолку. В конце коридора за перегородкой с дверью находится чулан, который служит для хранения заготовок на зиму, яиц, соли, круп; здесь же держат ненужную в данный момент посуду. Из чулана лестница ведет на сушилы – чердак.
Из коридора вход в избу. Поскольку она пятистенная, то в каждую половину-клеть ведет отдельная дверь. Двери одностворчатые; дверные проемы широкие, но низкие, с высоким порогом, так что, входя в избу, приходится нагибать голову. Внутри  обе половины избы соединяются двустворчатой застекленной дверью, на которую для тепла и уюта вешают занавеску.
Главный предмет в избе - печь. Она сложена из обожженного кирпича; раньше ее вымазывали («белили») глиной, теперь покрывают краской. Топят печь березовыми дровами, говорят, «жару больше, дыму и копоти меньше». Топка печи, в которое ведет устье, имеет сводчатый потолок и ровное дно. Перед устьем небольшое пространство – шесток, на него ставят чугунки, чтобы ухватом задвинуть их в печь. Устье закрывается железным щитом – заслоном, имеющим такую же форму.
В жилой (отапливаемой) половине печь расположена справа от входной двери, устьем к фронтальной стене избы. С этой же стороны (у входной двери, в запечи) к печи приставлены ступеньки – приступы, по которым взбираются на лежанку.Слева от двери находится рукомойник, вешалки для одежды, приставная скамья. У боковой стороны печи – припечи – стоит кровать, здесь самое теплое место в избе.
Со сторны устья печи – упечи -  досками отгорожено небольшое помещение – перегородка, где находится посуда, поленца, прихваты, кочерги, горшки, чугунки, словом, все необходимое для приготовления пищи. Под потолком полки для хранения утвари. Здесь же находится дверца в подпол – западня. Подпол в селе называют голбец. Тут хранят картофель, морковь и другие овощи. Под потолком в голбце вырублены маленькие оконца для проветривания избы, через них же осенью по лоткам ссыпают в голбец картофель.
Парадная часть избы – ее красный угол, здесь его называют тябло. Он находится между фронтальной и боковой стеной избы, по диагонали от входной двери. Его держат в чистоте, украшают вышитыми полотенцами.
Вторая изба является зеркальным отражением первой, за исключением расположения печи, которая не примыкает к стене, а находится ближе к центру. Красный угол также чист и старательно украшен. В комнате есть также кровать, стол, шкаф, зеркала в резных деревянных оправах, комод, на нем горка для хранения посуды.
В обеих избах окна, устье печи закрываются занавесками, вышитыми вручную хозяйками. На полу самотканые половики. Их, так же, как и полотно на рубахи,  сарафаны и другую одежду, ткали вручную, на стане.
К избе пристроен двор. Он так же, как и изба, срублен из сосновых бревен «в обло», с двускатной тесовой крышей, снаружи обит досками, имеет два выхода: дверь в огород и ворота и дверь на улицу. Здесь хранят дрова, ставят на зиму телеги, складывают хозяйственные принадлежности: косы, тяпки, корыта, кадки, бочки, носилы для переноса копен и пр. Здесь же находятся два хлева для скота – теплый и холодный. Над хлевом расположена сенница – навес для хранения сена, «оттес на переводах», то есть на бревнах, как здесь говорят. На дворе имеется второй чулан, где в ларях и бочках хранят муку, корма для скота.
 В семье Шариковых никогда не сидели без дела: работали в поле и на огороде, держали двух коров, овец, кур, гусей, плели лапти, ткали из шерсти онучи, катали валенки, ткали рогожи из липы. В большом доме, как и во всех соседних, жила большая работящая крестьянская семья, и дом был построен удобно, рационально, прочно и уютно – на века.   
  
План дома Шариковых.
 

1 – крыльцо
2 – лесенка и терраска
3 – коридор
4 – чулан
5 –жилая изба
6 – нежилая изба
7 – печь
8 – двор
9 – хлев
10 - тябло
 
Опубликовано 24 сентября 2008 г.
 

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Поникарова М.
  • Размер: 7.39 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Поникарова М.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
О посиделках в Сокольском районе Нижегородской области (в зкспедиционных записях 90-х гг. ХХ века)
Н.И. Костомаров. Семейные нравы
А. Лохова. Пуреховская церковь: от создания до разрушения (из рассказов о народных святынях)
Т. Гусарова. Народная кулинария: забытые рецепты
И. Доброзраков. Село Катунки с его приходскими деревнями
А.Ф. Смирнова-Торопова. Страницы жизни сельской учительницы
Ю. Тарасюк. Изба в селе Выездное Кстовского района
А. Полетуева. Быт и нравы села Борисовка (40-е годы XX века)
Крутецкие были (Воспоминания жителей с. Крутец Бутурлинского района супругов Носковых)
М.Поникарова. Изба в Заволжской деревне
Н. Чилина. Павловские охоты
«Вечная земля». О Марии Федоровне Масловой
И. Доброзраков. О катунском наречии
Ф.И. Летицкий. Владимирская ярмарка в селе Толмачеве Нижегородского уезда
Т. Гусарова «Хожу я, гуляю да вдоль хороводу…» (Хороводы Нижегородского региона в записях конца XX в.)
Т.В. Гусарова. Народные сельскохозяйственные и метеорологические приметы
А. Саянова. О некоторых особенностях говора жителей сел Нижегородского Поветлужья (с. Ильинское и с. Ветошкино Краснобаковского р-на, с. Докукино Воскресенского р-на)
Юлия Шутова. Быт деревни Стёпаново в воспоминаниях старожилов
Т.В. Гусарова. Традиционные обрядовые праздники в селе Сар-Майдан Вознесенского района Нижегородской области (Первая четверть ХХ века)

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100