М.И. Воротынский. Духовная грамота
(Перевод и комментарии М.А. Юрищева)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я, раб божий многогрешный князь Михаил Иванович Воротынский, пишу сию духовную своим целым умом и разумом. Что мне кому дать и что мне у кого взять - для этого у меня составлена память. Написал её человек мой Яковец Котёлкин. В памяти рука моя приложена.
Сыну моему всё выплатить, что кому написано в этой памяти отдать. А что написано у кого мне взять и кто что за собою моё вспомнит, сыну моему у тех взять. Кому же что должен я останусь, то тогда сыну моему платить, кто чему сам какую цену скажет. В памяти я цену писал сам, а не по их сказке. Если окажется, что кто-либо цены не скажет или кто умер, то тогда сыну моему платить им по той цене, что я записал. А кто окажется умершим, то тогда заплатить их детям или их родственникам. Если же окажется, что некому заплатить три или четыре года, то тогда сыну моему те деньги раздать нищим по тем, кому нужно было отдать. А если случится, что я у кого что взял, а в памяти написать забыл, и при этом кто что за мною своё скажет, то тогда сыну моему им всё заплатить.
Часть нашей вотчинки, которую государь пожаловал мне после опалы и которая прежде была у наших прародителей, моего деда, моего отца и до опалы у меня, – город Одоев, на Черни острог в Одоевском же уезде да город Новосиль - все эти города с посадами и со всеми уездами, с сёлами и с деревнями, со всеми землями, лесами и с всякими доходами я передаю сыну моему Ивану.
Своей жене даю до конца её жизни в Одоеве за рекою за Упою два сельца с деревнями - сельцо Красное да сельцо Князищева, а межа им от речки от Ломены до речки до Вацы да по Лихвинский рубеж. На городской стороне даю ей ещё сельцо Жупан да сельцо Крупец с деревнями тех сёл: деревня Корин, деревня Брусна, деревня Ртищевская, за Моловлем деревня Совья на Совенском верху да деревня Федшинъская Хлыстова со всем тем, что к тем сёлам и деревням относится. Даю также жене на посаде за рекою за Упою от речки Ломены пятьдесят дворов всяких сряду. Но после её смерти те сёла, деревни и дворы на посаде должны перейти к сыну моему Ивану.
До опалы город Перемышль с уездом да треть Воротынского уезда, тоже изначальная наша вотчина отца и деда нашего, были за нами тремя братьями. Однако князя Владимира не стало, а он отписал в своей духовной треть города Перемышля своей жене княгине Марье до конца её жизни, а после её смерти князь Владимир написал в своей духовной эту треть мне, князю Михаилу, да брату моему князю Александру. Но теперь и князь Александр умер. Когда по греху по нашему государь на нас двоих, на меня и Александра, свою опалу положил, то город Перемышль да треть Воротынскую у нас забрал. Но, может, государь милость покажет и город Перемышль да треть Воротынскую пожалует, отдаст обратно. Если отдаст, то тогда я завещаю город Перемышль да треть Воротынска со всем уездом сыну моему Ивану. С той вотчины сыну моему душу мою поминать и матери своей приданое заплатить четыреста рублей, что я за неё взял да истратил. Матери же своей дать надел в четыреста рублей, а сестре своей Аграфене дать в приданое шестьсот рублей.
Денежного долга на мне много по кабалам, по памятям и безкабально. Всё это записано в той же памяти за моею рукою. Я получал в государевых службах и в литовском походе, когда государь посылал меня по своему делу с посольством в Литву. Но что было дано к тому ходу всяких нарядов и соболей, всё это было взято на государя во время государевой опалы за провинность мою греховную. Сыну моему об этом бить челом государю, чтобы государь милость показал, долг велел снять. А не пожалует государь, милости не покажет, освободить от долга не прикажет, то тогда сыну моему бить челом государю, чтобы государь пожаловал, велел дать полетную грамоту, чтобы можно было оплачивать долг в рассрочку.
Если жена моя выйдет замуж, то те сёла, деревни и дворы в Одоеве, что я отписал своей жене до конца её жизни, возьмёт мой сын себе, а матери отдаст приданое да что велено ей отдать в виде надела. Жене моей тогда до тех сёл, деревень и дворов дела нет.
Если воля Божья надо мною станет, зайдет смерть, и если жена моя останется беременной и родит сына, то тогда мою вотчину, которую отписывал в сей духовной сыну своему Ивану, должны будут оба моих сына разделить себе пополам. Держать им ту вотчину за собой и за своими детьми впрок. И долг платить им же, что кому написано отдать. Детям моим всё то отдать по сей моей духовной.
А если жена моя родит дочь, то сыну моему Ивану, вскормя сестру свою, выдать её замуж и в приданое ей дать тоже шестьсот рублей.
Я отписал сыну своему вотчину Одоев, на Черни острог да город Новосиль. Но если дети мои или дети детей моих изведутся бездетными, то тогда вся моя вотчина переходит государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии за исключением того, что отписал в той вотчине дочерям своим. Дочери моей Аграфене даю те сёла и деревни, которые записаны на жену мою Степаниду до конца её жизни, опроче посадских дворов. Завещаю дочери и её детям всё, что принадлежит тем сёлам и деревням. А той дочери моей, если которая родится после меня, завещаю село Павловское за рекою за Упою, деревню Корогодинскую на Снеди на Большой, деревню Коромышевскую, по Упе на городской стороне деревню Ильинское, село Дорогонку в устье речки Дорогонки и иные деревни вверх по Упе от того сельца до устья Вылебыти. Всё это моим дочерям и их детям впрок и без выкупа со всем тем, что к тем сёлам и деревням относится.
Сыну моему раздать по мне нищим столько, сколько будет можно.
А если окажется, что сын мой или дети мои долг мой не выплатят, то тогда после их кончины вотчинку мою пусть по сей моей духовной возьмёт государь царь и великий князь. И тогда прошу государя тот мой долг заплатить тем, кому что написано отдать по сей моей духовной и по памяти моей, которая за моею рукою. А меня прошу государя пожаловать, освободить от долга и души наши пожаловать, пусть велит устроить, как ему, государю, Бог известит. А то, что написал в сей духовной дочерям своим, государя и царя прошу того у них не забирать – оставить, как я написал в сей духовной. А если из-за моего греха государь меня не пожалует и долг за меня не велит заплатить и если сыну моему по церквам и по монастырям дать по мне будет нечего, то тогда ему раздать по мне на сорокоуст на сорок церквей по сорок алтын на церковь. На это сто рублей дано при мне и роспись взята. Да в Кириллов монастырь дать по мне сто рублей.
К тем же землям, которые я сам отдал монастырям и церквам в Одоеве, на Черни и в Новосили, сыну моему или детям моим дела нет. Ведают те земли по тем грамотам, которые я им на те земли подавал. Моему сыну или детям моим те грамоты им подписать.
Тех людей, которые служили у меня по крепостям, по полным грамотам, по докладным, по беглым и кабалам, а также страдных людей по всяким крепостям, – всех этих людей наказываю сыну моему или детям моим отпустить на свободу с жёнами и с детьми. Нет до них дела ни жене моей, ни детям моим, ни роду моему никому. Их крепости всем им поотдавать и отпускные грамоты дать. А кому я людям своим что давал, то сыну моему или детям моим того у них не брать ничего, отпустите их со всем имуществом.
Свою душу приказываю господам своим - князю Ивану Фёдоровичу Мстиславскому да Никите Романовичу Юрьеву. Прошу их по сей моей духовной устроить душу мою, жену мою и детей моих. А если тело моё грешное будет у них в руках, то меня положите в Кириллове монастыре.
При сей моей духовной сидел отец мой духовный введенский поп Тит с Псковской улицы. Свидетелями были князь Андрей Дмитриевич да князь Борис Дмитриевич Палецкие, а также Иван Петрович Новосильцев.
К сей духовной князя Михаила я, отец его духовный поп Тит, руку приложил.
К сей духовной я, князь Михаил, руку приложил.
Духовную писал мой, князя Михаила, человек Яковец Котёлкин.
Июль 1566 года.
1
То, что отписал я раньше сыну своему Ивану или детям своим вотчину свою Одоев с Чернью да Новосиль со всеми уездами тех городов, а также что в тех городах отписывал жене своей, - всю эту мою вотчину государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Росии взял на себя, государя. А взамен он пожаловал, дал мне Стародуб Ряполóвский со всем уездом, как было за князем Владимиром Андреевичем, кроме вотчинников, да в Муромском уезде село Мошок со всеми деревнями того села, да в Нижнем Новгороде село Княгинино, да к тому же селу Княгинину в Василегородском уезде Фокино селище, дал со всеми угодьями того села Княгинина и с бортными лесами, и со всеми угодьями, что к тому селу Княинину и к Фокину селищу всякие угодья относятся.
И всю эту мою вотчину Стародуб Ряполовский, село Мошок с деревнями, село Княгинино и Фокино селище со всеми угодьями, землями и с лесами передаю по сей моей духовной сыну моему Ивану или детям моим. А если государь царь и великий князь пожалует и вотчину нашу старинную Перемышль, Одоев с Чернью и Новосиль со всеми уездами тех городов отдать велит, то тогда вся моя вотчина Перемышль, Одоев с Чернью и Новосиль переходит по сей моей духовной сыну моему Ивану или детям моим. А что записал раньше в своей духовной в Одоеве сёла и деревни жене своей до её кончины, которые в случае, если сын мой или дети мои в молодости или не в молодости помрут бездетными, должны были перейти дочери моей Аграфене, то те сёла и деревни в Одоеве у меня государь царь и великий князь тоже взял на себя. Теперь взамен я даю жене своей Степаниде в Стародубе Ряполовском село Ряполово, селище Южа, что было за Григорием за Коромышевым в поместье, да сельцо Травино со всеми деревнями, что к тем сёлам припустил князь Владимир Андреевич, с поместными деревнями тех сёл - деревнями, которые были розданы в поместье. Даю со всеми землями, лесами и со всеми угодьями, которые к тем сёлам и деревням относятся. А если мой сын или мои дети помрут бездетными, то тогда те сёла и деревни, которые я отписал жене своей, передаю со всем хозяйством дочери моей Аграфене по сей моей духовной. А если жена моя останется беременная и родит дочь, а сын мой изведется бездетным, то тогда, что было записано дочери моей Аграфене после смерти матери, те села, деревни и земли со всеми угодьями пусть дочери мои разделят себе надвое пополам и держат их за собою по сей моей духовной.
При сей приписи сидел отец мой духовный поп Андрей введенский. Сю припись писал мой человек Яковец Котёлкин в феврале 1569 года.
К сей приписи я, отец духовный князя Михаила поп Андрей введенский, руку свою приложил.
К сей духовной приписи я, князь Михаил, руку приложил.
2
Раньше я отписал в сей своей духовной свою вотчину и своё имущество сыну своему Ивану или детям моим. Но у меня родился сын Дмитрий. Теперь моя вотчина и моё имущество должны будут перейти по сей моей духовной детям моим Ивану да Дмитрию. Если зайдёт на меня смерть, а жена моя останется беременной и родит сына, то тогда моя вотчина и моё имущество по сей моей духовной переходят детям моим всем в надел. Долг мой платить им по жеребьям. А если жена моя родит дочь, то детям моим Ивану да Дмитрию, вскормив её, выдать замуж и приданое им за неё дать, что в сей духовной вверху написано.
При сей приписи сидел отец мой духовный игумен Варлаам златоустовский.
Сию припись писал человек мой Яковец Котёлкин в апреле 1569 года.
К сей приписи я, князь Михаил, руку приложил.
К сей духовной приписи я, златоустовский игумен Варлаам, духовный отец князя Михаила, руку приложил.
3
А что отписал раньше в сей своей духовной в вотчину жене своей Степаниде сёл и деревень до её кончины, и вот жены моей не стало. Теперь та моя вотчина переходит детям моим Ивану да Дмитрию по той же росписи, как о тех сёлах и деревнях в сей моей духовной написано детям моим.
В 1566 году в своей духовной я записал в душеприказчики князя Ивана Фёдоровича Мстиславского да Никиту Романовича Юрьева, но после того князь Иван Фёдорович и Никита Романович мне говорили и в духовную себя в приказчики писать не велели.
Детям моим Ивану и Дмитрию по сей моей духовной и по памяти, что за моею рукою, делать самим, как им Бог поможет. Бить челом обо всём о себе и о всяких своих нуждах государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Росии и его детям, нашим государям, и полагаться во всём на их милость государеву.
И о сестре своей Аграфене им бить челом тоже государю, чтобы государь милость показал, велел её выдать замуж за кого он, государь, по своей милости пожалует.
А что поделил саженей ткани и платья дочери своей после опалы, и я то всё отдал ей. Детям моим у неё в то не вступаться. Да к тому им отдать с вотчины сестре своей на приданое шестьсот рублей, икону Федоровской Божьей Матери в окладе да те образа, которые ей дали после Белоозера. Но то моё всякое имущество, что княжне Аграфене не отдано, переходит детям моим, а княжне Аграфене в то не вступаться.
Деньги, которые у меня в Серпухове в зелёном ларце, детям моим, когда будет тело мое грешное у них в руках, раздать по мне на погребенье по церквам на сорокоусты и нищим.
Сю припись писал в Серпухове 15 мая 1571 года человек мой Матюшка Куровский. У этой приписи сидел отец мой духовный троицкий протопоп Киприан серпуховской.
К сей приписи я, князь Михаил, руку приложил.
Троицкой протопоп Киприан к сей духовной, отец духовный князя Михаила, руку приложил.
4
30 сентября 1571 года я женился на дочери князя Фёдора Татева Елене. А если Бог пошлёт по мою душу, то всё, что дал жене своей Елене, записано в памяти. Память за моею, князя Михаила, рукою. Написал её мой человек Яковец Котёлкин. Духовная вверчена в кожу. А что за неё взял приданое по свадебной записи и дары, то после моей смерти детям моим Ивану да Дмитрию по той свадебной записи всё отдать. А что я истратил, то им за то заплатить. Но что моего всякого имущества после моей смерти опроче того останется, что дал жене своей, образов окладных и неокладных, книг всяких, платьев, лошадей, посуды серебряной и погребовой, поваренных оловянных, медных и деревянных, и вотчина моя вся - детям моим Ивану да Дмитрию. Жене моей Елене до моего имущества и до вотчины дела нет, опроче того, что я дал ей по памяти. А жене моей – вотчина, её приданое, половина сельца Сарыева с деревнями да сельцо Палино, что за нею я взял в приданое.
Если жена моя останется беременная и родит сына, то тогда всё моё имущество и вотчина моя вся переходят трём моим детям – Ивану, Дмитрию и тому, который родится после меня. А разделят себе по третям, опроче тех крестов и икон, которыми я и жена моя Степанида, мать Ивана да Дмитрия, детей своих благословляли. Долг им платить по сей моей духовной по третям. Тому сыну, который родится после меня, от меня в благословение золотой крест с мощами, да в нём же Неопалимая купинá, да мощи Андрея Стратилата в рáке серебряной, да образ Федоровской Божьей Матери в серебряном окладе и венец с (драгоценным) камнем.
А если родит дочь, то детям моим Ивану да Дмитрию дать своей сестре наделка в приданое шестьсот рублей да ей же дать из моего имущества золотой крест с мощами, да в нём же Неопалимая купина, да мощи Андрея Стратилата в раке серебряной, да образ Федоровской Божьей Матери в серебряном окладе и камнем в венце.
А если сыновья мои изведутся бездетными и родится дочь, то тогда, что было написано в сей моей духовной сёл и деревень дочери моей Аграфене, те сёла и деревни переходят по сей моей духовной той моей дочери, которая родится после меня.
Сю припись писал человек мой Яковец Котёлкин в ноябре 1571 года.
К сей духовной приписи я, князь Михаил, руку приложил.
Отец духовный князя Михаила Ивановича златоустовский игумен Варлаам у сей приписи сидел и руку приложил.
К сему списку с духовной и к приписям руку приложил я, князь Михаил.
5
В 1572 году государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Росии пожаловал меня, холопа своего, старою моею вотчиною Перемышлем, а Стародуб у меня взял на себя, государя. И та моя вотчина Перемышль переходит детям моим Ивану да Дмитрию по сей моей духовной.
А если жена моя Елена останется беременная и родит сына, то тогда моя вотчина Перемышль, Мошок и Княгинино с деревнями и с Фокиным переходит детям моим трём – Ивану да Дмитрию и тому, который родится после меня. Разделят себе по третям.
Сю припись писал человек мой Матюшка Куровский. Декабрь 1572 года.
К сему списку с духовной и к приписям я, князь Михаил, руку приложил.
В духовной припись отца моего духовного архангельского протопопа Ивана.
6
В мае 1573 года не стало жены моей Елены. Что давал жене своей Елене всяких вещей и всё, что осталось из тех вещей, отдаю детям моим Ивану да Дмитрию.
Сю припись писал я, князь Михаил.
Комментарии
Духовная грамота (завещание) князя Михаила Ивановича Воротынского1 была обнаружена в конце 1980-х годов историком-архивистом Виктором Юрьевичем Беликовым (1947-2005). Он заведовал архивохранилищем Поместного приказа в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА, теперь это РГАДА – Российский государственный архив древних актов). В столбцах Поместного приказа и был найден документ 1680 г. Грамота представляет собой «список с списка з духовной слово в слово». Она состоит из исходной части, датированной июлем 1566 г., и шести приписей, которые князь добавлял по мере происходивших у него изменений в земельных владениях и составе семьи (наследников).
В 1990 г. публичное упоминание о новой архивной находке прозвучало в одном из докладов историка Е.И. Колычевой. Уникальная находка вызвала резонанс в кругах историков. Впервые грамота была опубликована в 1992 г. в Приложении № 2 в статье В.Ю. Беликова и Е.И. Колычевой2. Спустя десять лет духовная грамота была переиздана в сборнике3. На этом этапе работы с документом цель состояла в том, чтобы современным типографским шрифтом воспроизвести оригинал максимально точно - буква в букву. Ниже текст архивистов2,3 дан в Приложении.
Духовная грамота М.И. Воротынского имеет важное научное значение (см.2; кроме того, в документе, например, впервые упомянуты такие населённые пункты, как районный центр Тульской области посёлок Чернь, село Мошок Судогодского района Владимирской области, районный центр Нижегородской области город Княгинино, село Фокино Воротынского района Нижегородской области). Помимо сугубо научного значения, грамота ценна также тем, что она представляет собой монолог князя, в котором он от первого лица сообщает о событиях (порой драматических и даже трагических), которые происходили на протяжении последних семи лет его жизни. В духовной немало поучительных сведений, актуальных и в наши дни. Так, например, князь предельно честен по отношению к тем, кому должен (в случае своей смерти он обязывает сына выплатить все его долги, а если кредиторов не будет в живых, то деньги вернуть их детям или родственникам, а если таких не окажется, то деньги раздать нищим на помин тех, у кого он брал в долг!). Михаил Иванович проявляет большую заботу о семье, о продлении рода. Отец наставляет сыновей служить отечеству в лице государя. Князь дарует свободу своим людям. Он делает крупные вклады в церкви и монастыри, ему не безразлична своя душа после смерти. Из духовной узнаём, что Михаил Иванович был грамотный: последнюю припись он написал сам. У него в доме были книги.
Представленный здесь перевод текста на современный язык сделан по возможности дословным. Этот этап работы над документом предполагает лишь замену непонятных или малопонятных старинных слов на современные. Однако духовная грамота М.И. Воротынского заслуживает более глубокой и вдумчивой литературной и даже художественной обработки с проникновением в атмосферу той эпохи и психологию образов, но, разумеется, без искажения фактов.
1. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве. № 269/32739. Ч. II. – Лл. 248-258. Список 1680 г.
2. Беликов В.Ю., Колычева Е.И. Документы о землевладении князей Воротынских во второй половине XVI – начале XVII вв. // Архив русской истории. Вып. 2. Москва: В типографии п/о Роскомархива, 1992. – С. 93.
3. Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века. Т. III / Сборник. Сост. Антонов А.В. Москва: Древлехранилище, 2002. – С. 72-77.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Духовная грамота кн. М.И. Воротынского в записи архивистов
[Л. 248] 1-Список с списка з духовнои слово в слово-1.
Во2 имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз, раб божии мно[го]грешныи князь Михаила княж Иванов сын Воротынскои, пишу сию духовную своим целым умом и разумом. И что ми кому дать и что ми на ком взять, и тому у меня память. А писал ее человек мои Яковец Котелкин. А у памяти и по сставом рука моя.
И сыну моему то им все платити, ч[то] кому написано в тои памяти дати. А на ком что написано мне имати, и хто что за собою мое вспомн[ит], и сыну моему у тех имати. А кому что имати на мне, и сыну моему платити им, хто чему сам какову цену скажет. А в памяти яз цену писал же 3-на абух-3, а не по их скаске. И будет хто цены не скажет или хто вымер, и сыну моему ему платити им по тои цене, что яз писал. А хто будет вымер, ино де[ти] их или роду их заплатити. А не будет кому заплати[ть] годы в три или четыре, и сыну моему ту цену роздати нищим по тем, кому было что дати. А у ково будет есми что взял, а в памяти написати забыл, а хто что за мною свое скажет, и сыну моему то им все платити.
А что за мною государева жалованье наша вотчинка от прародителеи наших и деда моего, и отца моего, и моя – город Одоев да на Черни острог в Одоевском же уезде да город Новосиль, и те городы с посады и со всеми уезды, с селы и з дерев[ня]ми, и со всеми землями, и с лесы, и со всякими дох[о]ды сыну моему Ивану. А жене своеи даю до е[е] живота в Одоеве же за рекою за Упою два селца з деревнями, селцо Красное да селцо Князищева, а межа им от речки от Ломены до речки до Вацы да по Лихвинскои рубеж, да на городцкои стороне селцо Жупан да селцо Крупец, а деревни [Л. 249] к тем селам: деревня Корин, деревня Брусна, деревня Ртищевская, да за Моловлем4 деревня Совья на Совенском верху, да деревня Федшинъская Хлыстова со всем с тем, что к тем селам и деревням [по]тягло, да на посаде за рекою за Упою от речки Ло[мен]ы пятьдесят дворов всяких сряду до ее [жи]вота. А после ее живота те села и деревни и дворы на посаде сыну же моему Ивану.
А что была за нами государьская же жалованья изначальная [наш]а ж вотчина отца и деда нашего и наша, за тре[м]а за нами, город Перемышль с уездом да треть Воротынского уезду, - и князя Володимера не стала, [а] написал в духовнои треть города Перемышля жене [св]оеи княгине Марье до ее живота, а после ее живота и князь Володимер написал в духовнои мне, [кня]зю Михаилу, да брату моему князю Александру, [и] князя Александра в животе не стала, - и по греху по нашему государь на нас опалу свою положил, город Перемышль да треть Воротынскую со всем у нас взял. И милость государь покажет, город Перемышль да треть Воротынсую пожалует, отдаст, и город Перемышль да треть Воротынска со всем уездом сыну же моему Ивану. А с тое вотчины сыну моему душу мою поминать и матери своеи приданая заплатить четыреста рублев, что яз за нею взял да истеря[л]. Да матери же своеи дати наделка четыреста рублев, да сестре своеи Агрофене дати приданого шестьсот рублев.
А долгу на мне денежнова много по кабалам и по паметям и безкабално, и то писано все в тои же памяти за моею рукою. А одолжал есми в государевых [Л. 250] службах и в литовском походе, коли было государь послал меня на свое дело в Литву посолством. А что было всяких к тому ходу нарядов и соболеи, и то все взято по грехом по моим во государеве опале на государя. И сыну моему о том бить челом государю, чтобы государь милость показал, долг велел снять. А не пожалует государь, милости не покажет, окупити от долгу не велит, и сыну моему бить челом государю, чтобы государь пожаловал, велел дати полетную грамоту, как бы мочно оплатитися.
А что есми написал жене своеи до ее живота в Одоеве села и деревни и дворы на посаде, и будет жена моя поидет замуж, и те села и деревни и дворы возмет сын мои себе, а матери отдаст приданое да что велено еи отдать наделка, а жене моеи тогды до тех сел и до деревень и до дворов дела нет. А что есми написал в сеи духовнои сыну своему Ивану вотчину, а воля Божия надо мною ся станет, заидет смерть, а жена моя останетца будет беременна, а будет родит сына, и вотчина моя обема сыном моим розделять себе пополам, а держати им та вотчина себе и своим детем впрок, а долг платити им же, и что кому написано дати, и детем моим то все роздати по сеи моеи духовнои. А будет жена моя родит дочерь, и сыну моему Ивану, вскормя, сестру свою выдати замуж, а приданово еи дати шестьсот же рублев.
А что есми …5 [Л. 251] [написал сыну своему вотчину Одоев да на Черни острог да город Новосиль, и будет дети мои или дети детеи моих изведутца бездетны, и та вотчина моя вся государю]6 царю и великому князю Ивану Васи[льевичу всеа] Русии, опроче того, что есми написал то[й вотчины] дочерем своим. А дочере моеи Огрофене [те] села и деревни, которые написаны жене моеи [Стефа]ниде до ее живота, опроче посадцких дво[ров], впрок еи и ее детем со всем с тем, что к тем селам и деревням потягло. А дочери моеи, нечто будет родитца после меня, село Павловское за рекою за Упою, да деревня Корогодинская на Снеди на Болшои, да деревня Коромышевская, да по Упе на городцкои стороне деревня Ильинское, да селцо Дорогонка усть речки Дорогонки и иные деревни вверх по Упе от тово селца до усть Вылебыти со всем с тем. То моим дочерем и их детем впрок без выкупу со всем, что к тем селам и деревням потягло.
А нищим сыну моему по мне роздати сколко будет мочно. А будет сын мои или дети мои долгу моего чего не заплатят, а после их по сеи моеи духовнои вотчинку мою возмет государь царь и великии князь, и ему, государю, пожаловати, тот мои долг заплатити, кому что написано дати по сеи моеи духовнои и по памяти по моеи, которая за моею рукою. А меня ему, государю, пожаловать, окупить от долгу и души наши пожаловати, велети устроить, как ему, государю, Бог известит. А что есми написал в сеи духовнои дочерем своим, и государю царю пожаловати, тово у них не замати, как яз написал в сеи духовнои. И будет по моему греху государь меня не пожалует и долгу за меня не велит заплатить, и сыну моему по церквам и по монастырем давать по мне нечего, и тогды ему роздати по мне [Л. 252] на сорокоуст на сорок церквеи по сороку алтын на церковь на все. 7-И та сто рублев дана при мне лета 7075-го, и отпись взята-7. Да в Кирилов дати по мне сто рублев.
А которые яз земли подавал при себе к монастырем и к церквам в Одоеве и на Черни и в Новосили, и сыну моему или детем моим до тех земель дела нет. А ведают те у них земли по тем грамотам, которые грамоты яз им на те земли подавал. А сыну моему или детем моим те им грамоты подписывати.
А которые люди служили у меня по крепостям, по полным грамотам и по докладным, и по беглым, и по кобалам, и страдные люди по всяким крепостям, и сыну моему или детем моим тех людеи всех отпустити на слободу з ж[ена]ми и з детми – нет до них дела ни жене моеи, ни детем [мо]им, ни роду моему никому. А крепости их всем им поотда[в]ати и отпускные давати же. А кому яз людем своим что давал, и сыну моему или детем моим того у них не имати ничего, отпустити их со всем.
А приказываю душу свою господам своим князю Ивану Федоровичю Мстиславскому да Миките Романовичю Юрьева. И им пожаловати, по сеи моеи духовнои душу мою и жену мою и дети мои устроити. А будет мое грешное тело у них в руках, и им меня положите в Кирилове монастыре.
А при сеи моеи духовнои сидел отец мои духовныи веденскои поп Тит со Псковские улицы.
А на то послуси князь Андреи да князь Борис княж Дмитреевы дети Палецково, да Иван Петров сын Но[во]силцов.
А припись у духовнои:
К сеи духовнои князь Михаилов отец духовныи яз, поп Тит, руку приложил.
К сеи духовной яз, князь Михаила, руку приложил.
А духовную писал мои, княж Михаилов, человек Яковец Котелкин, лета 7074-го году, июля.
[Л. 253] А что написал было яз сыну своему Ивану или детем своим вотчину свою Одоев с Чернью да Новосиль со всем уездом тех городов, и что в тех городех писал есми жене своеи, и государь царь и великии князь Иван Васильевич всеа Росии ту мою вотчину взял на собя, государя, а в то место пожаловал, дал мне Стародуб Ряполовскои со всем уездом, как было за князем Володимером Ондреевичем, опроче вотчинников, да в Муромском уезде село Мошок со всеми деревнями того села, да в Нижнем Новеграде село Княинино, да к тому же селу Княинину в Василегород[цком] уезде Фокино селище со всеми угодьи того села К[ня]инина и з бортными лесы и до Волги, и Фокина селища деревни и починки и слободы и пустоши и з бортными лесы и со всеми угодьи, что к тому селу Княинину и к [Фо]кину селищу всяких угодии. И та моя вся вотчина Стародуб Ряполовскои и село Мошок з дерев[ня]ми, и село Княинино, и Фокино селище со всеми угодьи, землями и с лесы по сеи моеи духовнои сыну моему Ивану или детем моим. А нечто государь царь и ве[ликий] князь пожалует, вотчину нашу старинную Перем[ышль] и Одоев с Чернью и Новосиль со всеми уезды т[ех го]родов отдати велит сыну моему или детем моим, и та вся моя вотчина Перемышль и Одоев с Чернью и Новосиль сыну моему Ивану или детем моим по сеи моеи духовнои. А что есми писал в сеи ду[хов]нои в Одоеве села и деревни жене своеи до ее живота, а будет сын мои или дети мои в молодости или не в молодости помрут бездетны, и яз те села и деревни писал дочери своеи Огрофене впрок, и те села и деревни в Одоеве у меня взял государь царь и великии князь на собя же. И яз даю жене своеи Стефаниде в Стародубе Ряполовском село Ряполово да [Л. 254] селище Южа, что было за Григорьем за Коромышевым в поместьи, да селцо Травино со всеми дер[евнями], что к тем селам припустил князь Володимер Ондре[евич], и с помесными деревнями, которые деревни тех сел роз[даны] были в поместье, и со всеми землями и с лесы и [со] всеми угодьи, что к тем селам и деревням потягло. А будет сын мои или дети мои помрут бездетны, и те села и деревни, которые яз писал жене своеи, со вс[ем] дочери моеи Огрофене по сеи моеи духовнои. А будет жена моя останетца беременна, а родит дочерь, а сын мои изведетца бездетен, и что писано дочере моеи Огрофене после материна живота, и те села и деревни и земли со всеми угодьи дочери мои розделят себе надвое пополам и держат их за собою по сеи моеи духовнои. А при сеи приписи сидел отец мои духовнои поп Андреи веденскои. А сю припись писал человек мои Яковец Котелкин лета 7077-го, февраля.
А у тои приписи припись:
К сеи приписи яз, поп Андреи веденскии, руку свою приложил, отец духовнои княж Михаилов.
К сеи духовнои приписи яз, князь Михаила, руку приложил.
А что есми написал в сеи своеи духовнои вотчину свою и живот свои сыну своему Ивану или детем моим, и после того родился у меня сын Дмитреи. И та вотчина моя и живот мои детем моим Ивану да Дмитрею по сеи моеи духовнои. А будет заидет на м[еня] смерть, а жена моя остантца беременна, а родит сына, и та вотчина моя и живот мои по сеи моеи духовнои детем моим всем надел, и долг мои платят по жеребьям. А будет жена моя родит дочерь, и детем моим Ивану да Дмитрею, вскормив ее, дати замуж и приданова им за нею дати, что в сеи духовнои вверху написано.
[Л. 255] А при сеи приписи сидел отец мои духовныи игумен Варлам златоустовскои. А сию припись писал человек мои Яковец Котелкин, лета 7077-го, апреля месяца.
А у тои приписи припись:
К сеи приписи яз, князь Михаило, руку приложил.
К сеи духовнои приписи яз, златоускои игумен Варлам, княж Михаилов отец духовнои, руку приложил.
А что есми написал в сеи своеи духовнои вотчины жене своеи Стефаниде сел и деревень до ее живота, и жены моеи не стало. И та моя вотчина детем моим Ивану да Дмитрею по тои же росписи, как о тех селах и деревнях в сеи моеи духовнои написана детем моим. А что есми в своеи духовнои писал в приказщики князя Ивана Федоровича Мстиславского да Микиту8 Романовича Юрьева в лето 7074-го, и после того князь Иван Федорович и Микита Романович мне говорили, в духовную себя в приказщики писати не велели. А детем моим Ивану и Дмитрею по сеи моеи духовнои и по памяти, что за моею рукою, исправляти самим, как им Бог поможет, и бить челом о всем 9-о себе-9 и о всяких своих нуждах государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Росии и его детем, нашим государем, и полагатися во всем на их милость государьскую. А о сестре им о своей о Ографене бить челом государю ж, чтобы государь милость показал, велел ее выдать замуж, за кого он, государь, по своеи милости пожалует. А что есми поделал саженья и платья дочери своеи после опалы, и яз то все отдал еи. И детем моим [Л. 256] у нее в то не вступатися. Да к тому им отдати с вотчины сестре своеи на приданое шестьсот рублев да образ Пречистые Богородицы Федоровские, обложен, да те образы, которые еи давали после Белаозера. А что моего живота всякого, что княжне Огрофене не отдано, и то все детем моим, а княжне Огрофене в то не вступатца. А что денег со мною было в ларце в зеленом в Серпухове, и то детем моим роздати по мне, будет тело мое грешное у них будет в руках, на погребалье и по церквам на сорокоусты и нищим.
А сю припись писал в Серпухове лета 7079-го, маия в 15 день человек мои Матюшка Куровскии. А у тое приписи сидел отец мои духовнои троицкои протопоп Киприян Серпуховскои.
А у тое приписи припись:
К сеи приписи яз, князь Михаила, руку приложил.
Троицкои протопоп Киприян к сеи духовнои, княж Михаилов отец духовнои, руку приложил.
А в восмъдесятом году, сентября в 30 день женился есми, а понел княж Федорову Татеву дочь Олену. А Бог пошлет по мою душу, и что есми дал наделка жене своеи Олене, и то все писана именно на памяти. А память за моею, княж Михаиловою, рукою. А писал мои человек Яковец Котелкин. А вверчена в коже духовная. А что есми за нею взял приданова по ряднои записи и даров, и после моего живота детем моим Ивану да Дмитрею по тои по ряднои записи все отдати. А что будет яз истерял, и им за то заплатити. А что моего всякого живота после моего живота опроче того останетца, что есми дал жене своеи, образов окладных и неокладных, и книг всяких, и платья, и лошадеи, и судов серебреных и погребовых, [Л. 257] и поваренных оловяных и медных и деревяных, и вотчина моя вся - детем моим Ивану да Дмитрею. А жене моеи Олене до моего живота и до вотчины дела нет, опроче того, что еи яз дал по памяти. А жене моеи вотчина ее приданая половина селца Сарыева10 з деревнями да селцо Палино, что за нею яз взял в приданые. А будет жена моя останетца беременна, а родит сына, и тот мои весь живот и вотчина моя вся детем моим трем – им, Ивану и Дмитрею, и тому, будет которыи родитца после меня. А розделят себе по третям, опроче тех крестов и икон, которыми кресты и иконами яз и жена моя Стефанида, их мати Ивана да Дмитрея, детеи своих благословляли. А долг им платити по третям же по сеи моеи духовнои. А тому сыну, которои будет родитца после меня, а от меня благословения крест золот с мощми, да в нем же Купина Неопалимая, да мощи Андрея Стратилата в раке серебренои, да образ Пречистые Федоровские, обложен серебром, венец с каменьем. А будет родит дочерь, и детем моим Ивану да Дмитрею дати своеи сестре наделка приданово шестьсот рублев, да еи же дати из моего живота крест золот с мощми, да в нем же Купина Неопалимая, да мощи Андрея Стратилата в раке серебренои, да образ Пречистые Федоровские, обложен серебром, венец с каменьем. А будет сынови мои изведутца бездетны, а дочи будет родитца, и что было написано в сеи моеи духовнои сел и деревень дочери моеи Агрофене11, и те села и деревни тои моеи дочере, которая будет родитца после меня, по сеи моеи духовнои. А сю припись писал человек мои Яковец Котелкин, лета 7080-го, ноября месяца.
А приписи припись:
К сеи духовнои приписи яз, князь Михаил, руку приложил.
Отец духовнои княж Михаилов Ивановича златоустъскои игумен Варлам у сеи приписи сидел и руку приложил.
[Л. 258] К сему списку з духовные и к приписям руку приложил яз, князь Михаил.
А лета 7081-го государь царь и великии князь Иван Васильевич всеа Росии пожаловал меня, холопа своего, старою моею вотчиною Перемышлем, а Стародуб у меня взял на себя, государя. И та моя вотчина Перемышль детем моим Ивану да Дмитрею по сеи моеи духовнои. А будет жена моя Олена останетца беременна, а родит сына, и та моя вотчина Перемышль и Мошок и Кнеинино з деревнями и с Фокиным детем моим трем – им, Ивану же да Дмитрею, и тому, которои будет родитца после меня, а розделят себе по третям. А сю припись писал человек мои Матюшка Куровского, лета 7081-го, декабря.
К сему списку з духовнои и к приписям яз, князь Михаило, руку приложил.
А у духовнои припись отца моего духовнаго архангелского протопопа Ивана.
И лета 7081-го, мая месяца жены моеи Олены в животе не стало. И что было есми дал жене своеи Олене всякие рухледи, и что тое рухледи осталося, и то детем же моим Ивану да Дмитрею.
А сю припись писал яз, князь Михаил.
А у подлинного списка назади написано по склеикам: К сему списку з духовные яз, князь Михаил, руку приложил и к приписям
На обороте другим почерком рыжими чернилами:
188-го, апреля в 28 день, взять к делу, справя с подлинною, а подлинную отдать с роспискою.
На обороте же более тёмными чернилами по склейкам слева дана нумерация «сставов» с 1-го по 10-й (1 сстав…, 2 сстав и так далее), а по центру подпись:
К сему списку [с] спи[с]ка з духов[ной] боярина князя Никиты Иванови[ча Одоевского человек Архипко Палицын] руку приложил, а подлиннои список з духовной, справя с сим списком, яз, Архип, взял себе.
П р и м е ч а н и я
1-1Более светлыми чернилами.
2Первая буква написана вязью.
3-3Край сстава обветшал, прочтение предположительное; в ркп.: на бух.
4В Списках населенных мест Тульской губернии упоминается Моловль – река и селение (СНМ. Спб., 1862. С. 140).
5Правая часть сстава на протяжении пяти строк срезана наискось.
6Восстановлено на основании делопроизводительного изложения этой части духовной в приказном деле (см. Л. 375).
7-7Так написано в ркп.; видимо, в оригинале эта фраза была приписана на полях позднеее основного текста, в списке же списка она слилась с основным текстом.
8В ркп. описка.
9-9Написано над строкой.
10В ркп.: Сараева или Сарзева.
11В ркп.: Агофрене.
Подписи к иллюстрациям:
1. Фрагмент духовной грамоты кн. М.И. Воротынского
2. Окончание духовной грамоты кн. М.И. Воротынского
Михаил Александрович Юрищев (г. Черноголовка, Московская обл.)
Опубликовано 21 апреля 2012 г.