[42]
Сталин! Это имя неотделимо, кровно связано с жизнью народов великого Советского Союза. Это имя вписано в историю золотыми письменами — имя гениального преобразователя человеческого общества. Это имя—имя народного героя, вождя человечества. Образ таких героев переживает века. Он живет, — яркий, солнечный образ, в народных песнях, сказаниях.
Можно сказать с уверенностью, что ни один героический образ, ни одно историческое лицо не вызывало такого вдохновения у народных баянов, как образы Ленина — Сталина. Никогда и ни в одной области не была столь могуча, сильна и красива волна народного творчества, как в создании художественных песен-сказаний о любимом народном вожде и учителе. Никогда еще мир не видел такого могучего творческого вдохновения акынов, ашугов, народных поэтов и сказителей. Каждый из них находит свои, близкие ему, его народу сравнения, образы.
Горский поэт говорит о Сталине—
„свет мира горцам открывшем, народной розни огонь потушившем".
Карельский поэт Виртанен сравнивает образ вождя с полярным сиянием.
Чудесные узоры народных мелодий придают этим песням теплоту и задушевность.
Широкая волна соревнования hi одных певцов захватила и наших композиторов,
Ревуцкий и Туския, Киладзе и Хачатурян, Мясковский и Сабо, Власов и Фере, Коваль и Юровский написали яркие, простые песни, посвященные любимому Сталину. Некоторые из этих песен получили уже широкое распространение, прочно вошли в народный быт.
Совершенно очевидно, что первым условием подлинно массовой песни о великом вожде мирового пролетариата должна быть народность, органическая связь мелодии песни с народной песней, народными интонациями- Композиторы, твердо усвоившие эту простую истину, сумели близко подойти к разрешению ответственнейшей и почетной творческой задачи—создания массовой песни о великом вожде.
Украинский композитор Л. Ревуцкий создал простую, конструктивно очень ясную мелодию, интонационно тесно связанную с народной украинской песней. Его песня (на слова М. Рыльского) искренне лирична, и это придает ей необходимую теплоту и задушевность. Специфические обороты народного двухголосия, плагальные сопоставления в гармонии, элементы переменного лада—все это крайне близко народной—и русской и украинской—песне.
Песня И. Туския (на слова Чиковани) по принципу своего построения близка песне Ревуцкого: она также крепкими нитями связана с фольклором—грузинской хоровой песней. Песня Туския своеобразно
[43]
и ярко передает поэтическое содержание мужественного текста Чиковани. Прекрасна мелодическая кульминация этой песни — на словах „Сталин, Сталин наш любимый", так хорошо выражающая величие дорогого имени.
Очень содержательна и глубока песня Мясковского—„От всей души“, написанная на замечательный, величественно простой текст Джамбула. Вдохновенный казахский акын Джамбул создал монументальный образ любимого Сталина — в строфах, полных подлинного пафоса, простоты и предельной искренности. Композитор взял в основу песни мелодию, очень близкую к национальному подлиннику. Он построил все произведение в духе народных импровизаций, придав выразительной певучей теме глубокий эпический характер. В своей высшей кульминации эта тема достигает большой силы подлинного горячего вдохновения.
Безусловно хороша массовая песня о товарище Сталине, написанная композитором Сабо. Ее положительная сторона прежде всего в ее простоте. Мелодия песни выразительно-лаконична. Очень несложен и, вместе с тем, выразительно прост ее аккомпанемент. Едино, целостно по мелодическому замыслу построение запева и припева.
Яркое вступление хора (в припеве) подчеркивает значительность слов—„О Сталине мудром..." Рисунок припева очень рельефен, ярок и, вместе с тем, органически слит с основным мотивом запева.
Таковы некоторые характерные образцы песен советских композиторов — о великом вожде народов, товарище Сталине. Мы не упомянули здесь всех песен, посвященных этой большой теме, коснувшись лишь наиболее типичных примеров.
Укажем также на очень интересное и по-своему самобытное раскрытие образа в песнях композиторов Гр. Киладзе, Ар. Хачатуряна, С. Фейнберга, В. Власова и В. Фере и др.
Некоторые из них (например песня А. Хачатуряна, являющаяся финалом симфонической поэмы о товарище Сталине, или песня Г. Киладзе) заслуживают специального самостоятельного анализа-
Высокая тема о любимом и мудром вожде народов — товарище Сталине — неисчерпаема. И нужно прямо сказать, что наши композиторы еще не раскрыли со всей полнотой многогранный и всеобъемлющий образ вождя.
Но, несомненно, и то, что уже сделано, говорит о большом и искреннем стремлении всех лучших наших композиторов подняться до уровня этой ответственнейшей и почетной темы, запечатлеть яркий и сильный образ народного вождя в произведениях, достойных дорогого имени Сталина.
И можно не сомневаться, что, вдохновленные любовью к великому вождю, советские композиторы создадут в юбилейный год много еще более ярких, прекрасных песен о товарище Сталине. И когда их запоют миллионы, мир еще раз услышит и почувствует всю силу и глубину любви советского народа к своему родному отцу и учителю.
Опубл.: Советская музыка. 1937. № 10-11. С. 42-43.