music/interpretation/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музыки  /  Интерпретация текста музыки

 Интерпретация текста музыки
Размер шрифта: распечатать




Е. Тихомирова. Как рядились на Святки (17.05 Kb)

 
        «Ряженым наряжались» на Святки в Нижегородской области повсеместно. Информаторы рассказывают об этом с большим оживлением и удовольствием. В разных районах говорили по-своему: «ходили ряжёные в беседку», «в Святки рядились». Часто ряженых называют «святошниками» или «святками» («рядились святками»[1]).
         Ряжение понималось двояко:
1)     наряжаться красиво, быть нарядным;
2)     рядиться  животными, принимать обличие кого-либо, надевать маску-личину и прочее.
Оба варианта бытовали в зимние Святки в нашей области, нередко не смешиваясь. Обычно  «святошником ходить»- подразумевалось именно второе значение.
Информация о традиции  наряжаться в лучшие наряды в дни Святок получена от пожилых женщин. Возможно, поэтому нам известно лишь как наряжались женщины: «И в сарафаны, и в другое што-то, да… Фиолетовые сарафаны были, широкие… У одной была юбка вязаная, очень красивая, с мысами, идут вот белые полосы…» (п. Княгинино).
Опрос старожилов из с. Б. Якшень Бутурлинского р-на показывает, что в этом селе ходили лишь нарядные ряженые:
 « Шёлка надевали. Это раньше парки были, эти полушалки-ти, такие блестящие, на это, на булавочку. Сарафаны, кофты. И вот ходили с песнями по улице.
-То есть просто красиво наряжались?
-Красиво.
-А так, чтобы рядились там во всякие тулупы (и т.п.), не было?
-Нет, этово на было
-Игры не играли?
- Нет, плясали только.»
По-видимому, каждая девка хотела быть очень нарядной на Святочном гулянье. И если не было своего наряда, просили у кого-нибудь: «нет свово-то, где-то пойдёшь, где-то найдёшь» или «нам тут давали, штоб посвятошничать, штоб нарядитца». В с.Поздняково Навашинского р-на  дано прекрасное описание как ходили ряженые: «…На Святки –это Новый год. Вечером пойдём гадать. А уж днём рядились. Ой, по улице ходили, ёлку нарядим! Сколько было девок-ти! И все друг за дружкой-та идём, впереди робята ёлку несут, нарядют. А девки-ти нарадютца! Нашьют! Бывало, полотья у них были и расшитые, и с кружовами… А юбки-ти сошьёшь – кто из полушалков, али из подзоров. Нарядюца, сияют ото всех!. А ёлку-ту розрядют и бусами[2]… ».
Ряженые ходили по улицам с песнями, с гармонью, заходили в дома поздравить хозяев, приходили – «заваливались» на беседку. Дни и время суток хождения ряженых фиксируется по-разному: ходили днём, бывало, ходили и вечером и, как правило, в середине Святок – в районе старого Нового года (см. подробно о времени хождения ряженых в статье «Колядование в Нижегородской области»).
Ряжение в маски, вывороченные тулупы и прочее, т.е. принятие чужого, даже чуждого облика на Святки очень распространено в нашей области. Ряженые – «святошники» - ходили практически повсеместно. Рядились все: мужчины и женщины, старики и дети, женатые и холостые. В планы святошников входило быть неузнанными, поэтому они старались кардинально изменить свой облик: от одежды и закрывания лица до соответствующего маске поведения (жесты, повадки, искажение или отсутсвие речи и другое).
Традиционные маски ряженых (встречаются по всей области):
    -    переодевались мужчины в женщин, женщины в мужчин («кто девкой, кто парнём», «кувалером наряжатца», барин и барыня, старик и старуха и другие);
-         загораживали лицо марлей, платком или мазали лицо сажей и др.;
-         рядились  животными: « медведем, лошадям, козой»;
-         «покойником рядились, смертью, гроб приносили»;
-         рядились святками – маски без конкретики, страшные  или смешные ряженые.
Другие маски ряженых, по данным архива Дома фольклора, не столь распространённые по области,  встречаются в отдельных сёлах Нижегородчины: домовым рядились, шутом, печником (Княгинино), цыганами (Семёновский р-он), кулашником,  колотушечником ( северные р-ны области), попом (Краснобаковский р-он), мордовкой (Вознесенский р-он), Марьей долгой (Тонкинский р-он) и другие.    
Ряженые надевали вывороченные мехом наружу шубы, одевали парики (из конопли – п. Княгинино), надевали нелепую - рваную или не по размеру, или не к месту - одежду (шобоны), делали маски. К сожалению, святочных нижегородских масок не сохранилось даже в описании («живьём» эти маски, как правило, не сохраняют сами носители, т.к. они мыслятся как одноразовые и делаются из подручных непрочных материалов – бересты, картона, конопли и т.п.). А вот как загораживали лицо марлей известно: марлю или прозрачную тряпку (например, тюль) навязывали на голову, закрывая лицо, сверху одевали шапку или другой головной убор. Иногда прорезали дырки для глаз, для носа. В Вознесенском р-не прямо на марле рисовали глаза, страшный рот, нос.  Святошников очень ждали, но и боялись, было и страшно, и весело.  Важен этический аспект ряжения: не каждый  отваживался рядится страшным святошником, т.к. это расценивалось как прямое обращение к потустороннему миру, миру духов. Православные крестьяне в последний день Святок, на Крещение, купались «на Иордани» - в освящённой проруби, чтобы очиститься и окончательно избавиться от принятой  личины.
Рассказы о ряжении в Нижегородской области.
 
Краснобаковский район,  деревня Ильинское.
Описание ряженых: барин и барыня, кулашником, медведем, лошадям, смертью, покойником, поп с кринкой.
 
Информант: Колова Тамара Андреевна, 1933 г.р., иногда учавствует в беседе  Коряшкина Нина Васильевна 1934 г.р.
Запись 2005 года Тихомировой Е.В.
 
(Говор особенный – «окающий», быстрый, интонация богатая- вытягивание концов фраз).
 
Мы наряжались ряженым, да в беседки ведь ходили-жо.
-         Наряжались ряженым?
-         Песни баракушешные,  всё песни-то пели.
-         Какие песни?
-         Разные.
-         Баракушешные – это что значит?
-         Безобразные.
-         Хулиганские?
-         Хулиганские, да. (смеются)
-         А какие баракушешные?
-         Всякие пели. Робятишки у нас научат, этим песням научат.
-         Смеялись над кем-то что ли?
-         Смеялись. Придём в беседку-ту, беседка уже разошлась, вот в Бажино-то раз пришли.
Опеть[3] ведь скликали – ряженые ведь пришли. Опеть все девки прибежали. Да беседку-ту открыли. Гармониста привели. И-и песни поём!
-         В кого рядились?
-         А рядились мы сами. Надо было барин, да барыню. Чтобы парой были. Я и барыней была, и барином была. Так мы и на парой пляшом. Он сперва-то попляшот, потом я.
«Эх, барыня (барынька), - говорит, -  што ты маленька? Или батько не доделал, или матька не дала?» (смеются). А барыня-то говорит: «А я маленька, да аккуратненька: што есть на мне, пристаёт ко мне». Весело было. ... Всё пели, ой, было очень хорошо.
-         Это частушки?
-         Частушки.
-         А ещё в кого рядились? В медведя рядились?
-         В медведи-ти? Это уж вот ребятишка. Всё рядился у нас. Всё нарядитца. Всё кулашником, да медведям. Да смертью наряжают.
-         Смертью? С косой что ли?
-         ...  да и накинут на голову-ту. Иголку, идут, и по девкам по лавкам-та.
-         С иголкой?
-         Да. и кололи всё иголкам-то.
-         Колют иголкой под саваном под этим, да?
-         ... (смеётся). В руках-то иголка была у их.
А у кулошника[4] - да такие кулаки-и! В обеих руках! Ох, по башке даст! Как ряженые-ти идут, уж кулашник нарижёной. Это идут – народу мно-ого, ведь старухи всё глядеть приходили, не токо девки (смеётся). Телевизеров-то не было ведь, милай, скушно ведь была-а.
-         Т.е. кулашник, он с кулаками? Всех бил.
-         Ну чего-то – тряпки тут были набиты. Тута, в мешечках каких-то, в мешках тряпки. («Да, туго набиты» - Коряшкина Н.В.). Они завязаны, эти мешки. И на руках они держа(тца). Нарядятца: фуфайку, на башку-то наденут чаво-нибудь – корзи-ину, либо чаво-нибудь.
-         Может в козла рядились? Может цыганами?
-         Рядилися, и лошадям  наряжалися, и покойником наряжалися.
-         А покойником как7
-         А тоже кто-нибудь притворитца, умрёт, на полатнице несу-ут.
-         А потом что делают?
-         Реву-ут, воют. С утра.
-         Над ним?
-         Да. Тут не один человек наряжатца.
-         А покойник-то один?
-         А покойник один. Да поп. Тута. Где и на свадьбах читал,  поп, с кринкой – кадит.
-         Что-нибудь говорит поп при этом?
-         Наверно пел за попа. Вот покойника нясу-ут.
-         А потом покойник что делал, вставал?
-         Нет, не вста... Не знаю вот, вставал ли. А пожалуй, может, вставал ли? (смеётся).
И лошадям-то наряжались, кобылой... Два человека впереди, да два, наверно, назади, вот так друг за дружкой. И накинут белым полотном, хвост приделают, и ведут кобылу. Вадейку ж (бадейку?) углям тащат (щ-ш), да воды бадью, наверно, тащат: после лошади-то -  насерит, да сси (ссыт). Он весь пачкает углям-то, да водой-то.
-         Как будто лошадь наделала?
-         Да (смеётся). А после беседки насилу промоешь пол-от было, после черны.... Ведь некрашеный-от пол(о)-ти были всё.
-         Некрашеные?
-         Нет.
-         И плохо отмывались?
-         А бе-елые полы-ти были, некрашеные
Коряшкина Н.В.:  -  А что углей-то надо...
Колова Т.А. :    - Да всячина-та черно-то наверно отмывается ...  Порошка-то не        было ведь раньше-то. Всё золой трали (тёрли).
-         Золой?
-         Да. Золой да пёском. Золы намываём, и золой-то избы мыли, всё трали потолки, потолки всё трали. Ой, чо было-то...
 
Большеболдинский район, село Знаменское.
 
Запись 1995 года, сделана Грановской Н.П.
 
Всякими наряжались. Нельзя было выйти.
-Почему ?
-У нас был мужик один здеся. Наряжал на ети Святки. Вот нарядица, кнут в руки и захлыщет  <щ - мягкое> всех. Боялись выйти. Ермишко Поляков. Просто так хулиганил. Озоровал так.
 
 
Навашинский район, село Горицы.
Информант: Мочнева Екатерина Степановна, 1921 г.р.
Запись 1994 года, сделана  Гусаровой Т.В.
 
Описание ряженых: святками, овинники мартюшовски, девкой и парнём.
 
Перед Новым годом, чай за день, што ли, рядились святками. Ходили шобоны[5] Шубы выворачивали, намазывались сажей, и всё это...Ходили святки. Просто ходили... Ково поазоровать задумаем...
Так вот. К одной тут две моих подружки... Надели чапаны старинны и постучались: “Пусти нас ночёвать!” Мы овинники  были  мартюшовски[6]. Она только открыла, у неё был эдакой вот ножик, смольё... Она как занесла над этой ножик-то, она тут и поползла... Они убегали, так целый вечер просидели под крыльцом ( смеётся ).
А уж на Новый год, на самый, вот на 14-то января, рядились молодцами. Кто парнём, кто девкой. Кто высокой, да тонкой был, тот парнем рядился. Я вот всё время рядилась девкой: старинный сарафан (нет свово-то, где-то пойдёшь, где-то найдёшь), казачки, полушалок. И вот ходишь, с гармонью, с балалайками, по всей по улице ходишь, гуляешь, поёшь песни, частушки. Один день только – 14 января, 15-го – уже нет.
 
Елена Тихомирова
 
 
 
 
размещено 18.01.2007

[1] «Рядились святками»  - говорили в  Навашинском районе.
[2] Традиция ходить с наряженной ёлкой колядовать упоминается в нескольких районах нашей области: Б.-Ьолдинском (с. Чересь), Навашинский (с. Поздняково).
[3] Опеть – опять.
[4] Кулошник – (произносит то кулашник, то кулошник) ряженый с «кулаками» из набитых тряпками мешков, надетых на руки. Всех бьёт.
[5] Шобоны – рваная одежда или одежда типа балахона.
[6] Мартюшово – возможно, соседнее село

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Тихомирова Е.
  • Размер: 17.05 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Г.Л. ЕРЖЕМСКИЙ Структура исполнительских действий дирижера
Г. КОГАН. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения
Хуан Пин. Китайское фортепианное искусство первой половины ХХ века в его взаимосвязях с русской фортепианной школой
Е. Левашёв. ТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА ОТ ГЛИНКИ ДО РАХМАНИНОВА
Надежда ГОЛУБОВСКАЯ. Об артикуляции фортепианных произведений Моцарта
Морис БОНФЕЛЬД. XX век: смех сквозь жанр
Ванда ЛАНДОВСКА. Тайны интерпретации (Фрагмент из книги «О музыке») Критика
Олег СОКОЛОВ. Форма — красота и творческая перспектива
Л. ФЕЙНБЕРГ Несколько страниц из жизни моего брата (воспоминания о Самуиле Фейнберге)
Самуил Фейнберг. Интерпретация полифонии Баха (фрагмент)
Владимир ПРОТОПОПОВ Вторжение вариаций в сонатную форму
Евгения Чигарева. Рецепция Моцарта в творчестве отечественных композиторов второй половины ХХ века
К. ИГУМНОВ. О фортепианных сочинениях П. И. Чайковского
Воспоминания о Константине Николаевиче Игумнове (Л. Оборин, А. Гольденвейзер, Я. Флиер)
Игорь ЖУКОВ Уроки жизни (о Г.Г. Нейгаузе)
А. КРЫЛОВА. Шедевры старинной музыки в контексте рекламных саундтреков
Т.Т. КУХТИНА О творчестве и воспитании музыканта-исполнителя
Денис ПРИСЯЖНЮК. О музыке немой и говорящей... (к проблеме интерпретации в риторическом поле)
Геннадий БАНЩИКОВ К счастью, мне не приходится меняться... (интервью)
Дмитрий БАШКИРОВ Быть достойным памяти Учителя (вспоминая А. Б. Гольденвейзера)
Андреас ВЕРМАЙЕР. Современная интерпретация - конец музыкального текста
Анна КРОМ. Библейское слово и его интерпретация в «Трех историях» Стива Райха
Клод ЛЕВИ-СТРОСС. «Болеро» Мориса Равеля
НАТАН ПЕРЕЛЬМАН. Автопортрет в монологах и диалогах на фоне конца столетия
Отто Клемперер. Беседы об искусстве
Анатолий ЦУКЕР Барочная модель в современной массовой музыке
Светлана САВЕНКО Хаос как проблема музыкального искусства
Т. ЛЕВАЯ Возрождая традиции (Жанр concerto grosso в современной советской музыке)
Маргарита КАТУНЯН Новый тривий ХХ века. Звук, число, обряд (А. Пярт, Л. Рубинштейн)
Г. КОГАН. Артур Шнабель
Евгений ШАШЕРО. Блюзовый лад как плагальная миксодиатоника
Г. КРЫЛОВ Современные интерпретации теоретической категории классической индийской музыки nada
Ирина ШУГАЙЛО Метафизика танца
Бернд Алоиз ЦИММЕРМАН Два эссе о музыке
Морис БОНФЕЛЬД. Проблемы анализа
Светлана САВЕНКО Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом
В. БОБРОВСКИЙ Функциональные основы музыкальной формы (фрагмент книги)
Елена БАШКАНОВА О чем поет кукуруку
И. ШАБУНОВА Музыкальные кунсты в домашнем обиходе русского дворянства
Е. ДУКОВ Бал как социальная практика в России XVIII-XIX веков
Григорий Коган. Парадоксы об исполнительстве.
Якоб АЙГЕНШАРФ Ubi est concordia, ibi est victoria
Лев НАУМОВ Под знаком Нейгауза (фрагмент из книги)
Я. ОСИПОВ. О коми музыке и музыкантах. Гл. 2: О народной песне
Борис АСАФЬЕВ Музыкальная форма как процесс (фрагменты из книги)
И.М. НЕКРАСОВА Тишина и молчание: миросовершенство и самовыражение
Ю.К. ОРЛОВ Невидимая гармония
В. НОСИНА Загадка четырнадцатой инвенции И.С. Баха
А. ШОПЕНГАУЕР О сущности музыки.
М.Е. ТАРАКАНОВ Замысел композитора и пути его воплощения
М. АРАНОВСКИЙ Психическое и историческое
А. СЕЛИЦКИЙ Парадоксы бытовой музыки
О. ЗАХАРОВА Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы
Е. ДУКОВ. Концерт в истории западноевропейской культуры (Фрагменты из книги)
Эдисон ДЕНИСОВ Музыка и машины
Н. ТЕПЛОВ Акробатство в музыке
Николаус АРНОНКУР. Музыка языком звуков. Главы из книги
В.И.МАРТЫНОВ. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности (Введение, Глава II)
И.И. ЗЕМЦОВСКИЙ. Человек музицирующий – Человек интонирующий – Человек артикулирующий
Г. КАЛОШИНА Религиозно-философская символика в симфониях Рахманинова и его современников
Ю.А. БОРИСОВ. По направлению к Рихтеру
Д. ТЕРЕХОВ. Рихтер и его время. Неоконченная биография (факты, комментарии, новеллы и эссе)
Т. ЧЕРЕДНИЧЕНКО «Громкое» и «тихое» в массовом сознании. Размышляя о классиках-бардах
А. МАЙКАПАР. Музыкальная интерпретация: проблемы психологии, этики и эстетики
Н. ХАЗАНОВА. Музыка в понимании мыслителей эпохи Ренессанса.
Б. МОНСЕНЖОН Рихтер. Диалоги. Дневники. Фрагменты

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100