«Ряженым наряжались» на Святки в Нижегородской области повсеместно. Информаторы рассказывают об этом с большим оживлением и удовольствием. В разных районах говорили по-своему: «ходили ряж
ёные в беседку», «в Святки рядились». Часто ряженых называют
«святошниками» или «святками» («рядились святк
ами»
[1]).
Ряжение понималось двояко:
1) наряжаться красиво, быть нарядным;
2) рядиться животными, принимать обличие кого-либо, надевать маску-личину и прочее.
Оба варианта бытовали в зимние Святки в нашей области, нередко не смешиваясь. Обычно «святошником ходить»- подразумевалось именно второе значение.
Информация о традиции наряжаться в лучшие наряды в дни Святок получена от пожилых женщин. Возможно, поэтому нам известно лишь как наряжались женщины: «И в сарафаны, и в другое што-то, да… Фиолетовые сарафаны были, широкие… У одной была юбка вязаная, очень красивая, с мысами, идут вот белые полосы…» (п. Княгинино).
Опрос старожилов из с. Б. Якшень Бутурлинского р-на показывает, что в этом селе ходили лишь нарядные ряженые:
« Шёлка надевали. Это раньше парки были, эти полушалки-ти, такие блестящие, на это, на булавочку. Сарафаны, кофты. И вот ходили с песнями по улице.
-То есть просто красиво наряжались?
-Красиво.
-А так, чтобы рядились там во всякие тулупы (и т.п.), не было?
-Нет, этово на было
-Игры не играли?
- Нет, плясали только.»
По-видимому, каждая девка хотела быть очень нарядной на Святочном гулянье. И если не было своего наряда, просили у кого-нибудь: «нет свово-то, где-то пойдёшь, где-то найдёшь» или «нам тут давали, штоб посвятошничать, штоб нарядитца». В с.Поздняково Навашинского р-на дано прекрасное описание
как ходили ряженые: «…На Святки –это Новый год. Вечером пойдём гадать. А уж днём рядились. Ой, по улице ходили, ёлку нарядим! Сколько было девок-ти! И все друг за дружкой-та идём, впереди робята ёлку несут, нарядют. А девки-ти нарадютца! Нашьют! Бывало, полотья у них были и расшитые, и с кружовами… А юбки-ти сошьёшь – кто из полушалков, али из подзоров. Нарядюца, сияют ото всех!. А ёлку-ту розрядют и бусами
[2]… ».
Ряженые ходили по улицам с песнями, с гармонью, заходили в дома поздравить хозяев, приходили – «заваливались» на беседку.
Дни и время суток хождения ряженых фиксируется по-разному: ходили днём, бывало, ходили и вечером и, как правило, в середине Святок – в районе старого Нового года (см. подробно о времени хождения ряженых в статье «
Колядование в Нижегородской области»).
Ряжение в маски, вывороченные тулупы и прочее, т.е. принятие чужого, даже чуждого облика на Святки очень распространено в нашей области. Ряженые – «святошники» - ходили практически повсеместно. Рядились все: мужчины и женщины, старики и дети, женатые и холостые. В планы святошников входило быть неузнанными, поэтому они старались кардинально изменить свой облик: от одежды и закрывания лица до соответствующего маске поведения (жесты, повадки, искажение или отсутсвие речи и другое).
Традиционные маски ряженых (встречаются по всей области):
- переодевались мужчины в женщин, женщины в мужчин («кто девкой, кто парнём», «кувалером наряжатца», барин и барыня, старик и старуха и другие);
- загораживали лицо марлей, платком или мазали лицо сажей и др.;
- рядились животными: « медведем, лошадям, козой»;
- «покойником рядились, смертью, гроб приносили»;
- рядились святками – маски без конкретики, страшные или смешные ряженые.
Другие маски ряженых, по данным архива Дома фольклора, не столь распространённые по области, встречаются в отдельных сёлах Нижегородчины: домовым рядились, шутом, печником (Княгинино), цыганами (Семёновский р-он), кулашником, колотушечником ( северные р-ны области), попом (Краснобаковский р-он), мордовкой (Вознесенский р-он), Марьей долгой (Тонкинский р-он) и другие.
Ряженые надевали вывороченные мехом наружу шубы, одевали парики (из конопли – п. Княгинино), надевали нелепую - рваную или не по размеру, или не к месту - одежду (шобоны), делали маски. К сожалению, святочных нижегородских масок не сохранилось даже в описании («живьём» эти маски, как правило, не сохраняют сами носители, т.к. они мыслятся как одноразовые и делаются из подручных непрочных материалов – бересты, картона, конопли и т.п.). А вот как загораживали лицо марлей известно: марлю или прозрачную тряпку (например, тюль) навязывали на голову, закрывая лицо, сверху одевали шапку или другой головной убор. Иногда прорезали дырки для глаз, для носа. В Вознесенском р-не прямо на марле рисовали глаза, страшный рот, нос. Святошников очень ждали, но и боялись, было и страшно, и весело. Важен этический аспект ряжения: не каждый отваживался рядится страшным святошником, т.к. это расценивалось как прямое обращение к потустороннему миру, миру духов. Православные крестьяне в последний день Святок, на Крещение, купались «на Иордани» - в освящённой проруби, чтобы очиститься и окончательно избавиться от принятой личины.
Рассказы о ряжении в Нижегородской области.
Краснобаковский район, деревня Ильинское.
Описание ряженых: барин и барыня, кулашником, медведем, лошадям, смертью, покойником, поп с кринкой.
Информант: Колова Тамара Андреевна, 1933 г.р., иногда учавствует в беседе Коряшкина Нина Васильевна 1934 г.р.
Запись 2005 года Тихомировой Е.В.
(Говор особенный – «окающий», быстрый, интонация богатая- вытягивание концов фраз).
Мы наряжались ряженым, да в беседки ведь ходили-жо.
- Наряжались ряженым?
- Песни баракушешные, всё песни-то пели.
- Какие песни?
- Разные.
- Баракушешные – это что значит?
- Безобразные.
- Хулиганские?
- Хулиганские, да. (смеются)
- А какие баракушешные?
- Всякие пели. Робятишки у нас научат, этим песням научат.
- Смеялись над кем-то что ли?
- Смеялись. Придём в беседку-ту, беседка уже разошлась, вот в Бажино-то раз пришли.
Опеть
[3] ведь скликали – ряженые ведь пришли. Опеть все девки прибежали. Да беседку-ту открыли. Гармониста привели. И-и песни поём!
- В кого рядились?
- А рядились мы сами. Надо было барин, да барыню. Чтобы парой были. Я и барыней была, и барином была. Так мы и на парой пляшом. Он сперва-то попляшот, потом я.
«Эх, барыня (барынька), - говорит, - што ты маленька? Или батько не доделал, или матька не дала?» (смеются). А барыня-то говорит: «А я маленька, да аккуратненька: што есть на мне, пристаёт ко мне». Весело было. ... Всё пели, ой, было очень хорошо.
- Это частушки?
- Частушки.
- А ещё в кого рядились? В медведя рядились?
- В медведи-ти? Это уж вот ребятишка. Всё рядился у нас. Всё нарядитца. Всё кулашником, да медведям. Да смертью наряжают.
- Смертью? С косой что ли?
- ... да и накинут на голову-ту. Иголку, идут, и по девкам по лавкам-та.
- С иголкой?
- Да. и кололи всё иголкам-то.
- Колют иголкой под саваном под этим, да?
- ... (смеётся). В руках-то иголка была у их.
А у
кулошника[4] - да такие кулаки-и! В обеих руках! Ох, по башке даст! Как ряженые-ти идут, уж кулашник нарижёной. Это идут – народу мно-ого, ведь старухи всё глядеть приходили, не токо девки (смеётся). Телевизеров-то не было ведь, милай, скушно ведь была-а.
- Т.е. кулашник, он с кулаками? Всех бил.
- Ну чего-то – тряпки тут были набиты. Тута, в мешечках каких-то, в мешках тряпки. («Да, туго набиты» - Коряшкина Н.В.). Они завязаны, эти мешки. И на руках они держа(тца). Нарядятца: фуфайку, на башку-то наденут чаво-нибудь – корзи-ину, либо чаво-нибудь.
- Может в козла рядились? Может цыганами?
- Рядилися, и лошадям наряжалися, и покойником наряжалися.
- А покойником как7
- А тоже кто-нибудь притворитца, умрёт, на полатнице несу-ут.
- А потом что делают?
- Реву-ут, воют. С утра.
- Над ним?
- Да. Тут не один человек наряжатца.
- А покойник-то один?
- А покойник один. Да поп. Тута. Где и на свадьбах читал, поп, с кринкой – кадит.
- Что-нибудь говорит поп при этом?
- Наверно пел за попа. Вот покойника нясу-ут.
- А потом покойник что делал, вставал?
- Нет, не вста... Не знаю вот, вставал ли. А пожалуй, может, вставал ли? (смеётся).
И лошадям-то наряжались, кобылой... Два человека впереди, да два, наверно, назади, вот так друг за дружкой. И накинут белым полотном, хвост приделают, и ведут кобылу. Вадейку ж (бадейку?) углям тащат (щ-ш), да воды бадью, наверно, тащат: после лошади-то - насерит, да сси (ссыт). Он весь пачкает углям-то, да водой-то.
- Как будто лошадь наделала?
- Да (смеётся). А после беседки насилу промоешь пол-от было, после черны.... Ведь некрашеный-от пол(о)-ти были всё.
- Некрашеные?
- Нет.
- И плохо отмывались?
- А бе-елые полы-ти были, некрашеные
Коряшкина Н.В.: - А что углей-то надо...
Колова Т.А. : - Да всячина-та черно-то наверно отмывается ... Порошка-то не было ведь раньше-то. Всё золой трали (тёрли).
- Золой?
- Да. Золой да пёском. Золы намываём, и золой-то избы мыли, всё трали потолки, потолки всё трали. Ой, чо было-то...
Большеболдинский район, село Знаменское.
Запись 1995 года, сделана Грановской Н.П.
Всякими наряжались. Нельзя было выйти.
-Почему ?
-У нас был мужик один здеся. Наряжал на ети Святки. Вот нарядица, кнут в руки и захлыщет <щ - мягкое> всех. Боялись выйти. Ермишко Поляков. Просто так хулиганил. Озоровал так.
Навашинский район, село Горицы.
Информант: Мочнева Екатерина Степановна, 1921 г.р.
Запись 1994 года, сделана Гусаровой Т.В.
Описание ряженых: святками, овинники мартюшовски, девкой и парнём.
Перед Новым годом, чай з
а день, што ли
, рядились святками. Ходили
шобоны[5] Шубы выворачивали, намазывались сажей, и всё это...Ходили святк
и. Просто ходили... Ково поазоровать задумаем...
Так вот. К одной тут две моих подружки... Надели чап
аны старинны и постучались: “Пусти нас ночёвать!” Мы овинники были мартюшовски
[6]. Она только открыла, у неё был эдакой вот ножик, смольё... Она как занесла над этой ножик-то, она тут и поползла... Они уб
егали, так целый вечер просидели под крыльцом ( смеётся ).
А уж на Новый год, на самый, вот на 14-то января, рядились молодцами. Кто парнём, кто девкой. Кто высокой, да тонкой был, тот парнем рядился. Я вот всё время рядилась девкой: старинный сарафан (нет свово-то, где-то пойдёшь, где-то найдёшь), казачки, полушалок. И вот ходишь, с гармонью, с балалайками, по всей по улице ходишь, гуляешь, поёшь песни, частушки. Один день только – 14 января, 15-го – уже нет.
Елена Тихомирова
[1] «Рядились святками» - говорили в Навашинском районе.
[2] Традиция ходить с наряженной ёлкой колядовать упоминается в нескольких районах нашей области: Б.-Ьолдинском (с. Чересь), Навашинский (с. Поздняково).
[4] Кулошник – (произносит то кулашник, то кулошник) ряженый с «кулаками» из набитых тряпками мешков, надетых на руки. Всех бьёт.
[5] Шоб
оны – рваная одежда или одежда типа балахона.
[6] Мартюшово – возможно, соседнее село