Здравствуйте, читатели электронного периодического издания "Открытый текст".
Очередной выпуск материала посвящен людям, точнее - субъектам, тем человекам, которые относились к жизни как к материалу для жизни.
Глава 18 второго тома книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки" размещена в музыкальном разделе. Она посвящена Генделю.
Первая четверть 18 столетия была временем необычайного экономического оживления Англии, выразившегося в своего рода грюндерства акционерных компаний для всевозможных целей. Это течение захватило и искусство. В Лондоне, между прочим, возникла мысль о создании постоянного итальянского оперного театра (или «академии», как тогда говорили), так как Англия до тех пор не располагала постоянной итальянской оперной труппой. Техническим директором этого нового предприятия, построенного на акционерных началах, сделался некто Гейдеггер, художественным руководителем — Гендель. Открытие итальянской оперы в Лондоне состоялось в 1720 году и Гендель в течение 20 лет уделял ей весь свой композиторский талант и организаторскую энергию. Это был самый активный период его биографии. Опера открылась в театре Геймаркет (у Сенной площади) произведением итальянского композитора Джованни Порта. Вслед затем шел «Радомист» Генделя, вызвавший в английском обществе такую же сенсацию, как его оперный первенец в Венеции. В этой опере есть одна ария Радомиста «Ombra сага di mia sposa», которая еще до сих пор не потеряла способности потрясать сердца. Период от 1720 до 1728 года был временем наибольшего успеха Генделя в Лондоне. Но ценой каких усилий достигался этот успех! С какими только интригами ему не приходилось бороться! Против него восстали, с одной стороны, националистически настроенные круги, видевшие в нем пришельца, а с другой стороны, ему пришлось выдержать жестокую конкуренцию с итальянским соперником, композитором Джованни Бонончини, которому особенно покровительствовала аристократия.
Новая биографическая статья в рубрике нижегородских историков: Мурашов С.И.
1938-1941— преп. Горьковского Гос. Пед. Ин-та; 1941-1943 — сотр. УНКВД-УНКГБ Горьк. обл.; 1943-1946— слуш. и асп. ВПШ при ЦК ВКП(б); 1946-1949 — зам., 1-й зам. зав. отделом пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ; 1949-1954 — секретарь Томского обкома КПСС; 1954-1956 — доц. МГУ; 1956-1965 — зав. каф. МЭИ; 1965-1968 — начальник управления преподавания общественных наук, чл. коллегии Минвуза СССР; 1968-1976 — ректор МГИАИ; 1976-1978 — там же проф., зав. каф. истории КПСС; с 1978 — зав. каф. истории КПСС Московского стоматологического ин-та.
Активно пополняются рубрики персоналий. В "Первых секретарях нижегородской (горьковской) партийной организации" - Шахурин Алексей Иванович.
Шахурин Алексей Иванович родился 12 февраля 1904 г. в с. Михайловском Подольского уезда (Ленинского района) Московской губернии (области) в семье медника. На XVIII съезде ВКП (б) избран членом ЦК ВКП (б). С 10 января 1940 до 5 января 1946 Народный комиссар авиационной промышленности СССР в Москве. С февраля по апрель 1946 зам. председателя Совета Министров РСФСР в Москве. С 4 апреля 1946 по апрель 1953 находился в заключении по сфальсифицированному в 1946 г. делу в отношении некоторых работников авиационной промышленности. 11 мая 1946 приговорен ВК ВС СССР к 7 годам лишения свободы за «злоупотребления и превышение власти при особо отягчающих обстоятельствах» и «выпуск нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».
Постановлением ЦК КПСС от 12 июня 1953 был полностью реабилитирован.
С августа 1953 по июль 1957 зам. министра, первый зам. министра авиационной промышленности СССР в Москве. С июля 1957 до августа 1959 зам. председателя Госкомитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям в Москве. С августа 1959 персональный пенсионер союзного значения в Москве. Умер 3 июля 1975 г. в Москве.
В "Руководителях Главреперткома" - Мордвинкин Владимир Юрьевич.
С ноября 1917 по октябрь 1918 года — ответственный секретарь редакции газеты «Известий ВЦИК», фактически постоянный заместитель редактора, заведующий экономическим отделом, выпускающий, организовывал работу типографии и пр. Один из организаторов Союза советских журналистов, делегат первого съезда этого союза (ноябрь 1918 года).
В 1918-1919 зав. редакционной частью Высшей военной инспекции. В 1919 – ответственный редактор-издатель двух газет Наркомвоена Украины, в том числе газеты «Красная Армия» в Киеве. В 1919—1921 годах — помощник заведующего, а потом заведующий агитационно-пропагандистским отделом Госиздата и одновременно зав. бюро печати Особого отдела ВЧК, особо уполномоченный по следствию и один из редакторов нашумевшей в свое время «Красной Книги ВЧК». Эту деятельность он совмещал с общественной работой. Являлся одним из членов объединения писателей-коммунистов «Литературный фронт». (...) В апреле 1937 года был арестован бывший нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода. Вскоре сняли с работы, исключили из партии и Владимира Юрьевича Мордвинкина. Жена Мордвинкина Таисия Григорьевна была сестрой Г.Г. Ягоды. Ее выслали из Москвы в Астрахань. Через несколько дней к Таисии Григорьевне приехал Мордвинкин с дочкой. Его тоже выселили из столицы. Чекисты не дали сестре Г.Г. Ягоды спокойно жить в Астрахани. 6 мая 1938 года ночью пришли домой, на глазах у супруга арестовали. Т.Г.Мордвинкину сослали в Казахстан. Он остался один, с четырехлетней Виолой. Перед войной он переехал в Саратов, к своим родственникам. В 1943-1946 работал в глухом саратовском селе Воскресенское счетоводом. Находился под надзором энкавэдэшников.
1 сентября 2008 г. Еще одна статья из справочника Б.С. Извекова, А.В. Кессель "Мемориальные доски Нижнего Новгорода" опубликована на сайте: "Карелин А.О. (1837 - 1906). Ул. Варварская, 8".
«В этом доме 1887 -1906 гг. жил и работал всемирно известный фотограф, художник, педагог, общественный деятель Андрей Осипович Карелине». Доска литая, установлена в 1992 г. Автор О. Лисенков.
Карелин Андрей Осипович родился в 1837 году в селе Селезени Тамбовской губернии. В десятилетнем возрасте он попадает на обучение к иконописцу и за проявленные способности в 1856 году один из помещиков направляет его на учебу в Петербург, где он выдержал экзамены в Петербургскую академию художеств, которую закончил в 1864 г. со званием свободного художника. Стал заниматься фотографией, которой посвятил всю свою жизнь. Он основоположник использования композиции при съемках бытовых сцен, применения искусственного освещения для повышения выразительности фотографий и других новшеств, мастер павильонной фотографии. Он применил насадочную линзу на портретном объективе, чем обеспечил увеличение глубины резко изображаемого пространства и тем самым повысил выразительность и информативность снимков. Наряду с фотографией он занимался живописью и при участии А.М. Горького основал в городе Нижегородское общество любителей художеств. Среди его учеников был и другой известный фотограф М. Дмитриев. Другой его ученик С.Г. Соловьев стал одним из лучших фотографов, основал свою фотомастерскую в Петербурге, и его работы отмечались на международных выставках, в том числе и золотой медалью.
Эссе А. Дугина о Сергее Курехине "418 масок субъекта" опубликовано в разделе "Человек и текст".
То, что всегда делал Сергей Курехин -- не просто творческий поиск, это упорное и последовательное воссоздание того органического единства, которое предшествовало и классике, и модерну, и гипермодерну (рок-музыке, авангардизму и т.д.). Поражает, с каким постоянством он воспроизводил все основополагающие черты традиционного, "докультурного", "архаического" жречества. (...) Слово "скоморох" произошло от слова "маска". В последней "Поп-механике" (октябрь 1995) все участники были в масках. У Курехина все становится масками, странным карнавалом, зловещим водоворотом, в котором растворяется личность, привычная реальность, где все ожидания неизменно обманываются. Персона исчезает...
Но вспомним этимологию слова "персона" -- так назывались именно "маски" в греческих трагедиях. Генон подчеркивает инициатический смысл античного театра. -- Смена масок одними и теми же актерами иллюстрирует инициатическую идею того, что индивидуум не есть вещь в себе, законченная и абсолютная реальность. Это -- лишь игра высших духовных сил, временное образование, сотканное из грубых элементов, готовое в любой момент раствориться. А за всем этим -- холодно и неизменно -- стоит неподвижное небесное Присутствие, вечное "Я". Вовлекаясь в водоворот абсурдных и не имеющих самостоятельного значений ситуаций, в некоторую космическую "Поп-механику", вечное "Я" забывает о своей природе, начинает отождествляться с маской. Сакральный театр призван напомнить о том, что это заблуждение, что важно лишь грозное Присутствие, а люди -- только тени потусторонних объектов. Поп-механика -- как и раек скоморохов -- модель мира, "римейк" архаического святилища.
Вот так и захочешь пустоты, так полюбившейся когда-то. Вот так и захочешь человеческого воплощения, так полюбившегося когда-то.
Есть люди, которые чувствуют себя объектом, есть люди которые чувствуют себя субъектом, но самое странное, что есть люди, которые чувствуют себя пустотой.
Михаил Зеленов