Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г. (14.24 Kb)
Нет ничего дальше от сегодняшнего дня, как XVIII век. Нет ничего ближе, чем проблемы, которые решались тогда.
Статья О.Е. Кошелевой "Указотворчество Петра Великого и формирование образа его власти" обогатила подраздел "Источниковедение".
Указы являются зримой формой проявления власти, ее проводником, инструменом, без которого она остается "вещью в себе". Через ритуалы, метафоры и символы власть осуществляет собственный "сценарий", являя в нем свой образ и закрепляя его на полотне истории. Указы вносят не менее значимый вклад в формирование "образа власти": они охраняют существующую или творят будущую реальность для подданных. Указ - это квинтэссенция власти, это ее "все". Власть создает впечатление, что ее указы, законы и распоряжения являются "двигателями" того, что принято называть "историей". Не случайно указы и законы продолжительное время являлись излюбленным источником историков, с помощью которого они стремились воссоздавать прошлое. (...) Петр, однако, изменил традиционный образ российской власти, сделав это не только внешним образом - переменой одежды и манеры поведения - но и открыто декларировав прежде не свойственную власти функцию изменения окружающей действительности. Возможно, кто-то посчитает, что ни к чему ломиться в открытую дверь - и без рассмотрения указов ясно, что Петр Великий был приверженцем перемен и вводил везде и всюду новшества. Меня, однако, интересовала технология внедрения нового, то, как это конкретно делалось через текст указа. Углубление в "поэтику указов" помогает увидеть стратегию использования властью определенных метафор и понятий, практику "игры в слова", в которую власть играет с поданными.
К розпложению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания; первый образ называется универзитет, второй — Академия, или Социетет художеств и наук.
Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искуству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют.
Статья А.И. Давыдова "Похвалинская церковь в Нижнем Новгороде" опубликована в разделе "Текст пространства".
Данная статья касается памятника архитектуры XVIII - XIX веков – церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, находящейся в исторической части Нижнего Новгорода на улице Заломова (бывшая Похвалинская). (...) деревянная Похвалинская церковь была построена после 1678 года.
Она располагалась между двумя оврагами: Студеной или Ступиной Горой (ныне засыпан) и еще одним, по которому в XIX веке был устроен Похвалинский съезд. Примерное местоположение деревянного храма М. Добровольский определил в 60 саж. (127,8 м) к югу от каменной2. Эта церковь сгорела в большой пожар 25 июня 1715 года. В Археографическом списке Нижегородского летописца данное событие отражено следующим образом: «...Церковь Пресвятыя Богородицы деревянная совсем вся сгорела...». (...) Как явствует из прошения церковного старосты Федора Васильева «с приходскими людми» об освящении Похвалинской церкви, указ духовных властей о строительстве каменного храма вместо деревянного был дан в 1737 году. Но только к концу 1749 года «означенная церковь» оказалась «построена каменная и святыми иконами и протчим церковным благолепием убрана». В чем причина такого затягивания строительства можно только догадываться.
В связи со строительством в 1960-е – 1970-е годы жилого микрорайона старая малоэтажная застройка была ликвидирована, нарушена и старая планировочная структура улицы Заломова. Церковь оказалась как-бы «на задворках» пятиэтажных домов, которые к тому же перекрыли ее визуальную связь с окским берегом. В сложившейся ситуации она перестала играть роль архитектурной и градостроительной доминанты.
Похвалинская церковь. Гравюра Д.Я. Быстрицкого из книги Н.И. Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» (Н.Новгород, 1857 – 1859)
"Таблица филиграней и водяных знаков на бумаге русского производства XVIII – начала ХХ в." С.А. Клепикова размещена в подразделе "Археография".
№
п/п |
Описание филиграни или водяного знака |
дата |
Левая сторона |
Правая сторона |
|
1 |
А курс |
….год А курс |
1830 |
2 |
А на щите под короной |
Б2 на щите под короной |
1794 |
С8 |
7 |
АБФ фиг. литеры
….год |
Britannia |
1824 |
8 |
АБФ
….год |
Vryheyt |
1824 |
9 |
АБФ
….год |
H2 CS
АБФ |
1821 |
10 |
? |
АВ
..год |
[17]87 |
11 |
А |
В |
1794 |
12 |
А на щите |
В на щите |
1793 |
С |
13 |
[?] |
АГ в прямоугольнике, вписан. в картуш |
1736 |
Библиотека раздела "Цензура и текст" пополнилась новой работой: Зильке Бром "Театр и цензура во второй половине XVIII века".
до 1756 года (до открытия типографии Московского университета) Академия наук, точнее, ее президент и канцелярия были единственными цензорами «общеполезных гражданских книг». С открытием типографий при Московском университете и при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в 1757 году возникла и в этих учреждениях необходимость цензурного надзора за книгами, представляемыми к печати.
Ситуация изменилась, когда в 1783 году были разрешены вольные типографии во всех городах Российской империи. (...) Цензура также могла вмешаться в уже представляемую пьесу. В феврале 1785 года на московском театре успешно пошла пьеса Н. П. Николева «Сорена и Замир». Особенно «выходки против тиранов и тиранства» пользовались большой популярностью у публики, что привлекло внимание генерал-губернатора Я. А. Брюса. Он нашел в пьесе множество двусмысленных мест. Изображение монарха как тирана ему показалось намеком на Екатерину, он обратился к императрице с просьбой запрещения трагедии. Но Екатерина писала ему в ответе: «Удивляюсь, граф Яков Александрович, что вы остановили представление трагедии, как видно, принятой с удовольствием всею публикой. Смысл таких стихов, которые вы заметили, никакого не имеет отношения к вашей государыне. Автор возстает против самовластия тиранов, а Екатерину вы называете матерью.» После этого инцидента представления продолжались. В 1787 году пьеса была напечатана в «Российском феатре» (ч. 5).
Продолжилось размещение книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки": глава 28.
Немецкий музыкальный романтизм имеет, по сравнению с французским, более замкнутый характер. Дух французской романтики, актуальный, революционный, раньше всего овладел отраслями музыкального искусства, обращенными к общественности - оперой, симфонией. Немецкое же романтическое движение в лице своих первых представителей, Гоффмана, Шуберта, Шпора, Вебера, сразу развернувшееся в тех же областях, к началу 30-х годов меняет свое направление. Второе поколение немецких романтиков, которое будет рассмотрено нами в настоящей главе, замыкается в более тесном кругу лирических созерцательных настроений и свою главную опору имеет в художественно разработанной песне. Инструментальная музыка этих композиторов также обнаруживает сильное тяготение к романсу — так складывается типичная мендельсоновская «песня без слов». Влияние старых классических образцов сказывается сильнее, чем в предыдущее десятилетие: идейное содержание баховской, генделевской. и бетховенской музыки переливается в легче доступные нашему чувственному восприятию формы, оно популяризируется, а в иных случаях даже вульгаризируется во имя общедоступности. Немецкий музыкальный романтизм 30-х годов, если считаться с теми произведениями, которые действительно имели успех у широкой публики, становится демократичнее, получает характер земной материальной устойчивости. Не гениальный мечтатель и фантаст Роберт Шуман, а типичный мастер переходного времени Феликс Мендельсон Бартольди, при всех своих симпатиях к класическому миру, зачарованный воздушным хороводом эльфов, романтической тайной лесного шелеста и морской волны, выступает первым па авансцену немецкой музыкальной истории.
Давно нет Петра Первого с его образом власти, нет Сумарокова и Ломоносова и актуальности их рецензий на театральные пьесы, нет Похвалихинской улицы и водяных знаков в виде щита... Только романтизм, с которым человечество смотрит на себя прежнего, остался. Если смотреть на себя без романтизма, можно и что-то реальное увидеть...
Михаил Зеленов
8 февраля 2010 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|