Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г. (12.75 Kb)
И когда они устроились поудобнее, он им сказал:
- Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Много скорбей вызывают у человека, неумеющего читать, обилие книг. Судьбина сыграла бы с ним еще более жестокую шутку, если бы этот человек был слеп и невнимателен. Однако способность рассматривать картинки дает ему возможность вертеть бумажный лист, подставлять его солнечным лучам и наслаждаться чудом, которым могут наслаждаться только избранные, - лицезрением тайны водяного знака. Мы можем только смиренно коленопреклоняться перед волшебниками, открывающими для нас красоту прежних лет, упрятанную даже не между типографских строк, а внутрь самого листа. Один из даров для умеющих читать и смотреть явился перед нашими очами в рубрике "Палеография": А.В. Дадыкин "Методические указания по определению и датировке бумаги русских кириллических книг XV- ХХ вв."
Подсчитано, что к XV-XVI вв. относится примерно 150 тысяч различных водяных знаков, еще примерно столько же филиграней дал XVII в., а в XVIII в. это количество значительно увеличивается. Учеными составляются альбомы филиграней - справочники, сводящие воедино множество водяных знаков, найденных в точно датированных документах, рукописных и печатных книгах. Эти справочники служат основными пособиями для датировки бумаги. Сопоставив водяной знак листа, нуждающегося в датировке, с максимально близким изображением аналогичного знака в альбоме, можно с определенными оговорками датировать данный лист.
Как уже известно благородным читателям ЭПИ "Открытый текст" для тех кто не умеет читать, но весь обращен в зрение и слух, создавались райки - переносные панорамы с картинками, которые те, кто умел читать, признавали лубочными, а те, кто умеет смотреть ДОМ-2, покупают для украшения оного. С рассказом А.С. Гациского "Ярмарочные райки" , опубликованном в "Нижегородском сборнике" в 1867 г., можно ознакомиться в "Этнологическом музее" сайта.
Хозяева райков, большею частию отставные солдаты, люди бывалые, видавшие на своем веку и «Одесту на прекрасном месте», и «Питер, бока повытер», и потому рассказывают они о многом, как очевидцы; это, однако, не мешает им трактовать и о том, чего им никогда не случалось видеть. (...) Название лубочных картин, как говорит г. Снегирев, из книг которого заимствую я сведения об этих картинах, происходит от того, что лубами называются липовые доски, употребляемые для резьбы; хотя в настоящее время дерево в гравировании заменяется большею частью металлом и камнем, но название лубочных усвоилось и гравированным на меди простонародным изображениям. (...)
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как князь Меньшиков Сивостополь брал: турки палят всё мимо да мимо, а наши палят – всё в рыло да в рыло; а наших Бог помиловал: без головушек стоят, да трубочки курят, да табачок нюхают, да кверху брюхом лежат.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как в городе Одесте, на прекрасном месте, верст за двести, прапорщик Щеголев англичан угощает, калеными арбузами в зубы запущает.
- Это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, московский пожар; как пожарная команда скачет, по карманам пироги прячет, а Яшка-кривой сидит на бочке за трубой, да плачет, что мало выпил, да кричит: «Князя Голицына дом горит!»
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, нижегородская Макарьевская ярманка; как московские купцы на нижегородской ярманке торгуют; московский купец Лёвка торгует ловко, приезжал в Макарьевскую ярманку, лошадь одна пегая, со двора не бегает, а другая чала, головой качает; а приехал с форсу, с дымом, с пылью, с копотью, а домой-то приедет – неча лопати: барыша-то привез только три гроша; хотел было жене купить дом с крышкой, а привез глаз с шишкой…
Поскольку мир создан, о дорогой читатель, вовсе не только для тех, кто у меет читать и блистать своим умом как налево и направо, так и вперед и назад, а для всех, поскольку старина сущестует не только для того, чтобы ее сносили с лица земли, но и сохраняли на оном, постольку мы и размещаем статью А.И. Давыдова "Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями" в разделе "Текст пространства".
Дудин монастырь расположен в полугоре высокого правого берега реки Оки напротив села Желнино, включенного ныне в черту города Дзержинска. К 1910-м годам его ансамбль еще существовал и состоял из ряда каменных построек, к которым относились Успенская церковь с приделом Николая Чудотворца (1677 г.), считавшаяся тогда приходским храмом села Подъяблонного Горбатовского уезда (ныне Богородского района Нижегородской области), колокольня (1593 г.), другие каменные хозяйственные и служебные сооружения, а также ограда.
Следует отметить, что в начале ХХ века, в отличие от последних лет советского периода, вопрос о том, считать или не считать бывший монастырь памятником не стоял: церковь села Подъяблонного значилась в списке древних храмов, составленном Нижегородской губернской ученой архивной комиссией (НГУАК). Другое дело, как и каким образом выполнялись те требования, которые из этого проистекали: несмотря на отсутствие общероссийского закона об охране «древностей», ремонтные, строительные, реставрационные и прочие работы на объектах, отнесенных к таковым, регламентировались.
Успенская церковь Амвросиева Дудина монастыря в процессе ремонтно-реставрационных работ, 1911 г. Фото из личного архива С.Л. Агафонова.
Поскольку мир существует не только для тех, кто не умеет читать, но и для тех, кто умеет, писались разные, изящные стилем, твердые обложками, французским переплетом навечно скрепленные, а также мягкой газетной бумагой исполненные, книги. Для тех, кто умеет читать, мы продолжаем размещать курс лекций " Обзор источников истории КПСС". А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, лекция 23 " Источники по теме «Вступление СССР в период развернутого строительства коммунистического общества. ХХI съезд партии»".
Правильное руководство партии социалистическим строительством на основе исторических решений XX съезда КПСС привело к тому, что советский народ добился небывалых успехов в развитии экономики, культуры, науки. Успешный ход выполнения шестого пятилетнего плана развития СССР, огромные достижения трудящихся стран народной демократии в строительстве социализма, большие успехи системы социализма и прогрессивных движений в борьбе за мир во всем мире позволили нашей партии своевременно теоретически осветить наступление нового периода в развитии Советского Союза.
Вступление СССР в период развернутого строительства коммунизма потребовало от партии нового подхода к вопросам дальнейшего улучшения руководства коммунистическим строительством. Выявилась необходимость перспективного планирования развития СССР на более длительный период по сравнению с пятилетними планами. Этой проблемой занимался внеочередной XXI съезд партии. Съезд подчеркнул закономерность усиления руководящей роли партии в строительстве коммунизма. (...)
Исторические факты и события, изложенные в докладе Н. С. Хрущева и резолюциях съезда, еще раз подтвердили, что, сбылась великая мечта В. И. Ленина об умении партии правильно, научно руководить коммунистическим строительством. Именно в результате того, что за последние годы значительно повысилось умение партии руководить развитием народного хозяйства, всеми сторонами коммунистического строительства, она сделала шаг к более высокому уровню перспективного планирования — к семилетке. Главными задачами на предстоящее семилетие партия определила не только вопросы экономического развития, как это было определено в задачах шестой пятилетки, но и вопросы политического, идеологического развития советского общества, а также вопросы в области международных отношений.
Фрагменты книги Франсуа Куперена "Искусство игры на клавесине" размещены в разделе "Текст музыки". Уже одно имя столь известного автора может служить рекомендацией этой книги для публики. Мы должны быть благодарны мэтру, достигшему в своем искусстве столь высокой степени совершенства, за то, что он соблаговолил в своих кратких уроках передать другим плоды долгих лет непрерывного труда и неустанного усердия.
Кроме обычных украшений, таких, как трели, морденты, ports-de-voix и т. д., я всегда предлагал моим ученикам делать небольшие пальцевые упражнения в виде пассажей и различных batteries, начиная с самых простых и расположенных на натуральных ступенях. Таким образом мне незаметно удавалось подвести их к легкости и изяществу в исполнении украшений и к самым сложным транспозициям. Эти маленькие упражнения нужно использовать возможно чаще, они уже полностью разработаны и могут пригодиться во многих, случаях. Я дам несколько таких упражнений после нижеследующих украшений, по образцу которых можно придумать любые другие.
Лица, начинающие заниматься поздно или прошедшие неправильную школу, должны помнить, что так как их нервы могли уже огрубеть или они могли приобрести неправильные приемы, им следует, прежде чем сесть за клавесин, самим или с чьей-либо помощью размять себе пальцы, то есть растягивать их во всех направлениях. Это, кроме того, определенным образом настраивает музыканта и придает ему больше свободы. (...)
Табулатуру надо преподавать детям лишь после того как у них «в руках» будет определенное количество пьес. Почти невозможно не путать и конвульсивно не сжимать пальцы, когда одновременно приходится смотреть в ноты. Украшения от этого тоже страдают. К тому же память развивается гораздо лучше при заучивании наизусть.
Еще одно размышление
Мужчины, желающие добиться определенной степени совершенства игры, не должны заниматься никаким тяжелым физическим трудом. Именно в силу этого обстоятельства женские руки лучше мужских. Я уже говорил, что гибкость нервов гораздо больше способствует хорошей игре, чем сила. Мое утверждение подтверждается различием между женскими и мужскими руками; причем левая рука у мужчин, которой меньше трудятся, обычно более гибка в игре на клавесине.
Я полагаю, что, прочитав написанное выше, никто не усомнится в том, что я не считаю нужным начинать обучение детей с чтения. Почти невозможно не путать и конвульсивно не сжимать пальцы, когда одновременно приходится делать шаг к более высокому уровню перспективного планирования и смотреть в книгу. Гибкость нервов гораздо более способствует хорошей жизни, чем чтение. Впрочем, я не сопротивляюсь обучению детей чтению и не настаиваю на всем изложенном выше.
Михаил Зеленов.
2 августа 2009 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|