Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита. (17.23 Kb)
Интересно всё. Но приближение к Мастерству - завораживает.
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Главой 1 части первой ромна Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" обогатился раздел "Человек и текст".
И опять крайне удивились и редактор и поэт, а профессор поманил обоих к себе и, когда они наклонились к нему, прошептал:
– Имейте в виду, что Иисус существовал.
– Видите ли, профессор, – принужденно улыбнувшись, отозвался Берлиоз, – мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.
– А не надо никаких точек зрения! – ответил странный профессор, – просто он существовал, и больше ничего.
– Но требуется же какое-нибудь доказательство… – начал Берлиоз.
– И доказательств никаких не требуется, – ответил профессор и заговорил негромко, причем его акцент почему-то пропал: – Все просто: в белом плаще…
Опубликована 2-я часть "Страницы истории Болдинского имения Пушкиных" электронной выставки "Александр Сергеевич Пушкин на Нижегородской земле", подготовленной в 2009 г. Центральным архивом Нижегородской области.
Во второй раз Пушкин посетил Болдино осенью 1833 года. Завершив поездку по пугачевским местам Урала и Поволжья, он работал над «Историей Пугачева» и собирался здесь завершить ее. В этот приезд, кроме работы над «Историей Пугачева», здесь были написаны поэмы «Медный всадник», «Анджело», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.
В последний раз Пушкин приезжал в с. Болдино в 1834 году. Этот год был одним из самых драматичных в его жизни. После пожалования поэту унизительного для возраста камер-юнкерского придворного чина он пытался уйти в отставку.
Ему хотелось оставить Петербург и поселиться в деревне. Однако намерению поэта не суждено было осуществиться. Осенью 1834 года Пушкин провел в Болдине лишь около трех недель. За это время он написал «Сказку о золотом петушке», работал над черновиками «Капитанской дочки». (...)
«Жительство дяди было на месте нынешней усадьбы, в маленьком доме, который впоследствии, в сороковых годах, управляющим имения Пеньковским отдан был в дар священнику. Зять этого священника, ныне умерший, передавал мне, что на стенах и косяках были надписи рукою Александра Сергеевича. Дом этот с тех пор несколько раз ремонтировался, переменились бревна, и, наконец, все стены были отштукатурены. Барский же дом и сад, находящиеся в Б. Болдине, имеют свое начало с 1846 года».
Мостик в парке А.С. Пушкина. Фото Е.С. Цыбушкина (1994 г.)
страсть |
– страдание |
стрый |
– дядя по отцу |
сыновец |
– племянник |
текущий |
– идущий (течь – идти, двигаться) |
токмо |
– только |
точный |
– равный |
труд |
– печаль |
туга |
– тяжесть, печаль |
туне |
– даром (совр.: тунеядец – дармоед) |
угрин |
– венгр |
уд |
– орган, часть тела |
уй |
– дядя по матери |
усток |
– восход |
хоть |
– любимый человек (мужчина или женщина), друг |
На территории северо-восточной части Нижегородского Кремля систематические археологические исследования не проводились. Из письменных источников мы лишь знаем о расположении на ней в XIII-XIV вв. Спасского собора. Поэтому охарактеризовать застройку этой части кремля до XVII в. в настоящее время не представляется возможным. (...) В 1652 году вместо обветшавшего древнего собора на площади был возведен новый Спасо-Преображенский собор, простоявший до начала XIX в. (...) В 1829 году собор был разобран, началась подготовка к строительству нового. Место для строительства было выбрано юго-восточнее старого собора, на несколько десятков метров ближе к кремлевской стене (Илл. 5). В мае 1830 г. была начата откопка рвов под фундаменты, а через четыре года здание храма было построено. 17 сентября 1834 года состоялось его освящение. (...) В результате этих строительных работ восточный участок кремля получил новую классицистическую застройку. Основу планировочной структуры его составляли Спасо-Преображенский собор, губернаторский дом и колокольня, располагавшиеся на взаимоперпендикулярных композиционных осях (Илл. 4, 6, 7).
После революции собор был закрыт. В январе 1929 года Нижегородский губисполком принял решении о сносе Спасо-Преображенского собора и колокольни при нем для строительства здания Дома Советов.
В настоящее время северо-восточная часть кремлевской территории благоустроена, на ней расположены здание городской администрации (Дом Советов), художественный музей (дом военного губернатора), арсенал. Незастроенная часть занята автомобильными парковками, газонами, цветочными клумбами (Илл. 8).
Илл. 1. Местоположение земельного участка для строительства часовни на территории Нижегородского Кремля, напротив бокового входа в корпус № 5.
Размещена статья А.А. Кузнецова "Научная и организационная деятельность С.И. Архангельского в Нижегородском научном обществе по изучению местного края" в подразднле "Историография".
Реакция Н.И. Кареева была реакцией отторжения. Можно это объяснить тем, что С.И. Архангельский и Н.И. Кареев различались во взглядах на методологию исторического исследования. Для нас главным видится другое. Н.И. Кареев в 1927 г. представлял уходящее поколение историков, сформировавшихся задолго до 1917 г. С.И. Архангельский же был представителем «переломной» волны: она сформировалась в русле исторической дореволюционной России, но расти и развиваться должна была в условиях набиравшей силу марксистской методологии. Одним из последствий этого стало то, что социологизация истории требовала объяснения имеющихся фактов в прокрустовом ложе только одной концепции. В этих условиях поколение историков, желавших прописаться в советской действительности, должно было выбирать: или обслуживать концепцию, или заниматься историческими исследованиями (печальные перспективы чего были продемонстрированы в 1929, 1930 гг. «Академическим делом»). Как высказал в частной беседе, один из последних учеников С.И. Архангельского, Е.В. Кузнецов, предложением локального метода С.И. Архангельский отвоевывал пространство истории, крайне суженное географическими рамками. Если так, то локальный подход не только способствовал выживанию исторической науки в Нижнем Новгороде (Горьком), но и оказался плодотворным в развитии краеведения и исторической науки.
Открыты рубрики "Заведующие" в разделах "Пермский обллит" и "Уральский обллит", в которых опубликованы биографии, подготовленные С.А.Диановым: Пермякова Мария Николаевна и Бажов Павел Петрович.
Родился в 1879 г. в семье рабочего, единственный ребенок в семье. Образование: Екатеринбургское духовное училище, Пермская духовной семинария. В 1899 г. принят учителем русского языка в духовное училище г. Екатеринбурга. (...)
С 15 августа 1930 г. старший инспектор печати и зрелищ в Уралобллите, с 9 сентября – заведующий Уралобллитом. 22 апреля 1931 г. избран председателем правления Уральского общества пролетарско-колхозных писателей (УРАПП). 21 мая 1932 г. освобожден от работы в Уралобллите. Далее политредактор Уралгиза и заведующий сектором сельскохозяйственной литературы. 25 января 1937 г. решением Свердловского горкома ВКП (б) исключен из партии с обвинением в пропаганде троцкизма. С 27 января 1938 г. решением партколлегии КПК при Свердловском обкоме ВКП (б) восстановлен в рядах ВКП (б).
В 1936 г. опубликована первая сказка «Девка Азовка». 1939 г. первое издание уральских сказов – «Малахитовая шкатулка». В 1942 и 1944 гг. «Малахитовая шкатулка» выходит в Москве в центральных издательствах.
В рубрике "Календарные праздники и ритуалы" опубликована статья Т.Гусаровой " Зимний мясоед".
Вслед за веселыми, праздничными Святками с их гуляньями, колядованием, гаданьем и ряженьем приходит зимний мясоед – особо любимое в старину время от Крещенья до Масленицы. «Зима за морозы, а мужик за праздник», - говорит пословица, и в этом основная суть мясоеда. (...)
Но самым главным, из-за чего так ждали мясоеда, было иное. С 21 января, на Емелину неделю, и до последний недели перед Масляной, засылали родители повзрослевших парней сватов к приглянувшимся им девушкам, а в домах, куда уже сосватали невесту – гуляли свадьбы.
Свадьбы на зимний мясоед считались «самыми коренными», самыми богатыми, собирали самое большое количество родни и долго потом обсуждались всей деревней. Однако с ними надо было поторопиться: мясоед недолог, на Масляной уже не венчали, а между сватовством и самой свадьбой проходило множество обрядов, которые необходимо было соблюсти. К тому же на последней неделе перед Масленицей, которую в народе называли пёстрой, свадеб обычно не играли, это считалось неудачным временем для начала семейной жизни. Говорили: «На пестрой жениться – с бедой породниться», «Оттого и жизнь у бабы пестра, что на пестрой замуж шла». Так что тот, кто не посватался до Афанасия Ломоноса (31 января), рисковал остаться, что называется, «с носом», либо играть свадьбу ему приходилось уже после Пасхи, на Красную горку.
Размещена статья М. Галушко "Рукописи звучат (о сочинениях Андрея Петрова на тему «Мастера и Маргариты»)" в рубрике "Музыкальные эпохи".
Кто рискнет объяснить, почему в те или иные периоды в искусстве возникает «притяжение» к какому-либо одному сюжету, образу, идее? Что движет при этом художниками — дань ли преходящей моде, стилевая приверженность или веление гражданского долга? (...) Словно разрывая пелену столетий, с трудом прорезаясь сквозь толщу времен, доходят к нам эти звуки, соединяющие в себе суровость григорианского хорала с несравненной распевностью русской протяжной песни. Рахманиновская традиция возрождается тут органично, самобытно, «работая» на раскрытие главной идеи «Мастера»: нетленность, неподвластность времени истинно человеческих ценностей, связь образов (Иешуа — Мастер) и связь эпох... (...)
«Мастер шел со своею подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик. Он пересек его. Ручей остался позади верных любовников, и они шли по песчаной дороге.
— Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной».
Противостояние центральных образных сфер в симфонии-фантазии — тьмы и света, грохота и тишины, зла и добра —осуществляется, как это почти всегда бывает у А. Петрова, в соответствии с романтической концепцией его мировосприятия, путем фронтального столкновения классического и «аклассичного», гармонии и хаоса.
Дом Пушкина снесен и перестроен. Язык XII века изменен до неузнаваемости. Собор XIII веа сносился и престривался не раз, чтобы освободить площадку под стоянку машин. Старый историк уходит, не признав метод исследования молодого. Учитель русского языка духовной семинарии сановтся советским цензором, чтобы записать всемирно известные уральские сказы. Кто не успел жениться на мясоедной неделе - будет жить пестрой жизнью... Все в туне... Время работает на раскрытие главной идеи Мастера: нетленность, неподвластность времени истинно человеческих ценностей.
Любовь Мастера есть. И доказательств этому никаких не требуется. Всё просто.
Михаил Зеленов
31 января 2011 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|