Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г. (15.1 Kb)
Здравстуйте, уважаемые читатели электронного периодического издания "Открытый текст".
Перед Новым годом, чего греха таить, хочется как-то зафиксировать прошлое. Отчитаться перед ним за свое сегодняшнее состояние. Поэтому наша рассылка посвящена далекому прошлому и попыткам его зафиксировать. Передавая опыт поколений из рук в головы, редакция сайта пытается помочь своим читателям в совершенствовании способов сохранения прошлого, отказа от настоящего и игнорировании будущего.
Перед тем, как предложить читателю тексты (все они посвящены истории XVIII в.), кажется необходимым предуведомить читателя о значении слова текст. Статья "Текст" из "Большого толкового социологического словаря (Collins)" (М., 1999. Т. 2) появилась в Глоссарии.
ТЕКСТ (text) — письменная запись (например, книги) или иное символическое представление (пленки, телевизионные программы, художественные формы). В отличие от "речи", текст может независимо существовать вне автора и контекста его произведения. В большей мере, чем авторский голос и предпосланные структуры языка (решающий фактор, по мнению Соссюра), текст живет сам по себе и значение приобретается из отношений между текстами, то есть путем интертекстуальности (см. Структурализм; Децентрированное "Я"). Для Дерриды (см. Деконструкция) любое предположение о том, что текст может иметь определенное значение, является смещенным, ибо signifiers всегда "подвижны". Точка зрения, выработанная многими современными исследованиями средств массовой коммуникации, в том числе телевидения, состоит в том, что тексты не только "утверждают свои значения". См. также Деконструкция; Постструктурализм. Ср. Герменевтика.
Итак, ХVIII век... Куда уж более прошлое, если понятие истории только-только становилось. Об этом свидетельствует статья "История" из одного словаря "Сокращение всех наук и других частей учености, в коем содержание, польза и совершенство каждые части сокращенно описываются" (М., 1781).
Материалы наблюдений И.В. Нестерова "Археография: Становление современного понимания термина (по материалам справочных изданий)" опубликованы в подразделе "Археография".
Только улыбку у современного исследователя может вызвать определение археографии в словаре Даля как "части археологии, науки о древностях вообще" В понимании задач археографии Даль повторяет Строева ("описание письменных памятников древности"). В современном понимании "археография" может употребляться двояко: в т.н. "широком" и "узком" смысле слова. В первом случае это специальная историко-филологическая дисциплина, объектом которой является документ, а основными видами деятельности – 1) собирание, 2) изучение и описание и 3) издание документальных памятников истории и культуры. Соответственно этому, первый вид деятельности называется "полевая", второй - "камеральная", третий - "эдиционная" археография.
Размещена статья Н.В. Соколовой "Описание церковно-монастырских владений в процессе секуляризации начала XVIII века. Опыт реконструкции (на материалах Нижегородского уезда)" в подразделе "Источниковедение".
Кроме скреп на полях рукописи обязательно ставились рукоприкладства непосредственно после текста отдельных книг или их частей – после описи самого монастыря, церкви, описи грамот в казенной палате и пр., после сказок монастырских властей, священников или мирских выборных, а также после записи о доведенных до сведения монастырских властей, приказчиков или крестьян царских указах. Нередко их оставляли те же люди, что скрепляли книги по полям; однако во многих случаях круг этих лиц значительно шире. Это могли быть архимандрит, келарь и казначей, священник или земский дьячок, но также и монах-книгохранитель, ризничий, представители церковного причта, грамотные монастырские крестьяне или бобыли и т.д.
О публичных делах и государствах рассказывает исследование С.Р. Прибыловой "Вертикаль губернаторской власти в эпоху Анны Иоанновны по материалам Нижегородской губернской канцелярии первой половины 40-х годов XVIII века".
Каждый указ в нижегородскую губернскую канцелярию содержит упоминание о том, что «Господину Волынскому о том ведать и чинить по сему», следовательно, вице-губернатор в отчете за все действия воевод в подчиненных губернии провинциях, а именно за Алатырскую, Арзамасскую и Нижегородской. Однако, нужно отметить, что если, например, в указе о «зборе доимочных и нового наряду рекрут» 1730 года фигурируют все 3 правинции, то в ведомости к Камер коллегии 1733 года фигурирует Нижегородская губерния и две провинции – Арзамасская и Алатырская, а Нижегородской провинции отдельно не выделяется. Здесь ставится проблемный вопрос о том, кто же управлял Нижегородской провинцией в таком случае. Возможно, что вице-губернатор Нижегородской губернии управлял и Нижегородской провинцией и Нижегородской губернией параллельно, и соответственно органы управления возможно проецировались на нижегородскую провинцию.
О добродетелях и пороках повествует часть описи 555 за 1780 гг. фонда 570 (Нижегородская духовная консистория) Центрального архива Нижегородской области.
22 |
Дело об утайке и не занесении в метрические книги священником с. Косогор Степаном Петровым семи браков новокрещенных крестьян. |
26 фев. 1780 г. – 27 июня 1782 г. |
|
|
23 |
Дело об обвенчании священником с. Пальца несовершеннолетних. |
1780 г. |
|
Тезисами Г.А. Космолинской "Цензура в Московском университете XVIII века («Доновиковский период»)" пополнилась "Библиотека" разделе "Цензура и текст".
Оставаясь строго в рамках истории «светской» цензуры, попытаюсь, насколько это возможно, восстановить — что же происходило собственно внутри Московского университета, из чего складывалась обычная, «рутинная» работа механизма контроля над просвещением на начальном этапе университетской книгоиздательской деятельности (1756—1779), то есть до того момента, когда Университет вынужден был передавать права на типографию в руки частных арендаторов.
Статья А.И. Давыдова, А.А. Давыдовой "Главный дом усадьбы Баташевых в городе Выксе Нижегородской области" опубликована в разделе "Текст пространства".
Считается, что здание главного усадебного дома было построено в 1765 – 1770 гг. Вероятнее всего, его проект был разработан крепостным Баташевых И. Кисельниковым. На сегодняшний день здание является памятником архитектуры федерального значения. (...) К 1778 году дом был выстроен окончательно, о чём свидетельствует план Генерального межевания земель в Ардатовском уезде Нижегородской губернии. Он же даёт представление о первоначально сложившейся планировочной структуре всей исторической части Выксы, поскольку на нём чётко читается система четырёх прудов с плотинами: Верхнего, Среднего, Нижнего и Запасного, показано размещение Верхнего, Среднего и Нижнего заводов, жилых порядков рабочих слобод, усадьбы с главным усадебным домом и регулярно спланированным парком.
Главный усадебный дом. Фотооткрытка нач. ХХ в. (Из частной коллекции)
Вид на турецкий флигель после реставрации фасадов. Фото И.С. Агафоновой. Октябрь 2008 г.
Новинка в молодой рубрике "Наши публикации" археологического подраздела: Т.В. Гусева, Ю.В. Зарубин, Е.Э. Лебедева "Результаты археологического мониторинга участка строительства в пер. Луначарского, д. 5 в г. Павлово Нижегородской области".
Под археологическим мониторингом подразумевается комплекс мероприятий для определения сохранности культурного слоя, который включает в себя следующие натурные работы: - осмотр существующих обнажений;- определение толщины техногенных напластований и наблюдение за их снятием механизированным способом или вручную;- зачистка площадки после снятия техногенного слоя; - диагностика выявленных напластований. (...)
В результате выполненных работ установлено следующее: 3.1. Слой темно-коричневого суглинка со строительным мусором имеет техногенное происхождение. В месте с тем, он содержит вещевой материал и керамику переработанного культурного слоя конца XVII-XVIII вв.: фрагменты оконной слюды, фрагмент белоглиняной плошки с желто-зеленой поливой, белоглиняную аптечную банку с синей поливой и фрагмент стеклянного сосуда с навивным декором. Это свидетельствует о поврежденности или полном разрушении верхних горизонтов культурного слоя «Селища Павлово-4» на участке со снятым техногенным слоем.
3.2. Сохранившийся слой темно-серого суглинка по визуальным характеристикам и ассортименту керамического материала собранному с его поверхности сопоставим со слоем № 3 (темно-серый до черного гумусированный суглинок), зафиксированным в траншеях на ул. Ломоносова (место наблюдения № 5 и № 16), в 1993 г. и датированным И.О. Ереминым XVII – 1 пол. XIX вв. Аналогом этому слою является слой темно-серого пестроцвета в г. Нижний Новгород, где он нами датируется XVII – нач. XVIII вв.
Илл. 4. Остатки снесенного пристроя на участке строительства. Вид с северо-востока.
Илл. 11. Толщина и структура балласта на южном борту. Вид с северо-востока.
Размещена глава 20-я второго тома "Зарождение нового стиля. Возвращение к природе. Эпоха великой французской революции. (1750-1800)" книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки".
В период от 1750 года до, примерно, 1800 года (год этот отнюдь не может быть принят точно, как предельная дата) музыка под влиянием философии, звавшей человека обратно к природе, начинает приобретать более пасторальный, интимный характер. Художественное ощущение эпохи, уже отходившее, в эту эпоху просвещения от прежнего внешне эффектного феодального искусства. требовало простоты, естественности выражения в противоположность господству отвлеченного архитектурного принципа предыдущих полтораста лет. Эта черта характерна не только для музыки, но и для всего искусства второй половины 18 столетия, когда и в зодчестве монументальные форма барокко сменились интимностью рококо. Уклон в сторону лирики замечаемый и в поэзии того времени, вызвал расцвет песни, которая в Германии и Франции приобрела тогда свое еще доныне господствующее значение. Эта новая песня легла в основу всей оперной реформы конца 18 столетия. Жажда мелодии охватила и инструментальную музыку. Последняя все больше и больше начинает ограничивать прежнее самодержавие вокальной музыки, отвоевывая не только равноправие с ней, но даже постепенно оттесняя ее на второй план.
Итак, у вас огромный выбор в средствах фиксации прошлого и превращении его в фикцию: закопать (откопать), записать (зачеркнуть), построить (сломать), превратить в текст (речь). Можно спеть (станцевать). Честно говоря, можно его и промолчать. Но если среди шумов прошлого прорывается какая-то мелодия, то можно настроить приемник, поймать волну и отдаться ей, забыв о вопросе - чья это мелодия и откуда.
Дежурный передатчик
Михаил Зеленов.
28 декабря 2008 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|