Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г. (18.41 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели электронного периодического издания "Открытый текст".
Редакция и редколлегия сайта поздравляет вас всех с Новым годом и спешит сказать, что она искренне перепутала все планы размещения материалов.
Дело было так: нам очень не терпелось поздравить вас всех с Новым годом. Мы подготовили план размещения материалов на декабрь, на январь и на март. А потом все перемешалось, и в эфир в декабре месяце пошли материалы, предназначенные нами на январь, отложенные на праздник. Так вот, именно поэтому сейчас, в первые дни января абсолютно новенького года, мне приходится знакомить вас всех с материалами за начало декабря года прошедшего.
А вы наверняка не задумывались о причинах получаемых сигналов. И я тоже. Мы перепутали расписание без всяких причин, как без причин мы завтракаем, женимся, смотрим кино и умираем.
Продолжилось размещение книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки". С сегодняшнего дня можно ознакомиться с 22-й главой второго тома (о И.Гайдене и В.А. Моцарте). О том, что отсутствие причин, то есть давления внешнего мира, приводит к самым чудесным результатам, например, к полетам воображения, к рождению новых форм, делятся с читателями великие композиторы.
Своим положением Гайдн был очень доволен «В качестве дирижера оркестра», писал он впоследствии, «я мог производить разнообразные опыты, наблюдать, что производит впечатление и что ослабляет его, исправлять, дополнять, рисковать. Я был совершенно отделен от всей окружающего мира, и никто не смущал меня в моей работе, не досаждал мне и я должен был сделаться таким образом оригинальным композитором». (...) Сам Гайдн говорил, что он в своих симфониях стремился изображать различные «моральные характеры». (...) В его композициях ясно сказываются признаки гениальности, смелая творческая фантазия и последовательность художественного мышления, умеющего сочетать свободный полет воображения с логикой форм. Такой художник призван был воздействовать на многие поколения музыкантов, начиная с своих современников, вплоть до конца второй половины девятнадцатого столетия.
Размещен третий очерк александровской и николаевской цензуры из книги Николая Энгельгардта "Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703 – 1903)".
В «Наблюдателе» много переводили фантастических повестей Гофмана. Из поэтов постоянно являлись Кольцов, Красов, Константин Аксаков, Полежаев, Сгруговщиков, Клюшннков, (—ө—). Степанов, издатель «Московскаго Наблюдателя» после Погодина, платил Белинскому помесячио, да и то неаккуратио, какия-то ничтожныя деньги за редакцию. A пылкий критик восторженно повторял: «Действительность!». «Действительность, твержу я, вставая и ложась спать, днем и ночью — и действительность окружает меня... Слово «действительность» сделалось для меня равнозначительно слову «бог». И так полон был «неистовый Виссарион» восторгом, что «слово» действительность загораживало от него настоящую действительность. (...)
«Молодые философы,— разсказывает Герцен,—приняли какой-то условный язык; они не переводили на русское, a перекладывали целиком, да еще для большей легкости оставляя все латпинския слова in crudo, давая им православныя окончания и семь русских падежей... Все в «самом деле» непосредственное, всякое простое чувство было возведено в отвлеченныя категории и возвращалось оттуда без капли живой крови, бледной, алгебраической тенью». «Гегель, во время своего профессорства в Берлине, долею от старости, a вдвое от довольства местом и почетом, намеренно взвинтил свою философию над земным уровнем и держался в среде, где все современиые интересы и страсти становятся довольно бозразличны, как здания и села с воздушнаго шара... (...) И вот «русские ученики», полнокровные юноши, тоже «постриглись в метафизические монахи», ушли в безвоздушое пространство диалектики, в «монастырь идеализма», хотя н твердили о «действительности».
Понятное дело, что они никого за собою не увлекли.
A главная, настоящая, недиалектическая действительность скоро дала себя им знать.
Новые биографические сведения о дореволюционных цензорах в разделе "Цензура и текст": И.Ф. Герасимов, Б.С. Гинцбург, А.А. Глушановский.
Новый вариант определения понятия "История" в Глоссарии: Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. М., 2006.
ИСТОРИЯ (лат. historia, от гр. historia) — 1) процесс развития природы и общества; 2) наука о развитии человеческого общества (напр. и. Беларуси); 3) наука, изучающая последовательное развитие какой-л. области знаний (напр. и. литературы, и. театра); 4) рассказ (напр. занимательная и.); 5) происшествие, событие, случай (напр. неприятная и.).
Статья М.Б. Конашева "Некоторые методологические проблемы изучения истории отечественной цензуры (на примере подготовки энциклопедического словаря «Цензура в России»)" опубликована в разделе "Текст цензуры".
История как наука не находится в безвоздушном, абсолютно стерильном идеологически и культурно пространстве. Самые отдаленные от политических, идеологических и философских битв, споров и пристрастий ее предметы не только в одночасье могут стать предельно актуальными в очередном нежданно негаданно возникшем «дискурсе», но изначально нагружены понятиями, смыслами и интерпретациями, приданными этим предметам не историками, и находятся постоянно в определенном информационном поле данной эпохи, данной страны, данной корпорации, в том числе данной корпорации (сообщества) историков. Идеологическая и прочие обусловленности исторического исследования и его результата много раз обсуждались самими историками, и сами эти обсуждения тоже имели свои обусловленности. Какие-то из обсуждавшихся проблем после этих обсуждений казались либо в основном решенными, либо частично проясненными и хотя бы уточненными, правильно поставленными, либо просто теряли свою актуальность. Но даже последние затем вновь ее приобретали, возвращались в «повестку дня» велением происшедших или происходящих исторических перемен.
Для любителей исторического прошлого, для скучающих зимними вечерами историков своего дела, для архивистов и археографов поэзии, полетов бабочки и аромата духов, для всех, кому не чужда засушливость сухого шампанского в новогоднюю ночь, для кого склады памяти дороже поцелуя, для всех этих читателей, к коим я отношу и себя, подготовлен новогодний подарок - ряд исторических словосочетаний, перебирая которые можно спокойно спать до Рождества, впрочем, можно и в Рождество, ведь от этого еще никто не умер.
Повестки дня заседаний пленумов областного комитета КПСС за 1962 г. опубликованы в рубрике "Нижегородская партийная организация ".
Продолжена публикация описей фонда 570 "Нижегородская духовная консистория" Центрального архива Нижегородской области: Оп. № 555 за 1783 г.
Работа И.В. Нестерова "Собрания рукописных книг Нижегородской области" (Ч. I. Собрание районных музеев) опубликована в подразделе "Археография".
Тем, кто не может уснуть, ссылаясь на детство или иные непредвиденные причины (врожденная зрячесть, любопытство), редакция дарит "Нравоучительные и сатирические сказки", подготовленные Т.В. Гусаровой появились в "Этнологическом музее" сайта.
Отцовское завещание
Жили отец с сыном. Отец состарелся, собрался помирать. Позвал сына, гоаорит: «Степан, я скоро помру, а ты живи, как положено, как я тебе завещаю: спи сладко, на работу идешь в поле – никому не кланяйся, «Бог в помощь» не говори; хлеб ешь с медом, сапоги носи со скрипом».
Ну вот, схоронил Степан отца и стал жить один. Встает поздно, на работу идет после всех, нос кверху дерет: никому не поклонится, «Бог в помощь» не скажет; обедает каждый день вкусно, как в праздник, чаи распивает с медом, благо, отец несколько семей пчел ему оставил. Одевается чисто, на работу – и то в сапогах идет.
Прошло года два. Глядит Степан: хозяйство у него пошатнулось, сапоги износились, с соседями ладу нет, мол, гордец он и невежа… Как быть? Что делать? И вот наш Степан встал утром до солнышка и раньше всех пошел в поле, так что говорить «Бог в помощь» было некому. К обеду так проголодался, что кусок ржаного хлеба показался слаще меда, а к вечеру так наработался, что чуть до постели добрался и спал как убитый. К осени собрал хороший урожай, купил и поддевку новую, и сапоги со скрипом, и гармонику.
Тут-то и понял он, что завещал ему отец!
О разрушенной целостности при встрече старого с новым - Вторая часть материала "Город Семенов Нижегородской области как историческое поселение" опубликована в рубрике "Малые города": "Историко-градостроительный и историко-архитектурный анализ г. Семенова" (подгот. А.Ю. Абросимова ).
Относительно площадей можно констатировать следующее: наименьшим количеством поздних включений, диссонирующих по отношению к объектам историко-градостроительной среды, характеризуется площадь Трёх Коммунистов. Здания, формирующие её обстройку, обладают стилистической, типологической и масштабной цельностью. Застройка центральной площади Ленина в советский период претерпела ряд изменений. В частности, до неузнаваемости был изменен архитектурный облик Вознесенского собора при реконструкции его в Дом культуры, утрачена часовня, вдоль северо-западной и северо-восточной границ площади возведены типовые здания гостиницы и администрации. Масштабный строй этих сооружений поддержан архитектурным объёмом здания суда. В центральной части площади установлен памятник Ленину. Развитием той же темы формирования социалистических устоев в обществе является Доска почета в южной части площади и бюст дважды Героя Социалистического Труда В.В. Кузнецова рядом с фонтаном. К числу преобразований советского времени следует также отнести реконструкцию старого соборного пруда, который был забетонирован и дополнен чашей фонтана, декорированной в 2008 году хохломской росписью.
Мероприятия по реконструкции обстройки центральной площади продолжились и в постсоветское время: к настоящему времени возведено здание почты и телеграфа на участке площади между улицами Розы Люксембург и Пролетарской, завершается строительство торгового центра вдоль юго-западной границы площади. Результатом всех этих преобразований стало кардинальное изменение масштаба обстройки, характера архитектуры и её архитектурно-художественного облика в целом.
О восстановлении целостности при встрече нового со старым в статье Е. Чигаревой «Миф у Моцарта. Миф о Моцарте» открылась персональная рубрика композитора.
... в XVIII веке существовало явление, которое для многих культурных людей той эпохи, деятелей науки, искусства стало источником, резервуаром, концентратом новой мифологии. (...) Почему в масонском движении можно видеть воплощение новой мифологии (к тому же вобравшей в себя многие черты древнейшего мифологического сознания - например, египетских мифов)? Как известно, древний миф был синкретичен, он отражал целостный образ мира в представлении человека. В дальнейшем из мифологии вычленяются религия, искусство, литература, наука, политическая идеология, в которых удерживаются переосмысленные и трансформированные мифологические модели. (...)
Таким - идеальным и цельным, охватывающим все стороны бытия человека - представлялось масонство и Моцарту. Именно эта цельность, новый синкретизм (или синтез) - черты мифологического мироощущения - оказались особенно близки Моцарту. И этот миф нашел свое музыкальное воплощение в «Волшебной флейте». Среди многочисленных исследований, посвященных этой опере, я хочу выделить одно, показавшееся мне - в контексте моей темы - особенно интересным. Это небольшая монография Маргариты Изворска-Елизарьевой «Миф. Музыка. Моцарт. "Волшебная флейта", космогоническая мифологема». (...)
«"Флейта" - произведение, созданное по законам конструирования мифа, - пишет автор. - Она четко следует конструкции космогонического мифа о строении мироздания и месте человека в нем как культурного героя, который должен восстановить нарушенное равновесие и вернуть как гармонию мира, так и гармонию в мире». В соответствии с этой основной посылкой находится и композиция книги: в ней повествуется о наставниках (Царица Ночи и Зарастро), героях(«священная пара» - Тамино и Памина), трикстерах - комических «двойниках» героев (Папагено, Папагена, Моностатос), о Силах ночи (Тьма - три Раба, Рассвет - три Мальчика, Сумерки - три дамы), далее - о Стражах Врат (Жрецы, Воины), о Преисподнем мире (Хаос - Дракон, Огонь - вода), о Лоне мира (Пещера). В сюжете оперы присутствуют типичные мифологические мотивы - змееборчество, испытание героя молчанием, прохождение через огонь и воду и т. д. «...Все персонажи двойственны. Каждый герой имеет своего "трикстера": Зарастро - Моностатоса, Тамино - Папагено, Памина - Папагену, Царица Ночи - Старуху, три Жреца/Воина - трое Рабов; три Дамы - трое Мальчиков. Параллельно развиваются два пласта: экзотерический и эзотерический. Четыре героя, четыре утроенные свиты».
Мифологической структурой сюжета объясняются пресловутые противоречия и «несуразности» либретто «Волшебной флейты», которое подвергалось многочисленным нападкам и критике. (...)
Джидду Кришнамурти "Полет орла" смотрите в разделе "Человек и текст".
Для большинства из нас свобода – это идея, а не реальность. Говоря о свободе, нам хочется прежде всего внешней свободы – делать, что нам нравится, путешествовать, свободно выражать с моё мнение, думать, что хотим. Внешнее проявление свободы представляется необычайно важным, особенно для стран, где правят тирания и диктатура; а в тех странах, где внешняя свобода возможна, человек стремится ко всё большему и большему удовольствию, ко всё большим и большим приобретениям.
Если мы хотим глубоко исследовать, что такое свобода, если мы хотим быть полностью и абсолютно свободными внутренне, – что затем найдёт своё выражение и в обществе, во взаимоотношениях, – тогда, мне кажется, нам следует задаться вопросом: "Может ли вообще человеческий ум, который столь сильно обусловлен, быть свободным? Не обречён ли он жить и действовать в пределах собственной обусловленности – так что свобода оказывается вовсе невозможной?" Человек обнаруживает, что ум, который пришёл к чисто словесному убеждению, будто здесь на земле нет никакой свободы, ни внутренней, ни внешней, начинает придумывать свободу в ином мире, будущее освобождение, небеса и прочее.
Дорогие читатели!
С Новым годом.
Михаил Зеленов
4 января 2009
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|